СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по окружающему миру с презентацией "Пётр Первый-царь и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведён в технологии системно-деятельностного подхода, групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по окружающему миру с презентацией "Пётр Первый-царь и человек"»

Конспект урока по окружающему миру в 4 «Б» классе

Провела Мезенцева И.В.

Тема: Пётр 1: царь и человек.

Тип урока: урок открытия нового знания

Окружающий мир Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков

Система Занкова.

Цель урока: создание условий для целостного представления о Петре 1 , как о человеке и царе.

Планируемый результат:

Предметные:

-Иметь представление о преобразованиях Петра 1;

-Оценивать влияние преобразований Петра 1 на жизнь народа и страны.

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения; готовность открыто выражать свою позицию на уроках

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать нужную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы;

Формировать умения двигаться к намеченной цели, способность принимать, сохранять и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные УУД:

формирование умений видеть проблему и наметить пути её решения;

поиск и выделение необходимой информации из текста, фотографий и т.п., работа с разными источниками информации, анализировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками для решения учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Задачи урока:

-продолжить формирование представления учащихся о реформах и о личности Петра 1;

-дать оценку преобразованиям – как они повлияли на развитие Российского государства;

-формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений;

-воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.

Методы обучения: - метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации ;

-метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия;

-проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решений);

-методы стимулирования и мотивации;

-социальные (создание ситуаций взаимопомощи)

Формы обучения: сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной.

Материально-техническое обеспечение: учебник, карточки , раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, экран, нетбук на партах для работы в группе,

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты

1.Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

(организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;



II. Актуализация знаний.

Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися материала,определить опорные знания.

Метод: диалог.



Начнём наш урок окружающего мира.

Как называется раздел, который мы начали на прошлом уроке. Куда мы обратимся?

Что значит преобразования? (карточки)

В каких областях проводить преобразования? (карточки)

Какой период истории российского государства охвытывает этот раздел? (Если забыли, где можем посмотреть – лента времени стр. 11)

Как называется глава?

Почему изучение раздела начинается с этой главы?

Почему Пётр задумал преобразовать Россию? Вспомните предыдущий раздел.


Назовите первую тему.


Какие главные факты узнали из этой темы.














Какая была следующая тему?

Как эта тема помогла понять какие преобразования произошли в России?

Зачем России был нужен выход в Балтийское море, если в Европу можно добраться и сушей?





Назовите 3 тему.

Как эта тема помогла понять какие преобразования произошли в России7


Раздел: Преобразования в России


К содержанию.

Изменения которые происходили в России


В образовании, в культуре, в армии, , в обществе, в экономике, в ……………

Период истории: 17-19 век .Новое время.

Россия при Петре 1.

Пётр 1 стал первым преобразователем России, именно он начал преобразования.

В Европе шло развитие , и .т.д.

Дают ответы на поставленные вопросы

1.Царь плотник:

Детство Петра 1

Годы жизни и правления. Родословная.

Игры и увлечения Петра 1.

-1672- 1725)

-1689-1725)

-Отец - Алексей Михайлович . Мать - Наталья Нарышкина .

-Петр рос живым и любознательным. Как и все мальчишки любил играть в войну. Он из детей-дворян создал «потешное» войско. Так зародился первый полк гвардии. Одна случайная находка ботика – маленького парусника Петром 1 на острове Измайловского пруда, привела его к увлечению - кораблевождению)

2Выход к морю

-У России не было выхода к морю, потому что она граничила с землями других государств. Для этого потребовалась долгая война со Швецией, длилась она 21год и называлась Северной. В 1700г. русские войска пробились в Финский залив. Так Россия добилась выхода к открытому морю.

Торговы пути, быстрее, мощь

3.Город на Неве.

В 1712 году сюда была перенесена столица.

Оплот Российского флота.














Предполагаемые результаты:

- уметь проводить самооценку по ранее теме

- учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- принимать и сохранять

учебную задачу;





ІІІ Открытие нового знания.

Фиксирование индивидуального затруднения.


Выявления места и причины затруднения.

Постановка цели и определение темы урока.

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


-Прочитайте следующую тему главы.. Пётр 1 : царь и человек. (Вывешивает тему.

О чём пойдёт речь на уроке.

Почему мы будем говорить о Петре

1.как о царе



2 как о человеке?






создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

(По ходу ответов на доске создаётся схема.



Царь

Человек


Преобразования, реформы

Личностные качества


Сформулируйте цель сегодняшного урока.


Знаменитый историк Карамзин так написал о Петре «Он велик без сомнения: но ещё мог бы возвеличиться больше, если бы….»

Можете ли вы продолжить это высказывание? Почему?

Давайте исследуем это высказывание. Что вы заметили?


Какой должна быть личность, чтобы она могла что то изменить (ход истории)?


А я вам добавлю вот такие качества жестокой,


Личность может быть плохой или хорошей?


Анализируя поступки, деяния человека мы делаем вывод какой он человек.





Царь – деятель, может издавать законы, которые должны выполняться. Руководит страной, влияет на развитие государства и т д.


