СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по обществознанию " Будь смелым" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию " Будь смелым" 6 класс»

Тема урока: Будь смелым. Учимся побеждать страх.


Цели и задачи урока: 1. познакомить учащихся с понятиями (страх, фобия, смелость, испуг) для раскрытия сущности страха, выявить причины его возникновения, рассмотреть его проявления и последствия; 2.Обсудить практические способы преодоления страха.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать проявления и последствия страха, сравнивать социальные объекты, выяснять их причины и различи; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

предметные: применять изученный понятийный аппарат; объяснять сущность феномена страха, выявить причины его появления; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения: находить нужную социальную информацию;

метапредметныекоммуникативные: критично относится к своему мнению, корректировать его, с достоинством признавать его ошибочность; регулятивныесравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректировок; познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятий;

 личностные: сознательная организация и регулирование своей модели поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.


Термины и понятия: страх, фобия, смелость.


Тип урока: урок открытия нового знания.


Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Изучение нового материала.

Один человек остановился на ночь на постоялом дворе. Поздно вечером он поужинал и на следующее утро уехал. Через год он снова оказался на том же постоялом дворе. Увидев его, трактирщик был потрясен.

- У вас все в порядке? -спросил он путешественника.

- Все в порядке. А что?

- Мы очень боялись, - сказал трактирщик. - Видите ли, последний раз, когда вы здесь останавливались, в горшок с пищей, которую вам подали, упала змея. Эту пищу съели еще четыре человека, и они вскоре умерли. Мы не могли себе представить, что случилось с вами, потому что вы уехали так рано. Мы беспокоились о вас. Услышав это, путешественник сказал:

- Что? Змея у меня в еде? – и упал замертво. Через год!

Вопросы классу:

- Отчего умер путешественник? Как вы поняли смысл притчи?

Итак, ребята, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о таком чувстве, как страх и противоположном ему – смелости и влиянии этих чувств на нашу с вами жизнь. 





 Сегодня на уроке вы должны будете:

- познакомиться с понятиями: страх, фобия, смелость;

- выявить причины возникновения страха;

- рассмотреть проявления и последствия страха;

- обсудить практические способы преодоления страха.

1. Что такое страх

Нелегко найти человека, который никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль. Но при чрезмерной податливости страху меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе. 

Задание: Попробуйте выстроить в порядке нарастания следующие чувства: испуг, боязнь, опасение, ужас, тревога. (опасение, тревога, боязнь, испуг, ужас) 

Задание: Разделившись на три группы, составьте список самых распространенных страхов.

Первая группа: Школьники обычно боятся…

Вторая группа: Взрослые обычно боятся…

Третья группа: Учителя обычно боятся…

Чувство страха испытывают не только люди, но и животные. 

Трусость овец вошла в поговорку, и их действительно нетрудно испугать. Они легко заражаются страхом друг от друга. При этом овцы стараются держаться поближе одна к другой и в панике бегут за вожаком. В горной Шотландии чужая охотничья собака ворвалась в овечий хлев и принялась гоняться за овцами. Они пришли в такой ужас, что, нажав случайно на дверь, отворили ее и помчались через холмы, не заметив обрыва, они свалились с кручи и погибли все до одной.

Сильный испуг иногда называют животным страхом.

 «В древнегреческих мифах говорится, что от брака Афродиты, богини красоты и любви, и Ареса, вероломного бога войны, родились сыновья Деймос, в переводе «ужас» и Фобос, в переводе «страх».

От слова «Фобос» произошло слово «Фобия», (запись в тетрадях) 

Фобия – это страх, постоянная боязнь чего-либо и психическое расстройство человека. Фобий насчитывается огромное множество. Кто-то боится темноты, собак, высоты.

Есть совсем необычные фобии:

Арифмофобия – люди боятся конкретного числа или нескольких чисел.

Один из самых великих исторических персонажей, Наполеон Бонапарт боялся белых лошадей. Многочисленные полотна, где Бонапарт изображен верхом на белой лошади, это фантазии художника. Этих лошадей не было в его конюшнях.

