СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Буквы З-С на конце приставок"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала. К уроку прилагается презентация и технологическая карта

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок 5 класс. З-С»


Методическая разработка урока по теме

«Буквы З-С на конце приставок»


Школа: МОУ Ишненская средняя общеобразовательная

Район: Ростовский муниципальный

Регион: Ярославская область

Класс: 5

ФИО учителя: Пелевина Татьяна Зиновьевна

Предмет: русский язык

Педагогический стаж: 33 года

Квалификационная категория: высшая

Форма: урок с использованием презентации.

Тип: – комбинированный урок изучения и первичного закрепления нового учебного

материала.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное, индивидуальное, дифференцированное и проблемное обучение.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный;

  • репродуктивный;

  • проблемный;

  • частично-поисковый (эвристический);

  • исследовательский метод.

Виды деятельности:

  • индивидуальная работа по карточкам;

  • фронтальный опрос;

  • дифференцированная работа;

  • работа с сигнальными карточками;

  • физкультминутка;

  • работа в парах;

  • исследовательская работа;

  • работа со слайдами презентации и с интерактивной доской;

  • работа по алгоритму;

  • работа по вариантам:

  • тестовая работа;

  • творческая работа;

  • рефлексия.

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал (Лист достижений, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, тест).


Аннотация

Методическая разработка выполнена в соответствии с ФГОС, предназначена для проведения урока русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. и может быть использована учителями-предметниками в своей работе.

Она состоит из конспекта урока, технологической карты и презентации к занятию, содержит раздаточный материал: листы достижений, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, тест для проверки знаний. В процессе работы на уроке учащиеся познакомятся с классификацией приставок на З-С, их произношением и написанием, расширят и углубят свои знания по ранее изученным темам: «Фонетический, морфемный и синтаксический разборы», «Знаки препинания в предложениях с прямой речью, при обращении, при однородных членах предложения, в сложных предложениях», «Орфограммы в некоторых корнях слов и неизменяемых приставках».

Разнообразные методы обучения и виды деятельности позволяют поддерживать познавательный интерес и активность учащихся на протяжении всего занятия, работа с листками достижений научит детей оценивать свою деятельность на уроке. Использование ИКТ экономит время, вносит элементы занимательности в учебный процесс.

Работа рассчитана на 1 час.


Актуальность выбора темы

Урок по теме «Буквы З-С на конце приставок» - это 138 урок в системе уроков 5 класса и

16-ый урок в теме «Морфемика как раздел науки о языке. Морфема. Изменение и образование слов».


Цели урока:

  • познакомить учащихся с орфограммой «Правописание З и С на конце приставок»;

  • формировать умение определять условия выбора букв З и С на конце приставок.


Цель для учителя:

продолжать учить детей работать с учебником, со слайдами презентации, с сигнальными карточками, с текстом, анализировать его, формировать умение высказывать свои мысли, строить заключения на основе увиденного и услышанного; проверить, как дети усваивают информацию в процессе работы.


Цели урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с орфограммой «Правописание З и С на конце приставок»;

  • расширить и углубить знания учащихся по темам: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», «Фонетика», «Лексика», «Морфемика», «Орфография»;

  • продолжить обучению ЗУН, позволяющим отбирать нужную информацию, анализировать текст и строить связное устное высказывание;

развивающие:

  • развивать речь и память учащихся;

  • логически обосновывать высказывания;

  • делать обобщения и выводы, активизировать позитивную мотивацию к учению, познавательную деятельность;

  • совершенствовать умение учащихся писать упражнения, тесты;

воспитательные:

  • прививать детям любовь к родному языку,

  • воспитывать чувство прекрасного,

  • формировать эстетический вкус.


Задачи урока:

развивать универсальные учебные действия.


Планируемые результаты:


личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания;


метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;


предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов;


коммуникативные: учить культурному общению, умению сотрудничать в различных видах деятельности.


Ход урока

I. Организационный этап.

П: - Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Запишите сегодняшнее число, слова «классная работа».