Это личностные качества, характер, которые формируются у человека и которые влияют на поступки, действия , которые совершает человек.

Цель: узнать о Петре 1 как о человеке и о царе.







Противоречие



Дети называют: целеустремлённой,

активной, трудолюбивой, честной, и т д.




Нет. Поступки которые совершает личность могут быть плохими или хорошими



Построение проекта выхода из затруднения.



Реализация построения проекта.

Вернёмся к нашей цели. Как будем достигать цель поставленную на уроке?

Как организуем свою работу .

(по ходу ответа на доске появляется план работы)

Как будем узнавать роль Петра как человека и царя для России.?


Кому интересно разобраться каким человеком был Пётр 1?

Кому интересно разобраться, какие преобразования для России сделал Пётр 1?












С чем будете работать?


Выступление .


Мы можем провести исследование.



Цель

План

Результат

Оценка своих действий

Для этого мы поставим цель, наметим план (способы ) действий, получим результат и посмотрим цель=результату. Выполню оценку своих действий.

Человек Факты


Царь (преобразования) Факты

1.

2.

3.


Разделиться на группы.

Дети рассаживаются по группам.

Название групп человек, царь.

Планируют деятельность, распределяют роли в группе


Дети изучают различные

Источники информации.

Предполагаемые результаты:

- уметь добывать новые знания;

- проводить сравнение - делать обобщение;

- применять наблюдение для

информационного поиска;

- уметь сотрудничать, оказывать помощь;

- слушать и понимать речь других;

- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;- учитывать разные мнения в сотрудничестве;

- учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- принимать и сохранять

учебную задачу;




. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи закрепление

Ребята, у вас было 2 темы. Могут быть повторения, тогда как рациональнее организовать свою деятельность?




Может кто то разобрался в какой области были сделаны эти преобразования.






(По ходу ответов детей, подтвердите фактами, что он был трудолюбивый, и т д.)

Поочерёдно. При этом не повторяться. Все слушаем, согласны или не согласны.


После проведения исследования каждая группа выступает с представлением результатов. На доске формируется таблица со слов детей.

Царь

Преобразователь России

Открыл школы

Построил город Санкт-Петербург

Учёба за границей

Вышла первая печатная газета

Ввёларабские цифры

Новый год стали отмечать 1 января

Создал регулярную армию

Построил флот

Открыл фабрики и заводы.

Открыл первый музей

Первая публичная библиотека

Расширил границы государства

Человек.

Умный

Трудолюбивый

Простой в обхождении

Требовательный

Не любил роскоши

Бережливый

Любознательный

Настойчивый

Решительный

Сильный

Бесстрашный

Не знал жалости





Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи з акрепление.

Итак мы прослушали выступления четырёх исследовательских групп.

На основании нашего исследования, какой можно сделать вывод?

Обратимся к качествам, которые вы назвали в начале. Какой должна быть личность, чтобы поменять ход истории.

Жестокость? Пётр 1 был жесток?

Вернёмся к высказыванию Карамзина .

«Он велик без сомнения: но ещё мог бы возвеличиться больше, если бы (

….


Россия в средние века находилась в очень трудном положении, отставала в развитии от других государств. Как говорили некоторые историки, это была дикая, дремучая страна, которая не знала ни просвещения, ни цивилизации. Татаро-монгольское иго, которое длилось более 200 лет, отбросило Россию в развитии намного лет назад. Поэтому необходим был такой человек, который бы вывел Россию из глубочайшего сна и поставил бы её вровень с крупнейшими европейскими государствами. Таким человеком стал Пётр I.



Благодаря преобразованиям царя Петра 1, Россия стала быстро развиваться






Не притеснял народ

Не навязывал


Итог

Вернёмся к цели урока. Какую цель ставили перед собой?

Какой результат получили.

Цель=результату.

Дети выбирают суждение.

Сверка с эталоном.




Предполагаемые результаты:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;


Рефлексия.

Цель: выявить самооценку учащихся собственной учебной деятельности.

Заполните лист оценивани. Выберите суждение.

  • Я думаю, что реформы, которые проделал Пётр 1, не повлияли на ход истории России, потому что он насаждал в России чуждую культуру.

  • Я думаю, что Пётр 1 хороший реформатор , и если характеризовать его как личность, он добрый, трудолюбивый, любознательный.

  • Я думаю, что Петр 1 хороший царь-реформатор, потомучто он создал флот, школы, сильную армию и если характеризовать его как личность, он жестокий, властный, грубый.

Я думаю, что реформы, которые проделал Пётр 1, повлияли на ход истории России, он был царём-преобразователем, потому что он создал флот, сильную армию, школы и был очень интересной личностью – любознательной, целеустремлённой, властной, жестокой.

Дети выбирают суждение.

Сверка с эталоном.




Домашнее задание.


Разноуровневое.


1 уровень.стр. 99-101 уметь рассказывать о Петре 1 как о человеке и как о личности.

2 уровень Составит викторину по теме.

3 уровень Представьте, что вы современник Петра 1. Расскажите от лица боярина, крестьянина о преобразованиях Петра 1.

Инсценирование.