Петр I избегал свободного пространства, не мог чувствовать себя комфортно в больших, просторных помещениях с высокими потолками.

Метрофобия – это страх поэзии. Метрофоб не может читать стихи или слушать, как их читают другие, его бросает в дрожь от любого четверостишия.

Интернетофобия – люди страдают боязнью выхода в интернет, опасаются вирусов и того, что могут стать жертвами преступников, использующих возможности всемирной паутины.

Одним из самых распространенных человеческих страхов может стать

номофобия – боязнь остаться без своего мобильного телефона и оказаться оторванным от внешнего мира.

Иногда фобия принимает характер болезни.

Итак, что представляет собой страх?

 Страх – это состояние ожидания какой – либо грозящей опасности.

Страх перед чем-либо не проходит бесследно для нашего здоровья. Он может спровоцировать головокружение, тошноту, учащенное сердцебиение. Тревога увеличивает уровень гормона стресса, который влияет на работу нашей иммунной системы. Организму становится сложнее бороться с вирусами и бактериями, мы рискуем заболеть, не только простудой, но и чем-нибудь более серьезным.

С детства нас учат, что страх- это признак слабости. На протяжении многих столетий это чувство считалось недостойным уважаемого человека, но у страха есть и положительное назначение.

Докажите, что страх – это не только вредное чувство, но и полезное.

(служит предупреждением об опасности; позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги, требует осторожности; не будь страха, человечество было бы беспечно и могло бы погибнуть).

Каждый человек испытывает страх, потому что это врожденная защитная реакция. Но страх можно преодолеть, поняв его причину.

- Как сделать так, чтобы страх не брал верх над человеком? (важно постараться понять, в чем его причина)

2. Смелость города берет

- Как вы думаете, ребята, смелость – это врожденное качество?

Смелыми люди не рождаются. Смелость воспитывается. Умение владеть собой перед лицом страха – вот главное свойство смелого человека.

Задание: подберите синонимы к слову «смелость» (храбрость, мужество, отвага, бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность.)

Какие же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы назвать себя смелым?

х рабрость жизнестойкость



С мелость



цельность настойчивость

В словаре В. Даля говорится, что смелый – это неустрашимый, безбоязненный, отважный, храбрый и решительный человек.

Задание: прочтите материал рубрики «Жил на свете человек» настр.94 учебника и ответьте на вопросы

- Почему Чернышева Евгения Николаевича можно назвать смелым человеком?

- Назовите профессии, связанные с риском, для которых смелость необходимое качество.

Смелость является необходимым качеством для любого человека в критической ситуации.

3. Имей смелость сказать злу «нет»

Кто же будет спорить с тем, что страх надо уметь преодолевать?

Хорошо героям сказок. Даже в самых страшных сказках им на помощь приходят волшебники, Конек-горбунок, Серый Волк. А в жизни чаще всего приходится надеяться только на самого себя. Особенно важно проявить смелость перед лицом зла. Часто от этого зависит, можно ли считать себя настоящим человеком. Зло проявляется не только в войнах, драках, оскорблениях, но и в мелких проступках: кто-то обидел малыша, отказался помочь ближнему, сказал обидные слова. Только честный человек смело вступает в борьбу со злом.

Многое зависит от внутреннего настроя. Тот, кто все время твердит: «Я боюсь», скорее всего, струсит в непростой ситуации. Если же себе говорить: Мне нечего бояться, я храбрый», то в подходящий момент храбрость проявится. Многие люди, совершившие смелый поступок, говорят, что все произошло само собой. На самом деле внутренний приказ помог стать смелым

Турист обратился к горцу: «Послушай, почему ты так легко ходишь по узким, скользким тропинкам над пропастью, тогда как я, двигаясь по ним, буквально трясусь от страха и чувствую, что мое сердце вот-вот выпрыгнет?» Горец усмехнулся: «Все очень просто: когда я иду на ту сторону, я иду за водой, без нее моя семья и я погибнем от жажды, а когда возвращаюсь, я так хочу видеть мою семью, что даже не думаю о пропасти внизу»

-Почему горец не боится ходить над пропастью?

