Тема урока: Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Дeятeльнocтнaя: фopмиpoвaниe cпocoбнocти учaщихcя к нoвым cпocoбaм дeйcтвия: нaблюдeниe, aнaлиз, paбoтa c учeбникoм.
Coдepжaтeльнaя: формирование умения находить прямую речь в предложении; расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Плaниpуeмыe peзультaты:
Личнocтныe: oбучaющийcя нaучитcя гoтoвнocти и cпocoбнocти к caмopaзвитию и caмooбpaзoвaнию нa ocнoвe мoтивaции к oбучeнию и пoзнaнию.
Мeтaпpeдмeтныe результаты:
Peгулятивныe: oбучaющийcя нaучитcя cтaвить нoвыe учeбныe цeли и зaдaчи; oбучaющийcя пoлучит вoзмoжнocть искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
Пoзнaвaтeльныe: oбучaющийcя нaучитcя владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Кoммуникaтивныe: oбучaющийcя нaучитcя строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Пpeдмeтныe результаты: обучающийся получит возможность научиться находить предложения с прямой речью, находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью; обучающийся получит возможность научиться графически выделять прямую речь в предложении; получит возможность выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогатит свой словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Ход урока
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель.
Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Прочитайте предложения. Чем они различаются?
1) Мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным.
2) Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».
- Какое предложение точнее передает слова мамы? Почему?
- Одно из этих предложений с прямой речью. Какое?
- Запишите его.
- А какие знаки и нужно поставить в предложении с прямой речью? И куда?
Эталон
Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». |
2 этап. Актуализация прочного учебного действия.
Учитель.
Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке?
Эталон
Что такое предложение с прямой речью? |
-В чем было затруднение?
-Что нам делать?
-Какое задание я просила сделать?
-Что вы не смогли сделать?
3 этап. Выявление места и причины затруднения.
Учитель.
Какова же тема нашего урока?
Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
-Какова же цель нашего урока?
Учитель записывает вопросы учащихся на доске:
• Как отличить от других предложений предложения с прямой речью?
• Что такое прямая речь?
• Как оформить на письме предложения с прямой речью?
Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для нас здесь знакомо?
Знаки препинания мы знаем? Назовите их. Приведите примеры их употребления.
Слово речь нам знакомо?
А чего мы не знаем? (прямая речь)
Почему не ломаная? Давайте разберемся.
Что значит «прямая»? (прямо, честно переданная, правдивая).
Для записи этой прямой, правдивой речи существуют специальные знаки «» (кавычки).
Прямую речь схематически мы будем обозначать так: «П» (полностью правда)
Обратите внимание, как пишется прямая речь. С прописной буквы.
Речь – это и интонация. Как на письме передать интонацию? (знаками препинания)
Если кричал (- !)
Если спросил –( ?)
Если спокойно говорил (- .)
Но она ставится в конце предложения, а оно может быть незаконченным. Посмотрите на схему – дальше маленькая буква, точку ставить нельзя, тогда какой знак? (,)
Предложения с прямой речью состоят не только из самой «П», но и из слов автора, которые вводят в предложение чужую речь. В схемах слова автора мы будем обозначать так: А, а.
Итак, «П» на письме выделяется кавычками, теперь «П» надо отделить от авторских слов, для этого мы позовем на помощь еще знаки препинания «:» и «-».
Разбираем схему: когда и какой знак мы будем писать?
А: «П.?!» «П,!?» - а.
Запомните, кавычки всегда идут со знаком «:» или «-».
Мы только что вывели с вами правило.
Прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи. Кавычки – парный знак. Запятая ставится после кавычек, а вопросительный или восклицательный знаки – перед ними. |
Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком пунктограммы? (слова автора, вводящие прямую речь)
Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь:
Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д.
Учитель.
-Какие затруднения вы испытывали?
- Можете ли вы объяснить свои ошибки?
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель.
Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй?
Если слова автора стоят перед прямой речью, то_______________ них ставится_______, прямая речь пишется с ______буквы (первое слово) и заключается в______.
Графически это выгладит так:
Он спросил: "Куда ты собрался? ", ______________
Он вскрикнул: "Никуда не ходи! ", ________________
Он ответил: "Схожу-ка в магазин". _________________
Учитель.
Проверьте по эталону.
Эталон
Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется в большой буквы (первое слово) и заключается в кавычки. Если в данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся внутри кавычек, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то она ставится за кавычками. Графически это выгладит так: А: "П? " (Он спросил: "Куда ты собрался? ") А: "П! " (Он вскрикнул: "Никуда не ходи! ") А: "П". (Он ответил: "Схожу-ка в магазин".) |
Если прямая речь стоит перед словами автора, то _____________ прямой речью и словами автора ставится __________, слова автора пишутся с ___________________ буквы. Это графически выгладит следующим образом:
"Куда ты собрался? " - спросил он._____________ ,
"Никула не ходи! " - вскрикнул он._____________ ,
"Схожу-ка в магазин", - ответил он. ________________
Учитель.
Проверьте по эталону.
Эталон
Если прямая речь стоит перед словами автора, то между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся тоже ставятся ВНУТРИ КАВЫЧЕК, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то ВМЕСТО ТОЧКИ ЗА КАВЫЧКАМИ ставится запятая. Это графически выгладит следующим образом: "П? " - а. ("Куда ты собрался? " - спросил он.) , "П! " - а. ("Никуда не ходи! " - вскрикнул он) , "П", - а. ("Схожу-ка в магазин", - ответил он. ) |
5 этап. Реализация построения проекта.
Учитель.
Работа с предложением, которое обсуждали в начале урока. Расставляем знаки с помощью алгоритма, составляем схему.
Мама сказала кому-то в коридоре Тайное всегда становится явным
Учитель.
Проверьте по эталону.
Эталон
Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». А: “П”. |
Учитель. А сейчас немного отдохнем.
Физминутка
6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель.
Графический диктант-соревнование «Кто лучше?». Два ученика составляют схемы прочитанных учителем предложений (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается.
Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?».
«Хозяйские», – отвечает пастух.
«А кто хозяин?» – интересуется князь.
Пастух растолковывает: «Местный помещик».
Учитель. Проверьте по эталону.
Эталон
А: «П?» «П,» - а. «П?» - а. А: «П». |
Учитель. Испытывали ли вы затруднения в работе?
7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель:
Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.
Мальчик робко проговорил «_ _»
Девочка тихо спросила «_ _»
«_ _» шепотом сказала мама.
«_ _» громко крикнул брат и отворил дверь.
«_ _» уверенно произнес друг.
После выполнения работы проводится взаимопроверка по эталону. Для учащихся, допустивших ошибки, представится возможность выявления причин ошибок и их исправления.
Учитель. Проверьте по эталону.
Эталон
Мальчик робко проговорил: «Не волнуйся» . Девочка тихо спросила: «Тебе холодно?» «Тихо,» - шепотом сказала мама. «Я дома!» - громко крикнул брат и отворил дверь. «Я прав, (!)» - уверенно произнес друг. |
Учитель
Расставьте пропущенные знаки препинания.
Запись на доске:
1. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник
2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки
3. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина
Учитель.
Проверьте по эталону.
Эталон
1. Максим Горький говорил: «Хорошая книга – праздник». 2. А.С.Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки!» 3. Учитель спросил: «Вы читали сказки А.С.Пушкина?» |
Учитель
Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.
(взаимопроверка по образцу)
А: “П”. | А: “П?” | “П”, - а. | “П?” - а. | “П!” - а. |
| | | | |
1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь
2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.
3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.
4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.
5. Лисичка сказала Я тебя съем
Учитель.
Проверьте по эталону.
Эталон
А: “П”. | А: “П?” | “П”, - а. | “П?” - а. | “П!” - а. | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель.
Восстановление текста
Прямая речь – это слова ________ , передаваемые без изменения.
В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.
Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.
Учитель.
– Что тебе нужно было сделать?
Учитель.
Проверьте по эталону.
Эталон
Прямая речь – это слова говорящего, передаваемые без изменения. В предложениях с прямой речью различают слова автора и прямую речь. Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с большой буквы. |
Учитель.
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу
Учитель.
Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного задания?
9 этап. Этап рефлексии.
Учитель.
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке -
Учитель. Запишите домашнее задание:
1) выучить правила
2)подобрать 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина, записать их, составить схемы;
Учитель. Вы сегодня отлично поработали! Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке! До свидания!