Биологическое и социальное в человеке
Цель урока: способствовать формированию понятия биосоциальной сущности человека
Планируемые результаты:
o Предметные: учащиеся могут объяснить и конкретизировать примерами смысл понятий «человек», «ценности человеческой жизни», уметь применять знания в своей деятельности.
o Метапредметные:
личностные: обучающиеся могут проводить самооценку и анализ собственной деятельности на уроке.
познавательные: обучающиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
регулятивные: обучающиеся могут определять и формулировать цель урока с помощью учителя, инсценировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий.
Личностные: обучающиеся должны осознавать, каково предназначение человека на Земле, осознавать, что человеческая жизнь - высшая на Земле ценность.
Ход урока
Актуализация и мотивация
Предлагаю начать урок со стихотворения.
Когда хороший человек
рождается на свет,
На нём отметки « хорошо »
нигде, конечно, нет.
Но он живёт, растёт, творит,
он делает добро,
И каждый, встретившийся с ним,
сказал: " Мне крупно повезло! "
Мне повстречался человек
отзывчивый такой,
С большой и светлою душой
и умной головой.
И если б каждый был таким,
жилось бы так светло!!!
Сама Земля сказала б им:
" Мне крупно повезло ".
??? Как вы понимаете смысл стихотворения?
- Что значит «хороший человек»?,
- какие признаки того. что человек именно хороший?
- Откуда в « хорошем» человеке такие качества?
- Почему, если встретился в жизни такой человек, то значит «повезло»?
- Хорошим человеком рождаются или становятся?
??? Как вы считаете, какова тема нашего урока?
Тема нашего урока «Биологическое и социальное в человеке»
- Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть, чтобы разобраться в данной теме?
Изучение нового материала
??? Давайте вспомним историю древнего мира, как у нас появился человек? Как он развивался? (совместное обсуждение)
С момента появления на Земле и до начала XXI в. века человек прошел длительный путь
развития. Если мы мысленно посмотрим весь пройденный путь человечества, то увидим, какие
огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике, формах общения
и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время
так сильно не изменилось. Только человек смог столь значительно преобразиться сам и
преобразовать окружающий мир.
Существует множество версий появления человека на Земле:
Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом.
.Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров.
Эволюционная теория отмечает, что человек возник в ходе естественной и длительной
эволюции жизни на Земле.
Но, несмотря на такое многообразие теорий по проблеме происхождения человека, наука с достаточной степенью достоверности утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 3 миллионов лет тому назад в Африке. При этом, первобытный человек значительно отличался от современных людей.
По мнению ученых, именно трудовая деятельность способствовала выделению человека из мира животных. Такой человек (в науке его называют «homo sapiens» — «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. К этому времени человек научился говорить, добывать огонь, шить одежду и строить жилище. В коллективной трудовой деятельности человек развивался как существо общественное, социальное.
??? Кто такой человек? Этот вопрос не даёт покоя пытающимся ответить на него ещё со времён античности.
Хорошо известна история о том, что древнегреческий философ Платон определил человека как «двуногое существо без перьев». Услышав это, другой античный философ Диоген поймал петуха, общипал его и представил всем, по мнению Платона, человека. Платон смутился и уточнил своё определение, добавив: «С плоскими и широкими ногтями».
Наверное, и на это Диоген нашёл подходящий ответ, он был находчивым философом и за словом в карман не лез. Но история не сохранила сведений о продолжении этой увлекательной дискуссии.
Но всё-таки, кто такой человек – это животное или совершенно особое существо?
Если подойти к ответу на этот вопрос с точки зрения биологии, то можно говорить о том, что человек тоже относится к классу млекопитающих.
??? Что человека объединяет с животными? Что у них общего? (предположения детей) .
Самое главное сходство, что у человека, как и у животного, есть инстинкты и наследственность.
Наверняка, вы не раз слышали о том, что похожи на маму или папу. А приходилось ли вам задумываться о том, почему так происходит? Любое живое существо наследует от своих родителей определенные биологические характеристики.
