Тема урока: Антарктида
Предмет: география
Класс: 7
Цель урока: Сформировать представление о природе материка. Подчеркнуть его уникальность и необычность.
Задачи урока:
-
Определить географическое положение материка.
-
Познакомиться с открытием и первыми исследованиями Антарктиды.
-
Выяснить особенности природы Антарктиды.
Познавательные УУД: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Личностные УУД: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности.
Тип урока: приобретение новых знаний.
Оборудование: учебник И. Алексеев. География 7, карта мира физическая, карта Антарктиды, презентация «Антарктида», ПК, интерактивная доска, карты атласа, маршрутные листы, дополнительные задания.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок. На уроке нам сегодня нужен атлас, учебник, ручка, маршрутный лист и лист с заданиями.
На уроке будут оцениваться ваши устные ответы, за которые я вам буду давать жетоны. А также каждый из вас получит отметку за работу в маршрутном листе. Желаю успеха и хороших оценок!
2.Определение темы урока: Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по материкам Земли. Я вам предлагаю посмотреть на известную картину Ивана Константиновича Айвазовского и определить какой территории Земли она посвящается.
-Почему вы так решили?
Это самая первая в мире картина, на которой изображены полярные льды.
-Запишите тему урока: «Антарктида» (Приложение 1. Маршрутный лист).
3.Определение цели и задач урока:
-Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны будем узнать?
Цель урока: Сформировать представление о природе материка. Выяснить, в чём заключается его уникальность и необычность.
Задачи урока:
-
Определить географическое положение материка.
-
Познакомиться с открытием и первыми исследованиями Антарктиды.
-
Выяснить особенности природы Антарктиды.
4.Актуализация знаний.
Каждый из нас имеет свое представление об этом материке: далекий край вечной зимы, скованный льдами загадочный материк…
- Что вы знаете об этом материке?
Ну что ж отправляемся в путешествие по самому необычному материку на нашей планете – Антарктиде, в ходе которого будем выполнять задания в маршрутном листе.
5. Приобретение новых знаний
-
Особенности географического положения материка Антарктида.
-Откройте атлас на стр.2-3.
-Что можете сказать о ГП Антарктиды?
(Географическое положение Антарктиды уникально - больше нет ни одного материка на Земле, который бы полностью располагался в полярной области планеты.).
-Какими океанами омывается материк?
-Откройте атлас на стр.50. Назовите моря, омывающие материк?
-Какие острова и архипелаги относятся к Антарктиде?
Работа в парах.
Выполнение заданий Блока 1. Работаем с информацией и картой.
(См. Приложение 1.Маршрутный лист).
Самооценка
-Понятие Антарктика
-Найдите в тексте учебника на стр. 136, 2 абзац, что такое Антарктика.
-От каких греческих слов образовано это слово? (анти- против, арктикос- северный, т.е лежащий против северной полярной области.
-Какое течение проходит вокруг Антарктиды? (атлас стр.16-17)
Вывод. Стр.136
Антарктида- самый южный материк, лежащий почти целиком за южным полярным кругом.
-
Открытие и первые исследования Антарктиды.
Презентация обучающегося.
Выполнение заданий Блока 2. Работаем с таблицей и презентацией.
(См. Приложение 1. Маршрутный лист).
Взаимопроверка
Иван Константинович Айвазовский не был на том корабле, но изобразить детали помогал ему его друг и участник той экспедиции – М.П. Лазарев. Эта картина- плод воображений художника и была написана к юбилею открытия Антарктиды в 1870 году.
В настоящее время исследования в Антарктиде осуществляются разными странами мира. На материке работает около 100 научных станций, и на материке разрешена только научная деятельность. Антарктида не принадлежит ни одному государству.
-Назовите российские станции в Антарктиде. (Атлас стр.50)
- Открытие озера Восток — одно из крупнейших географических открытий второй половины XX века.
-По Антарктиде существуют международные соглашения, в которых речь идёт о недопустимости военных действий, об охране окружающей среды.
Разминка
Встаньте у парты. Представьте, что вы являетесь покорителями Южного Полюса.
Повернитесь вокруг себя.
– Что вы сейчас совершили? (путешествие вокруг света)
-
Ледяной покров и рельеф Антарктиды.
- Какова основная особенность Антарктического материка? Что отличает его от других континентов? (МОЩНЫЙ ЛЕДЯНОЙ ПОКРОВ).
-Какова средняя мощность ледяного покрова?
-Максимальная?
Наличие столь мощного ледяного покрова сделало этот материк самым высоким материком на Земле.