(Лист достижений выдается каждому ученику до урока)


II. Повторение

П: - Начнем урок как всегда – с повторения изученного материала.


  1. Индивидуальная работа по карточкам у доски


Карточка №1 («слабому» ученику)

Задание: сделать фонетический разбор слов.

Яма, лес.


Карточка №2 («среднему» ученику)

Задание: выполнить морфемный разбор слов.

Безлунная ночь, бесплатный обед, запах цветов.


Карточка №3 («сильному» ученику)

Задание: сделать синтаксический разбор предложения (подчеркнуть все члены предложения, указать, какими частями речи они выражены, в скобках написать характеристику предложения).

Снег лежал везде: на горных склонах, на ветвях деревьев.


  1. Индивидуальная работа по карточке за партой


Карточка №4

Задание: выписать только предложения с прямой речью, расставить знаки препинания и пропущенные буквы, начертить схемы.

Приш…л март. Ночи стали все к…роче и к…роче а дни длиннее и длиннее. Мама сказала скоро по…снежники з…цветут. Папа зах…тел в вых…дные отправит…ся на пр…гулку в лес. П…едемте по…снежники собирать предложил он.


  1. Работа с классом (работа в парах)


  1. Работа над ошибками (слайд №2)

Задание: объясните, как исправить выделенные в предложениях ошибки. Запишите правильные варианты предложений.

К осени медведь накопил толстый слой жиру.

Учитель отметил всех, кто присутствуют.

Коля стал более лучшим спортсменом.


(Проверка по ключу. Слайд №3)


  1. Проверка домашней работы


1). Фронтальный опрос:

  1. Над каким большим разделом языкознания мы работаем? (Морфемикой)

  2. Что изучает морфемика? (Морфемы, значимые части слова)

  3. Какие морфемы вам известны? (Приставки, корни, суффиксы, окончания).

  4. Что такое корень? (Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

  5. Что такое суффикс? (Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

  6. Что такое приставка? (Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

  7. С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке? (Приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения)

  8. Назовите неизменяемые приставки (пред-, пере-, в-, об-, под-, над-, с-, от-, о-, до-, по-, про-, за-, на-, во-, обо-, подо-, надо-, со-, ото-, об-)


(Слайд №4)

2). Орфографический диктант из слов домашнего упражнения и из слов для заучивания в конце учебника, выделить приставки.

Тяжело заработать, легко потерять, весело проводить, горя наберешься, костюм космонавта, прочитать брошюру.


(Оценки выставляются в лист достижений).


3) Проверка ответов учеников у доски (устно)


III. Изучение нового материала.


1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе


П: - Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. Для этого прослушайте сказку.


(Слайд №5)


Лингвистическая сказка

В некотором царстве, орфографическом государстве, жили-были согласные, звонкие и глухие. Дружно жили, не тужили. Но однажды … заспорили звуки: звонкий З и глухой С.

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее, С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам, которые всё на свете знали и даже писали правила для жителей государства.


П: - Итак, какая же тема нашего урока?


У: - Тема урока «Буквы з и с на конце приставок»


П: - Запишите тему урока в тетрадь.


(Слайд №6)


П: - Исходя из темы, определите цели урока.


У: - Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда – с.

Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм.

Графически обозначать изученную орфограмму.

(Слайд №7)


Мотивация

2. Этап усвоения новых знаний и способов действий


1) Исследовательская работа

П: - А теперь вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.


П: - Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

- Определите объект исследования. ( У: - Слова с приставками)

- Предмет исследования? (У: - Буквы з-с на конце приставок)


Прочитайте слова и запишите по 3 слова в два столбика (слайд №8)


З С

Безграничный Бескрайний

разбросать распустить

известить испортить

вздыхать вспомнить

возместить восхождение

низвергать ниспадать


- Давайте составим план исследования: (слайд №9)


- Выделить в словах приставки.

- Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

- Какой вывод можно сделать?


