Урок №17-18 «Отрасли общественного производства. Профессия. Специальность. Классификация профессий.»
Цель: Знакомство учащихся с понятиями «профессия», «специальность», «должность», классификацией профессий.
Задачи: Познакомить учащихся с классификацией профессий Е.А. Климова, формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного самоопределения.
Мы все знаем, что в жизни каждого человека бывает очень важный момент – это выбор профессии, одно из самых ответственных решений в жизни человека. Труд и трудовая деятельность определяет положение человека в обществе. Профессиональная деятельность является источником дохода, источником человеческого существования. Т.е., работая, занимаясь определенным трудом, человек получает зарплату, деньги, а полученные за это финансы он сможет употребить на свое благополучие.
Но это все при условии, что у него будет определенная профессия. Люди часто путают понятия «профессия» и «специальность». Давайте в этом разберемся
Профессия (от лат. слова «profession» – объявляю свое дело) – род трудовой деятельности, трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы. и являющийся обычно источником существования, например, врач, педагог, летчик…
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. Или есть еще определения.
Специальность –
а) отдельная отрасль науки, техники, мастерства, искусства;
б) профессия.
Примеры: учитель - учитель математики, биологии, музыки
инженер - инженер-электронщик, инженер-конструктор
слесарь - слесарь-сантехник, автослесарь
врач - терапевт, окулист, хирург, стоматолог
Пример: фотограф – это и профессия и специальность.
В мире насчитывается более 40 тыс. профессий. Одни из них отмирают за своей ненадобностью, а другие появляются в связи с новыми открытиями в науке и технике.
Например – аргироскоп. В обязанности этого человека входило узнать достоинство монеты на зуб. Сейчас в этом нет необходимости, для этого есть другие источники.
Есть очень необычные профессии. В итальянском городе Парма есть профессия, связанная с приготовлением сыра – «слухач». «Слухачи», постукивая палочкой по головке сыра, благодаря своему тонкому слуху, безошибочно определяют, созрел ли он. Специалисты очень ценятся, работа хорошо оплачивается государством.
В Японии есть профессия – «дегустатор воздуха», «вынюхиватель», как его еще называют. Он определяет степень загрязнения воздуха промышленными предприятиями. Эта должность введена в аппарат чиновников по просьбе трудящихся, недовольных качеством воздуха вокруг целого ряда заводов и фабрик.
В Америке, в штате Минессота на мыловаренном заводе служит человек, обязанность которого – жевать разные сорта мыла, чтобы установить в нем содержание щелочи.
Что же тогда подразумевается под понятием «должность»?
Должность – это положение и обязанности кого-нибудь в учреждении. За хорошие успехи в работе, трудолюбие, профессионализм человека могут повысить в должности – это карьера – успешное продвижение в какой-либо сфере деятельности, в профессии или по должности.
Квалификация – степень мастерства в конкретной специальности.
Пример: швея 6 разряда, слесарь-инструментальщик 4 разряда, учитель 1 категории.
Практическая работа
Разделите представленный список на профессии, специальности, должности:
Профессия | Специальность | Должность |
Токарь Швея водитель, менеджер бульдозерист, повар, инженер, монтажник | секретарь-референт пианист слесарь-сантехник, портретист, ветеринарный врач летчик испытатель адвокат учитель математики | начальник цеха главный инженер, министр, заведующий библиотекой, директор школы, главный врач прораб главный бухгалтер |
Токарь, секретарь-референт, швея, начальник цеха, адвокат, пианист, главный инженер, менеджер, водитель, слесарь-сантехник, министр, бульдозерист, ветеринарный врач, повар, заведующий библиотекой, портретист, инженер, главный бухгалтер, монтажник, летчик испытатель, директор школы, учитель математики, главный врач, прораб
По конкретной профессии или специальности нам нужно учиться. Человек за свою жизнь может получить несколько образований в разных учебных заведениях.
Вопрос: Как вы думаете, что такое «профессиональное образование?
Профессиональное образование – это овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности.
В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, защищаться от опасностей.
С развитием человеческого общества происходило постепенное разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие, затем появились ремесла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась деятельность людей.
Сейчас количество профессий превышает 40 тысяч. Как найти среди них свою?
Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников скорее всего выберет более обычную профессию.
Рассмотрим современное производство:
Классификация профессий

2. По отраслям народного хозяйства:
Профессии сферы образования
Профессии здравоохранения
Профессии обслуживания
Профессии сельского хозяйства и т.д.
3. По областям научных знаний:
4. По степени востребованности:
Очень востребованные
Менее востребованные
Познакомимся с основными типами профессиональной деятельности человека. Наиболее удачную классификацию предложил академик Е. А. Климов. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов.
Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий – «человек – человек», «человек - природа», «человек - техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».