- Сколько процентов воды содержится в ледниках Антарктиды? (90)
-Подлёдное строение Антарктиды довольно простое.
-Как вы думаете, почему? (Атлас стр.4-5)
(в основании материка лежит древняя Антарктическая платформа).
-К области какой складчатости относится территория Антарктического полуострова?
-Какие горы расположены вдоль западной части материка? (Атлас стр.51)
Эти горы являются продолжением Анд и частью Тихоокеанского огненного кольца. Трансантарктический горный хребет, который делит материк на западную и восточную части. В западной части идут процессы вулканизма.
- Какой действующий вулкан находится в Антарктиде? (Атлас стр.50)
Восточная Антарктида более стабильна. В недрах материка найдены различные полезные ископаемые (150 наименований): каменный уголь, графит, слюда, железные руды и т.д.
Ледяной панцирь материка называют Ледяной Антарктидой, а сушу под ним- Каменной Антарктидой.
Под толщей льда обнаружены горы и равнины.
Выполнение заданий Блока 3. Работаем с информацией и картой.
(См. Приложение 1.Маршрутный лист).
Лед в Антарктиде движется от центра к окраинам (со скоростью 2,7 м/год). Это приводит к появлению айсбергов. Ветер и течения выносят их в открытый океан. Антарктида- основной «поставщик» айсбергов.
Вывод стр.137
Отличительная особенность Антарктиды- мощный ледяной покров. Под ним обнаружены горы и ранины Каменной Антарктиды.
-
Особенности климата Антарктиды.
Антарктида - самый холодный материк.
Самая низкая температура на нашей планете зафиксирована на станции Восток - 89, 2°С.
Осадков в Антарктиде выпадает мало, от 50 мм в год в внутренних районах, до 1000 мм у побережья.
- Почему в Антарктиде суровый климат?
Во - первых, это климатический пояс, в котором находится Антарктида солнечные лучи касаются поверхности Антарктиды под очень маленьким углом, точнее, они просто проскальзывают.
-В каком климатическом поясе расположена большая часть Антарктиды?
Во - вторых, Антарктида располагается в области высокого атмосферного давления с нисходящими потоками воздуха, поэтому на континенте не образуются облака, и нет осадков.
-Третья причина сурового климата этого материка заключается в том, что Антарктида - самый высокий материк из всех шести материков на Земле.
Четвёртая причина- Антарктида получает много солнечной радиации, но до 90 % её отражается ледяной поверхностью обратно в атмосферу.
Полярный день и полярная ночь.
Антарктида - самый ветреный материк
Из-за разницы температур в центре и на окраине континента, в прибрежной полосе дуют постоянные стоковые ветры от центра к побережью. В течение года в Антарктиде бывает 340 бурных дней со средней скоростью ветра около 20 метров в секунду.
Выполнение заданий Блока 4. Работаем с контурной картой.
(См. Приложение 1. Маршрутный лист).
Вывод стр. 138
Антарктида- материк, суровые климатические условия которого являются следствием его географического положения в пределах южного полярного круга.
-
Растительный и животный мир Антарктиды
-Просмотр информации о растительном и животном мире Антарктиды.
Выполнение заданий Блока 5. Работаем со схемой.
(См. Приложение 1. Маршрутный лист).
Вывод: ЖИЗНЬ В АНТАРКТИДЕ СУЩЕСТВУЕТ ЛИШЬ НА ПОБЕРЕЖЬЕ, ОСТРОВАХ И В ВОДАХ АНТАРКТИКИ.
Растительный и животный мир бедный.
-
Туризм в Антарктиде.
Сообщение ученика (См. Приложение 2)
Выполнение заданий (См. Приложение 3)
-
Закрепление изученного материала
Выполнение заданий Блока 6. Экспресс-контроль
(См. Приложение Маршрутный лист).
Выполнение заданий Блока 7. Готовимся к ВПР
(См. Приложение 1. Маршрутный лист).
Выполнение задания (См. Приложение 4)
Итог урока.
В чём заключается уникальность материка Антарктида?
-
Антарктида самый - южный
-
Антарктида самый - высокий
-
Антарктида самый - холодный
-
Антарктида самый – ветреный
-
Единственный материк, который полностью покрыт льдом.
-
Льды Антарктиды содержит 90 % пресной воды.
-
Единственный материк, на котором нет постоянного населения.
-
Материк, который не принадлежит ни одному государству мира.
-
Антарктида имеет самый бедный растительный и животный мир.
-
Материк- науки и мира.
-Как вы считаете, выполнили ли мы поставленные задачи в начале урока?
Рефлексия
Анкета (См. Приложение 1. Маршрутный лист).