У: - Вывод: приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными. (Слайды №10-11)


П: - Познакомьтесь с алгоритмом (слайд 12)


2) Знакомство с правилом по учебнику

П: - Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника (материал стр. 30 )


IV. Закрепление


1.Этап первичной проверки понимания изученного


1). Работа с учебником: упр. 437 (устно)


V. Физкультминутка (самооценка вносится в лист достижений)


Учитель читает слова с приставками на З и С. Если в слове нужно писать приставку на З, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если на С, то приседают.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Возделать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Сбежать


П: - Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?

У: - Нет, это неизменяемая приставка.


П: - Верно. Как бы звонко ни звучала приставка С- перед звонкими согласными, будем помнить: эта приставка неизменяемая, пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь

Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой З. Вспомните эти слова, где З не является приставкой.


У: - Здесь, здание, здоровье, не видно ни зги.


(Слайд13)


2. Этап закрепления знаний и способов действия

(в ходе закрепления обучающиеся получают отметки, вносят их в лист достижений)


1.Работа с учебником (продолжение)


1). Упражнение 440 (Работа по вариантам в парах с обсуждением. Берем подряд только 5 слов, с приставками на З-С. С неизменяемой приставкой С- слова не выписываем. Выделяем в этих словах приставки. После проверки ставим себе оценки, результаты заносим в лист достижений)



1 вариант

2 вариант

З

С

1

Вздыхать

Исправить

2

разглядеть

расцвет

3

разбег

вскарабкаться

4

безбрежный

беспомощный

5

возглас

расположиться


П: - Проверим работу (Слайд №14)

П: - продолжим работу по этому упражнению устно с сигнальными карточками

(красная – З. белая – С):

безграничный, изморозь, беспредельный, расправить, рассердить, распечатать, бесцельный, чрезмерный, рассмотреть, рассвет, списать, расписание.


2). Упражнение 441 (списывать все не надо, работаем по вариантам, составляем с данными словами и словосочетаниями:

I вариант - одно предложение с прямой речью и обращением;

II вариант - предложение сложное, с однородными членами

    1. Например: «Дети, рассмотрите таблицу», - сказал учитель.

    2. Вспомните и расскажите, что вы учили на прошлом уроке.)


2. Творческая работа


1)Задание: отгадайте слово по его лексическому значению и запишите в тетрадь. Приставку обозначьте.

  • Установленный порядок в каком-либо деле – распорядок

  • Сбор сведений о противнике – разведка

  • Время появления солнца над горизонтом – рассвет


Слайд … «Проверь себя» (слайд №16)

Распорядок

Разведка

Рассвет


2)Задание: к данным словосочетаниям подобрать синонимы с указанным значением. Обозначить в них приставки и условия выбора З – С.


Не имеющий жалости, душевной теплоты, жестокий.

Тревожное состояние, волнение.

Не испытывающий страха, смелый.


3) Задание: подберите антонимы к словам с приставками на З и С

Образец: труд – безделье, талантливый – бездарный


Слайд №17 … «Проверь себя»


Синонимы

Антонимы

Бездушный, безжалостный


Увядает – расцветает


Беспокойство


Появляться – исчезать


Бесстрашный


Мощь – бессилие



3. Работа с текстом (Слайд 18)

1.Определите тему, главную мысль текста.

2.В каком стиле написан текст? (В художественном стиле)

3. Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку. Моховик раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, полез под толстый сучок, стал выжимать. Не выжал. Только шляпку свою раздвоил.

(Проверка – слайд №19)


4. Тестовая работа (запись на интерактивной доске)

1). Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.

а) ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный;

б) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

в) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.


2). Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

а) ра..сечь, ра..цвёл, во..стать, ..доровье;

б) бе..примерный, в..плеск, .. беречь, ..дание;

в) ..бегать, ра..щепить, бе..просветный, ..делка.


3). Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

а) …гребать, бе…хитростный, …рисовать, во…вещать;

б) во…ход, бе…покойный, и…пуг, во…расти;

в) …грузить, во…главлять, бе…платный, бе…следно..


