СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: "Органы чувств."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит подробную разработку урока для 4 класса  начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: "Органы чувств."»


Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века»

Автор: учитель начальных классов МАОУ «СОШ №25»

г. Балаково Саратовской области

Любкина Ирина Васильевна


Тема: Органы чувств. Вкус.

Цель: знакомство с органом вкуса, его значением и гигиеной.

Задачи:

1) формировать бережное отношение к своему здоровью;

2) учить наблюдать, делать выводы, обобщать;

3) расширять знания учащихся;

Оборудование:

Учебный комплект для учащихся:

1.Учебники:

• Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Рабочие тетради:

• Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2010.


3.Таблица «Вкусовые зоны языка»;

4.Карточки для индивидуальной работы;

5.Презентация физминутки «Береги зрение»;

6.Таблички: дегустаторы, менеджеры, эксперты;

7.Продукты для опытов (сахар- рафинад, салфетки, вода)


Ход урока:

1.Орг. момент.

-Какой будет урок? (окружающий мир)

-Как человек воспринимает окружающий мир? (с помощью органов чувств)

-Вы назвали тему раздела: « Органы чувств»

- Какой орган чувств изучали на прошлом уроке? (обоняние)

2. Проверка домашнего задания.

- В виде письменного опроса «Да - нет» (у каждого ученика на столе чистые листки. На все вопросы они отвечают да или нет. Один ученик отвечает на индивидуальной доске, потом по ней проводится проверка)

Вопросы:

1) Нос является органом обоняния? (да)

2) Обоняние помогает хорошо слышать? (нет)

3) Насморк мешает обонянию? (да)

4) Опасно ли подносить к носу средства бытовой химии? (да)

5) Курение вредит обонянию? (да)

6) У животных есть обоняние? (да)

Проверка по индивидуальной доске.

-устные рассказы учеников про обоняние, сообщения, доклады на тему: «Как обоняние помогает животным?»

-несколько человек работают по карточкам

Повторение памятки «Как надо охранять орган обоняния?» (фронтальный опрос):

-не курить

-не нюхать незнакомые предметы бытовой химии

-беречь нос от простуды

-чаще употреблять в пищу фрукты и овощи, чтобы не заболеть

-закаляться

-не простужать ноги


Молодцы! Хорошо рассказали про обоняние.


3.Объяснение нового:

-Отгадайте загадку и узнаете о каком органе чувств пойдет речь на уроке.

Всегда во рту

А не проглотишь (язык)


Назовите тему урока (Вкус)


-Сегодня на уроке вы узнаете много интересного и полезного о вкусе, о главном его органе языке. Класс будет разделен на группы: менеджеры, эксперты, дегустаторы.

Словарная работа:

Дегустатор - новое для вас слово. Заглянем в словарик (Дегустатор - специалист, который определяет качество продукта на вкус)


Сегодня на уроке дегустаторы нам помогут ответить на вопрос:

Верно, что различать вкус помогает слюна?


Опыт №1. Потрем язык салфеткой и проведем быстро по нему кусочком сахара. Почувствовали ли вкус? Почему?

Вывод: сухой язык вкуса не ощущает.


Опыт №2.Подержим сахар во рту чуть дольше или положим его на влажный язык. Что происходит? ( сахар растворятся и ощущается сладкий вкус)

Вывод: вкус пищи мы ощущаем, если она растворяется в жидкости. Растворителем служит слюна. Нерастворимые вещества кажутся безвкусными. Наш язык всегда влажный.


Физминутки:


1) Упражнения на восстановление мозгового кровообращения.

2) Презентация физминутки «Береги зрение»


-Что пожелал вам кот Леопольд? (Ребята! Берегите зрение!)

-Только ли язык участвует в определении вкуса? (Органы зрения и обоняния тоже участвуют, поэтому дегустаторов мы сегодня выбирали без насморка.

-С помощью языка мы узнаем вкус: сладкий, соленый, горький или кислый.

Рассмотрим таблицу «Вкусовые зоны языка»

Вывод:

Сладкую и соленую пищу человек ощущает кончиком языка, кислую –боками , а горькую - корнем.

-Почему так происходит?

Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот, кислое или сладкое, соленое или горькое, вкусное или безвкусное. Замечали ли вы, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше ощущают кислое, а его основание- горькое. Поэтому горькое лекарство надо быстрее проглатывать.

4.Закрепление нового материала.


а) - Каково значение органа вкуса?

- Какие вкусы мы различаем?


б) Игра «Вкус продукта» (ученики- менеджеры предлагают товар, дегустаторы отгадывают, какой вкус они имеют, эксперты определяют правильность определения вкуса того или иного продукта. Например, лимон - кислый, лук – горький и т.д.)


в) Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка.


г) Коллективная работа по учебнику. Рубрика «Жил на свете человек…»


д) Какое еще значение имеет язык? Зачем врачи осматривают язык?


Надо ли беречь язык?


е) Составление памятки «Как сберечь орган вкуса?» ( фронтально)


5. Домашнее задание: напишите памятку « Как сберечь орган вкуса?»


5. Рефлексия


-Как называлась тема урока? (Вкус)

-Назовите главный орган вкуса (Язык)

-Помогите продолжить предложения.

Снаружи язык покрыт множеством…(сосочков) В них заложены окончания нервов, определяющих…(вкус)

Кончик языка ощущает…(сладкий и соленый) вкус. Кислый вкус ощущаем …. (краями) А горький…(корнем)


-Нужно ли беречь язык? (Да)

-Молодцы!


Понравился вам урок?

Поделитесь своими знаниями с родителями.

Комментирование оценок. Мне понравились содержательные ответы…(фамилии детей), по карточкам получили оценки… и т.д.


Литература


1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2008.

2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2010.

3. Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой. 1-2 часть / автор-составитель Т.С. Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2009.

4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. » - М.: Вентана-Граф, 2006.

5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана-Граф, 2007.


Дополнительная литература


1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия .

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия .

3. Мультимедийная энциклопедия.

4. Большая русская биографическая энциклопедия



4