Один древний мудрец сказал, что храбрость – это умение различать, что беда, а что нет. Если беда грозит тебе или твоим близким, как тут не стать храбрецом? А если беда грозит твоей Родине? В годы ВОВ героизм был массовым.

3.Закрепление изученного материала:

Игра «Верю - не верю»

Сына греческой богини Афродиты, чье имя в переводе на русский язык звали Фобос.

Постоянную боязнь чего-либо называют отчаяние.

Смелым называют человека, который умеет владеть собой перед лицом страха.

Чувство страха можно преодолеть и сохранить человеческое достоинство.

Полезное свойство страха в том, что чувство страха сближает человека с животным миром

Перед лицом опасности люди ведут себя одинаково

Воспитывая в себе смелость, ты противостоишь злу.

Страх не позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги

Одним из способов преодоления страха является смех.

4. Домашнее задание: № 11 пересказ, рабочая тетрадь




































Тест по обществознанию по теме: «Будь смелым»

1 вариант

А1. Как звали сына греческой богини Афродиты, чьё имя в переводе на русский означает «страх»?

1) Арес 2) Деймос 3) Марс 4) Фобос

А2. Постоянную боязнь чего-либо называют:

1) реакция 2) фобия 3) отчаяние 4) война

А3. Кого можно назвать смелым человеком?

1) того, кто умеет владеть собой перед лицом страха

2) того, кто пытается уклониться от встречи с опасностью

3) того, кто пытается показать всем свою смелость

4) того, кто предупреждает всех, что он не смельчак

А4. Верны ли суждения о смелости:

А) смелость на глазах многих людей проявить бывает иногда легче, чем в одиночку;

Б) смелость требуется и в самых простых житейских ситуациях.

1) верно только А 3) оба ответа верны

2) верно только Б 4) нет верного ответа

А5. Чувство страха:

А) знакомо только людям и некоторым животным;

Б) можно преодолеть и сохранить человеческое достоинство.

1) верно только А 3) оба ответа верны

2) верно только Б 4) нет верного ответа.


В1.Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «страх». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Ужас 2) Фобия 3) Испуг 4) Аккуратность 5) Тревога 6) Боязнь.


В2. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «смелость». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) Мужество 2) Безволие 3) Отвага 4) Героизм 5) Храбрость

В3. Заполните пропуск в предложении.

Воспитывая в себе…., ты противостоишь злу.



























Тест по обществознанию по теме: «Будь смелым»

2 вариант

А1. Полезное свойство страха в том, что:

1) чувство страха сближает человека с животным миром

2) страх позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги

3) страх парализует волю человека

4) страх затмевает истину

А2. Матерью Деймоса и Фобоса была греческая богиня:

1) Афродита 2) Афина 3) Артемида 4) Гера

А3. Чем смелый человек отличается от остальных людей?

1) вступает в борьбу со злом

2) честно признаётся, что боится

3) ничего не боится

4) отличает добро от зла

А4. Верны ли следующие суждения о страхе:

А) страх – чувство, присущее только человеку;

Б) чувство страха может быть полезным.

1) верно только А 3) оба ответа верны

2) верно только Б 4) нет верного ответа

А5. Верно ли, что:

А) знаменитый полководец А.В. Суворов не проиграл ни одного сражения;

Б) перед лицом опасности люди ведут себя по-разному.

1) верно только А 3) оба ответа верны

2) верно только Б 4) нет верного ответа.


В1. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «страх». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Ужас 2) Фобия 3) Испуг 4) Аккуратность 5) Тревога 6) Боязнь


В2. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «смелость». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Мужество 2) Безволие 3) Отвага 4) Героизм 5) Храбрость.


В3. Заполните пропуск в предложении.

….. города берёт.



Ключ.



1 вариант: А1- 4, А2 – 2, А3 – 1, А4 – 3, А5 – 2, В1 – 4, В2 – 2, В3 – смелость.



2 вариант: А1- 2, А2 – 1, А3 – 1, А4 – 2, А5 – 3, В1 – 4, В2 – 2, В3 – смелость.