Самопроверка (слайд № 15)


1). А

2). В

3). Б


VI. Этап информации о домашнем задании (Слайд №20)

Разноуровневые домашние задания

1 уровень – на «3»: упр.442

2 уровень – на «4»: упр. 444

3 уровень – на «5»: упр.446


VII. Этап подведения итогов урока

- Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

- Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?


IX. Этап рефлексии (слайд №21)

Обратитесь к Листку достижений

Работаем с нашим светофором:

зелёный - я понял материал урока;

жёлтый – у меня остались вопросы;

красный – я бы ещё хотел проработать эту тему.


















Приложение 1

Лист достижений

(выдается каждому ученику)


Фамилия, имя


Оценки

Индивидуальная работа по карточкам


Работа над ошибками


Орфографический диктант


Усвоение нового материала.

Физкультминутка


Упр.440


упр. 441


Тестовые задания


Творческая работа


1.Отгадывание слова по его лексическому значению


2. Подбор синонимов


3. Подбор антонимов


Другое (устная работа во время опроса)




Приложение 2


Карточки для индивидуальной работы

а) у доски


Карточка №1

Задание: сделать фонетический разбор слов.

Яма, лес.

Карточка №2

Задание: выполнить морфемный разбор слов.

Безлунная ночь, бесплатный обед, запах цветов.

Карточка №3

Задание: сделать синтаксический разбор предложения (подчеркнуть все члены предложения, указать, какими частями речи они выражены, в скобках написать характеристику предложения).

Снег лежал везде: на горных склонах, на ветвях деревьев.


б) за партой


Карточка №4

Задание: выписать только предложения с прямой речью, расставить знаки препинания (они не расставлены), начертить схемы.

Пришёл март. Ночи стали все короче и короче а дни длиннее и длиннее. Мама сказала скоро подснежники зацветут. Папа захотел в выходные отправиться на прогулку в лес. Поедемте подснежники собирать предложил он.








Приложение 3

Тестовая работа


1). Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.


а) ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный;

б) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

в) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.


2). Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

а) ра..сечь, ра..цвёл, во..стать, ..доровье;

б) бе..примерный, в..плеск, .. беречь, ..дание;

в) ..бегать, ра..щепить, бе..просветный, ..делка.


3). Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

а) …гребать, бе…хитростный, …рисовать, во…вещать;

б) во…ход, бе…покойный, и…пуг, во…расти;

в) …грузить, во…главлять, бе…платный, бе…следно.


Ответы:

1). А

2). В

3). Б









Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме

«Буквы З-С на конце приставок»


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникатив-ные, личностные

УУД

Организацион- ный момент.

Подготовка к предстоящей работе

(1 мин.)


Включение в деловой ритм (приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих)


1.Дежурный сообщает об отсутствующих.

2.Дети записывают в тетрадь число,

классная работа.

План предстоящей работы.

Осознают познавательную задачу.


Прогнозирование своей деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Умение слушать и вступать в диалог,

отвечать на вопросы.

Имеют мотивацию к учебной деятельности.

Повторение изученного материала

(3 мин.)

1. Вызывает к доске троих учеников для работы по карточкам, еще одному дает карточку на месте.

2.Дает задание классу – слайд №2.

3. Демонстрирует слайд №3 –проверка работы по ключу.

1.Три ученика работают по карточкам у доски, один - за партой.

2.В это время другие дети работают в парах - делают работу над ошибками, затем проверяют её по ключу.

1.Индивидуальная работа по карточкам у доски и за партой.

2.Работа с классом над ошибками.

Осознают познавательную задачу.

Пишут, слушают, работают в парах, извлекают нужную информацию.


Контролируют учебные действия.

Умение работать индивидуально и в парах, проверять работу по ключу.

Проверка домашнего задания

(5 мин.)

1.Спрашивает.

2. Проводит фронтальный опрос, проверяет, как дети справились с орфографическим диктантом, с индивидуальными заданиями.

3. Демонстрирует слайд №4

1.Отвечают на вопросы учителя.

