СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по обществознанию 11 класс: «Занятость и безработица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию 11 класс: «Занятость и безработица»»

Урок по теме «Занятость и безработица».

.

Цель урока: создать условия для формирования представления ободной из серьёзнейших проблем рыночной экономики - безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования.

Планируемые результаты:

- личностные:понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;

- метапредметные:осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;

- предметные:сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости; понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.


Оборудование урока:учебник. Обществознание. 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева; ИПАК; презентация; раздаточный материал: фрагменты документов; тестовые задания.


План урока:

1.Причины, виды и формы безработицы.

2.Государственная политика в области занятости.

Ход урока


I. Организационный момент.

Подготовка класса к работе.

II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

                            Притча.

На строительстве Сартрского собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают.

Один ответил: « Камни ношу» (труд-рабство, принудиловка)

Другой сказал: « Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить»  ( труд как средство существования)

А третий воскликнул восторженно: « Мы строим собор!»  (труд-радость служения великой цели)

 Как вы думаете, почему об одном и том же занятии прохожий получил столь разные ответы?  Беседа с учащимися.

Сообщается тема урока, эпиграф.

Потребность в труде- одна из главных потребностей человека.

«Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы»

(Томас Карлейль, английский писатель, историк, философ).

Эту точку зрения на роль труда в жизни человека разделяет подавляющее число людей, но цели, которые ставят люди в процессе труда, у всех разные. Вы сегодня стоите перед фактом выбора будущей профессии. Какую профессию выбрать? Как не оказаться в категории безработных? Как соединить в своей будущей профессии и « труд- радость», и «труд , как средство существования?

Я надеюсь, что ответить вам на эти вопросы поможет наш сегодняшний урок.


Обучающиеся записывают тему урока в тетради.

III.Актуализация знаний.
Истории развития человеческого общества известны различные формы труда: это и труд в соседской общине, и труд раба, и труд крепостного крестьянина.

Сегодня речь идет о труде свободного человека. Соответствующее положение закреплено в Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Трудовые правоотношения — это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права.

В нашем обществе трудовые отношения регламентируются нормами Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и рядом других законов.

Участников трудовых отношений называют субъектами трудового права. Одной из сторон трудовых правоотношений является работник — физическое лицо, которое обладает правом и возможностью работать по трудовому договору. В России граждане имеют право работать с 16 лет. Если уже получено основное общее образование, то можно пойти работать и в 15 лет. Почему именно 15—16 лет? От работника требуется личное участие в работе - это особенность трудовых отношений. Если вы приняты на работу, то и работать придется именно вам, а не вашему другу или родителям. Еще одна особенность трудовых отношений — это их длящийся характер. 15 лет — это тот возраст, когда человек уже может регулярно выполнять определенный вид работы, отвечать за свои поступки.

И все же: если человеку нет еще 15 лет, а так хочется попробовать свои силы и начать работать? Оказывается, это возможно и с 14 лет, в свободное от учебы время. Но работа должна относиться к разряду легкой, не причинять вред здоровью и на это должно быть получено согласие родителей.


IV. Изучение нового материала.

  1. Рынок труда и его функционирование.

Труд – один из главных факторов производства, от него зависит, как будут использоваться другие факторы – земля, капитал, предпринимательские способности

Все мы собственники, даже если не имеем дачи, машины и приватизированной квартиры. Все мы собственники своего труда и можем продать его тому, кто в нем нуждается. Таким образом, формируется рынок труда.

Работа с учебником на стр. 104-108

Обсуждение вопросов:

  1. Что такое рынок труда?

  2. Что продается и покупается на рынке труда?

  3. Назовите его основных участников?

  4. Что является объектом спроса и предложения на рынке труда?

  5. Как действует закон спроса и предложения на рынке труда?

  6. Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?

  7. Какова роль заработной платы на рынке труда?

1.Рынок труда это вид рынка, характеризующий систему социально-экономических отношений позволяющих фирмам удовлетворять потребности в трудовых услугах .

Особенность рынка труда в том, что он является вторичным , т.е. зависит от спроса на товары и услуги.

Объектом спроса и предложения на рынке труда являются знания, способности, профессиональные качества работника. На рынке труда продается и покупается способность к труду. :физическая и интеллектуальная.

Основным рычагом на рынке труда выступают спрос, предложение и конкуренция.

Роль цены рабочей силы на рынке труда играет заработная плата. Заработная плата-форма материального вознаграждения наемных работников за труд.

Величина зависит от ставки.


Особенности рынка труда.

1) Товар – услуги труда, предлагаемый на этом рынке, весьма неоднороден (разные специальности, разные местности).

  1. Ценой труда является ставка заработанной платы, которая менее подвижна, чем цены на другие товары, и от ее уровня зависят условия жизни граждан.