Человек-природа Ч-П
Это люди, которым очень нравится изучать живую и неживую природу, ухаживать за растениями, животными, кормить их, лечить. Это геологи, врачи-ветеринары, агрономы, зоотехники, лесники, микробиологи, садоводы и т.д.
Требования к человеку:
Развитое воображение
Хорошая зрительная память
Наблюдательность
Терпение и настойчивость
Готовность к работе в небольших коллективах и любых погодных условиях.
Человек-техника Ч-Т
Люди, которые готовы работать с машинами, с техникой днями и ночами, ремонтировать, собирать, налаживать их работу. Это водители, каменщики, инженеры, мастер по ремонту видео и аудиоаппаратуры, монтажник, слесарь, радиомеханик, токарь, шофер, тракторист и т.д.
Требования к человеку:
Точное зрительное и слуховое восприятие
Хорошая координация движений
Развитое техническое и творческое мышление и воображение
Наблюдательность
Человек-человек Ч-Ч
Люди, которые постоянно разговаривают друг с другом, лечат людей, обучают, воспитывают, продают друг другу товары, защищают права людей. Это врачи, учителя, юристы, продавцы и т.д.
Требования к человеку:
Стремление к общению, умение легко вступать в контакт
Доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции
Способность анализировать своё поведение и поведение окружающих
Умение слушать и слышать
Разбираться во взаимоотношениях людей
Умение улаживать разногласия
Умение убеждать, умение владеть мимикой и жестами
Аккуратность, пунктуальность, собранность
Человек-знаковая система Ч-З
Все что-то чертят, составляют таблицы, высчитывают, делают измерения, работают с формулами, чертежами, картами, схемами. Это – переводчики, экономисты, программисты, бухгалтеры, кассиры, лингвисты, химики и т.д.
Требования к человеку:
Оперативная и механическая память
Способность к длительной концентрации внимания
Хорошее переключение внимания
Усидчивость и терпение
Человек-художественный образ Ч-Х
Люди что-то создают, моделируют, делают по образцу, занимаются музыкой, изобразительной, актерской деятельностью. Это актеры, музыканты, дизайнеры, ювелиры, фотографы, искусствоведы, писатели, художники, модельеры.
Требования к человеку:
Художественные способности и развитые эстетические чувства
Развитое зрительное восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память
Творческое воображение
Знание законов эмоционального воздействия на людей
Поиск работы начинается с выбора профессии.
Что больше всего на свете я люблю делать:
думать и размышлять? ощущать и наблюдать?
чувствовать? мастерить?
Где и в каких условиях я хотел бы жить?
Какую работу я хотел бы иметь?
Что надо сделать для осуществления этих целей:
Почему вы хотите выбирать ту или иную профессию, какие требования к ней предъявляете:
Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе?
Вы хотите приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась?
Вам хочется, чтобы ваша профессия была интересной?
Вы ищете профессию, которая характеризовалась бы хорошими условиями труда?
Вы выбираете профессию, которую легче приобрести?
Вы собираетесь связать свою судьбу с профессией по совету или примеру других людей?
Как правильно выбрать себе профессию?
Во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности. Кратко это называется словом «ХОЧУ».
Во-вторых, оценить, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют вашу профессиональную пригодность и возможности. Необходимо ответить на вопрос, какое у вас «МОГУ».
В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «НАДО».
В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
Интересна и привлекательна для вас;
Соответствует вашим способностям;
Пользуется спросом на рынке труда.
«Угадай профессию»
Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники. Я называю признаки, а вы угадываете профессию.
ЭКОНОМИСТ – терпение, собранность, информированность, коммуникабельность, точность, порядочность, тактичность.
ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ – физическая подготовка, дисциплина, решительность, находчивость, совершенствование, собранность, ответственность, отвага, патриотизм, знание техники, оружия.
УЧИТЕЛЬ – любовь к детям, гуманность, образованность, терпение, находчивость, эрудированность, коммуникабельность.
КЛОУН - физическая подготовка, смелость, знание психологии, находчивость, выдержка, самосовершенствование, решительность, воображение, артистичность.
Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.
Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.
Профориентационная игра “Самая – самая”.
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую профессию ученик получает кружок. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:
самая зелёная профессия (садовник, лесник)
самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
самая волосатая (парикмахер)
самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
самая смешная (клоун)
самая общительная (учитель, журналист)
самая умная (учёный, профессор)
самая белая (врач)
самая зубастая (стоматолог)
Упражнение «Найди профессии». Определите слова, обозначающие профессии и специальности.
Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач- терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург, швея-мотористка, летчик-испытатель, помощник воспитателя, пожарный, водитель такси, водитель, летчик, швея.
Почему «дворник» и «курьер» — не профессии? (директор, помощник юриста, завуч начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности. Учитель начальных классов и учитель физкультуры — это разные специальности одной профессии — учитель. Терапевт и хирург — специальности профессии врача).
