СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Биологическое и социальное в человеке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Биологическое и социальное в человеке"»

Биологическое и социальное в человеке

Цель урока: способствовать формированию понятия биосоциальной сущности человека

Планируемые результаты:

o Предметные: учащиеся могут объяснить и конкретизировать примерами смысл понятий «человек», «ценности человеческой жизни», уметь применять знания в своей деятельности.

o Метапредметные:

личностные: обучающиеся могут проводить самооценку и анализ собственной деятельности на уроке.

познавательные: обучающиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

регулятивные: обучающиеся могут определять и формулировать цель урока с помощью учителя, инсценировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий.

Личностные: обучающиеся должны осознавать, каково предназначение человека на Земле, осознавать, что человеческая жизнь - высшая на Земле ценность.

Ход урока

Актуализация и мотивация

Предлагаю начать урок со стихотворения.

Когда хороший человек

рождается на свет,

На нём отметки « хорошо »

нигде, конечно, нет.

Но он живёт, растёт, творит,

он делает добро,

И каждый, встретившийся с ним,

сказал: " Мне крупно повезло! "

Мне повстречался человек

отзывчивый такой,

С большой и светлою душой

и умной головой.

И если б каждый был таким,

жилось бы так светло!!!

Сама Земля сказала б им:

" Мне крупно повезло ".


??? Как вы понимаете смысл стихотворения?

- Что значит «хороший человек»?,

- какие признаки того. что человек именно хороший?

- Откуда в « хорошем» человеке такие качества?

- Почему, если встретился в жизни такой человек, то значит «повезло»?

- Хорошим человеком рождаются или становятся?


??? Как вы считаете, какова тема нашего урока?

Тема нашего урока «Биологическое и социальное в человеке»

- Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть, чтобы разобраться в данной теме?

Изучение нового материала

??? Давайте вспомним историю древнего мира, как у нас появился человек? Как он развивался? (совместное обсуждение)


С момента появления на Земле и до начала XXI в. века человек прошел длительный путь

развития. Если мы мысленно посмотрим весь пройденный путь человечества, то увидим, какие

огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике, формах общения

и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время

так сильно не изменилось. Только человек смог столь значительно преобразиться сам и

преобразовать окружающий мир.

Существует множество версий появления человека на Земле:


  1. Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом.

  2. .Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров.

  3. Эволюционная теория отмечает, что человек возник в ходе естественной и длительной

эволюции жизни на Земле.


Но, несмотря на такое многообразие теорий по проблеме происхождения человека, наука с достаточной степенью достоверности утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 3 миллионов лет тому назад в Африке. При этом, первобытный человек значительно отличался от современных людей.

По мнению ученых, именно трудовая деятельность способствовала выделению человека из мира животных. Такой человек (в науке его называют «homo sapiens» — «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. К этому времени человек научился говорить, добывать огонь, шить одежду и строить жилище. В коллективной трудовой деятельности человек развивался как существо общественное, социальное.


??? Кто такой человек? Этот вопрос не даёт покоя пытающимся ответить на него ещё со времён античности.

Хорошо известна история о том, что древнегреческий философ Платон определил человека как «двуногое существо без перьев». Услышав это, другой античный философ Диоген поймал петуха, общипал его и представил всем, по мнению Платона, человека. Платон смутился и уточнил своё определение, добавив: «С плоскими и широкими ногтями».

Наверное, и на это Диоген нашёл подходящий ответ, он был находчивым философом и за словом в карман не лез. Но история не сохранила сведений о продолжении этой увлекательной дискуссии.



Но всё-таки, кто такой человек – это животное или совершенно особое существо?

Если подойти к ответу на этот вопрос с точки зрения биологии, то можно говорить о том, что человек тоже относится к классу млекопитающих.

??? Что человека объединяет с животными? Что у них общего? (предположения детей) .

Самое главное сходство, что у человека, как и у животного, есть инстинкты и наследственность.

Наверняка, вы не раз слышали о том, что похожи на маму или папу. А приходилось ли вам задумываться о том, почему так происходит? Любое живое существо наследует от своих родителей определенные биологические характеристики.


