Тема урока: Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие.
Цели урока: сформировать представление о СНС, промежуточном продукте, конечном продукте, валовом внутреннем продукте (ВВП), валовом национальном продукте (ВНП); познакомится с методами подсчета валового внутреннего продукта; раскрыть сущность и соотношение понятий «экономический рост» и «экономическое развитие»; охарактеризовать способы использования различных факторов производства для достижения экономического роста; сформировать умение различать проявления экстенсивного и интенсивного путей развития экономики; объяснить причины циклического развития экономики и влияние циклов на экономическую жизнь общества.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма занятия: комбинированный урок, включающий изложение нового материала с элементами беседы, постановкой и обсуждением проблемных вопросов, а также анализ практических ситуаций, выполнение учебно-познавательных и практических заданий.
Ход урока
І. Организационный момент. Приветствие. Контроль численного состава обучающихся на уроке.
Вступительное слово преподавателя:
«Средний уровень жизни населения любой страны определяется положением ее национальной экономики. Ни один, даже высококвалифицированный экономист не сможет ответить на вопрос о том, как идут дела в экономике страны, как изменилось ее положение по сравнению с прошлым годом, чего ждать в будущем, если он не знает, каков общий результат деятельности сотен тысяч крупных и малых предприятий и тех миллионов людей, которых на них трудились.
Сегодняшний урок я хочу начать с высказывания американского экономиста Пола Э. Самуэльсона «ВВП – это наиболее важный и универсальный показатель уровня экономического развития страны. Несмотря на то, что он не является чем-то сверхъестественным, его моно смело отнести к числу самых великих открытий ХХ века. Почти также как космический спутник может обеспечить нас данными о погоде на всем континенте, ВВП предоставляет общую картину состояния экономики»
ІІ. Актуализация опорных знаний.
При классификации стран по уровню экономического развития основным критерием является ВВП (ВНП) на душу населения. Что такое ВВП, ВНП и как можно их рассчитать?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Представьте, что Вы стоите перед выбором: сразу после школы поступить в ВУЗ или сначала поработать, чтобы скопить денег и затем поступить в ВУЗ? В это время Вы услышали в новостях сообщение о том, что в стране отмечается экономический рост. Что это значит? Может ли эта информация повлиять на Ваше решение о выборе варианта своей карьеры?
ІV. Сообщение темы урока, цели.
1. Валовой внутренний продукт. Валовой национальный продукт.
2. Методы подсчета ВВП.
3. Экономический рост.
4. Экономическое развитие.
5. Экономические циклы.
Сегодня на уроке мы познакомиться с понятиями “валовой внутренний продукт”, “валовой национальный продукт”, а также с методами подсчета ВВП различными способами
V. Объяснение нового материала
1. Валовой внутренний продукт. Валовой национальный продукт.
Понятие СНС и её основные показатели.
Система национальных счетов (СНС) – совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики страны. СНС была разработана группой американских ученых, cотрудников NBER (National Bureau of Economic Research) в конце 20-х годов ХХ века под руководством Саймона Кузнеца.
ВВП И ВНП – основные макроэкономические показатели.
Валовой внутренний продукт – стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период времени (год) национальными и иностранными гражданами и фирмами.
Валовой национальный продукт – стоимость конечных товаров и услуг, произведенных национальными гражданами и фирмами за определенный период времени (год) на территории страны и за ее пределами (в других странах).
Преподаватель: найдите основное отличие данных показателей и сделайте вывод.
Вывод обучающихся: ВВП создается только на территории страны, как иностранными гражданами и фирмами, так и национальными гражданами и фирмами.
ВНП – создают только национальные фирмы и граждане, как внутри страны, так и за ее пределами
Преподаватель: Какие новые понятия для вас встречается в определениях ВВП и ВНП?
-Конечные товары и услуги, промежуточный продукт.
Вся продукция, производимая экономикой делится на конечную и промежуточную. Конечная продукция – это продукция, которая идет в конечное потребление и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи. Промежуточная продукция направляется в дальнейший процесс производства или перепродажу. К промежуточной продукции относят сырье, материалы и полуфабрикаты и т.п. Однако в зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом и конечным. Например, мясо, купленное домохозяйкой на рынке для приготовления борща, является конечным продуктом, так как пошло в конечное потребление, а мясо купленное рестораном – промежуточным, так как оно будет переработано и вложено в приготовление блюд, которые и будут конечным продуктом.
2. Методы подсчета ВВП - (по доходам, по расходам).
1. По расходам.
Все, что будет произведено в стране, будет продано. Следовательно, можно просто подсчитать, сколько тратят потребители – конечные пользователи произведенной продукции - на ее покупку. Таким образом, можно представить ВВП как сумму всех расходов, необходимых для того, чтобы выкупить на рынке весь объем производства.
ВВПрасх = С+I+G+Xn
C – потребительские расходы (расходы на текущее потребление, расходы на услуги, расходы на товары длительного пользования (без учета приобретения жилья))
I – Инвестиции
G - государственные закупки товаров и услуг
Xn- чистый экспорт (экспорт – импорт)
1. По доходам (распределительный).
