Конспект урока по окружающему миру 3 класс
на тему «Золотое кольцо России»
Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.
Задачи:
-
Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы;
-
Расширять словарный запас, продолжить работу по формированию связной речи;
-
Развивать память, мышление, воображение, творческие способности;
-
Воспитывать любовь к России, ее духовному наследию;
-
Воспитывать культуру поведения, взаимопомощь;
-
Создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке для поддержания работоспособности и сохранения здоровья.
Ход урока
1.Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
С вами все должны понять,
Много нового узнать
2. Постановка цели урока
– Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей.)
– Мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе окружающий мир: Путешествие по городам и странам. Откройте учебник на стр.84-85 и давайте прочитаем, о чём мы с вами будем говорить на уроках.(Читаем)
И первый урок называется Золотое кольцо России.
– Итак, тема нашего сегодняшнего урока
– Целью нашего урока будет узнать какие города входят в Золотое кольцо и почему оно называется кольцом.
- Какие вопросы у вас появились, после того, как вы прочитали тему урока? (Почему кольцо? Почему Золотое?)
-Может быть, у кого-то из вас есть какие-то предположения, варианты ответов? (Ответы детей.)
Тогда мы с вами можем выдвинуть гипотезы (предположения):
– Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.
– Золотое, так эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока увидим оказались ли наши гипотезы верными.
– Готовы? Тогда в путь! Руки на месте, ноги вместе, локти у края, спина прямая. (Напоминание о правильной осанке во время урока.)
3. Организация восприятия и осмысления новой информации
- В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту России.
(На карте указан маршрут следования.)
- Покажите на карте столицу нашей Родины.
Что особенно запомнилось?
Кто основал Москву?
(ученик выходит к доске и отвечает: Князь – Юрий Долгорукий.)
- Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов.
(Говорит в микрофон.)
Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад.
Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!
- Едем дальше
Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.
Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!
Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов.
Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.
За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.
Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути!
5. Работа в группах
-А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас побыл в роли экскурсовода. Вы будите работать в группах. Ваша задача рассказать о городах как можно ярче, интереснее, чтобы каждый из присутствующих захотел отправиться в путешествие по этим городам.
У вас на столах план составления рассказа о городе, фотографии достопримечательностей, учебник, дополнительная литература и лист А3(+клей).
На выполнение задания у вас 15 мин.
- По истечению времени слушаем ответы групп.
6. Физкультминутка
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках
Столько раз?
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять
Топаем ногами
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.
(слова дети сопровождают движениями)
- Путешествие наше закончилось и мы опять с вами вернулись в наш родной город. Столицу нашей Родины – Москву. А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца.
7.Закрепление материала
- Разгадываем кроссворд
8.Итог урока
А сейчас давайте подведем итоги, что же мы с вами узнали? Подтвердилась ли наша гипотеза, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо?
Почему это кольцо Золотое?
9.Домашнее задание составить рассказ по плану об оставшихся 2х городах, Владимире и Суздале