Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Сальский аграрно-технический колледж»
Методическая разработка урока
по общеобразовательному учебному предмету «Математика»
тема урока: «Вероятность»
для специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
разработал: преподаватель математики,
Ромащенко Татьяна Александровна
Гигант
2022
Содержание
Введение 3
Основная часть 4
Организация практико-ориентированного обучения в СПО на
основе принципа связи теории с практикой 4
Методика планирования и подготовки занятий на основе
практико-ориентированной технологии и принципа связи
теории с практикой 5
Технологическая карта занятия 8
Заключение 16
Список литературы 17
Приложение 18
Введение
За последние десятилетия в нашей стране сложился четкий стереотип: хочешь быть успешным – получи высшее образование, и перед тобой откроются все двери.
В современном обществе, не без участия средств массовой информации, культивируется образ успешного, обеспеченного человека с высшим образованием, и даже не одним, которому завидует большинство. Но так ли это? Считаю, что нет. Я считаю, что, получив рабочую профессию или став специалистом среднего звена, человек может стать успешным, главное – задать правильную траекторию.
Ни для кого не секрет, что в сферу среднего профессионального образования, в первую очередь, приходят дети, которые не очень хорошо учились в школе. И наша задача, как педагогов, заинтересовать их, показать все плюсы выбранной специальности, показать перспективу. Преподаватель закладывает интерес к профессии и специальности, именно он с разных сторон может показать всю ее необычность, красоту, ценность. А это не всегда легко.
На протяжении многих лет каждая ступень образования существовала как бы сама по себе. Современная концепция развития образования направлена на взаимодействие между собой всех ступеней.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации, говорится о том, что образование должно быть непрерывным.
Большая роль отводится и среднему профессиональному образованию, которое непосредственно связано с производственной сферой. Именно здесь готовят будущих квалифицированных специалистов, в которых так нуждается наша российская промышленность. Все отмечают проблему нехватки рабочих кадров на заводах, призывают молодежь активнее получать рабочие профессии. Тем самым подчеркивают значимость среднего профессионального образования в нашей стране. Говорят о необходимости тесного взаимодействия государства и бизнеса.
Именно предприятия должны помочь учебному заведению воспитать конкурентно способного студента, который мог бы успешно реализовать свои возможности.
2. Основная часть
2.1 Организация практико-ориентированного обучения в СПО
на основе принципа связи теории с практикой
Современное содержание среднего профессионального образования ставит приоритетной задачей становление обучающегося как субъекта развития собственной деятельности. Необходимость подготовки выпускников, обладающих сформированными общекультурными и профессиональными компетенциями, предъявляет новые требования к используемым педагогическим методикам.
Практико-ориентированный подход к организации образовательного процесса на современном этапе развития образования позволяет выстроить образовательный процесс обучающихся на качественно новом уровне, включающем ряд принципов, а именно: активности, преемственности, профессиональной направленности, дифференцированности, комфортности, оптимизации и креативности. Но наиболее важным принципом для реализации практико-ориентированной технологии является принцип связи теории с практикой.
Он предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Для реализации данного принципа необходимо: опора в обучении на имеющийся практический опыт обучающихся; показ области применения теоретических знаний; изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений; решение задач и упражнений на основе производственных отношений.
При организации практико-ориентированного обучения на основе принципа связи теории с практикой необходимо обратить особое внимание на формирование профессиональных компетенций обучающихся при выполнении самостоятельной работы, как на аудиторных, так и внеаудиторных занятиях. Каждый вид деятельности, будь то проблемная лекция, аудиторное занятие или самостоятельная работа, предполагает наличие проблемы, личностно значимой для обучающегося, которую он учится преодолевать.
Организованный таким образом учебный процесс осуществлялся на основе следующих структурных компонентов:
– выделение цели деятельности;
– определение предмета деятельности;
– планирование своей деятельности;
– выбор средств деятельности;
– рефлексия деятельности.
Данный подход повышает мотивацию обучающихся к дальнейшей профессиональной деятельности, так как они видят практический смысл в предложенных им заданиях, и это активизирует их к освоению выбранной профессии или специальности.
