СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Склонение имён прилагательных во множественном числе".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по русскому языку в 4В классе

Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе

Цели: Формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа.

Задачи: 

Образовательная:

- совершенствовать знания об  именах прилагательных , их склонении в единственном числе;

- формировать умения склонять прилагательные во множественном числе;

- формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме  множественного числа        

Развивающая:

развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

развивать  умения аргументировать своё мнение;

развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление,  наблюдательность, внимание, память;

развивать умение давать самооценку своей деятельности;

Воспитательная:

воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;

воспитывать  взаимопомощь, взаимовыручку, умение работать в коллективе.


Оборудование:

  • интерактивный комплекс,

  • карточки с разноуровневыми заданиями,

  • мини- таблицы для каждого ученика,

  • папка-блокнот с опорными схемами,

  • толковые словари С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова,

  • УМК «Школа России», учебник «Русский язык», 4 класс, авторы:

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;

 

Ход урока:

 

1.Организация детей к уроку.


      Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

     Работаю нашей довольны остались.

     Пусть этот урок нас порадует всех

     И каждый из нас ощутит свой успех.
2. Минута «Чистописания».

 

С______________________________

с ______________________________

3. Словарная работа.

  -Ребята, сейчас запишем новое слово:

Салют.

- Скажите его лексическое значение.

- Более точную формулировку слова, найдете в толковых словарях (Работа со словарями.)

- Расскажите о значении этого слова в толковании разных источников -словарях. Объясните.

Толковый словарь С.И.Ожегова

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

1. Военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, флагами, поднятием обнажённой сабли, а также стрельба и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события. Произвести с. Отдать с. Артиллерийский с. С. в День Победы.

2. салют!, частица. То же, что привет (во 2 знач.) (разг.).

1. салют, салюта, м. (фр. salut) (воен. мор. офиц.). Приветствие, отдание чести кому-н. выстрелами, выкидыванием флага, опущением знамен и другими условными знаками. Прощальный салют. Произвести салют. ...

 

- Составьте предложение с новым словом. Запишите его.

-Письмо под диктовку словарных слов:

Автомобиль, семена, электричество, электрический, сейчас, правительство, аппетит, космос, космический, километр, издалека, экскурсия, вагон, кастрюля.

-Выполните звуко-буквенный разбор слова экскурсия.

 

4. Мотивационный этап. Самоопределение к деятельности. 

 

   -Ребята, на доске записаны буквосочетания.  Это какая часть слова? (Это окончания имён прилагательных.)

-ая  -ой   -ее -ые

-яя  -ый  -ое - ие

 - Распределите их к числам имен прилагательных в кластере.

изменятся по числам

 

ед.ч. мн.ч.

-яя  -ый  -ое -ая  -ой   -ее -ые - ие

 

- Расскажите все, что вы знаете об имени прилагательном в единственном и во множественном числах (Повторение об имени прилагательном.)

 

5. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Работа над новым материалом.

 

-Если мы с вами все знаем об имени прилагательном в единственном числе, то что мы тогда будем изучать сегодня? (Будем изучать изменения имён прилагательных во множественном числе.)

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

-Как изменяются имена  прилагательные во множественном числе?

Вот это нам и предстоит выяснить.

 -Ребята, возьмите карточки, выполните задание, которое там записано?

Групповая работа. 

- На листах просклоняйте имена прилагательные.

 

I группа (сильная)

II группа

 

И. п.

Развесистый дуб

зеленый дуб

 

Р. п.

развесистого дуба

зеленого дуба

 

Д. п.

развесистому дубу

зеленому дубу

 

В. п.

развесистый дуб

зеленый дуб

 

Т. п.

развесистым лубом

зеленым дубом

 

П. п.

о развесистом дубе

о зеленом дубе

 

- Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

- А какие окончания? (Одинаковые) Проверка.

- Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

- Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

- Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.

- Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение? (Род не определяется)

- Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

 

6. Постановка учебной задачи.

- Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? А какая цель? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)

 

7. Первичное закрепление.


 На доске записаны словосочетания:

- Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)

1 ряд: стройная гибкая девочка;

2 ряд: яркий зимний день;

- Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные  с твёрдой и мягкой основой  и одушевленные , неодушевленные имена существительные , с которыми имена прилагательные связаны )

-  Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)

Вывод:  имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного). Род у прилагательных множественного числа не определяется.)


 Проверка по  таблице окончаний  

Вывод: на правописание  падежных окончаний прилагательных  множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п..



- Ребята, чтобы правильно написать окончание имён прилагательных во множественном числе на что вы будете опираться? (На вопросы и таблицу.)


- Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)



- Упр.81 (устно), упр.82 (самостоятельно) стр.38-39.

 

9. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Дифференцированное задание.

I группа– выделите окончания имен прилагательных, укажите падеж:

За воздушными шарами О летних каникулах

Соседние подъезды Из колючих кустов

Народные песни С трескучими морозами

К соседским мальчикам До первых заморозков

На музыкальных инструментах По речным волнам

II группа- (под руководством учителя). Вставьте окончания.

Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки, 
И горят серебрян... росы.

-Проверка. I группа проверяют у товарища, обмениваясь тетрадями.

10. Рефлексия учебной деятельности

- Вспомните тему нашего урока.

- Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам.)

- Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам.)

- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.)

?

 

11.Домашнее задание: стр.39 упр.83.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!