План – конспект урока 7 класс.
Тема: «Давление газа»
Цели:
Обучающая: дать понятие давления газа; рассмотреть особенности давления, производимого газом и от чего зависит его изменение.
Развивающая: развить мышление, умение строить логические цепочки, делать предположения и теоретически их обосновывать.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
- Что такое давление? Как обозначается? В каких единицах измеряется?
- Записать формулу нахождения давления по определению.
- Что такое F? Какой другой физической величиной можно ее заменить?
- Приведите примеры, когда уменьшение давления имеет положительное действие.
- Приведите примеры, когда увеличение давления имеет отрицательное действие.
II. Актуализация знаний.
Прежде, чем мы перейдем к нашей теме, давайте проведем небольшой опыт.
Учащимся раздаем палочки для надувания мыльных пузырей разной формы и размеров и мыльный раствор. Надуваем пузыри.
Результат: все пузыри получатся круглой формы.
Давайте разберемся, а как получаются мыльные пузыри? (Слушаем ответы учащихся)
О: мыльный пузырь – тонкая оболочка мыльного раствора, в которую заключен воздух.
В: за счет чего мыльная оболочка деформируется? (Слушаем ответы учащихся)
О: за счет того, что мы нагнетаем в нее воздух, а, следовательно, и создаем определенное давление.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Давление газа». И чтобы в ней разобраться, мы решим интересную задачу: «Почему все пузыри, которые у нас получились круглые?»
Чтобы решить эту задачу, надо вспомнить особенности строения вещества в газообразном состоянии. (Слушаем ответы учащихся)
Обобщение: частицы газа движутся хаотично по всем направлениям с большими скоростями; между ними большие расстояния. Газы не имеют собственной формы и занимают весь предоставленный им объем.
- Так почему же пузырь шарообразный? (Слушаем ответы учащихся)
Итак, что же мы получаем в итоге? В жидкую оболочку мы помещаем воздух. Так как частицы газа движутся по всем направлениям, то он ударяют по ней одинаково по всем направлениям и оболочка расширяется по всем направлениям одинаково. = оболочка принимает форму шара.
Вывод: Давление газа создается ударам частиц о стенки сосуда.
Мы с вами знаем, что давление твердых тел можно изменять. А можно ли изменять давление газа? Как?
Делим класс на 3 группы. Каждой группе дается свое задание.
Группа 1 получает карточку, на которой изображен опыт с шариком под куполом и дается описание опыта.
Задание. На основании уже знакомых вам фактов научно обоснуйте результат этого опыта.
Группа 2 получает пластиковую бутылочку, закрытую пробкой, на веревочке.
Задание. Поместите бутылочку за окно на 5 мин. Предположите результат опыта и дайте ему теоретически обоснованное объяснение. Затем достаньте бутылочку обратно и посмотрите: совпали ваши предположения с практикой или нет. Сделайте вывод.
Группа 3 получает оборудование: трубку с поршнем, открытую с одного конца; эластичную насадку.
Задание. Разместите поршень по середине трубки, наденьте эластичную насадку на открытый конец.
1) уменьшите объем, занимаемый воздухом, продвинув поршень ближе к насадке. Посмотрите, что произошло с насадкой. Дайте объяснение. Сделайте вывод.
2) увеличьте объем, занимаемый воздухом. Посмотрите, что произошло с насадкой. Дайте объяснение. Сделайте вывод.
На работу 7 – 10 минут.
Предполагаемый результат:
Группа 1. При откачивании воздуха из-под купола, его масса уменьшается = уменьшается число частиц = уменьшается сила давления на стенки оболочки шарика снаружи = уменьшается давление. Внутри шарика количество воздуха не менялось = давление осталось прежним, что больше, чем новое давление на внешнюю поверхность шарика. Для того, чтобы выровнять давление внутри шарика и снаружи, его объем увеличивается.
Группа 2. Когда помещаем бутылочку за окно, (где температура ниже, чем в классе) частицы воздуха внутри бутылочки начинают двигаться медленнее, расстояние между ними уменьшается. Сила давление уменьшается = давление уменьшается. Снаружи давление осталось прежним. Для того чтобы давления внутри и снаружи выровнялись, объем бутылочки уменьшается.
Группа 3. 1) когда мы уменьшаем объем, занимаемый воздухом, то частицы становятся ближе друг к другу и начинают толкаться сильнее. Следовательно, давление увеличивается, и насадка выгибается наружу.
2) когда мы увеличиваем объем, занимаемый воздухом, то расстояние между частицами увеличивается. Частицы реже сталкиваются друг с другом со стенками сосуда. Следовательно, давление уменьшается, и насадка выгибается вовнутрь трубки под действием внешнего давления.
Обобщаем результаты в виде схематической записи.
III. Закрепление материала.
Ребята, на основании ваших опытов и сделанных выводов, ответьте на следующие вопросы:
- Почему на всех баллонах для аэрозолей есть надпись «Не подвергать ударам, не деформировать, не бросать в огонь даже после полного использования»?
- Чем отличаются баллоны для аэрозолей от баллонов для хранения бытового газа?
- Почему емкости для хранения горючих материалов окрашивают в серебристый цвет?
IV. Домашнее задание. §37, задание
Материально – техническое обеспечение:
- компьютер, проектор;
- карточки с заданиями для групп;
- оборудование: трубка с поршнем, эластичная насадка, пластиковая бутылочка.