2.2 Методика планирования и подготовки занятий на основе
практико-ориентированной технологии и принципа связи теории с практикой
Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.
Фундаментальность обучения требует систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности, а практическая направленность - моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека.
Содержание образования, согласно данному принципу, должно отражать преобразования в экономике, политике, культуре, т.е. в том реальном социальном контексте, в котором протекает жизнедеятельность обучаемых.
Изучение самых современных и фундаментальных теорий является недостаточным для нормального протекания процесса обучения. Не менее важны практические знания, понимание условий и способов их применения, так как они расширяют диапазон возможностей и обогащают личный опыт, делают теоретические знания более основательными и востребованными в повседневной жизни, а не только в учебных ситуациях.
Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Для реализации данного принципа необходимо: опора в обучении на имеющийся практический опыт обучающихся; показ области применения теоретических знаний; изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений; решение задач и упражнений на основе производственных отношений.
В этих условиях одной из целей преподавателя становится такая организация занятия, чтобы изучаемый материал был близок к практической жизни, необходимо обсуждение практических вопросов и жизненных ситуаций. Знакомый и личностно значимый материал обучающиеся обычно воспринимают как легко усваиваемый. Одним из путей достижения этого результата является реализация практико-ориентированного подхода к обучению и принцип связи теории с практикой.
Использование практико-ориентированного обучения:
активизирует интерес к предмету и, следовательно, способствует повышению качества знаний, расширению кругозора;
преображает обучающегося из объекта образовательного процесса в активного субъекта;
показывает практическое значение и актуальность профессионального образования в жизни.
Чтобы обучающиеся научились применять знания в жизни, важно создавать новые, отличные от традиционных по содержанию и подходам к решению задания.
Под практико-ориентированными заданиями мы будем понимать задания из
повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.
Цель практико-ориентированных заданий – «погружение» в решение «жизненной» задачи. Один из ключевых вопросов при составлении практико-ориентированных заданий – способность заинтересовать обучающихся, составить интересное задание в проблемной ситуации, показать связь проблемы с повседневной жизнью, найти такую формировку проблемного вопроса, чтобы студент захотел найти ответ.
В практико-ориентированных заданиях важно понимание ситуации во введении в проблему, то есть уже в фабуле задания. Решение оказывается основанным не только на материале одного или ряда предметов, но и на опыте жизни.
В методической литературе выделяют три варианта практико-ориентированных заданий:
связанные с жизнью, с практической деятельностью;
задания «житейского» содержания;
задания профориентационной направленности.
Именно третья группа заданий – профориентационной направленности – сегодня крайне актуальна в связи с необходимостью смещения акцентов с традиционного подхода к образованию на практико-ориентированный.
В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности. Обучающийся, таким образом, оказывается в определённой роли, что позволяет ему лучше видеть и осознавать свою будущую профессиональную деятельность и ее качество.
Планирование работы преподавателя в рамках разработки и подготовки к реализации проектируемого в настоящей методической разработке учебного занятия сводится к самостоятельному составлению преподавателем практико-ориентированных задач, обеспечивающих вовлечение всех обучаемых в процесс познания, предоставление им возможности рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
2.3 Технологическая карта занятия
Предмет: Математика
Курс: 1
Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Тема: «Вероятность»
Цель урока: создать условия для приобретения обучающимися знаний по теме, обеспечить формирование умения вычисления вероятности события и построения диаграммы измерения вероятности, исходя из решения реального профессионального задания.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить обучающихся со способами вычисления вероятности событий, исходя из принципа связи теории с практикой и опираясь на методы абсолютных и относительных разниц в экономическом анализе.
Развивающая:
- развивать умение применения математических формул;
- совершенствовать умение построения диаграмм;
- пробудить интерес к самостоятельному решению практико-ориентированных задач;
- стимулировать творческое мышление, умение делать выводы.
Воспитательная:
- воспитывать профессионально значимые качества будущего специалиста – ответственность, критическое мышление, толерантность.