Можно посмотреть на эту же проблему и с другой стороны. То, что затрачено потребителями на покупку товаров, получено в виде дохода теми, кто участвовал в их производстве. Все доходы в экономике попадают в одну из четырех категорий:
-
«труд» - получает заработную плат.у
-
«земля» - получает ренту
-
«капитал» - получает проценты
-
«предпринимательство» - получает прибыль
ВВПдох = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль + косвенные налоги + амортизация
Всегда выполняется равенство:
ВВПдох = ВВПрасх
Задача. По данным, характеризующим экономику государства (в млн.дол.), рассчитать величину ВВП по доходам и расходам:
Личные потребительские расходы | 1150 | Проценты | 97 |
Амортизация | 115 | Импорт | 111 |
Дивиденды | 89 | Экспорт | 97 |
Косвенные налоги | 33 | Арендная плата | 94 |
Налог на прибыль | 93 | Инвестиции | 90 |
Нераспределенная прибыль фирм | 63 | Государственные закупки товаров и услуг | 347 |
Заработная плата | 989 |
Решение:
Измерение ВВП по расходам | Измерение ВВП по доходам |
Личные потребительские расходы | 1150 | Амортизация | 115 |
Экспорт | 97 | Дивиденды | 89 |
Импорт | 111 | Косвенные налоги | 33 |
Инвестиции | 90 | Налог на прибыль | 93 |
Государственные закупки товаров и услуг | 347 | Нераспределенная прибыль фирм | 63 |
| | Заработная плата | 989 |
Проценты | 97 |
Арендная плата | 94 |
ИТОГО ВВП по расходам | 1573 | Итого ВВП по доходам | 1573 |
3. Экономический рост.
Экономический рост – это увеличение объемов созданных за определенный период товаров и услуг (увеличение потенциального и реального ВНП), возрастание экономической мощи страны.
Также можно сказать, что экономический рост – это поступательное движение экономики, ее прогресс и развитие.
Следовательно, экономика находится в постоянном движении.
Причины экономического роста заключаются в сложных и противоречивых связях между общественным производством и конечным его предназначением – удовлетворять потребности человека, служить потреблению. Сами экономические потребности человека порождаются производством. Создавая новый продукт и стимулируя потребность в нем, производство формирует условия удовлетворения этих потребностей.
Экономический рост – это количественная сторона развития экономической системы, характеризующаяся расширением ее (системы) масштабов. ЭР определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. При этом особо выделят равновесный, сбалансированный рост, т. е. такой рост экономки, при котором темпы развития отраслей или секторов экономики внутренне согласованы.
Наиболее распространенная мера экономического роста – это темпы изменения ВНП и ВВП в расчете на душу населения.
Увеличение ВНП за счет более высоких цен текущего периода, т. е. изменение номинального (в ценовом выражении) ВНП, не может рассматриваться как экономический рост!!!
ЭР принято измерять как в абсолютных величинах, так и в относительных (в виде % или коэффициента к величине предшествующего периода).
Абсолютный прирост показывает, насколько уровень текущего периода выше или ниже базисного. Он может иметь положительный или отрицательный знак. Например, если в данном году реальный ВНП составил 120 млрд. р., а в предыдущем 100, то абсолютный прирост как разность последующего и предыдущего уровней ряда динамики составит 20 млн. р.
Темп роста – это отношение последующего уровня к предыдущему или какому-либо другому, принятому за базу сравнения. Темп роста всегда имеет положительный знак.
При темпах роста, меньших 100%, или единицы, получатся отрицательные темпы прироста. Для нашего примера темп роста равен 120%, или 1,2 раза, а темп прироста равен 20%, или 0,2%.
Современный ЭР является переходным процессом от одного устойчивого состояния (доиндустриальные аграрные общества) к другому (постиндустриальные общества с высоким уровнем доходов на душу населения).
Постиндустриальными называют страны, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВПП.
Экстенсивный и интенсивный экономический рост.
Экстенсивный рост: рост достигается за счет количественного увеличения ресурса. К экстенсивным факторам роста относятся: увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.
Пути достижения экстенсивного пути:
- увеличение числа занятых работников;
- увеличение объема инвестиций (вложений) при использовании неизменных техники и технологий;
- увеличение объема потребления сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов.
Интенсивный рост: рост достигается за счет развития и освоения современных достижений науки и техники, увеличения производительности труда, отдачи основных фондов, улучшения использования сырья и материалов (обычно при сочетании всех этих факторов). Интенсивные факторы роста становятся преобладающими.
Пути достижения интенсивного пути:
- использование новейших технологий и принципиально новой техники;
- повышение уровня образования и квалификации работников;
- повышение эффективности использования рабочей силы, капитала, всех экономических ресурсов;
- улучшение организации труда и производства;
- устранение потерь ресурсов (рабочего времени и др.).
В реальной жизни данные типы ЭР в чистом виде не существуют. Как правило, существует их переплетение и взаимодействие. Например, может происходить одновременно и прирост количества рабочей силы, и повышение ее качества или расширение поля производства и совершенствование технической базы производственного процесса.
Факторы экономического роста – это те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.
Основные факторы производства: количество и качество природных ресурсов, труд (трудовые ресурсы) и капитал.
