Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века»
Автор: учитель начальных классов МАОУ «СОШ №25»
г. Балаково Саратовской области
Любкина Ирина Васильевна
Тема: Органы чувств. Вкус.
Цель: знакомство с органом вкуса, его значением и гигиеной.
Задачи:
1) формировать бережное отношение к своему здоровью;
2) учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
3) расширять знания учащихся;
Оборудование:
Учебный комплект для учащихся:
1.Учебники:
• Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Рабочие тетради:
• Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2010.
3.Таблица «Вкусовые зоны языка»;
4.Карточки для индивидуальной работы;
5.Презентация физминутки «Береги зрение»;
6.Таблички: дегустаторы, менеджеры, эксперты;
7.Продукты для опытов (сахар- рафинад, салфетки, вода)
Ход урока:
1.Орг. момент.
-Какой будет урок? (окружающий мир)
-Как человек воспринимает окружающий мир? (с помощью органов чувств)
-Вы назвали тему раздела: « Органы чувств»
- Какой орган чувств изучали на прошлом уроке? (обоняние)
2. Проверка домашнего задания.
- В виде письменного опроса «Да - нет» (у каждого ученика на столе чистые листки. На все вопросы они отвечают да или нет. Один ученик отвечает на индивидуальной доске, потом по ней проводится проверка)
Вопросы:
1) Нос является органом обоняния? (да)
2) Обоняние помогает хорошо слышать? (нет)
3) Насморк мешает обонянию? (да)
4) Опасно ли подносить к носу средства бытовой химии? (да)
5) Курение вредит обонянию? (да)
6) У животных есть обоняние? (да)
Проверка по индивидуальной доске.
-устные рассказы учеников про обоняние, сообщения, доклады на тему: «Как обоняние помогает животным?»
-несколько человек работают по карточкам
Повторение памятки «Как надо охранять орган обоняния?» (фронтальный опрос):
-не курить
-не нюхать незнакомые предметы бытовой химии
-беречь нос от простуды
-чаще употреблять в пищу фрукты и овощи, чтобы не заболеть
-закаляться
-не простужать ноги
Молодцы! Хорошо рассказали про обоняние.
3.Объяснение нового:
-Отгадайте загадку и узнаете о каком органе чувств пойдет речь на уроке.
Всегда во рту
А не проглотишь (язык)
Назовите тему урока (Вкус)
-Сегодня на уроке вы узнаете много интересного и полезного о вкусе, о главном его органе языке. Класс будет разделен на группы: менеджеры, эксперты, дегустаторы.
Словарная работа:
Дегустатор - новое для вас слово. Заглянем в словарик (Дегустатор - специалист, который определяет качество продукта на вкус)
Сегодня на уроке дегустаторы нам помогут ответить на вопрос:
Верно, что различать вкус помогает слюна?
Опыт №1. Потрем язык салфеткой и проведем быстро по нему кусочком сахара. Почувствовали ли вкус? Почему?
Вывод: сухой язык вкуса не ощущает.
Опыт №2.Подержим сахар во рту чуть дольше или положим его на влажный язык. Что происходит? ( сахар растворятся и ощущается сладкий вкус)
Вывод: вкус пищи мы ощущаем, если она растворяется в жидкости. Растворителем служит слюна. Нерастворимые вещества кажутся безвкусными. Наш язык всегда влажный.
Физминутки:
1) Упражнения на восстановление мозгового кровообращения.
2) Презентация физминутки «Береги зрение»
-Что пожелал вам кот Леопольд? (Ребята! Берегите зрение!)
-Только ли язык участвует в определении вкуса? (Органы зрения и обоняния тоже участвуют, поэтому дегустаторов мы сегодня выбирали без насморка.
-С помощью языка мы узнаем вкус: сладкий, соленый, горький или кислый.
Рассмотрим таблицу «Вкусовые зоны языка»
Вывод:
Сладкую и соленую пищу человек ощущает кончиком языка, кислую –боками , а горькую - корнем.
-Почему так происходит?
Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот, кислое или сладкое, соленое или горькое, вкусное или безвкусное. Замечали ли вы, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше ощущают кислое, а его основание- горькое. Поэтому горькое лекарство надо быстрее проглатывать.
4.Закрепление нового материала.
а) - Каково значение органа вкуса?
- Какие вкусы мы различаем?
б) Игра «Вкус продукта» (ученики- менеджеры предлагают товар, дегустаторы отгадывают, какой вкус они имеют, эксперты определяют правильность определения вкуса того или иного продукта. Например, лимон - кислый, лук – горький и т.д.)
в) Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка.
г) Коллективная работа по учебнику. Рубрика «Жил на свете человек…»
д) Какое еще значение имеет язык? Зачем врачи осматривают язык?
Надо ли беречь язык?
е) Составление памятки «Как сберечь орган вкуса?» ( фронтально)
5. Домашнее задание: напишите памятку « Как сберечь орган вкуса?»
5. Рефлексия
-Как называлась тема урока? (Вкус)
-Назовите главный орган вкуса (Язык)
-Помогите продолжить предложения.
Снаружи язык покрыт множеством…(сосочков) В них заложены окончания нервов, определяющих…(вкус)
Кончик языка ощущает…(сладкий и соленый) вкус. Кислый вкус ощущаем …. (краями) А горький…(корнем)
-Нужно ли беречь язык? (Да)
-Молодцы!
Понравился вам урок?
Поделитесь своими знаниями с родителями.
Комментирование оценок. Мне понравились содержательные ответы…(фамилии детей), по карточкам получили оценки… и т.д.
Литература
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2010.
3. Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой. 1-2 часть / автор-составитель Т.С. Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. » - М.: Вентана-Граф, 2006.
5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана-Граф, 2007.
Дополнительная литература
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия .
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия .
3. Мультимедийная энциклопедия.
4. Большая русская биографическая энциклопедия
4