Тема урока: Человеческий капитал
Цели:
образовательная: создать условия для формирования у учащихся представления о понятии «человеческий капитал», источниках его формирования, о составляющих человеческого капитала, и инвестициях в человеческий капитал и принципах применения человеческого капитал в условиях рыночной экономики;
развивающая: развивать умения работать с текстом; составлять схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения; развивать коммуникативные способности;
воспитательная: воспитывать у обучающихся стремление к необходимости получения знаний, уважение к интеллектуальному труду;
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Метод: частично - поисковый, рассказ, беседа, работа с таблицей, схемой
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Преподаватель. В конце ХХ в. экономисты поставили под сомнение использование единственного показателя - ВВП для измерения благосостояния общества. К традиционному показателю произведенных активов (здания, оборудование и др.) стали добавлять природные ресурсы и человеческий капитал. Возникло понимание того, что формально добиться прогресса можно хищнически используя природные ресурсы. Однако такое развитие приведет не к увеличению, а, в конце концов, к снижению благосостояния общества. Для предотвращения нежелательных для общества тенденций была разработана концепция устойчивого развития, в ходе которого реальное богатство общества с течением времени не сократится. Статистическую оценку стоимости национального богатства принято называть совокупным капиталом страны. В его состав входят: природный капитал, производственный капитал и человеческий капитал. Природный капитал страны - это все ее не произведенные активы. Произведенный капитал страны - это все ее произведенные активы. В рамках нового направления развития стран и мирового сообщества человеческий капитал занял ведущее место в национальном богатстве (до 80% у развитых стран).
Вопросы для беседы:
1. Как вы думаете, зачем нужно изучать человеческий капитал?
2. Почему человеческий капитал является национальным богатством страны?
Просмотр видеофрагмента о Робинзоне Крузо.
Беседа по видеофрагменту
1.Как Робинзону удалось выжить на острове?
2.Какими способностями он обладал?
3.Есть ли у вас такие способности?
4.Кто помог герою выжить на острове?
А ведь Робинзон не обладал особенными качествами. Просто в экстремальных условиях ему пришлось использовать все свои знания и способности. Большинство людей обладают способностями. Надо только уметь правильно ими распоряжаться. - Как называются эти способности? «Человеческий капитал».
В развитых странах в последние десятилетия ХХ века начался переход от индустриального к информационному обществу. Уже в начале 1970-х годов президент
Национальной академии наук США Филип Хендлер сказал: «Наша экономика должна
быть основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научных
знаний».
- Теперь определите тему сегодняшнего урока? Правильно, «Человеческий капитал».
ІІІ. Сообщение темы, целей и задач урока
1. Понятие «человеческий капитал»
2. Теория человеческого капитала
3. Структура человеческого капитала
4. Инвестиции в человеческий капитал
5. Индекс человеческого развития
ІV. Первичное восприятие
1. Понятие «человеческий капитал».
А сейчас запишем определение, что такое человеческий капитал.
Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка.
В постиндустриальном обществе основным «средством производства» является квалификация сотрудников. В этом смысле средства производства принадлежат самому работнику, поэтому ценность сотрудников для компании резко возрастает. По мнению экспертов в области управления человеческим капиталом: «В развитых странах с экономикой знаний человеческий капитал является основой развития. Бóльшую часть инвестиций эти страны направляют именно в человеческий капитал и инновационные технологии, которые опять же создают люди ― это обеспечивает странам мировое лидерство.
2. Теория человеческого капитала
Преподаватель. Теория человеческого капитала была разработана учеными-экономистами, среди которых наибольший вклад в разработку внесли Т. Шульц и его последователь Г. Беккер. Ими были заложены методологические основы и основные элементы теории человеческого капитала. Шульц утверждал, что «благосостояние людей зависит не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний». Человеческий капитал, по определению Т. Шульца - это приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями. Именно этот качественный аспект экономики он определил как «человеческий капитал».