2.Пишут орфографический диктант. Ставят себе оценки в лист достижений.

3.Проверяют, как дети у доски выполнили задания по карточкам (1-3).

1. Фронтальный опрос.

2. Орфографический диктант

3.Проверка индивидуального задания.

Осознают познавательную задачу.

Пишут, слушают, извлекают нужную информацию.


Контролируют учебные действия.

1. Слушают и отвечают на вопросы учителя.

2.Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.Владеют монологической и диалогической речью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

4. Воспринимают ответы других учеников.

Изучение нового материала

(10 мин.).


Учитель читает лингвистическую сказку, демонстрирует слайды презентации

№5-12


Сидят, слушают, смотрят, запоминают, отвечают на вопросы учителя, исследуют материал, делают выводы,

Записывают в тетрадь тему урока.

1.Подготовка учащихся к работе на основном этапе Лингвистическая сказка - открытие новых знаний.

2. Этап усвоения новых знаний и способов действий:

исследователь-ская работа;

знакомство с алгоритмом и с правилом по учебнику.


Разрешение проблемной ситуации.

Дети извлекают необходимую информацию из прослушанного и увиденного, сами формулируют тему и определяют цели урока.

Осознают недостаточность своих знаний.


1.Воспринимают чтение учителя.

2. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.Имеют мотивацию к учебной деятельности.

Закрепление изученного материала

(3 мин)

Дает задание для работы по учебнику.

Устно выполняют упражнение 437.

Этап первичной проверки понимания изученного:

устное выполнение упражнения по учебнику

Осознают познавательную задачу.

Отвечают по образцу, слушают, запоминают.


Контролируют учебные действия.

Имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Физкультминутка

(1 мин.) – гимнастика для тела

Дает задание для проведения физкультминутки (базируется на изученном правиле)

Выполняют упражнения,

самооценка вносится в лист достижений

Выполнение упражнений на слух.

Учатся определять на слух написание приставок на З-С.

Контролируют учебные действия.

Проявляют способность к самооценке своих действий.


Продолжение работы – закрепление изученного материала

(16 мин.)


1. Предлагает детям выполнить разнообразные задания.

2. Демонстрирует слайды презентации:

№13-18

3. Комментирует и дополняет ответы детей.

Выполняют задания, работают с учебником, со слайдами презентации, с текстом, выполняют творческую и тестовую работу.




Этап закрепления знаний и способов действия:

1. Работа с учебником:

1) упражнение 440 (работа по вариантам в парах с обсуждением,

устная работа с сигнальными карточками);

2) упражнение 441

(работа по вариантам – составление предложений);

2. Творческая работа:

1) узнать слово по лексическому значению;

2) подобрать к словам синонимы с приставками на З-С;

3) подобрать антонимы на изученное правило.

3. Работа с текстом - коллективная работа («по цепочке»).

Выполняют учебную задачу.

Извлекают необходимую информацию из упражнений,

текста. Учатся анализировать текст, вспоминают ранее изученный материал.

Систематизируют собственные знания.

Делают обобщения, выводы.



Осуществляют для решения учебных задач логические операции.


Имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся.

Воспринимают увиденный материал.

Контроль знаний

(3 мин.)

Дает детям задание: самостоятельно выполнить тестовую работу


Работают самостоятельно - выполняют тест.

Тестовая работа (запись на интерактивной доске)

Осознают познавательную задачу.


Выполняют учебную задачу.

Думают, работают над тестом.

Домашнее задание

(1 мин.)

Задает домашнее задание по выбору.

Учащиеся записывают дифференцирован-ное домашнее задание.

Домашнее задание




Итоги урока, оценки и рефлексия

(2 мин.)

Учитель предлагает учащимся оценить урок, отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; выставляет ученикам оценки за урок.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока, оценивают свою работу на уроке в листе достижений.

Работа с листом достижений

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Адекватно воспринимают оценку учителя.

Оценивают урок и свою работу на нем.





Просмотр содержимого презентации
«з-с 5 кл.»