  2. Отношения работодателя и наемного работника, как отношения господства и подчинения, всегда порождают противоречия и борьбу

  3. Существует предел падения цены на товар, т.е. минимальная цена, ниже которой он не может стоить, - это минимальный размер заработной платы (МРОТ). Он определяется прожиточным минимумом - уровнем дохода, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей человека. Он включает затраты на питание, одежду, жильё, удовлетворение минимальных социально-культурных потребностей (слайд 10).

Многие страны, в том числе и Россия, законодательно определяют минимальный размер заработной платы и его обязательность для всех работодателей.

Учащимся предлагается обсудить проблемы.

1)Зачем государство устанавливает минимальный размер оплаты труда? Поможет ли это сократить количество людей, живущих за чертой бедности? Сформулируйте свои предложения по борьбе с этой социальной проблемой в стране.

2)Сравнить МРОТ и прожиточный минимум по России Сделать выводы.


По сравнению с текущим годом МРОТ в России проиндексируют более чем на 8%. Сейчас он составляет 12 792 рубля. Прожиточный минимум поднимут до 12 654 рублей. С 1 января 2022 года в России минимальный размер оплаты труда повысят до 13 890 рублей, сообщили на сайте Госдумы.



Итак, мы рассмотрели основные законы функционирования рынка труда в условиях рыночной экономики. И сегодня уже каждый из вас задумывался над вопросом, какую выбрать профессию, как не потеряться на рынке труда. В целях рационального выбора сферы трудовой деятельности, нужно следить за

ситуацией на рынке труда.

Наверное, среди вас есть те, кто желает остаться в своем городе или вернуться сюда после окончания учебного заведения. Какие же профессии сегодня востребованы на рынке труд


Сообщение на следующий урок

сообщение «Проблемы молодежи на мировом рынке труда».


Важная функция рынка труда – распределение перераспределение трудовых ресурсов. Равновесие наступает, когда и работодатель и работник удовлетворены величиной данного вознаграждения Достичь равновесия на рынке труда очень трудно, поэтому возникает неизбежное явление рыночной экономики – безработица.


Причины, виды и формы безработицы.

Важнейшая функция рынка труда – распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам и отраслям общественного производства. Выступая как соотношение спроса и предложения труда, рынок труда отражает тенденции в развитии занятости населения.

Все население страны делится на экономически активное и экономически неактивное.

Экономически активное население (совокупная рабочая сила) =всё трудоспособное население.

занятые + безработные

Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные–относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.

Безработица–социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.

. Кто же у нас в России по закону является безработным?



В РФ безработными признаются граждане, которые


не имеют работы и заработка

зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы


готовы приступить к работе

-. Трудоспособный возраст:

·  лица не моложе 15 лет, так как в Российской Федерации согласно КЗоТ не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет,

·  лица не старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).

-Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.

-. Стремление человека найти работу (обращение в центр занятости, самостоятельные поиски

Выполнение практических заданий:

1. Можно ли считать домохозяйку Ирину, ухаживающую за двумя детьми и находящуюся на иждивении у мужа, безработной? (Нет. Хотя она и не имеет работы, но и не хочет её найти)

2. Можно ли считать студента Попова безработным, если он учится в вузе и живёт за счёт родителей? (Нет)

3. Можно ли считать 14-летнего Олега безработным, если он не имеет работы, но хочет её найти? (Нет. Возраст, с которого осуществляется приём на работу установлен с 15-ти лет)


При изучении причин, видов и форм безработицыкласс делится на три группы. Группам предлагается выполнить следующее задание: самостоятельно работая с материалом учебника (§ 10) и заданиями (раздаточный материал), определить:


- 1 группа – причины безработицы;

- 2 группа – виды безработицы;

- 3 группа – формы безработицы.

Обучающиеся в группах выполняют задания, готовят продукт, который представляют к защите, а затем обсуждают полученные результаты работы.

1 группа – причины безработицы.


Причины безработицы


Завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы


Низкий спрос на рабочую силу


Негибкость, характерная для рынка труда


Вывод, к которому приходят обучающиеся: наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.

2 группа – виды безработицы.


Основные виды безработицы



Фрикционная



Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую

-смена места жительства;

-недовольство зарплатой;

-разочарование в профессии.

Особенность – непродолжительность.


Структурная



Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации

-изменение коньюктуры рынка по отраслям и регионам.

Особенность – исчезновение и появление профессий.


Циклическая



Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства

-возникает в период спада;

-исчезает или сокращается в период подъёма.

Особенность – привязана к продолжительности фаз экономического цикла.


