Методическая разработка урока по русскому языку для 2 класса на тему «Текст. Деление текста на предложения».
(для обучающихся по программе слепых и слабовидящих)
Цели:
1.Формирование первоначального представления о тексте как речевой единице.
2.Формирование умения делить текст на предложения.
Задачи:
образовательная
- формирование умения делить текст на предложения;
коррекционная
- развитие слуховой памяти, внимания, пространственной ориентировки;
воспитательная
воспитание умения слушать и слышать
Формирование УУД:
- адекватно использовать сохранные анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности;
- ориентация на самостоятельность и активность;
Планируемые результаты:
Предметные. Учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме.
Метапредметные. Учащиеся разовьют свои коммуникативные навыки по средствам работы в парах. Научаться оценивать свою деятельность. Обогатят словарный запас. Разовьют воображение.
Ход урока.
Организационный момент.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим,
И красиво мы сидим.
Актуализация знаний.
-Назовите предметы, которые вас окружают.
-Чем вы пользовались, чтобы назвать предмет, сказать, какой он?(Слово)
-Что потребуется, чтобы высказать мысль о предмете?(Предложение)
-Составьте предложение о любом предмете.
-Расскажите о любом из предметов. Что вы составили, чтобы рассказать о чём-то?(Составили несколько предложений.)
-Что получилось из этих предложений?( Текст)
3.Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.
-Прочитайте вслух текст, который написан на листочках.(Листочки учитель готовит заранее, текст записан по Брайлю).
Мы ждём маму я готовлю вкусный ужин Миша поливает цветы маме будет приятно.(13 слов)
-О чём рассказывает текст?(О том, как дети готовятся к приходу мамы, хотят сделать ей приятное.)
-Почему читать было трудно?(Текст не разделен на предложения)
-Почему важно разделить текст на предложения?(Легче понять то, о чём рассказывается)
-Как в письменной речи обозначаются начало и конец предложения?
-Сегодня мы будем учиться выделять предложения в тексте.
4.Исправление ошибок в определении границ предложений.
-Петя выполнил это задание так:
Мы ждём маму я. Готовлю вкусный. Ужин Миша поливает. Цветы маме будет приятно.
- Послушайте предложения, которые выделил Петя. Стало ли легче понимать текст? Почему? (Предложения выделены неправильно.)
-Что нужно помнить о предложении, чтобы правильно поставить точку?(Предложение выражает законченную мысль.)
-Как будем определять, где заканчивается каждое предложение в этом тексте?(Будем читать слова сначала и остановимся, когда мысль станет понятной и законченной.)
5.Определение границ предложений.(Учащиеся работают с текстом, в котором знаки не поставлены.)
(Варианты организации работы:1)Учащиеся самостоятельно ставят точки, а затем проверяют правильность выполнения задания.2)Границы двух первых предложений учащиеся находят коллективно, двух последних-самостоятельно.3)Всю работу делают под руководством учителя.)
Организация работы по второму варианту:
-Прочитайте слова, которые составляют первое предложение. Какая мысль в них высказана?(Скоро мама придёт домой.)
-Где нужно поставить точку, чтобы показать конец этого предложения?
-Найдите конец второго предложения. О чём говорится в этом предложении? Прочитайте его выразительно.
-Найдите остальные предложения сами. Что нужно сделать после того, как нашли конец предложения?(Прочитать его ,убедиться в том, что его мысль понятна.)
- Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Сколько предложений в этом тексте? Прочитайте текст. Как при чтении надо показать конец каждого предложения?
6.Физминутка.
Упражнение «Любопытная Варвара»
Поверните голову влево. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена,
А расслаблена.
Теперь поднимите голову вверх. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
7.Подбор заголовка и списывание текста.
-С чего обычно начинается текст?(С заголовка.)Что главное в этом тексте?(Дети помогают маме, чтобы её порадовать.)
-Придумайте заголовок к этому тексту.(Варианты: Порадуем маму. Мамины помощники. Мама будет рада.)
-Напишите заголовок на середине строки.
-Как будете списывать текст?(Повторяются правила списывания.)
8.Самооценка и рефлексия.
-Из чего состоит текст?(Текст состоит из предложений.)
-Почему в письменной речи важно выделять предложения?
-Какое задание учились сегодня выполнять? Как проверить, правильно ли выделены все предложения в вашем тексте?(Ученики читают текст с остановками в конце каждого предложения.)
-Что вам было сложно выполнить? Что больше всего понравилось?