Инструкция по выполнению домашнего задания.
Параграф 34, зад.1-9.
Выписать в тетрадь интересные факты об Антарктиде.
Приложение 1
Маршрутный лист
Фамилия ____________________ Имя _________________Класс 7____
Тема урока: ______________________
-
РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИЕЙ и КАРТОЙ
З Задание. Заполни пропуски в тексте, используя учебник стр.136 и карту атласа стр.2-3 | Самооценка |
-
Площадь Антарктиды с островами-…………………………………………… -
Антарктида полностью расположена за ………………… ………………… ………………… . -
Крайняя северная точка- мыс ………………………………. . -
Материк расположен в …… поолушариях-…………………. …………………… -
Антарктиду омывают океаны-…………………… ……………… .. . .. ………….. -
Антарктида – самый…………………… материк. | |
За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов-6.
-
РАБОТАЕМ С ТАБЛИЦЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
Задание. Дополни в таблице недостающую информацию с помощью презентации
Исследователь | Дата | Вклад в изучение Антарктиды | Взаимопроверка |
| 1772-1775 г.г. | Несколько раз пересекал Южный полярный круг | |
М.П.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен | | Открытие Антарктиды |
| 14 декабря 1911 г. | Достигнут южный полюс |
Роберт Скотт | 18 января 1912 г. | |
За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов-4.
-
РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИЕЙ и КАРТОЙ
Задание. Используя текст учебника на стр.137, ответьте на вопросы.
1. Какова средняя мощность ледяного покрова в Антарктиде?_____________
2. Какова максимальная мощность ледяного покрова в Антарктиде?_____________
3. Какая древняя платформа лежит в основании материка? ________________________
4. Какова максимальная высота Антарктиды? Массив_____________, высота ________м
Задание оценивает учитель. За каждое правильно выполненное задание-1 балл. Максимальное количество баллов-4.
4. РАБОТАЕМ С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ
Задание. Используя карты атласа стр.51, выполните задания.
1.Обозначьте на контурной карте станцию «Восток» и температуру января и июля, зарегистрированную на станции.
2.Обозначьте на контурной карте температуру января и июля на Южном полюсе.
3.Подпишите количество осадков, выпадающих в центральных частях Антарктиды.
Задание оценивает учитель. За каждое правильно выполненное задание-1 балл. Максимальное количество баллов-3.
-
РАБОТАЕМ СО СХЕМОЙ
Задание. Заполните схему (видеоролик, учебник стр.138-139)
Растения и животные Антарктиды
Задание оценивает учитель. Максимальное количество баллов-2.
-
ЭКСПРЕСС- контроль
1.Самая низкая температура на Земле зарегистрирована в Антарктиде:
А) -71° С Б) -89,2 ° С В) -60° С
2. Вокруг Антарктиды проходит течение:
А) Перуанское Б) Течение Западных Ветров В) Бенгельское
3. Большая часть Антарктиды расположена в климатическом поясе:
А) антарктическом Б) умеренном В) субантарктическом
4. Какой вулкан находится в Антарктиде?
А) Килиманджаро Б) Эребус В) Камерун Г) Везувий
5. Какое время года сейчас в Антарктиде?
А) зима Б) весна В) лето Г) осень
Задание оценивает учитель. Максимальное количество баллов-5.
7.ГОТОВИМСЯ к ВПР
Установите соответствие между материками и их географическими особенностями.
Материки:
А) Антарктида
Б) Австралия
Географические особенности:
1) Большую часть территории материка скрыта от глаз мощным ледниковым покровом.
2) К востоку от материка расположено самое большое в мире скопление кораллов.
3) Рек на материке очень мало и большинство из них пересыхающие.
4) На территории материка зафиксирована самая низкая температура на Земле.
5) Большую часть территории материка занимают полупустыни и пустыни
6) Все обитающие на материке животные связаны с океаном, а растительный мир представлен мхами и лишайниками.
Запишите в таблицу выбранные цифры под буквами, которыми обозначены материки.
Задание оценивает учитель. Максимальное количество баллов-2.
Критерии оценивания работы обучающегося:
«5»- 25-26 баллов
«4»-20-24 балла
«3»-14-19 баллов
АНКЕТА
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Материал урока мне был | | активно / пассивно доволен / не доволен понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Приложение 2
Сообщение по теме: «Туризм в Антарктиде»
Туризм в Антарктиде начался с организации морских круизов в 1960-х годах, включая поездки на частных яхтах с конца 1960-х.
Авиаперелёты в Антарктиду начались в 1970-х годах с экскурсионных полетов из Австралии и Новой Зеландии, и были возобновлены в 1990-х годах.
