СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: "Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защита населения"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: разъяснить учащимся значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности чело­века по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: "Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защита населения"»

Тема урока: «Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения».

Цель: разъяснить учащимся значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности чело­века по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара.

Задачи: Воспитание чувства ответственности в области пожарной безопасности. Формирование модели безопасного поведения в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

Предметные:

Формирование ответственности в области пожарной безопасности. Умения заниматься профилактикой пожаров в повседневной жизни.

Метапредметные:

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области прав и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Личностные:

Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения пожарной безопасности.

Ход урока:

1.Орг. момент

Учитель:

- Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».

Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда. В учебнике ОБЖ 8 класса определение пожара следующее: « Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей» .

- Итак, попробуем ответить на вопрос: «Огонь – друг человека или огонь – враг?» Вспомним, что овладение огнём помогло человеку обеспечить себя теплом и светом и уменьшило его зависимость от неблагоприятных погодных явлений, помогло ему расселиться по Земле и достичь определённого уровня цивилизации. С другой стороны, огонь оставил свои следы в истории человечества как огромная разрушительная сила. Тысячи городов и сёл исчезли с лица земли в языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и трудом предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь унёс миллионы человеческих жизней. С незапамятных времён огонь был спутником больших и малых войн, его использовали агрессоры всех времён.

2.Мотивация познавательной деятельности

--Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? (ответы учащихся).

Учитель:

- Действительно, существует так называемый треугольник огня:

- горючее вещество;

- окислитель;

- источник воспламенения.

- В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине человека


Учитель:

- Назовите основные причины возникновения пожара в зданиях (ответы учащихся).

- Вспомните и назовите основные поражающие факторы пожара. (Ответы учащихся).

- Ваши ответы верны. Действительно, поражающими факторами пожара являются:

- высокая температура;

- задымление помещения;

- распространение огня открытым путем;

- потери конструкциями несущей способности.

Учитель:

- Основным мероприятием по спасению людей при возникновении пожаров в зданиях является эвакуация людей.

Перечислите этапы эвакуации из здания школы. (Ответы учащихся).

Верно:

1 этап- обнаружение очага возгорания;

2 этап – сигнал тревоги;

3 этап – сообщение в пожарную службу;

4 этап – эвакуация из здания школы;

5 этап – построение на месте сбора;

6 этап – проверка количества учащихся.

3. Постановка цели познавательной деятельности

Учитель знакомство с понятием «паника», ее предотвращение.

- Ответьте, что является главным врагом при эвакуации из горящего здания?

Учитель:

- Это паника. Слово паника произошло от греческого panikon, что означает «безотчетный ужас». Именно, безотчетный, заставляющий человека неудержимо стремиться любыми путями избежать опасной ситуации. Даже в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни нет. И тогда зачастую само паническое движение многих людей становится причиной человеческих жертв.

Затем учитель помогает определить учебную задачу урока:

Что обучающиеся хотели бы узнать о пожарах? О правилах поведения в повседневной жизни в области пожарной безопасности?

4.Организация познавательной деятельности:

Учитель читает лекцию:

- История использования человеком огня началась множество тысяч лет назад. На сегодняшний день успешное использование благ цивилизации стало возможным благодаря освоению огня. Однако в современном мире не являются исключением случаи выхода из-под контроля процесса горения, это ведёт к возникновению пожаров, что наносит материальный ущерб и вред здоровью человека.

- К основным причинам возникновения пожара можно отнести:

- неграмотное использование бытовых приборов (холодильники, телевизоры, микроволновые печи, утюги, электронагреватели и другое) или их применение при наличии неисправности;

- несоблюдение мер безопасности при использовании бытового газа;

- разведение костров на дачах или во дворе жилых домов;

-курение в местах, для этого не предназначенных;

- бросание окурков и спичек на неположенных участках;

-подогрев на плите взрывоопасных химических веществ;

-отогревание труб отопления в холодное время паяльной лампой;

- применение открытого огня с целью освещения;

- грозовые разряды; применение нескольких электрических приборов одновременно, что ведёт к перегрузке электросети, оставление электроприборов без внимания и их перегрев;

- неправильное расположение электронагревателей – вблизи штор, покрывал;

- применение легковоспламеняющихся веществ (керосин, бензин, дизельное топливо) для розжига печи;

-оставление топящейся печи без присмотра на длительное время, неисправность или плохая подготовка печи к отопительному сезону;

- игра детей со спичками;

-разведение костров на чердаках или в подвалах;

-поджог в летний период тополиного пуха;

-умышленные поджоги;

-нарушение правил безопасности при использовании пиротехники.