МОУ Ишненская СОШ  Буквы З и С на конце  приставок Автор: учитель русского языка Пелевина Т.З.  2016 год

МОУ Ишненская СОШ

Буквы З и С на конце приставок

Автор: учитель русского языка

Пелевина Т.З.

2016 год

Работа над ошибками  Задание: объясните, как исправить выделенные в предложениях ошибки. Запишите правильные варианты предложений.

Работа над ошибками

Задание: объясните, как исправить выделенные в предложениях ошибки. Запишите правильные варианты предложений.

  • К осени медведь накопил толстый слой жиру.
  • Учитель отметил всех, кто присутствуют.
  • Коля стал более лучшим спортсменом.
Работа над ошибками. Ключ  К осени медведь накопил толстый слой жир а .    Учитель отметил всех,  кто присутству е т.  Коля стал более  лучшим спортсменом.

Работа над ошибками. Ключ

  • К осени медведь накопил толстый слой жир а .

  • Учитель отметил всех,

кто присутству е т.

  • Коля стал более

лучшим спортсменом.

Орфографический диктант  Т…жело з…работать, ле…ко пот…рять, вес…ло пров…дить, горя набереш…ся, к…стюм к…смона…та, пр…читать брош…ру.   

Орфографический диктант

Т…жело з…работать, ле…ко пот…рять, вес…ло пров…дить, горя набереш…ся, к…стюм к…смона…та, пр…читать брош…ру.

 

Лингвистическая сказка  В некотором царстве, орфографическом государстве, жили-были согласные, звонкие и глухие. Дружно жили, не тужили. Но однажды … заспорили звуки: звонкий З и глухой С…  Кто главней?  Кому стоять на конце этих приставок?  З кричал, что звучит сильнее, С убеждал, что без него тоже не обойтись.  Дело чуть не дошло до драки…  А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!  Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам, которые всё на свете знали и даже писали правила для жителей государства.    Какая же тема нашего урока?

Лингвистическая сказка

В некотором царстве, орфографическом государстве, жили-были согласные, звонкие и глухие. Дружно жили, не тужили. Но однажды … заспорили звуки: звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее, С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам, которые всё на свете знали и даже писали правила для жителей государства.

 

Какая же тема нашего урока?

Буквы З и С на конце  приставок

Буквы З и С на конце приставок

Цели урока

Цели урока

  • Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда – с.
  • Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм.
  • Графически обозначать изученную орфограмму.
Исследовательская работа  З С Без г раничный Бес к райний раз б росать рас п устить из в естить ис п ортить

Исследовательская работа

З С

Без г раничный Бес к райний

раз б росать рас п устить

из в естить ис п ортить

Исследовательская работа  План исследования   Записать слова. Выделить в словах приставки. Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами. Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором. Какой вывод можно сделать?  

Исследовательская работа

План исследования

 

  • Записать слова.
  • Выделить в словах приставки.
  • Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.
  • Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.
  • Какой вывод можно сделать?

 

Закончи правило На конце приставки пишется С -, если …..  корень начинается с буквы, обозначающей глухой согласный звук

Закончи правило

На конце приставки пишется С -, если …..

корень начинается с буквы, обозначающей глухой согласный звук

Закончи правило  На конце приставки пишется З, если …..  корень начинается с буквы, обозначающей звонкий согласный звук

Закончи правило

На конце приставки пишется З, если …..

корень начинается с буквы, обозначающей звонкий согласный звук

1. Выдели в слове приставку. 2. Посмотри на букву согласного звука после приставки  если глухой согласный  если   звонкий согласный  С  З

1. Выдели в слове приставку.

2. Посмотри на букву согласного звука после приставки

если глухой согласный

если

звонкий согласный

С

З

Запомните!  А что же происходит, например, в словах   с бить с дача с гореть ?  Корни-то в этих словах тоже начинаются с буквы, обозначающей звонкий согласный?  Приставка С - пишется всегда одинаково, независимо от произношения.  В словах здесь , здание , здоровье , ни зги  З  входит в состав корня.

Запомните!