Туристический сезон в Антарктиде проходит во время лета в Южном полушарии и длится с ноября по март.
Туристы посетили около 200 уголков Антарктического полуострова, в том числе 20 исследовательских станций.
Большую часть времени путешественники проводят на борту, все высадки на сушу происходят строго по расписанию. Обычно экскурсия составляет не более 3-х часов, количество людей на берегу строго ограничено (не более 100 человек). Туристов обязательно сопровождают специалисты: орнитологи, биологи, геологи, гляциологи.
Бурю восторга вызывают встречи с пингвинами, но, согласно экологическим нормам, самостоятельно заходить в пингвиньи колонии запрещено. Также среди туристов популярны каякинг, треккинг и ночевка в палатке на льду. Иногда заказывают дайвинг, но тут не обойтись без специальной подготовки. «Дайверы должны быть опытные и иметь свое хорошее оборудование. Больше всего люди хотят понырять с китами и тюленями, посмотреть, как под водой летают пингвины, и, конечно, увидеть подводную часть айсберга».
Антарктида – удивительное место, территория мира. Там нет сухопутных хищников, а, значит, никто никого не боится. Животные подходят к человеку вплотную. К тому же, континент не принадлежит ни одному государству. Нет армии и полиции, люди добровольно соблюдают правила общего поведения. Возможно поэтому более 80% путешественников, побывавших в Антарктике, снова отправляются в полярные регионы.
Приложение 3
Ледяной континент.
Экспедиция в Антарктиду - это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма, отдачи всех сил, способностей, знаний и даже собственной жизни. Берег Антарктиды люди увидели впервые 28 января 1820 г. С той поры прошло 203 года. Однако за эти годы Антарктида не стала ближе или приветливее. И сегодня плавания в ее прибрежных водах сопряжено
с большими трудностями и риском, а выполнение исследовательских работ требует от персонала научных станций огромного напряжения физического и духовных сил.
Вопрос1: В какое время года нам лучше отправиться на экскурсию в Антарктиду? Обоснуйте свой ответ.
Вопрос2: Какие в вещи первой необходимости нам нужно взять с собой на ледяной континент? Выбери предметы, которые необходимо взять с собой при поездке в Антарктиду, объясни свой выбор.
Вещи: тёплая одежда, зонтик, резиновые сапоги, очки, верёвка, компас, машина.
ОТВЕТ. ВОПРОС 1
Нам лучше всего отправиться на "белый континент" нашей зимой, в период с ноября по март, когда вАнтарктиде лето.
ОТВЕТ. ВОПРОС 2
1. Антарктида – самый холодный материк, там зарегистрированы самые низкие средние годовые температуры (теплая одежда).
2. В Антарктиде господствуют самые сильные ветра (верёвка).
3. Это самый снежный материк, и чтобы не потеряться в пургу (компас)
4. В Антарктиде самое высокое альбедо, отражение солнечных лучей снегом (очки).
Приложение 4
Задание 29 ОГЭ
Почему достижение Южного полюса произошло 14 декабря 1911 года?
Открытие Южного полюса.
Полярная экспедиция Руаля Амундсена 1910−1912 годов (или Третье плавание «Фрама»). Экспедиция вышла из Осло (тогда Христиании) 7 июня 1910 года. Высадка на шельфовый ледник Антарктиды произошла 15 января 1911 года. Полярная зима прошла в активной подготовке к предстоящему походу. Антарктическая весна позволила выйти в путь только 20 октября 1911 года. Главная цель экспедиции Амундсена была достигнута 14 декабря 1911 года, именно этот день считается датой открытия Южного полюса. В ходе экспедиции были получены важные научные результаты, несмотря на то, что она проходила в острой конкурентной борьбе с английской экспедицией «Терра Нова» Роберта Фалкона Скотта. Экспедиция проходила в пределах субантарктического и антарктического климатических поясов.
В научном отношении экспедиция обследовала Трансантарктический хребет, взяв некоторые геологические образцы, предположение Амундсена о его протяжённости впоследствии подтвердилось. Экспедиция детально изучила поверхность шельфового ледника Росса и Южнополярного плато, а также полуострова Эдуарда VII. Экспедиция также произвела обширный комплекс метеорологических исследований. Судовой отряд на «Фраме» произвёл ряд важных океанографических и гляциологических исследований (взяты 891 проба воды и 190 проб планктона) в Атлантическом секторе Южного океана.
Пояснение.
В южном полушарии в декабре разгар лета: полярный день, нет сильных морозов и ветров. Условия для покорения южного полюса более благоприятные, чем зимой.