Профилактика пожаров в повседневной жизни – это внимательное обращение с огнём в быту. Более 80% пожаров связано с неосторожным отношением человека с огнём. 70% - пожары в жилом секторе с количеством пострадавших от 5 до 90 % от общего числа находящихся в помещение людей.

Мероприятия по профилактике пожаров включают изучение основ противопожарной безопасности:

-не играйте с открытым огнём;

- используйте в быту только исправные электроприборы, применяйте их в соответствии с инструкцией и не оставляйте технику включенной без присмотра;

- не ставьте источник открытого огня с занавесками, не накрывайте бумагой лампы и люстры, не кладите никакие предметы на радиаторы и каминные трубы;

-химикаты храните в прохладном проветриваемом месте, помните, что пары некоторых химикатов при взаимодействии с другими веществами могут образовать взрывчатую смесь;

-рядом с источником тепла не храните и не распыляйте аэрозоли, не разбирайте баллоны и не отдавайте для игры детям;

- с осторожностью пользуйтесь взрывоопасными веществами (керосин, бензин), храните их в недоступном для детей месте;

- не включайте без необходимости газовые плиты и не оставляйте конфорки включенными без присмотра;

-соблюдайте меры осторожности при использовании пиротехники;

-во время новогодних приготовлений не украшайте ёлку игрушками из легковоспламеняющихся материалов (бумага, вата), не вешайте на дерево гирлянды, сделанные самостоятельно, не устанавливайте на ветках свечи и бенгальские огни;

-не ищите участок утечки газа с помощью спичек или другого открытого огня;

-при возникновении пожара в доме используйте подручные предметы для тушения (одеяла, мешковина, грубая ткань, стиральный порошок, вода, земля из горшков с цветами);

-во время грозы не стойте возле металлических дверей, избегайте сквозняков, не касайтесь электровыключателей;

-помните, что каждый 4-й пожар начинается на кухне, поэтому не оставляйте готовящуюся пищу без присмотра на долгое время, не выливайте в раковину горящее масло и не тушите его водой, это приведёт к распространению огня по всему помещению;

-не храните старые вещи в квартире, они способствуют возникновению пыли и плёнки жира в квартире, что при пожаре будет способствовать распространению огня;

-при печном отоплении не реже 2 раз в год прочищайте трубы, так как огонь способен выходить в жилое помещение через трещины;

-не курите во время покраски предметов нитрокраской;

-электропроводка должна осуществляться только грамотными специалистами и ни в коем случае не самостоятельно;

-не включайте все приборы в одну розетку, это может привести к перегрузке;

-располагайте телевизор вдали от источника тепла; при первых признаках его неисправности следует немедленно выключить технику;

-не закрывайте в холодный период вентиляционные отверстия.

Научно доказан факт, что каждый 6-й пожар происходит по вине курильщиков.


Права граждан в области пожарной безопасности 

Каждый человек в случае пожара имеет право на:

  • защиту жизни, здоровья и имущества;

  • возмещение ущерба в установленном порядке;

  • участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу;

  • получение информации по вопросам пожарной безопасности;

  • участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безо­пасности.

Права человека с необходимостью подкрепляются его обязанностями. В области пожарной безопасности каждый человек обязан:

  • соблюдать требования пожарной безопасности (в том чис­ле научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научить­ся ими пользоваться;

  • иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности;

  • при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожар­ную охрану;

  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества;

  • выполнять все законные требования должностных лиц по­жарной охраны.


Учитель знакомит обучаемых с ответственностью, которую несут граждане за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 167 УК РФ).

Статья 167 УК РФ

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 167]

1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.


- В настоящее время в Российской Федерации пожарная охрана – это большая и сложная структура. Основная её часть – Государственная противопожарная служба, которая входит в состав МЧС России. Это наиболее мощная и мобильная структура, основными задачами которой являются:

  • организация и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации;

  • организация и осуществление охраны населённых пунктов и предприятий от пожаров;

  • обеспечение тушения пожаров.

Кроме государственной противопожарной службы, федеральные органы исполнительной власти и предприятия могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Так, свои подразделения пожарной охраны есть в воинских частях, на железнодорожном транспорте, в аэропортах и морских портах.