Упражнение «Определи квалификацию»
Определите, какой уровень квалификации соответствует каждой из перечисленных рабочих профессий (высшее, среднее специальное, среднетехническое, среднее)
Ветеринар, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, инженер, художник-оформитель, методист Вуза, парикмахер, водитель, швея, режиссер, экономист, бухгалтер, агент, юрист, грузчик.
Средства труда делятся на:
Вещественные — это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста.
Вещественные средства труда бывают:
ручными (Р) — скальпель, отвертка, резец, кисть;
механическими (М) — швейная машина, автомобиль, подъемный кран;
автоматическими (А) — автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.
Функциональные - это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.
Упражнение «Определите средства труда»
Трактор, лопата, телефон, весы, компьютер, фотоаппарат, автомобиль, зеркало, голос, обоняние, скальпель, гаечный ключ, автокран, ткацкий станок, стиральная машина.
Сообщение №3 Условия труда.
Каждая из профессий предполагает работу в определенных условиях: в кабинете и под водой, под землей и в космосе, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года.
Б — обычный, бытовой микроклимат (лаборант, бухгалтер, продавец, ученый);
О — открытый воздух (агроном, инспектор ГИБДД, монтажник, геолог);
Н — необычные условия (шахтер, космонавт, подводник, пожарный);
М — повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности (учитель, врач, судья, охранник).
Упражнение «Распредели профессии по условиям труда»
чертежник, бухгалтер, агроном,
тракторист, водолаз, маляр,
монтажник-высотник, шахтер, учитель,
судья, продавец, геолог,
водитель автобуса, следователь, дворник.
Упражнение «Формула профессии» (модификация методики Н.С. Пряжникова). Внимательно прочитайте признаки профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1—2 варианта).
1. Цели труда:
1.1. Оценивать, проверять.
1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.
1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.
1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.
1.5. Учить, воспитывать, консультировать.
1.6. Создавать произведения искусства.
1.7. Руководить людьми.
1.8. Обслуживать кого-либо или чего-либо.
. Цели труда: 1.1. Оценивать, проверять. 1.2. Исследовать что-либо, делать открытия. 1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы. 1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы. 1.5. Учить, воспитывать, консультировать. 1.6. Создавать произведения искусства. 1.7. Руководить людьми. 1.8. Обслуживать кого-либо или чего-либо. | 2. Предмет труда: 2.1. Человек. 2.2. Информация. 2.3. Финансы. 2.4. Техника. 2.5. Искусство. 2.6. Животные и растения. 2.7. Изделия и продукты. 2.8. Природные ресурсы. |
3. Средства труда: 3.1. Ручные. 3.2. Механические. 3.3. Автоматические. 3.4. Компьютерные. 3.5. Мышление. 3.6. Голос, мимика, пантомимика. 3.7. Физические возможности организма. 3.8. Органы чувств. | 4. Условия труда: 4.1. Бытовой микроклимат. 4.2. Помещения с большим числом людей. 4.3. Разъезды и командировки. 4.4. Открытый воздух. 4.5. Экстремальные условия 4.6. Работа на дому. 4.7. Особые условия. 4.8. Повышенная ответственность. |
Средства труда:
3.1. Ручные.
3.2. Механические.
3.3. Автоматические.
3.4. Компьютерные.
3.5. Мышление.
3.6. Голос, мимика, пантомимика.
3.7. Физические возможности организма.
3.8. Органы чувств.
Условия труда:
4.1. Бытовой микроклимат.
4.2. Помещения с большим числом людей.
4.3. Разъезды и командировки.
4.4. Открытый воздух.
4.5. Экстремальные условия
4.6. Работа на дому.
4.7. Особые условия.
4.8. Повышенная ответственность.
Контрольные вопросы
1. Предметом труда водителя является:
а) техника; б) человек; в) природа; г) художественный образ.
2. Учитель работает:
а) в бытовых условия; б) на открытом воздухе ; в) в необычных условиях; г) в условиях повышенной ответственности.
3. В мире насчитывается:
а) около 10 тысяч профессий; б) более 100 тысяч профессий; в) около 40 тысяч профессий ; г) 23 198 профессий.
4. Ручные орудия труда необходимы в работе:
а) хирурга; б) космонавта; в) актера; г) машиниста.

1. Профессия типа “Человек - человек”, связанная с высокой моральной ответственностью. 2 Профессия типа “Человек - природа”, требующая от специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации. 3. Распространенная профессия типа “Человек-знаковая система”. 4. Профессия типа “Человек - художественный образ”.
Ответы на вопросы кроссворда: 1. Учитель, 2. Агроном, 3. Бухгалтер, 4. Драматург.