!!! Наследственность — это способность живых организмов передавать генетическую информацию (индивидуальные особенности) своим потомкам.
К таким индивидуальным особенностям относятся физические качества существа, эмоциональные характеристики и его инстинкты.
!!! Инстинкты — врожденные реакции организма на внутренние или внешние изменения.
Задание. Откройте учебник на стр. 7. Посмотрите, какие инстинкты есть у животных. Все ли они присущи человеку? Какие? Почему?
В инстинктах также выражается и биологическая сущность человека. Как и животные, человек испытывает желание пить, есть, спать, чувствует холод и голод.
Человек наследует от своих родителей особенности своей внешности и строения организма. Например, цвет волос, цвет глаз, рост. Поэтому родственники похожи между собой.
Сходство с животными | Отличие от животных |
Наделен инстинктами | Обладает разумом и речью |
Обладает чувством самосохранения | Умеет создавать орудия труда |
Может подражать другим существам | Пользуется опытом предков, передает его потомкам |
Приспосабливается к внешней среде | Преобразует внешнюю среду |
Заботится о потомстве | Способен к творчеству |
Имеет схожее строение организма | Планирует свои действия |
??? А что же тогда отличает человека от животного?
Но…! Многие свойства, присущие человеку, не закладываются в него от рождения. Они не сформируются, если по каким-то причинам маленький ребёнок окажется изолирован от общества себе подобных. Только у Редьярда Киплинга и Эдгара Райса Берроуза Маугли и Тарзан были такими развитыми: умели пользоваться огнём, строить себе жилища, разговаривать и свободно общаться с другими людьми, которые выросли не в среде животных.
К сожалению, судьба реальных Маугли и Тарзанов складывалась совсем по-другому.
Например, в Индии в период с 1843 по 1933 годы было найдено не менее 16 детей, которые провели первые годы своей жизни среди животных и были полностью лишены общения с людьми. В отличие от своих литературных наследников, людей с относительно нормальным человеческим умом и физическими способностями, а также с врождённым чувством культуры, но более развитым инстинктом выживания, настоящие дети джунглей оказались почти совершенно неспособными изменить привычки, приобретённые во время жизни среди животных. Те, кто в детстве жил в обществе животных, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в обществе людей, заботу и усилия по перевоспитанию.
Получается, что родиться в человеческом обличье недостаточно для того, чтобы стать человеком! Нужно ещё жить в обществе себе подобных. Давайте попробуем провести грань между биологическим и социальным в человеке.
То есть с одной стороны, человек – это существо биологическое, так как он является частью природы. Как и любое живое существо, человек спит, ест, переживает эмоции, нуждается в благоприятных условиях жизни, да и организм человека в целом проходит одинаковые для животных и растений стадии рождения, роста, затем угасания и прекращения функций.
С другой стороны, человек – существо социальное. Он является частью общества, без которого трудно представить себе существование и развитие человека.
Поэтому мы можем говорить о том, что человек – это существо биосоциальное, так как недостаточно родиться человеком, надо им стать, а это возможно лишь в обществе.
Человек – существо биосоциальное
Биологическое Социальное
Закрепление
Задание 1. Заполните таблицу, где необходимо классифицировать черты и свойства человека и
животных
Свойства, присущие Только животным | Только человеку | И человеку, и животному |
| | |
Свойства: 1)словесная речь 2)сезонная линька 3)строительство жилища 4)обучение
потомства 5)потребность в пище 6)зимняя спячка 7) прямохождение 8)потребность в
общении 9)умение фантазировать 10)густой покров шерсти 11)способность к действиям
по плану
Задание 2. Как вы считаете, можно ли влиять на наследственность? И как?
В каждом человеке на генетическом уровне уже заложены определенные качества и признаки: телосложение, тембр голоса, темперамент. Но большое значение имеет и социальная природа человека.
Только в обществе человек может стать лучшей версией себя и даже повлиять на наследственность. Значительную роль при этом играют условия жизни, воспитание, образование.
Рефлексия
Домашнее задание. Параграф 1