Сезонная


Невозможность работника работать в определённое время (сезон года)


Обучающиеся приходят к выводу, что фрикционная безработица и структурная безработица составляют ествественный уровень безработицы (при этом уровне занятость считается полной, естественной).

фрикционная безработица + структурная безработица = естественный уровень безработицы


3 группа – формы безработицы.


Основные формы безработицы



Открытая



Человек трудоспособного возраста не имеет постоянной работы и источника доходов, но активно их ищет



Скрытая



Работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства


Текучая



Связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда


Застойная


Длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временный, случайной работы


Закрепить основные понятия и положения первого пункта плана урока обучающимся поможет решение тестовых заданий (раздаточный материал).

Учащимся предлагается выполнить практическое задание.

Определить, о каком виде безработицы идет речь? (см. Приложение6)

После окончания учебных заведений перед вами встанет проблема трудоустройства.

Сегодня психологи всё больше склоняются к тому, что фортуна не так уж слепа и дарить свои милости предпочитает тем, кто обладает определённым набором черт характера, ведёт здоровый образ жизни и способен адаптироваться к различным ситуациям. По утверждению немецкого философа Ф. Ницше «Быть занятыми люди хотят еще больше, чем быть счастливыми». Действительно, в условиях безработицы и обостряющейся конкуренции на рынке труда нужно убедить работодателя, что именно вы тот специалист, который украсит его фирму, поможет её процветанию. Советы деловых людей, рекомендации психологов, проигрывание ситуаций, станут для вас полезными для поиска и устройства на работу.

Проведение психологического теста (см. Приложение)

Проблема занятости населения является составной частью государственного регулирования на рынке труда




Государственная политика в области занятости.

П

Последствия безработицы

ри изучении второго пункта плана преподаватель предлагает обучающимся, опираясь на таблицу «Позитивные и негативные последствия безработицы» (раздаточный материал), раскрыть социально-экономические последствия безработицы.




Негативные



- формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;

- сдерживаются требования профсоюзов в

- недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального;

- снижение уровня жизни населения

части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;

- усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду

(сокращается потребительский спрос, уровень сбережений);

- потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства;

- моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности


3.Государственная политика занятости

Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателя) и предложения трудоспособного населения.

Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с ней.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого повышением занятости, требуется:

  • появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов.

  • поощрение предпринимательской активности;

  • привлечение внутренних и иностранных инвестиций.

  • обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

Нормативно-правовые акты, регулирующие процесс занятости населения в РФ:

  • Трудовой кодекс РФ

  • ФЗ «О занятости населения в РФ»

  • Федеральные, территориальные и местные программы.

Основными инструментами осуществления политики занятости являются активный и пассивный методы.

Учитель приводит примеры; учащиеся определяют метод

1. Профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Активная политика 2. Создание новых рабочих мест. Активная политика

3.Информация о рынке труда. Активная политика

4. Увеличение размера пособий по безработице. Пассивная политика

5. Поддержка предпринимательской активности безработных Активна политика.

6.Предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы занятости .Пассивная политика.





Обучающиесясамостоятельно знакомятся с новым материалом, заполняют таблицу «Безработица и её последствия», комментируют её.

Безработица и её последствия


Что такое безработица




Последствия безработицы для национальной экономики




Последствия безработицы для семьи




Преподаватель рекомендует обучающимся проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:

- год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;

- увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.

Обсуждение с обучающимися приведённых данных поможет подвести их к пониманию и правильной оценке регулирующей роли государства в решении проблем занятости и безработицы.

Преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с различными мерами активной и пассивной политики государства в сфере занятости путём самостоятельного изучения учебного текста (§ 10).

Активизировать познавательную деятельность обучающихся, помочь им сформировать собственную позицию по рассматриваемой проблеме поможет:

- проведение мини-социологического опроса «Как увеличить занятость, сократить безработицу?»;

- привлечение знаний из истории, географии, общественной жизни.

Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов:

1) какие факты окружающей жизни характеризуют действие рынка труда в российской экономике?;

2) где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке?;

3) какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда?;

4) кто может оказать вам помощь в трудоустройстве?;

5) если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?

Завершая обсуждение данных вопросов, преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с советами рубрики «Практические выводы» (учебник, § 10). Данные советы помогут обучающимся овладеть способами рационального поведения в условиях рынка, повысить свою конкурентноспособность.

V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Выполнение обучающимися заданий в формате ЕГЭ (раздаточный материал). Ответы на вопросы.

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.

Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.

VII.Задание на самоподготовку.

Объяснение преподавателем задания на самоподготовку. Запись его обучающимися в тетради.

Параграф 10.

Базовый -вопросы к параграфу 10.

Углублённый - мини-проект «Как сократить безработицу, увеличить занятость»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя