СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку 9 класс «Эффективные приёмы подготовки учащихся 9 класса к ГИА – 2024 по русскому языку в формате ОГЭ. Сочинение-рассуждение на морально – этическую тему 9.3»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку 9 класс «Эффективные приёмы подготовки учащихся 9 класса к ГИА – 2024 по русскому языку в формате ОГЭ. Сочинение-рассуждение на морально – этическую тему 9.3»»

Методическая разработка урока

«Эффективные приёмы подготовки

учащихся 9 класса
к ГИА – 2023

по русскому языку в формате ОГЭ.

Сочинение-рассуждение

на морально – этическую тему 9.3»




Учитель русского языка и литературы

Джангуразова Лизи Хадисовна













Методологический инструментарий урока.

Цели деятельности учителя

1)образовательные: умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью; расширение и углубление знаний по культуре речи; работа с разными видами словарей; предупреждение орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, фактических ошибок.

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Планируемый результат

Формируемые УУД:

Предметные: умение самостоятельно оценивать собственное и чужое сочинение – рассуждение 9.3, обладающее всеми признаками текста и соответствующее критериям сочинения 9.3, предъявляемым экзаменующимся на ГИА по русскому языку в формате ОГЭ; расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение ошибок.

Личностные УУД: формирование нравственности учащихся; нравственно – этическое оценивание позиции автора и героев текста;

Метапредметные:

Регулятивные УУД: целеполагание; умение определять и формулировать цель на уроке; формирование умения организовывать свою деятельность.

Познавательные УУД: умение самостоятельно оценивать собственное и чужое сочинение – рассуждение 9.3, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью с опорой на прочитанный текст и с опорой на произведения из русской и зарубежной литературы.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, публично выступать, организовывать свою деятельность в группе.

Методы и технологии обучения

проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.


Наглядно-демонстрационный материал урока

-Презентация к уроку; сочинения учащихся в формате ОГЭ с сохранением орфографии и пунктуации; критерии оценивания сочинения 9.3; критерии оценивания грамотности


Перечень основных понятий, с которыми идёт работа на уроке

Тезис, комментарий, аргументы, критерии оценивания


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


ИКТ

I. Организационный момент.


1) Приветствие учащихся. Постановка перед учащимися целей урока, определение совместно с учащимися задач, решение которых позволит реализовать поставленные цели.

Совместное обсуждение темы и задач урока, необходимых для достижения цели.

Слайд 1 -2

«Сочинение-рассуждение

на морально – этическую тему »

( задание 9.3)

II. Повторение теоретического материала


Вопросы классу:

1.Какова композиционная структура сочинения-рассуждения? Давайте обратимся к презентации и сделаем записи в тетради.


2. Что такое тезис, аргументы, вывод?








Ответы учащихся:

-Тезис. Комментарий.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.



Ответы учащихся:

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

Слайд 3 «Композиционная структура сочинения-рассуждения»


Слайд 4,5,6,7

III. Знакомство с критериями оценивания сочинения 9.3

Комментарии учителем каждого критерия оценивания

Знакомство с критериями

Слайд 8

IV. Применение освоенного в практической деятельности

Анализ сочинений учащихся по тексту К.Булычева совместно с учителем

( см после карты)

- Учащиеся знакомятся с текстом, читают сочинение по указанному тексту, оценивают работу по критериям

Слайд 9,10,11,12



V. Применение освоенного в практической деятельности.

Анализ сочинений учащихся по тексту И.С. Тургенева

Работа в группах ( см после карты)

- Учащиеся знакомятся с текстом, читают сочинение по указанному тексту, оценивают работу по критериям

Слайд 13,14,15



VI.Домашняя работа

Оценить сочинение – рассуждение на морально – этическую тему 9.3 по предложенному тексту Г.Андреева (см. после карты)

Ученики записывают задание

Каждый учащийся получает текст и сочинение, написанное девятиклассником , для оценивания по критериям

VI. Рефлексия

-Легко ли быть экспертом?

-Что посоветовали как эксперты своим ровесникам?

-Достигли ли цели, которую поставили?

Закончите фразу: «Пришёл на урок с желанием….

Ухожу с урока с чувством….»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты своей работы. Подводят итоги.


Слайд 16



Сочинение 9.3 (По Киру Булычёву)

Я читал последний роман Александра Черняева. Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. В ней говорилось о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читал следующее, хотите верьте, хотите нет:

«Зимой, кажется, в январе, я зашёл к Черняеву. Было холодно. Мы подкладывали в «буржуйку» обломки стула. Вдруг Черняев сказал:
– Со мной случилась странная история. На днях получил посылку.
– Какую? – спрашиваю. – Ведь блокада.
– Неизвестно от кого. Там было сгущённое молоко, сахар.
– Это вам очень нужно, – говорю.
А он отвечает:
– А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им ещё жить и жить.
– И вы им отдали посылку?
– А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? – спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос.
Это, как ни печально сегодня сознавать, была моя последняя встреча с писателем».
Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущённое молоко в уголке. Не такой старик… (По Киру Булычёву)


Сочинение 9.3 
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение - рассуждение на тему: «Почему важно быть человечным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью 
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Сочинение выпускника (с сохранением пунктуации и орфографии)


9.3 Значение слова «человечность» я понимаю так: это проявление милосердия, благородства, сострадания, стремление помочь другому бескорысно. Мне кажется, что люди в наше время забыли об этом качестве, стали более агрессивнее, думают больше о личной выгоде, часто ради меркантильных интересов могут пойти на обман. Такого быть не должно! Отношения должны строиться на любви, взаимопонимании и сочуствии. Аргументируя тезис, приведу два примера подтверждающих мои размышления.

В тексте К. Булычова примером человечности является писатель Александр Черняев. Он получив посылку с продуктами отдал ее соседским детям, хотя сам был голоден. Свой поступок Черняев объяснил тем, что им ведь еще жить нужно. А разве писатель не хотел жить? Хотел! Но желание помочь детям, душевное благородство, доброта были сильнее голода.

На уроках литературы мы познакомились с произведением В.Г.Короленко « В дурном обществе». Главный герой принес умерающей девочке куклу своей сестры, так как хотел порадовать маленькую подружку. Вася знал, что его могут дома за такой поступок отругать, ведь кукла была дорога всем, потому что это был последний подарок мамы, которая умерла. Но мальчик все равно оставил куклу Марусе из сострадания. Это и есть пример человечности.

Итак, я считаю, что важно быть человечным, добрым, отзывчивым по отношению к другим. Если все мы будим об этом помнить то мир станет лучше.


Критерии оценивания сочинения 9.3


Толкование значения слова

Баллы

СК1

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.



Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его.



Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова отсутствует.

2





1



0

СК2

Экзаменуемый привел два примера – аргумента: один пример – аргумент из прочитанного текста, второй из жизненного опыта

Или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста



Экзаменуемый привел один пример – аргумент из прочитанного текста



Экзаменуемый привел один пример – аргумент из жизненного опыта



Экзаменуемый не привел ни одного аргумента.

3









2



1





0

СК3

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, нет нарушений абзацного членения текста;



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и (или) в работе есть 1 нарушение абзацного членения текста;



В работе допущено более 1 логической ошибки и (или) имеются два случая нарушения абзацного членения текста;

2









1









0

СК4

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но допущена 1 ошибка в построении текста.



В работе допущено две и более ошибок в построении текста.


2





1



0


Максимальное количество баллов за сочинение

9 .3

9


Критерии оценки грамотности


Толкование значения слова

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

- Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

-Допущено две-три ошибки

-Допущено четыре и более ошибки



2



1

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

- Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

- Допущены три-четыре ошибки

- Допущено пять и более ошибок



2



1

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

- Грамматических ошибок нет, или допущено одна ошибка

- Допущены две ошибки

- Допущено три и более ошибок



2

1

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

- Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

- Допущены три-четыре ошибки

- Допущено пять и более ошибок



2

1

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

-Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

-Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

-Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов



2



1



1


Максимальное количество баллов за грамотность

10 баллов



Отредактированный вариант


9.3 Значение слова «человечность» я понимаю так: это проявление милосердия, благородства, сострадания, стремление помочь другому бескорыстно. Мне кажется, что люди в наше время забыли об этом качестве, стали более агрессивными, думают больше о личной выгоде, часто ради меркантильных интересов могут пойти на обман. Такого быть не должно! Отношения должны строиться на любви, взаимопонимании и сочувствии. Аргументируя тезис, приведу два примера, подтверждающих мои размышления.

В тексте К. Булычёва примером человечности является писатель Александр Черняев. Он, получив посылку с продуктами, отдал ее соседским детям, хотя сам был голоден. Свой поступок Черняев объяснил тем, что им ведь еще жить нужно. А разве писатель не хотел жить? Хотел! Но желание помочь детям, душевное благородство, доброта были сильнее голода.

На уроках литературы мы познакомились с произведением В.Г.Короленко « В дурном обществе». Главный герой принес умирающей девочке куклу своей сестры, так как хотел порадовать маленькую подружку. Вася знал, что его могут дома за такой поступок отругать, ведь кукла была дорога всем, потому что это был последний подарок мамы, которая умерла. Но мальчик все равно оставил куклу Марусе из сострадания. Это и есть пример человечности.

Итак, я считаю, что важно быть человечным, добрым, отзывчивым по отношению к другим. Если все мы будем об этом помнить, то мир станет лучше.


Сочинение 9.3 (По И.Тургеневу)


Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (По И.Тургеневу)


Сочинение 9.3 
Как Вы понимаете значение выражения МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение - рассуждение на тему: «В чем проявляется материнская любовь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью 
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Сочинение выпускника (с сохранением пунктуации и орфографии)

9.3 Значение выражения «материнская любовь» я понимаю так: это любовь матери к своему ребенку. Я думаю, каждая женщина, став мамой, готова на любое самопожертвование ради детей, потому что их здоровье и счастье для нее важнее всего. Поэтому дети должны ценить материнскую любовь и с уважением относиться к той, кто дал им жизнь, заботу и ласку. Аргументируя тезис приведу два примера, подтверждающих мои размышления.

На уроках литературы мы читали комедию Н.В.Гоголя «Недоросль». Простакова любила своего сына, души в нем не чаила, баловала, потакала всем его прихотям. В результате Митрофан вырос грубым, невежественным, эгоистичным. Материнская любовь в данном случае оказала на юношу негативное влияние, но нельзя все таки отрицать, что мать искрене любила сына.

На уроках истории нам рассказывали о трагических событиях Великой Отечественной войны. Многие матери в блокадном Ленинграде жертвовали всем ради детей, отдавали им последние крохи хлеба, ради жизни малышей. Материнская любовь этих женщин вызывает восхищение и достойна памяти.

Я считаю, что материнская любовь проявляется в заботе о своих детях, в готовности забыть о себе в минуту опасности, в стремление дать ребенку все самое лучшее. Поэтому, важно ценить любовь матерей, быть для них всегда поддержкой и опорой.

Критерии оценивания сочинения 9 .3


Толкование значения слова

Баллы

СК1

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.



Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его.



Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова отсутствует.

2





1



0

СК2

Экзаменуемый привел два примера – аргумента: один пример – аргумент из прочитанного текста, второй из жизненного опыта



Экзаменуемый привел один пример – аргумент из прочитанного текста



Экзаменуемый привел один пример – аргумент из жизненного опыта



Экзаменуемый не привел ни одного аргумента.

3





2



1





0

СК3

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, нет нарушений абзацного членения текста;



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и (или) в работе есть 1 нарушение абзацного членения текста;



В работе допущено более 1 логической ошибки и (или) имеются два случая нарушения абзацного членения текста;

2









1









0

СК4

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но допущена 1 ошибка в построении текста.



В работе допущено две и более ошибок в построении текста.


2





1



0


Максимальное количество баллов за сочинение 9 .3

9


Критерии оценки грамотности


Толкование значения слова

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

- Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

-Допущено две-три ошибки

-Допущено четыре и более ошибки



2



1

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

- Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

- Допущены три-четыре ошибки

- Допущено пять и более ошибок



2



1

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

- Грамматических ошибок нет, или допущено одна ошибка

- Допущены две ошибки

- Допущено три и более ошибок



2

1

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

- Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

- Допущены три-четыре ошибки

- Допущено пять и более ошибок



2

1

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

-Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

-Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

-Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов



2



1



1


Максимальное количество баллов за грамотность

10 баллов



Отредактированный вариант


9.3 Значение выражения «материнская любовь» я понимаю так: это любовь матери к своему ребенку. Я думаю, каждая женщина, став мамой, готова на любое самопожертвование ради детей, потому что их здоровье и счастье для нее важнее всего. Поэтому дети должны ценить материнскую любовь и с уважением относиться к той, кто дал им жизнь, заботу и ласку. Аргументируя тезис, приведу два примера, подтверждающих мои размышления.

В тексте И.С.Тургенева рассказывается о воробье, который заслонил свое детище, отважно бросившись на собаку. Воробей жертвовал собой ради птенца. Это пример истинной материнской любви.

На уроках истории нам рассказывали о трагических событиях Великой Отечественной войны. Многие матери в блокадном Ленинграде жертвовали всем ради детей, отдавали им последние крохи хлеба ради жизни малышей. Материнская любовь этих женщин вызывает восхищение и достойна памяти.

Я считаю, что материнская любовь проявляется в заботе о своих детях, в готовности забыть о себе в минуту опасности, в стремлении дать ребенку все самое лучшее. Поэтому важно ценить любовь матерей, быть для них всегда поддержкой и опорой.




Сочинение 9.3 (Г. Андреев)

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда...

– Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? – строго спросил отец.

- Нет. Это не я.

– Кто тогда?

– Не знаю... Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

– Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? – испытующе посмотрел на меня отец.

– Честное слово! Я здесь ни при чём! – ответил я, глядя ему прямо в глаза...

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен...

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное – не огорчать родителей. А что касается кошки... Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор... (Г. Андреев)

Сочинение 9.3 
Как Вы понимаете значение выражения УКОР СОВЕСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение - рассуждение на тему: «Почему нужно жить по совести?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью 
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.








Сочинение выпускника (с сохранением пунктуации и орфографии)



9.3 Укор совести - это осознание собственной неправоты. Это ощущение стыда за свои плохие поступки. Аргументируя тезис, приведу два примера, подтверждающих мои размышления.

В тексте Г.Андреева рассказывается о герое, который обманул отца, потому что боялся наказания, и не хотел огорчать родителей. Свалив вину на кошку. Через несколько дней Машка изчезла, не стерпев несправедливости, а мальчик испытывал муки совести, так как понимал, что поступил низко обвинив не в чем не повинное животное.

В жизни у меня был не приятный случай. Вместе с другом после школы мы играли у меня дома. Я уронил нечаянно стекляную вазу, испугался, что мама будет ругать, поэтому сказал, что вазу разбил мой младший брат. Ему на тот момент было 2 года, он плохо говорил. Мама никого не наказала, но мне все-равно было стыдно, ведь я свалил всю вину на другого, тем более на маленького братишку. Позже я признался в своей лжи, так как укоры совести не давали мне покоя. После признания мне стало легче. Для себя я сделал вывод, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Я считаю, что нужно жить по совести, потому что плохие поступки лишают душевного равновесия, ложь обжигает душу, а еще от этого могут пострадать другие.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!