А что же происходит, например, в словах с бить с дача с гореть ? Корни-то в этих словах тоже начинаются с буквы, обозначающей звонкий согласный?

  • Приставка С - пишется всегда одинаково, независимо от произношения.
  • В словах здесь , здание , здоровье ,
  • ни зги З входит в состав корня.

Закрепление (упр.440) № 1 вариант 2 вариант З 1 С Вздыхать 2 Исправить разглядеть 3 4 расцвет разбег вскарабкаться безбрежный 5 беспомощный возглас расположиться

Закрепление (упр.440)

1 вариант

2 вариант

З

1

С

Вздыхать

2

Исправить

разглядеть

3

4

расцвет

разбег

вскарабкаться

безбрежный

5

беспомощный

возглас

расположиться

Проверь себя  Запись слов по лексическому значению:

Проверь себя

Запись слов по лексическому значению:

  • Рас порядок
  • Раз ведка
  • Рас свет
Проверь себя  Антонимы Увядает – ра с цветает Появляться – и с чезать Мощь – бе с силие    Синонимы Бе з душный, бе з жалостный Бе с покойство Бе с страшный

Проверь себя

Антонимы

  • Увядает – ра с цветает
  • Появляться – и с чезать
  • Мощь – бе с силие

Синонимы

  • Бе з душный, бе з жалостный
  • Бе с покойство
  • Бе с страшный

Работа с текстом  1.Определите тему, главную мысль текста.  2.В каком стиле написан текст?  3. Объясните правописание пропущенных букв и знаков препинания.  Ударила первая капля д…ждя и нач…лись соревнования. Первым выж…мал вес по…берёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку. М…ховик ра…задорился ра…хвастался. Ра…двинул г…ловой мох поле… под толстый сучок стал выжимать. (Не) выжал. Только шля…ку свою ра…двоил.

Работа с текстом

1.Определите тему, главную мысль текста.

2.В каком стиле написан текст?

3. Объясните правописание пропущенных букв и знаков препинания.

Ударила первая капля д…ждя и нач…лись соревнования. Первым выж…мал вес по…берёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку. М…ховик ра…задорился ра…хвастался. Ра…двинул г…ловой мох поле… под толстый сучок стал выжимать. (Не) выжал. Только шля…ку свою ра…двоил.

Работа с текстом  Ударила первая капля д о ждя , и нач а лись соревнования. Первым выж и мал вес по д берёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку. М о ховик ра з задорился , ра с хвастался. Ра з двинул г о ловой мох , поле з под толстый сучок , стал выжимать. Не выжал. Только шля п ку свою ра з двоил.

Работа с текстом

Ударила первая капля д о ждя , и нач а лись соревнования. Первым выж и мал вес по д берёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку. М о ховик ра з задорился , ра с хвастался. Ра з двинул г о ловой мох , поле з под толстый сучок , стал выжимать. Не выжал. Только шля п ку свою ра з двоил.

Тестовая работа  1). А  2). В  3). Б    Самопроверка

Тестовая работа

1). А

2). В

3). Б

Самопроверка

Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1 уровень – на «3»: упр.442
  • 2 уровень – на «4»: упр. 444
  • 3 уровень – на «5»: упр.446
Рефлексия  Обратитесь к Листку достижений  Работаем с сигнальными карточками: белый  - я понял материал урока;  жёлтый – у меня остались вопросы;  розовый – я бы ещё хотел проработать эту тему.  

Рефлексия

Обратитесь к Листку достижений

Работаем с сигнальными карточками:

  • белый - я понял материал урока;
  • жёлтый – у меня остались вопросы;
  • розовый – я бы ещё хотел проработать эту тему.

 

Ресурсы

Ресурсы

  • edsovet.org
  • dweb.ru
  • www.webbaby.ru
  • www.rusedu.ru
  • bestgif.narod.ru
  • clubs.ya.ru
  • 900igr.net
  • malva.ucoz.ru
  • www.adobephotoshope.ru
  • gif-anim.narod.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!