Г. Беккер рассматривал человеческий капитал как совокупность навыков, знаний и умений человека.
Т. Шульц и Г. Беккер уделили больше внимания тому, чтобы объяснить и отстоять идею равноправной с материальными ресурсами роли человеческого капитала в создании совокупного общественного продукта.
3. Структура человеческого капитала
Сейчас составим структуру человеческого капитала
4. Инвестиции в человеческий капитал
Механизмом формирования человеческого капитала является инвестирование в человека, то есть целесообразные вложения в индивида в виде денежной или другой форме, способствующие, как указано выше, с одной стороны, приносить доходы человеку, а с другой, - приводить к росту производительности труда.
Из всех видов инвестиций инвестиции в человеческий капитал наиболее важны, и различаются они следующим образом:
инвестиции в образование (обучение в школе, институте, повышение квалификации на производстве);
расходы на здравоохранение, обеспечивающие физическое и умственное здоровье индивида (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание);
улучшение жилищных условий, способствующее восстановлению сил работника и усилению его умственной деятельности);
соответствующее питание.
Перечисленные виды инвестиций создают условия для качественной трудовой деятельности, способствующей использованию человеческого капитала.
Особенностью вложений в человеческий капитал является то, что приумножение знаний и опыта индивидов способствует росту производительности капитала, воплощенного в людях, не сразу. Этот процесс, как правило, пролонгирован во времени.
ВЫВОД: Инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными, по сравнению с другими формы капитала, поскольку приносят достаточно значительный по объему и длительный по времени экономический и социальный эффект. Развитие человеческого капитала происходит в течение всей общественной деятельности человека путем постоянного инвестирования, как на индивидуальном уровне, так и на уровне предприятия и государства.
5. Индекс человеческого развития
Преподаватель. Важным показателем значимости человеческого капитала является индекс человеческого развития.
Индекс человеческого развития – это комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира, который составляется Программой развития ООН.
ИЧР – важный экономический показатель потенциала людей и качества жизни в отдельно взятой стране.
1. Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.
2. Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
3. Уровень жизни, оценённый через Валовый Национальный Доход на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США.
Давайте рассмотрим таблицу:
С очень высоким уровнем ИЧР: | С высоким уровнем ИЧР: |
1. Норвегия 2. Австралия 3. Швейцария 4. Дания 5. Нидерланды 6. Германия 7. Ирландия 8. США 9. Канада 10. Новая Зеландия | 50.Беларусь 51.РОССИЯ 52.Оман 53.Румыния 54.Уругвай 55.Багамские о-ва |
Какие выводы можно сделать из данной таблицы?
1) РФ отстает по расходам на здравоохранение.
2) Необходимо проводить модернизацию образования.
3) Увеличить ВВП.
4) Поднять уровень жизни населения.
Для сохранения и развития человеческого капитала в России необходимо обеспечивать доступность образования для широких слоев населения, более активно создавать условия для самореализации, создавать качественные рабочие места, повысить качество системы образования, развивать систему здравоохранения.
Преподаватель: Т.о. решающим фактором экономического роста и улучшения качества жизни любого развитого государства в настоящее время стало накопление знаний, информации, развитие науки и технологий, т. е. нематериальных форм богатства. Изобилие рабочей силы и сырьевых ресурсов все в меньшей степени расценивается как конкурентное преимущество. Поэтому можно утверждать, что именно состояние системы образования, определяет в настоящее время качество человеческого капитала, уровень практического использования знаний, степень инновационной активности работников, что представляет собой ключевой фактор экономического роста и развития социума, и определяет сегодня место страны в современном мире.
V. Закрепление материала:
Игра на закрепление материала «Снежный ком»: Слово – предложение – вопрос – ответ. Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.
VІ. Домашнее задание: подготовить эссе на тему: «Лучшие инвестиции - это инвестиции в самого себя» У.Баффетт.