МЧС России осуществляет комплекс мер по совершенствованию системы оперативного реагирования на пожары. С этой цель в МЧС России создаются пожарно-спасательные подразделения, проводится обучение пожарных основам проведения аварийно-спасательных работ.

Спасатели МЧС проходят специальную подготовку. В штаты боевых расчётов вводятся автомобили первой помощи и установки импульсного пожаротушения. На базе танка Т-64 создана машина «Импульс», которая тушит пожар в десять раз эффективнее обычных. Эта машина предназначена для тушения крупных пожаров на нефтехранилищах, местах добычи нефти, различных промышленных и гражданских объектах с помощь установки залпового огня капсулами с огнетушащим порошком.

Вопросами пожарной безопасности занимается также Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России.

Учитель знакомит учащихся со статистикой пожаров РФ.

статистика пожаров РФ 2015

Наименование показателей

Абсолютные данные за 12 месяцев 2015 г.

+ или - в % к Пр. г.

Процент от общих данных по России

2014

2015

ВСЕГО

кол-во пожаров, ед.

152695

145686

-4,59

100

погибло людей при пожарах, чел.

10237

9377

-8,4

100

в т.ч. детей, чел.

531

459

-13,56

100

травм. людей при пожарах, чел.

11079

10920

-1,44

100

прямой ущерб, тыс. р.

18343858

18814077

2,56

100

уничтожено строений, ед.

41477

41290

-0,45

100

уничтожено техники, ед.

8339

7663

-8,11

100

спасено людей, чел.

87601

53147

-39,33

100

спасено мат. ценностей, тыс. р.

45872774

46542261

1,46

100

кол-во загораний, ед.

436958

385696

-11,73

100

в городах и поселках городского типа

кол-во пожаров, ед.

90858

86469

-4,83

59,35

погибло людей при пожарах, чел.

5014

4543

-9,39

48,45

в т.ч. детей, чел.

252

193

-23,41

42,05

травм. людей при пожарах, чел.

7537

7076

-6,12

64,8

прямой ущерб, тыс. р.

12531377

11496996

-8,25

61,11

кол-во загораний, ед.

263600

229927

-12,77

59,61

в сельской местности

кол-во пожаров, ед.

61836

59217

-4,24

40,65

погибло людей при пожарах, чел.

5223

4834

-7,45

51,55

в т.ч. детей, чел.

279

266

-4,66

57,95

травм. людей при пожарах, чел.

3542

3844

8,53

35,2

прямой ущерб, тыс. р.

5812282

7317081

25,89

38,89

кол-во загораний, ед.

173355

155768

-10,15

40,39

на предприятиях, охраняемых подразделениями ФПС

кол-во пожаров, ед.

1701

1815

6,7

1,25

погибло людей при пожарах, чел.

152

167

9,87

1,78

в т.ч. детей, чел.

6

5

-16,67

1,09

травм. людей при пожарах, чел.

120

145

20,83

1,33

прямой ущерб, тыс. р.

1437901

282997

-80,32

1,5

кол-во загораний, ед.

5690

4844

-14,87

1,26



Основные причины возникновения пожаров

Причина, по которой возник пожар

Абсолютные данные за 12 месяцев 2015 г.

+ или - в % к Пр. г.

Процент от общих данных по России

2014

2015

Поджог

кол-во пожаров, ед.

18756

17054

-9,07

11,71

погибло людей при пожарах, чел.

312

237

-24,04

2,53

травм. людей при пожарах, чел.

493

414

-16,02

3,79

Неисправн. производств. оборудования, наруш. технологич. процесса производства

кол-во пожаров, ед.

512

518

1,17

0,36

погибло людей при пожарах, чел.

4

10

150

0,11

травм. людей при пожарах, чел.

61

66

8,2

0,6

НПУиЭ электрооборудования

кол-во пожаров, ед.

41344

40634

-1,72

27,89

погибло людей при пожарах, чел.

2025

1875

-7,41

20

травм. людей при пожарах, чел.

2353

2297

-2,38

21,03

НПУиЭ печей

кол-во пожаров, ед.

22592

20924

-7,38

14,36

погибло людей при пожарах, чел.

1002

875

-12,67

9,33

| травм. людей при пожарах, чел.

778

656

-15,68

6,01

НППБ при проведении электрогазосварочных и огневых работ

кол-во пожаров, ед.

