- уметь различать группы растений по их существенным признакам.
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Существует связь между окружающим миром и различными жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо «добыть ». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.
На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами полученной информации. На 5 этапе урока учащиеся с учителем обобщают полученные знания.
На уроке созданы все условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:
Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии | УУД |
1.Актуализация знаний. Мотивация | Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. На меня все посмотрели, Улыбнулись и присели. Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!” Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.
Мы продолжаем с вами знакомство с удивительным Царством- Царством растений. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще флорой. В этом государстве приветствуют нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны. - Каких представителей этого царства вы видите?
- На какие группы растений вы из разделили? - По какому признаку? - Все эти же самые растения можно разделить на другие группы растений и по другому признаку. Хотите узнать как? Слайд 2-папоротник.(обсудите в группах)
- Опять нет единого мнения, что же нам делать, чтобы узнать, где ошибка, неверное представление о растении? - Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?
Где правде, а где вымысел, легенда, ложь. Без науки о растениях не поймешь Какая наука изучает растения? - И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас. (5 групп) |
Шиповник, сосна, дуб, берёза, ромашка лекарственная, чеснок, хлопчатник, лён, смородина
Дети называют соответствующие группы растений и распределяют картинки в группы (на доске)(деревья,кустарники,травы)
Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчеркивает разногласия, усиливает противоречия.
- Изучить эти группы растений. - Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.
- Ботаника
|
( на доске располагаются фотографии представителей различных групп - из д/з)
появляются группы растений Для создания проблемной ситуации используем прием загадки.(На доске фотография растения и информация о нем.)
( на доску)
(на доску) | Л:формирование внутренней позиции школьника
Л: самоопределение
П: -анализ,синтез, -классификация, - осознанные и произвольные высказывания,
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Л:самоопределение в деятельности |
2. Исследование в малых группах
| - На столах у вас лежат фотографии, картинки, гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. У каждой группы есть инструкция по выполнению задания. Инструкция для группы 1-группа ВОДОРОСЛИ 1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе. 2. Используйте материал из учебника с.59-60, вставьте в текст пропущенные слова. 3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы. 4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего). Инструкция для группы 2- группа МХИ 1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе. 2. Используйте материал из учебника с.61, вставьте в текст пропущенные слова. 3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы. 4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего). Инструкция для группы 3-группа ПАПОРОТНИКИ 1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе. 2. Используйте материал из учебника с.61-62, вставьте в текст пропущенные слова. 3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы. 4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего). Инструкция для группы 4. 1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе. 2. Используйте материал из учебника с.62, вставьте в текст пропущенные слова. 3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы. 4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего). Инструкция для группы 5. 1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе. 2. Используйте материал из учебника с.64, вставьте в текст пропущенные слова. 3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы. 4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего). | Высказывают свои предположения
|
(у каждой группы на столе) | Л:самоопределение в деятельности К: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Р: планирование П:поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок), сбор информации (дополнение таблиц новыми данными) |
3. Физминутка | Игра «Деревья, кустарники, травы».
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
| Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие)
| Игра направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников. По ходу игры учитель может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия учитель выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты | Р: саморегуляция |
4.Обмен информацией | Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчета групп на доске появляется таблица, где отмечено, имеет растение орган или не имеет. Слушаем друг друга внимательно, т.к. в конце урока будет проверочная работа. | стебли | листья | цветы | корни | плоды и семена | цветковые | | | | | | водоросли | | | | | | мхи | | | | | | папоротники | | | | | | хвойные | | | | | |
| Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу. | Дать возможность каждой группе представить информацию.
| П: - построение речевого высказывания в устной форме, - обобщение информации, -использование схемы для воспроизведения новой информации, -сбор информации (дополнение таблицы новыми данными)
Р: целеполагание |
5.Организация информации | - Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками. | стебли | листья | цветы | корни | плоды и семена | цветковые | + | + | + | + | + | водоросли | | | | | | мхи | + | + | | | | папоротники | + | + | | + | | хвойные | + | + | | + | + |
|
|
| П: - сбор и презентация полученной информации, - синтез как составление целого из частей |
6.Связывание информации. Обобщение.
| - Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений? (слайд 7) Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путем деления или спорами. Мхи имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист- хвою, не цветут.
| Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения. |
| П: обобщение информации |
7. Подведение итогов.
| - А, теперь поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор? (Слайды 2--6) | Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.
|
| Регулятивные УУД |
8.Рефлексия | -Ну, а сейчас проведём диагностику ваших знаний. Если вы согласны с моим утверждением, то поставьте + радом с соответствующей цифрой, если не согласны, то -. 1.Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков; 2. Водоросли можно рассмотреть только под микроскопом; 3.Жизнь мхов зависит от воды; 4.Хвойные растения называют ещё голосеменными, потому что семена расположены открыто на чешуйках шишек; 5. У любого растения есть корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами; 6.Цветковые растения - самая многочисленная группа; 7.На месте цветков образуется плод с семенами; 8.Липа - хвойное растение; 9.Растение - живое существо, т.к. оно растет, питается, дышит, размножается. - А теперь вы будете соединять точки. Если у вас под теми номерами, которые я назову, стоят +, то вы соединяете, если же у вас есть -, то не соединяете. 1 и 3, 1 и 4, 4 и 6, 6 и 9, 9 и 7. Что получилось? -Это значит, вы хорошо работали на уроке и выполнили все задачи урока. |
1. + | 2. - | 3. + | 4. + | 5. - | 6. + | 7. + | 8. - | 9. + |
|
| П: рефлексия; Л: смыслообразование
Р:-контроль и самоконтроль, - самооценка Л: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности |
9. Д/з | - с.59-64 (прочитать) На выбор: - найти картинки представителей разных групп растений - рассказ о любом растении, живущем на Земле - узнать, какие растения нашего района занесены в Красную книгу - поразмышлять, а что нужно сделать так, чтобы такое разнообразие растений сохранялось и не исчезало |
|
| П:-самостоятельный поиск информации Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Л: самоопределение |