!!! Наследственность — это способность живых организмов передавать генетическую информацию (индивидуальные особенности) своим потомкам.


К таким индивидуальным особенностям относятся физические качества существа, эмоциональные характеристики и его инстинкты.


!!! Инстинкты — врожденные реакции организма на внутренние или внешние изменения.


Задание. Откройте учебник на стр. 7. Посмотрите, какие инстинкты есть у животных. Все ли они присущи человеку? Какие? Почему?


В инстинктах также выражается и биологическая сущность человека. Как и животные, человек испытывает желание пить, есть, спать, чувствует холод и голод.

Человек наследует от своих родителей особенности своей внешности и строения организма. Например, цвет волос, цвет глаз, рост. Поэтому родственники похожи между собой.


Сходство с животными

Отличие от животных

Наделен инстинктами

Обладает разумом и речью

Обладает чувством самосохранения

Умеет создавать орудия труда

Может подражать другим существам

Пользуется опытом предков, передает
его потомкам

Приспосабливается к внешней среде

Преобразует внешнюю среду

Заботится о потомстве

Способен к творчеству

Имеет схожее строение организма

Планирует свои действия



??? А что же тогда отличает человека от животного?

Но…! Многие свойства, присущие человеку, не закладываются в него от рождения. Они не сформируются, если по каким-то причинам маленький ребёнок окажется изолирован от общества себе подобных. Только у Редьярда Киплинга и Эдгара Райса Берроуза Маугли и Тарзан были такими развитыми: умели пользоваться огнём, строить себе жилища, разговаривать и свободно общаться с другими людьми, которые выросли не в среде животных.

К сожалению, судьба реальных Маугли и Тарзанов складывалась совсем по-другому.

Например, в Индии в период с 1843 по 1933 годы было найдено не менее 16 детей, которые провели первые годы своей жизни среди животных и были полностью лишены общения с людьми. В отличие от своих литературных наследников, людей с относительно нормальным человеческим умом и физическими способностями, а также с врождённым чувством культуры, но более развитым инстинктом выживания, настоящие дети джунглей оказались почти совершенно неспособными изменить привычки, приобретённые во время жизни среди животных. Те, кто в детстве жил в обществе животных, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в обществе людей, заботу и усилия по перевоспитанию.

Получается, что родиться в человеческом обличье недостаточно для того, чтобы стать человеком! Нужно ещё жить в обществе себе подобных. Давайте попробуем провести грань между биологическим и социальным в человеке.

То есть с одной стороны, человек – это существо биологическое, так как он является частью природы. Как и любое живое существо, человек спит, ест, переживает эмоции, нуждается в благоприятных условиях жизни, да и организм человека в целом проходит одинаковые для животных и растений стадии рождения, роста, затем угасания и прекращения функций.

С другой стороны, человек – существо социальное. Он является частью общества, без которого трудно представить себе существование и развитие человека.

Поэтому мы можем говорить о том, что человек – это существо биосоциальное, так как недостаточно родиться человеком, надо им стать, а это возможно лишь в обществе.

Человек – существо биосоциальное


Биологическое Социальное




Закрепление

Задание 1. Заполните таблицу, где необходимо классифицировать черты и свойства человека и

животных

Свойства, присущие

Только животным


Только человеку


И человеку, и

животному






Свойства: 1)словесная речь 2)сезонная линька 3)строительство жилища 4)обучение

потомства 5)потребность в пище 6)зимняя спячка 7) прямохождение 8)потребность в

общении 9)умение фантазировать 10)густой покров шерсти 11)способность к действиям

по плану

Задание 2. Как вы считаете, можно ли влиять на наследственность? И как?

В каждом человеке на генетическом уровне уже заложены определенные качества и признаки: телосложение, тембр голоса, темперамент. Но большое значение имеет и социальная природа человека.

Только в обществе человек может стать лучшей версией себя и даже повлиять на наследственность. Значительную роль при этом играют условия жизни, воспитание, образование.



Рефлексия

Домашнее задание. Параграф 1