МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по русскому языку в 4В классе
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Цели: Формирование умений склонять имена прилагательные в форме множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных множественного числа.
Задачи:
Образовательная:
- совершенствовать знания об именах прилагательных , их склонении в единственном числе;
- формировать умения склонять прилагательные во множественном числе;
- формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме множественного числа
Развивающая:
развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
развивать умения аргументировать своё мнение;
развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление, наблюдательность, внимание, память;
развивать умение давать самооценку своей деятельности;
Воспитательная:
воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;
воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, умение работать в коллективе.
Оборудование:
интерактивный комплекс,
карточки с разноуровневыми заданиями,
мини- таблицы для каждого ученика,
папка-блокнот с опорными схемами,
толковые словари С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова,
УМК «Школа России», учебник «Русский язык», 4 класс, авторы:
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;
Ход урока:
1.Организация детей к уроку.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
2. Минута «Чистописания».
С______________________________
с ______________________________
3. Словарная работа.
-Ребята, сейчас запишем новое слово:
Салют.
- Скажите его лексическое значение.
- Более точную формулировку слова, найдете в толковых словарях (Работа со словарями.)
- Расскажите о значении этого слова в толковании разных источников -словарях. Объясните.
Толковый словарь С.И.Ожегова | Толковый словарь Д.Н.Ушакова |
1. Военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, флагами, поднятием обнажённой сабли, а также стрельба и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события. Произвести с. Отдать с. Артиллерийский с. С. в День Победы. 2. салют!, частица. То же, что привет (во 2 знач.) (разг.). | 1. салют, салюта, м. (фр. salut) (воен. мор. офиц.). Приветствие, отдание чести кому-н. выстрелами, выкидыванием флага, опущением знамен и другими условными знаками. Прощальный салют. Произвести салют. ... |
- Составьте предложение с новым словом. Запишите его.
-Письмо под диктовку словарных слов:
Автомобиль, семена, электричество, электрический, сейчас, правительство, аппетит, космос, космический, километр, издалека, экскурсия, вагон, кастрюля.
-Выполните звуко-буквенный разбор слова экскурсия.
4. Мотивационный этап. Самоопределение к деятельности.
-Ребята, на доске записаны буквосочетания. Это какая часть слова? (Это окончания имён прилагательных.)
-ая -ой -ее -ые |
-яя -ый -ое - ие |
- Распределите их к числам имен прилагательных в кластере.
изменятся по числам
ед.ч. мн.ч.
-яя -ый -ое -ая -ой -ее -ые - ие
- Расскажите все, что вы знаете об имени прилагательном в единственном и во множественном числах (Повторение об имени прилагательном.)
5. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Работа над новым материалом.
-Если мы с вами все знаем об имени прилагательном в единственном числе, то что мы тогда будем изучать сегодня? (Будем изучать изменения имён прилагательных во множественном числе.)
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?
-Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
Вот это нам и предстоит выяснить.
-Ребята, возьмите карточки, выполните задание, которое там записано?
Групповая работа.
- На листах просклоняйте имена прилагательные.
| I группа (сильная) | II группа | |
И. п. | Развесистый дуб | зеленый дуб | |
Р. п. | развесистого дуба | зеленого дуба | |
Д. п. | развесистому дубу | зеленому дубу | |
В. п. | развесистый дуб | зеленый дуб | |
Т. п. | развесистым лубом | зеленым дубом | |
П. п. | о развесистом дубе | о зеленом дубе | |
- Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)
- А какие окончания? (Одинаковые) Проверка.
- Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)
- Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
- Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.
- Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение? (Род не определяется)
- Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.
6. Постановка учебной задачи.
- Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)
- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? А какая цель? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)
7. Первичное закрепление.
На доске записаны словосочетания:
- Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)
1 ряд: стройная гибкая девочка;
2 ряд: яркий зимний день;
- Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные с твёрдой и мягкой основой и одушевленные , неодушевленные имена существительные , с которыми имена прилагательные связаны )
- Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)
Вывод: имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного). Род у прилагательных множественного числа не определяется.)
Проверка по таблице окончаний
Вывод: на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п..
- Ребята, чтобы правильно написать окончание имён прилагательных во множественном числе на что вы будете опираться? (На вопросы и таблицу.)
- Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)
- Упр.81 (устно), упр.82 (самостоятельно) стр.38-39.
9. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Дифференцированное задание.
I группа– выделите окончания имен прилагательных, укажите падеж:
За воздушными шарами О летних каникулах
Соседние подъезды Из колючих кустов
Народные песни С трескучими морозами
К соседским мальчикам До первых заморозков
На музыкальных инструментах По речным волнам
II группа- (под руководством учителя). Вставьте окончания.
Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки,
И горят серебрян... росы.
-Проверка. I группа проверяют у товарища, обмениваясь тетрадями.
10. Рефлексия учебной деятельности
- Вспомните тему нашего урока.
- Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам.)
- Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам.)
- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.)
?
11.Домашнее задание: стр.39 упр.83.