Планируемые результаты образования:
1.Личностные:
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
2.Метапредметные:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
3.Предметные:
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин.
4. Общие компетенции
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
5. Профессиональные компетенции
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков.
Личностные результаты реализации программы воспитания по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности:
ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.
ЛР 22. Демонстрирующий навыки позитивной социально-культурной деятельности по развитию молодежного самоуправления (молодежные правительства, парламенты, студенческие советы, трудовые коллективы и др.), качества гармонично развитого молодого человека, его профессиональных и творческих достижений.
ЛР 23. Способный использовать различные цифровые средства и умения, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей в цифровой среде.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные в ГБПОУ РО «САТК»:
ЛР 27. Социально адаптированный к условиям современного рынка труда и экономического состояния общества.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Реализуемые педагогические технологии: практико-ориентированная технология
Реализуемый принцип: связь теории с практикой
Межпредметные связи:
ОУП «Обществознание»
Учебные действия:
- повторение ранее изученных понятий «культура» и «субкультура»;
- обоснование различий между субкультурами «Эмо», «К-pop», «Компьютерные гики»;
ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности
знать:
- методы обобщения информации;
- методы определения результатов;
- методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации.
уметь:
- применять методы внутреннего контроля (интервью, пересчет, обследование, аналитические процедуры, выборка);
- проверять качество аналитической информации;
- формировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе проведения анализа.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы: Мультимедиа презентация, видеофрагмент, листы заданий, разноцветные маркеры, сигнальные карточки.
Ход урока
Структурные элементы урока, их продолжительность | Деятельность преподавателя | Форма организации взаимодействия с обучающимися | Обоснование применяемых приемов и методов | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение |
Организационный момент 1 минута | Приветствует студентов, создает рабочую настроенность | фронтальная | Прием: нетрадиционное начало урока с элементами театрализации Цель: Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха | Слайд 1 фотозаставка |
Сообщение темы, постановка цели урока 3 минуты | Подводит студентов к осознанию и формулированию темы и целей урока | фронтальная | Прием: мотивирующий прием «яркое пятно» Цель: через просмотр видеофрагмента заинтриговать и захватить внимание студентов, вовлечение их в обсуждение и формулирование темы урока | Слайд 2 Видеофрагмент Слайд 3 Тема и цели урока |
Мотивация учебной деятельности 1 минута | Обеспечивает мотивацию выполнения задания, указывая на практическое значение рассматриваемой темы | фронтальная | Прием: беседа Цель: продемонстрировать студентам актуальность и значимость нового материала, интеграцию общеобразовательного учебного предмета «Математика» с профессиональным модулем «Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности» | Слайд 4 Метапредметные связи |
Изучение нового материала 11 минут | Объясняет теоретический материал. Обеспечивает мотивацию совместного выполнения практико-ориентированного задания № 1. Побуждает к высказыванию своего мнения 4 минуты | фронтальная | Технология: практико-ориентированного обучения Метод: решение практико-ориентированного задания № 1 Цель: приобретение новых знаний по математике и формирование практического опыта их использования при решении конкретных профессиональных задач | Слайд 5, 6, 7, 8 Практико-ориентированное задание № 1 Раздаточный материал к уроку – Лист задания № 1 |
Обеспечивает мотивацию индивидуального выполнения практико-ориентированных заданий № 2 и № 3 Контролирует выполнение работы. 5 минуты | индивидуальная | Технология: практико-ориентированного обучения Метод: решение практико-ориентированных заданий № 2 и № 3 Цель: приобретение новых знаний по математике и отработка практического опыта их использования при решении конкретных профессиональных задач | Слайд 9, 10, 11 Практико-ориентированные задания № 2 и № 3 Раздаточный материал к уроку – Лист задания № 2 Лист задания № 3 Видеоролик Сигнальные карточки |
Организовывает деятельность в группах. Контролирует выполнение работы. Побуждает к высказыванию своего мнения 2 минуты | групповая | Технология: практико-ориентированного обучения Метод: решение практико-ориентированных заданий № 2 и № 3 Цель: отработка практического умения построения диаграммы вероятности события | Слайд 12 Раздаточный материал к уроку лист 4 |
Закрепление изученного материала 3 минуты | Организовывает работу студентов по первичному закреплению знаний и их применению на практике, устанавливает уровень осознанности и сформированности умения решать реальные профессиональные задания на вероятность события | фронтальная | Метод: «Мозговая атака» Цель: формирование практических умений на основе полученных теоретических знаний | Слайд 13 |
Рефлексия 1 минута | Организовывает рефлексию, содействует развитию у студентов умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности | фронтальная | Прием: работа с сигнальными карточками Цель: осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотношение цели и результата, степени их соответствия | Слайд 14 Сигнальные карточки |
Заключение
В настоящее время разрабатывается концепция, основной идеей которой является усиление практического аспекта подготовки студентов за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений, что, безусловно, должно повысить действенность приобретаемых обучающимися знаний. Эта концепция реализуется в идее практико-ориентированного обучения.
