Иванова В.А. 06.02.2020
Методическая разработка урока по обучению грамоте в 1Б классе
Тема урока: «Буквы разделительный мягкий знак (ь) и разделительный твердый знак (ъ)».
Цель урока: познакомить учащихся с твердым и мягким знаком и особенностями использования этой буквы; совершенствовать навыки чтения, работы с текстом; развивать речь, память, внимание, воображение, любознательность, познавательные интересы, инициативу.
Тип урока: получение новых знаний.
Ход урока:
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнём урок сейчас.
– Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте улыбнёмся друг другу, гостям, а теперь подарите свою улыбку и мне.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
– Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю, в вас и знаю – у вас все получится!
2. Мотивация к учебной деятельности
Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех», но чтобы добиться большого успеха, давайте вспомним правила работы на уроке. (карточка)
-говорить по делу;
-закон «Поднятой руки»;
-«нет!» коллективным ответам;
- «Да!» полным ответам.
3. Актуализация знаний
А сейчас мы посмотрим на сколько вы внимательны были на уроках обучения грамоте. Предлагаю сыграть в игру «Да- Нет». (светофор)
-Верно ли, что звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем? (ДА)
-Верно ли, что все согласные парные? (НЕТ)
-Верно ли, что буквы А, О, У, Ы, Э указывают на твёрдость предшествующего согласного? (ДА)
-А что же вы тогда скажете о буквах И, Е, Ё, Ю, Я?
- Верно ли, что звуки. которые не тянутся, не поются произносятся с препятствиями называются гласными?(НЕТ)
- Верно ли, что согласные звуки могут быть твёрдыми, мягкими, звонкими и глухими? (ДА)
- Верно ли, звуки Ж,Ш –всегда твёрдые, а звуки Ч,Щ, Й-всегда мягкие? (ДА)
-Верно ли, что буква мягкий знак не обозначает звука? (ДА)
- Для чего же служит буква мягкий знак? (для обозначения мягкости согласных на письме)
-Какую роль играет мягкий знак в словах: платье, листья, ружье? (Разделяет согласный и гласный звуки)
-Молодцы. Что мы сейчас с вами сделали? (Повторили пройденный материал)
4. Постановка учебной задачи
К нам на урок сегодня пришел наш друг Незнайка. Он написал смс-сообщение своей маме, но она почему-то его не поняла…
Найдите на столе текст сообщения и прочитайте его в паре.
«Любимая, мамочка, не волнуйся! Я сел всю кашу. Она оказалась на удивление седобной».
ФИЗМИНУТКА
5. Открытие нового знания
-Почему же вы не поняли, что хотел сообщить Незнайка своей маме? (Наверное, он пропустил какую-то букву, и мы не можем понять некоторые слова)
-Можем ли мы исправить ошибки в Незнайкином письме? (Сможем, только надо разобраться какие буквы он забыл написать)
- А кто уже догадался какой буквы не хватает в письме? ( Наверное, он потерял букву твердый знак, мы ее еще не учили, и значит Незнайка тоже)
- Как вы думаете, о какой букве мы сегодня будем говорить?
- Вы абсолютно правы! У нас осталась последняя буква в алфавите, с которой мы еще не знакомились- это буква «твёрдый знак».
Тема нашего урока: Буква твердый знак
Какие цели мы поставим сегодня на урок?
-Познакомиться… с новой буквой
- Узнать, какую работу…выполняет буква ъ
-Учиться читать… слова с буквой Ъ
На доске из карточек-букв слово сел
- А сейчас мы посмотрим, как нам слово «сел» превратить в слово «съел»
-Выложите на парте схему слова сел. Дайте характеристику каждому звуку.
-А сейчас, выложите схему к слову съел. Как мы произносим первый звук твердо или мягко? (работаем по звукам)
-какой звук обозначает буква «твердый знак»? (буква «ъ» не обозначает звука).(ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ)КАРТОЧКА
- Для чего же нужна эта буква в русском алфавите? (придает твердость предшествующему согласному звуку, разделяет согласный и гласный звуки, «предупреждает», что стоящие после него буквы е,ё,ю,я-обозначают два звука.
6. Первичное закрепление (работа в тетради)
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
(Твёрдый знак)
- Что мы с вами уже узнали про твердый знак?
- На что похожа буква «твердый знак»?
- Открываем тетради по печатанию.
- смотрим как правильно печатается буква твердый знак.
Гимнастика для пальчиков, письмо в воздухе.
- почему мы печатаем только строчную букву?
Пропечатать 3 раза.
Чтение слогов (презентация ), печатание слогов + схемы. В схемах поставьте точки, дома доделаете.
ФИЗМИНУТКА
Б) Работа по учебнику с. 75
Прочитаем слова в учебнике:
Слова читаем медленно…
Съел
Съедят
Въехал
Сколько слогов в слове съел?
Твёрдый знак разделяет согласный [с] от
гласного чтобы они не слились.