По способу воздействия на ЭР различают:
1) прямые факторы – это те факторы, которые непосредственно определят физическую способность к экономическому росту.
2) косвенные факторы
В современных условиях важнейшим фактором ЭР является НТП, так как именно он, степень использования его достижений определяют современный тип экономического роста.
Также экономисты особо выделяют НТР – качественный скачок в развитии производительных сил общества, переворот в технике и технологии производства.
Таким образом, НТП и НТР взаимосвязаны и взаимно обусловлены, соотносятся как эволюционная и революционная формы развития материально-технической базы общества.
Постепенно стало формироваться представление об инновационной экономике, в которой проявляется подлинная сила предпринимательского класса.
Инновация – это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии, изделия, организационные формы существования социума, такие, как образование, управления, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.). Внедрение этого новшества дает дополнительную ценность (прибыль, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство).
4. Экономическое развитие
Экономическое развитие не равно экономическому росту. Экономическитй рост – это составляющая экономического развития.
Экономическое развитие – это процесс, включающий периода роста и спада, количественных и качественных изменений в экономике.
Рост – это положительная динамика экономики.
Спад – это отрицательная динамика как экономики в целом, так и отдельных ее фаз, сфер, секторов, факторов и элементов.
Система показателей для оценки уровня экономического развития:
- общий объем реального ВВП;
- ВВП/ВНП на душу населения;
- отраслевая структура экономики;
- производство основных видов продукции на душу населения;
- уровень и качество жизни населения;
- показатели экономической эффективности.
В рамках Программы развития ООН для характеристики уровня развития человеческого потенциала проводятся специальные расчеты с помощью так называемого индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП): продолжительность жизни (долголетия), уровень образования, уровень жизни.
ИРЧП – это средняя величина от деления суммы всех индексов на три. Основное назначение этого индикатора – показывать, в каком направлении осуществляется развитие в той или иной стране (регионе) и как различаются страны (регионы) в накоплении и развитии человеческого потенциала.
5. Экономические циклы
Экономический цикл – это волнообразные изменения уровней деловой активности, представленные в виде четырехфазной круговой последовательности взаимосвязанных явлений.
Фазы экономического цикла:
1) подъем;
2) рецессия;
3) депрессия;
4) оживление.
Точки экономического цикла:
1) расцвет (высшая точка верхней «полуволны»);
2) кризис (низшая точка нижней «полуволны»);
3) точка перегиба верхней и нижней «полуволны».
Длинные циклы – это периодические колебания, охватывающие длительные периоды времени. Материальной основой периодичности долгосрочных колебаний является обновление основного капитала с длительными сроками службы, само же обновление связано с внедрением в производство новых технологий, материалов, источников сырья и энергии, работников новых профессий.
Русский ученый Н. Д. Кондратьев (1892-1938) обосновал идею множественности циклов и разработал модели циклических коротких (продолжительность 3-3,5 года), торгово-промышленных (средних) циклов (7-11 лет) и больших циклов (48-55 лет).
Для среднесрочных циклов обычно выделяют подъем – пик – спад – дно.
Под влиянием долгосрочных колебаний изменяются краткосрочные циклы. Если они попали на фазу подъема длинной волны, то их собственная фаза подъема удлиняется. Если они оказались на фазе спада длинной волны, то фазы кризиса более растянуты.
Причины циклического развития:
- противоречивый характер многообразных сил и факторов, оказывающих воздействие на движение рыночной экономики;
- воздействие реальных факторов (согласно теории реальных экономических циклов): в индустриальных странах это может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах – урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут быт форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия);
- колебания совокупного спроса;
- изменения, зависящие от смены времен года, в сельском хозяйстве, строительстве, автомобильной промышленности;
- сезонность розничной торговли;
- вековые тенденции экономического развития страны, зависящие от ресурсной базы, численности и структуры населения, правильного управления.
Неравномерность экономического развития – это тенденция развития экономики, связанная с нерегулярны распределением факторов производства и производительных сил.
VІ. Закрепление нового материала
Фронтальная беседа.
1. Чем отличается ВНП от ВВП?
2. Всегда ли рост ВВП свидетельствует об экономическом росте в стране?
3. Как экономический рост влияет на развитие общества?
4. Чем экономический рост отличается от экономического развития?
5. Почему экономика развивается циклами?
Работа в группах по карточкам.
Для каждого из приведенных понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.
1. Конечные товары и услуги. 2. Промежуточный продукт.
3. Валовой внутренний продукт. 4. Валовой национальный продукт.
Определения.
A. Стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране в
течение года.
Б. Товары и услуги, предназначенные для удовлетворения потребностей домашних
хозяйств, для покрытия инвестиционного спроса фирм и для удовлетворения спроса, формируемого за счет средств государственного бюджета.
B. Стоимость товаров и услуг, которые были произведены в данном году и которые были израсходованы в течение данного же года в процессе производства.
Г. Стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных факторами производства данной страны как в пределах границ данной страны, так и за ее пределами.
VІІ. Итоги урока
VІІІ. Домашнее задание. Проработать конспект. Выполнить задания