Основной целью практико-ориентированного обучения является подготовка обучающихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.
В общеобразовательном учебном предмете «Математика» для эффективной реализации подхода практико-ориентированного обучения существуют огромные возможности. Одним из способов реализации данной технологии являются задачи с практическим содержанием.
В методической литературе мало наработок по этой теме, поэтому преподавателю необходимо проявить больше самостоятельности при разработке практико-ориентированных заданий.
Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес обучающихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Студентов захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
Систематическая работа по решению и конструированию практико-ориентированных заданий и использование разнообразных приёмов обеспечивает стабильные результаты учебной деятельности по предмету.
Список литературы
Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008.
Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев /Педагогика. – № 4. – 2005.
Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. № 6.
Захарова О.А. Научим ли мы плавать без воды? // Издательство «Академкнига/Учебник» - www.akademkniga.ru/umk/files/pub9.doc.
Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm.
Приложение 1
Лист задания № 1
Решение практико-ориентированного задания № 1
Условие задачи:
Согласно статистическим данным ВК количество подписчиков и запросов на К-pop – форуме в 2007 году составило в среднем 62000 запросов в месяц, а в 2021 году – 862000. Необходимо определить вероятность случайной встречи с представителем данной субкультуры: а) в 2007 году; б) в 2021году. Результат округлите до сотых, ответ дайте в процентах.
Решение:
Общее число испытаний (n) – это общее количество запросов на кейпоп-форуме за два представленных года. Вычислим это значение. N=862000+62000=924000.
Рассмотрим количество запросов кейпоп-культуры в 2007 году, это и будет число благоприятных исходов(m). M=62000.
Теперь подставим найденные нами значения в формулу и вычислим вероятность с точностью до сотых:
Т.к. нас просят ответ дать в процентах, полученный результат умножим на 100: 0,07×100=7%.
Теперь решим аналогичную задачу для 2021 года.
Обратите внимание, что n остается прежним, подумайте, чему будет равно m?
M =862000.
Вычислите, чему будет равна вероятность.
Диаграмма
Приложение 2
Лист задания № 2
Решение практико-ориентированного задания № 2
Условие задачи:
Согласно статистическим данным ВК количество подписчиков и запросов на Эмо - форуме в 2007 году составило в среднем 109000 запросов в месяц, а в 2021 году – 7400. Необходимо определить вероятность случайной встречи с представителем данной субкультуры: а) в 2007 году; б) в 2021году. Результат округлите до сотых, ответ дайте в процентах.
Приложение 3
Лист задания № 3
Решение практико-ориентированного задания № 3
Условие задачи:
Согласно статистическим данным ВК количество подписчиков и запросов на форуме компьютерных гиков в 2007 году составило в среднем 95000 запросов в месяц, а в 2021 году – 1069000. Необходимо определить вероятность случайной встречи с представителем данной субкультуры: а) в 2007 году; б) в 2021году. Результат округлите до сотых, ответ дайте в процентах.
Решение задачи: