СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока - "Сложные предложения с разными видами связи".

Тип урока - урок повторения, обобщения и систематизации изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку»

Разработка урока по русскому языку

Тема: Обобщение по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

Время: 45 минут

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации изученного материала

Вид урока: урок-практикум


Цели урока

обучающие: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.

развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.

воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.

личностная: помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.

Задачи

метапредметные:

- обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;

- обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;

-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.

предметные:

-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.

Здоровьесберегающий компонент:

Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности. Создание атмосферы психологического комфорта учащихся на уроке, сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации.

Оборудование урока: учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2019; раздаточный материал (карточки для работы в паре, тестовые задания), компьютер, мультимедийный экран, проектор, презентация Power Point на тему «Обобщение по теме «Сложные предложения с разными видами связи»», классная доска.

Конспект урока

  1. Организационный момент (2 мин.)

-Здравствуйте! Наш урок мне бы хотелось начать словами Н.А. Добролюбова:

«Наш русский язык … способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им».

-Как вы понимаете высказывание Добролюбова? (Ответы обучающихся)

-Давайте будем стремиться хорошо знать русский язык и владеть им в совершенстве!


  1. Актуализация прежних знаний (5 мин.)

Фронтальная беседа по теории сложного предложения.

- Какие предложения называются «сложными»? (где имеется две или несколько гр. основ)

- На какие 2 группы делятся сложные предложения? (союзные и бессоюзные)

- Какие вы знаете союзные предложения? (ССП, СПП)

- Какие предложения называются сложносочинёнными? (Сложносочиненными называются такие сложные предложения, части которых соединены сочинительными союзами и грамматически не зависят друг от друга, т. е. находятся в отношениях равноправия, равнозначности)

- Какие предложения называются сложноподчинёнными? (Сложноподчиненным называется сложное 

предложение, части которого связаны подчинительными союзами или союзными словами)

- Посредством чего соединяются части бессоюзного сложного предложения? (образующие его части связаны между собой в устной речи: 1) по смыслу,2) интонационно; на письме- , ;:-)

- Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений? (Сложное предложение с различными видами связи)

- На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?

Сочинение +подчинение

Сочинение +бессоюзная связь

Подчинение +бессоюзная связь

Сочинение +подчинение +бессоюзная связь

- Из всего вышесказанного давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока («Обобщение по теме «Сложное предложение с разными видами связи»)


3. Целеполагание (3 мин)

- Какие же цели и задачи мы поставим перед собой? (Обобщить и систематизировать изученный материал, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Развивать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.)


4. Работа над темой урока (практическая деятельность учащихся) (10 мин.)

Разбор предложений (работа в паре)

Алгоритм работы

1. Знакомимся с порядком разбора сложного предложения с разными видами связи (381-382 стр. учебника)

2. Делаем разбор предложений.

Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.

  1. Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. 

  2. Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  

  3. Ему стало ясно, что все его поведение было ошибочным: следовало с первой встречи открыть Ване истину.

1.Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза.  (Сложное предложение, с разными  видами связи: бессоюзной и сочинительной;  повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)[   ], [  ], и [  ].

2.Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  (Сложное предложение, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное). [  ] и  [  ], (пока…), (будто…).

3.Ему стало ясно, что все его поведение было ошибочным: следовало с первой встречи открыть Ване истину.(Сложное предложение, с разными  видами связи: подчинительной и бессоюзной;  повествовательное.) [  ], (что…): [  ].

Ответы у доски: один озвучивает, второй чертит схему


5. Редактирование предложений (схемы обучающиеся демонстрируют на доске) (7 мин.)

- Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения. Составленные предложения и схемы запишите в тетрадь.

1.Мы услышали. По реке проплыл пароход. На душе стало легко.

2.Наступает время земляники. Трудно усидеть дома. Лес зовёт и манит.

3. Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
4. Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Мы услышали. По реке проплыл пароход. На душе стало легко.

1.Мы услышали: по реке проплыл пароход, и на душе стало легко.

2. Мы услышали, как по реке проплыл пароход, и на душе стало легко.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовёт и манит.

1. Трудно усидеть дома: наступает время земляники, а лес зовёт и манит.

2. Лес зовёт и манит, потому что наступает время земляники и трудно усидеть дома.

Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Хотя было уже поздно, мы читали книгу: спать совсем не хотелось.       (сложное с подчинительной и бессоюзной связью) (Хотя ═ ), [— ═]: [ ═ ].   
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Когда я посмотрел на часы, было уже девять, но на улице никого не было.    
(сложное с подчинительной и сочинительной связью) (Когда — ═ ), [═ —] но [ ═ ].


6. Физкультминутка (2 мин.)

7. Слуховой диктант (5 мин.)

1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.

2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.

3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

4) Зима начала хозяйничать над землёй, но, если разгрести рыхлый снег руками, ещё можно найти под ним свежие лесные цветы.

5) Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весной в сени к нам летит.


1

2

3

4

5

ССП

СПП

СПП

СП с рвс

БСП


8. Контроль знаний. Тест (работа в группах) (8 мин.)

Вариант 1

1. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю.

2. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому. (2) Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями толпились в посеревшем воздухе. (3) Командующий медленно прошёл по размокшей тропе к невысокому заборчику. (4) Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, — три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5) Командующий — высокий, тучный, в просторном пальто — смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и малиновый огонь рвался из выхлопной трубы.

3. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь ушел на запад, но в лесу снова потемнело. (2) С востока наплывала синяя, в полнеба, туча, на ее фоне ярко выделялись белые стволы берез. (3) Горбунов смотрел в бинокль, стоя на коленях около дерева. (4) В нескольких шагах от командира присел Уланов. (5) Он видел: по полю, далеко впереди, переползают люди, плохо различимые отсюда, потому что были чуть светлее земли. (6) Николай знал, что это движется на усиление третьей роты сводная группа. (7) Нетерпеливо ожидая дальнейших событий, он даже досадовал на то, что атака происходит недостаточно быстро.

4. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. (2) Серёже Колтовому посчастливилось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лед, снега. (3) Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. (4) Лазить по скалам при штормовом ветре было опасно. (5) Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. (6) Она ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед.

5. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дни стоят тёплые. (2) В воздухе разлита весенняя прохлада. (3) Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идет огромная работа. (4) День и ночь корни всеми своими мочками сосут влагу из земли, обильно напоенной недавно стаявшим снегом. (5) Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели сережки на ольхах, хотя корни лежат еще под снегом. (6) На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность. (7) Хорошо в эти майские дни в тайге!

Вариант 2

1. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. (2) У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. (3) Второй ствол все ещё с безнадежной настойчивостью устремлялся в небо. (4) Бабушка Одарка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремучую дремоту. (5) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от нее со всей своей суетой. (6) Лишь грохот войны еще слышала она и вздрагивала от этого грохота. (7) И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли, из чёрного чрева ее.

2. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Когда Сергей Николаевич открыл глаза, солнце уже заливало хату горячим светом. (2) Крашеные половицы блестели, в раскрытое окно с жужжанием влетали пчелы, на занавеске билась пёстрая бабочка. (3) Николай Григорьевич еще крепко спал, свесив с кровати руку. (4) В кухне было пусто. (5) Где-то во дворе слышалась добродушная воркотня Матвеича.

(6) Сергей Николаевич сладко потянулся и зажмурил глаза. (7) Что-то снова напомнило ему далёкое детство, ночёвки у дядьки Матвеича, быструю речку под горкой и серебряную плотву, которую он ловил зелёной ивовой корзинкой. (8) Даже сон в эту ночь у него был крепкий, непробудный, как в детстве. (9) И только на рассвете приснилось ему, что на реке встают громадные валы и с гулким шумом обрушивается на берег вода...

3. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Наступала любимая всеми архангелогородцами белая ночь. (2) Солнце опустилось за горизонт, оставив над собой широкую полосу заката. (3) Было светло как днём, но это был какой-то особый, не дневной свет. (4) С одного из пароходов доносилась тихая музыка...

(5) Раньше в эту пору набережная была заполнена молодёжью, много было и пожилых людей, которым не давала спать белая ночь. (6) Теперь только несколько парочек гуляло вдоль крутого берегового откоса, да иногда проходили патрульные солдаты и краснофлотцы.

4. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. (2) С напряженными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. (3) Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолет. (4) Собранность моряков передалась ребятам: все стали сдержаннее, серьёзнее. (5) Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками.

5. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Туловище у кайры великоватое, ноги отодвинуты далеко назад, а пальцы соединены плавательными перепонками. (2) По земле кайра передвигается медленно и неуклюже, взлететь может только со скалы и с воды. (3) Она отлично плавает, а нырять может на глубину до десяти метров, под водой передвигается с помощью крыльев. (4) Весит кайра до двух килограммов, мясо ее съедобно. (5) Единственное яйцо кайра кладет прямо на скалы, оно имеет такую форму, что не скатывается с камней. (6) Яйцо кайры равно по весу двум куриным и не уступает им в питательности. (7) Местные промышленники собирают яйца кайры также и для приманки песцов. Сл. 12. Ответы: 1 вариант: 1-1; 2-4; 3-5; 4-6; 5-3. 2 вариант: 1-7; 2-2; 3-5; 4-3; 5-5.


9. Рефлексия. Подведение итогов урока (2 мин.)

Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:

Шевелить мозгами,

Хлопать ушами,

Краем уха


Сегодня на уроке

Я вспомнил(а)…

Я повторил(а)…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

-Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.


10. Домашнее задание (по выбору) (1 мин.)

1. Составить 10 сложных предложений с разными видами связи на тему: «Жизнь в колледже»

или

2.Упражнение 217 (стр. 383)





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!