СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку 6 класса на тему :" Буквы З-С на конце приставок"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Методическая разработка выполненв в соответствии с ФГОС,предназначена для проведения урока русского языка.

В процессе работы на уроке уч-ся познакомятся с классификацией приставок на З-С,их произношением и написанием.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 6 класса на тему :" Буквы З-С на конце приставок"»


Открытый урок по русскому языку

6класс

Тема : Буквы з-с на конце приставок

  • Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;

  • формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;



Планируемые результаты:

Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.


Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.


Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.


Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование компьютер, проектор, тестовые задания, лингвистический текст « Коварная приставка С», тестовые задания, материал для домашней работы, словари.


Ход урока

I. Организационный этап.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

( сначала про себя, затем вслух выразительно)


Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

Я желаю вам успеха.


II Проверка домашнего задания:


1. Сначала мы проведём небольшую разминку.


  1. Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)

  2. Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)

  3. Какие морфемы вам изветсны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания.

  4. Что такое корень?

  5. Что такое приставка?

  6. С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке? ( приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения, приставками пре-, при-)

  7. Назовите неизменяемые приставки.

  8. Когда пишется приставка пре-? При-?


2. Орфографический диктант.

(дома обучающиеся составляли словарный диктант по теме урока)



3. Взаимопроверка по ключу.


( Оценки выставляются в лист достижений).


Лист достижений


Фамилия, имя



Орфографический диктант




Усвоение нового материала


Первичная проверка понимания изучненного

















III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе


- Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)


В некотором царстве, орфографическом государстве,

Ж или-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

Которые всё на свете знал и даже писали правила

Для жителей государства.


Тема урока «Буквы з и с на конце приставок»


- Исходя из темы, определите цели урока.


  1. Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.

  2. Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм,

  3. графически обозначать изученную орфограмму).


Мотивация


IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий


А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.


Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

- Определите объект исследования. ( слова с приставками)

- Предмет исследования? (Буквы з-с на конце приставок)


  1. Запишите слова в два столбика


безграничный бескрайний

разбросать распустить

известить испортить

вздыхать вспомнить

возместить восхождение

низвергать ниспадать


- Давайте составим план исследования.


- Выделить в словах приставки.

- Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

- Какой вывод можно сделать?


Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.


- Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника


V. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Вып.упр фронтально,

(Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений)


VI. Физкультминутка


Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с приседают.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Возделать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Изгонять

Расчертить

Расписать

Разгорячиться

Сбежать


(Самооценка вносится в лист достижений)


Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?


2)- Фонетический разбор слова.

- В чём коварство приставки С?


Работа с лингвистическим текстом.

Коварная приставка с-

Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь

Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.


VI. Этап закрепления знаний и способов действия.

( в ходе закрепления идёт индивидуальная работа с электронным тренажёром, обучающиеся получают отметки, вносят их в лист достижений)


  1. Вып.упр. ( в парах с обсуждением 1 вариант выписать слова с з на конце приставки, 2 вариант – с на конце приставки)

Вздыхать Исправить

Разглядеть расцвет

Разбег вскарабкаться

Безбрежный беспомощный

Возглас расположиться

Безграничный беспредельный

Изморозь рассмотреть

Чрезмерный рассвет

расписание

( справиться, сгибать, списать)


Самопроверка по ключу. Результаты заносятся в лист достижений


2. Тестовые задания.

Тестовые задания


I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.


1) ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.


II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

  1. ра..сечь, ра..цвёл, во..стать, ..доровье;

  2. бе..примерный, в..плеск, .. беречь, ..дание;

  3. ..бегать, ра..щепить, бе..просветный, ..делка.


III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

  1. сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать;

  2. восход, бескозырка, испуг, возрасти;

  3. погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.


VII. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.

  1. во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;

  2. ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;

  3. и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;


VIII. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

1) и..следовать, ..жимать, бе..покойный, ..дешний;

2) ...делать, ра..сечь, ..дать, ра..хватать;

3) и..тлеть, ..гореть, ра..жать, и..пугать;


Самопроверка (ответы на интерактивной доске).


Соединить буквы з и с с согласными, составить слова




IХ. Этап подведения итогов урока


- Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

- Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?



Х. Этап рефлексии


Обратитесь к листку достижений.

Работаем с нашим светофором

зелёный - я понял материал урока;

жёлтый – у меня остались вопросы;

красный – я бы ещё хотел проработать эту тему.


Благодаря чему мы смогли добиться хороших результатов?

Давайте снова обратимся к девизу нашего урока


Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!