1464

1351

-7,72

0,93

погибло людей при пожарах, чел.

20

25

25

0,27

травм. людей при пожарах, чел.

146

173

18,49

1,58

Неосторожное обращение с огнем

кол-во пожаров, ед.

47202

44561

-5,6

30,59

погибло людей при пожарах, чел.

6271

5637

-10,11

60,12

травм. людей при пожарах, чел.

5633

5633

0,0

51,58

Неосторожное обращение с огнем детей

кол-во пожаров, ед.

2523

2314

-8,28

1,59

погибло людей при пожарах, чел.

101

100

-0,99

1,07

травм. людей при пожарах, чел.

360

375

4,17

3,43

Прочая причина

кол-во пожаров, ед.

18297

18327

0,16

12,58

погибло людей при пожарах, чел.

502

618

23,11

6,59

травм. людей при пожарах, чел.

1255

1306

4,06

11,96



Основные объекты возникновения пожаров

Объект, на котором возник пожар

Абсолютные данные за 12 месяцев 2015 г.

+ или - в % к Пр. г.

Процент от общих данных по России

2014

2015

Здание производственного назначения

кол-во пожаров, ед.

3110

2939

-5,5

2,02

погибло людей при пожарах, чел.

113

91

-19,47

0,97

травм. людей при пожарах, чел.

186

158

-15,05

1,45

Складское здание

кол-во пожаров, ед.

1402

1319

-5,92

0,91

погибло людей при пожарах, чел.

14

15

7,14

0,16

травм. людей при пожарах, чел.

27

35

29,63

0,32

Здание жилого назначения

кол-во пожаров, ед.

105001

100599

-4,19

69,05

погибло людей при пожарах, чел.

9449

8510

-9,94

90,75

травм. людей при пожарах, чел.

8161

8044

-1,43

73,66

Здание общественного назначения

кол-во пожаров, ед.

6109

5828

-4,6

4

погибло людей при пожарах, чел.

59

87

47,46

0,93

травм. людей при пожарах, чел.

142

203

42,96

1,86

Здание сельскохозяйственного назначения

кол-во пожаров, ед.

622

550

-11,58

0,38

погибло людей при пожарах, чел.

14

8

-42,86

0,09

травм. людей при пожарах, чел.

7

20

185,71

0,18

Транспортное средство

кол-во пожаров, ед.

23081

20766

-10,03

14,25

погибло людей при пожарах, чел.

123

158

28,46

1,68

травм. людей при пожарах, чел.

403

371

-7,94

3,4

Строящееся (реконструируемое) здание

кол-во пожаров, ед.

983

943

-4,07

0,65

погибло людей при пожарах, чел.

29

38

31,03

0,41

травм. людей при пожарах, чел.

50

42

-16

0,38

Прочее здание и сооружение, открытая территория

кол-во пожаров, ед.

12387

12742

2,87

8,75

погибло людей при пожарах, чел.

436

470

7,8

5,01


Учитель знакомит со статистикой пожаров в г.Альметьевск.
За первое полугодие 2015 года в Альметьевском районе произошло 100 пожара, из них по городу – 69 и району –31. Погибли на пожарах пять человек и пострадали девять.

Для сравнения: за первое полугодие 2014 года произошло 103 пожара, из них 70 пожаров – по городу и 33 – по району, в них пострадали 18 человек и погибли трое.
Причиной большинства пожаров, произошедших за этот период, явились: нарушение правил монтажа, технической эксплуатации электрооборудования, короткое замыкание – 32 случая или 33 процента от общего количества пожаров; неосторожное обращение с огнем – 37 случаев или 38 процентов от общего количества пожаров; неосторожность при курении – 13 случаев или 13 процентов от общего количества пожаров.

5. Рефлексия познавательной деятельности

- Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?

-Вы достигли цели?

-Зачем вам нужно знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности?

- Как организована пожарная безопасность в Российской Федерации?

- Как вы оцениваете свою работу?

6. Домашнее задание.

1) § 1.2., стр.19 вопросы и задания.

2) Из перечисленных на уроке советов выберите требования, соблюдение которых будет способствовать обеспечению вашей личной безопасности в повседневной жизни. Запишите их в рабочих тетрадях.

Источники

1.Статистические данные по пожарам и загораниям в РФ в 2015 году


2.sites.google.com Оперативные данные по пожарам - Статистика пожаров







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!