Сколько слогов съедят?
Твёрдый знак разделяет согласный [с] от
гласного чтобы они не слились.
Сколько слогов в слове въехал?
Твёрдый знак разделяет согласный [в] от
гласного чтобы онине слились.
Сколько слогов в слове съел?
Твёрдый знак разделяет согласный [с] от
гласного чтобы они не слились.
Сколько слогов съедят?
Твёрдый знак разделяет согласный [с] от
гласного чтобы они не слились.
Сколько слогов в слове въехал?
Твёрдый знак разделяет согласный [в] от
гласного чтобы онине слились.
Сколько слогов в слове съел?
Твёрдый знак разделяет согласный [с] от
гласного чтобы они не слились.
Сколько слогов съедят?
Твёрдый знак разделяет согласный [с] от
гласного чтобы они не слились.
Сколько слогов в слове въехал?
Твёрдый знак разделяет согласный [в] от
гласного чтобы онине слились.
Сколько слогов в слове съел?
Твёрдый знак разделяет согласный [с] от
гласного чтобы они не слились.
Сколько слогов съедят?
Твёрдый знак разделяет согласный [с] от
гласного чтобы они не слились.
Сколько слогов в слове въехал?
Твёрдый знак разделяет согласный [в] от
гласного чтобы онине слились.
- Сколько слогов в слове съел?
Твёрдый знак разделяет согласный [с] от гласного чтобы они не слились.
- Сколько слогов съедят?
Твёрдый знак разделяет согласный [с] от гласного чтобы они не слились.
- Сколько слогов в слове въехал?
Твёрдый знак разделяет согласный [в] от гласного чтобы они не слились.
- В каких случаях нужно писать «ъ»?
В том случае, когда согласный звук слышится твердо, а после него следуют буквы е,ё, ю,я (дающие 2 звука), пишется «ъ».
- Давайте вернемся к Незнайкиному сообщению, что же он хотел сообщить маме? (Дети читают сообщение, вставляют пропущенную букву).
Продолжение работы по теме урока
- Прочитаем стихотворение Виктора Лунина. В нём много слов с разделительным Ъ. Как будем произносить согласный звук перед Ъ знаком? (Твёрдо.) А гласная буква как будетчитаться? (Как два звука.)
Волк ужасно разъярён —
Съесть ежа не может он.
Ёж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки —
Объегорил злого волка.
- О чём или о ком в нём говориться?
(В стихотворении говорится о сердитом волке, который хочет съесть ежа.)
Что значит РАЗЪЯРЁН? Каким близким по значению можно заменить? (гневный, сердитый, рассерженный, озлобленный, осерженный, возмущенный, разозлённый)
А как вы понимаете слова объегорить и съежиться. Значение этих слов можно посмотреть в словаре.
Объегорить - обмануть, перехитрив в чём-нибудь.
Съёжиться - сжаться, сморщиться. Скорчиться, сжаться в комок (лечь, тесно прижав согнутые руки и ноги).
Прочитаем стихотворение ещё раз,правильно прочитывая звуки в словах
с разделительным Ъ знаком.
РЕЗЕРВ
На с. 74 рассмотрите рисунок
- Что на нём изображено?
- Давайте прочитаем текст и узнаем, что же произошло с героями сказки В. Сутеева. (портрет В. Сутеева)
- Как бы вы озаглавили этот текст? («В тесноте, да не в обиде»). А вот В. Сутеев назвал свою сказку «Под грибом» и я предлагаю её послушать.
- Чтение сказки «Под грибом» целиком.
- Ответ на вопрос после текста: расскажите, что случилось с героями сказки В. Сутеева?
- Как бы вы ответили на этот вопрос? «После дождя грибы растут и этот тоже вырос».
Владимир Сутеев. Сказка «Под грибом»
Как-то раз застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом — дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
— Куда же я пущу тебя? — говорит Муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт...
Бежит мимо Мышка:
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
— Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт... Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
— Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
— Тут места нет.
— Подвиньтесь, пожалуйста!
— Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..
— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба — радуются.
Муравей задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
— Эх вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
Вопросы для обсуждения с детьми
• Как Муравей оказался под грибом?
• Кто ещё спрятался от дождя под грибом?
• Почему сначала под грибом хватало места только Муравью, а потом там поместились и другие? Что произошло с грибом во время дождя?
• Нарисуй, какой был гриб до дождя и каким он стал, когда дождь закончился.
Итог урока:
Сегодня весь урок мы работали под девизом «С малой удачи начинается большой успех».
А какой успех сегодня был у нас на уроке?
- С какой новой буквой познакомились?
- какой секрет узнали у буквы?
- Чему научились?
- что было самым интересным на уроке?
- Что вызвало затруднение?
Оцените свою работу при помощи светофора.
Незнайка, благодарит Вас за помощь в изучении новой буквы, и приготовил для вас интересное творческое задание. (карточки)
12