СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме «Деепричастный оборот»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников

интереса к получению новой информации о деепричастном обороте, постановка собственных целей обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме «Деепричастный оборот»»

Методическая разработка урока по теме «Деепричастный оборот»

Класс: 6

Программа: под. ред. М. Разумовской

Учебник: Разумовская, 6 класс, М. «Дрофа», 2015

Форма урока: урок с применением мультимедиа

Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников

интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Задачи урока:

Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- формировать умение отличать деепричастие от других частей речи

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать пунктуационные и орфографические умения.

Развивающие:

- осуществлять системно-деятельностный подход;

- развивать внимание;

- формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):

- умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать творческие, речевые способности учащихся;

- формировать логические умения;

- развивать умения формулировать проблему;

Воспитательные:

- воспитать интерес и уважение к родному языку;

- воспитать ценностное отношение к слову;

- развивать коммуникативные УУД:

- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности,

уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- получение новых знаний об особой форме глагола - деепричастии;

Метапредметные:

- формирование ценностного отношения к русскому языку,

- формирование нравственных ценностей.

Личностные:

- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

- умение соотносить свои действия с планируемым результатом,

корректировать их.

Оборудование:

- ПК;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийная презентация к уроку

Методы контроля:

Устный

Письменный

Самоконтроль

Приемы опроса

Устный с комментированием

С опорой на алгоритм

Письменный

Дифференцированный__

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УД

• опознают понятия «деепричастие», «деепричастный оборот», адекватно используют их в собственной речи

1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи

• называют условия написания деепричастного оборота

2 уровень — воспроизведение

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о глаголе, причастии, деепричастии

• анализируя и сопоставляя факты, выводят алгоритм написания деепричастного оборота

3 уровень — реконструкция (преобразование) информации

Регулятивные УУД

• самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах изучения новой темы

Познавательные УУД

• сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Коммуникатив-ные УУД

• готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

Личностные УУД

• осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы

2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов





Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного

взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивацион-но-целевой этап

10

минут

• обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

• вызвать познавательный интерес к проблеме;

• организовать самостоятельное формулирование темы и постановки цели

Создание проблем-ной ситуации

Фронталь-ная


Индивиду-альная






Индивиду-альная,


фронталь-ная,


парная

1. Предлагаю посмотреть на высказывание: «Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.»

- Какие условия необходимы, чтобы получить знания?

2.Игра «Да и нет». Перед вами утверждения, если считаете, что оно истинно-ставите +, если ложно, то -

3. Ученья корень горек, да плод сладок.

- Какие насекомые без устали трудятся, вырабатывая сладкий продукт? (Пчёлы)

Определите, какие пчелы из этого улья?

Работа в тетради: распределите на 2 столбика:

  1. деепричастие, выделите суффикс

  2. остальные слова, определите часть речи

УСТНО: Составьте словосочетание с любым деепричастием так, чтобы деепричастие было зависимым словом. Как называется слово, от которого задаётся вопрос к деепричастию?

А теперь такое, чтобы деепричастие имело зависимые слова.

ФИЗМИНУТКА

Игра-задание

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие с зависимым словом:

Морозный ветер, бодрящий холод, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, великолепный день, замерзая, морозное утро, запорошив снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, сияющий серебром, заметая следы на снегу, пушистый ковер, жмурясь от солнца.

Человек, который боится поражения, никогда не сможет насладиться плодами настоящего успеха.


(Учителем «провоцируется» проблемная учебная задача, решение которой и является целью ученика.)

- Перед вами 3 предложения. Сравните их: в чем сходство и в чём различие. Попытайтесь расставить в них знаки препинания.

В чем испытали затруднение?

(Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после выявления проблемной ситуации (слайд 9)-демонстрирует тему и цели урока.)

1. Воспроизводят известные сведения о причастии и деепричастии.

2. Самостоятельно оценивают теоретический материал в ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ.


3. Самостоятельно оценивают материал на различение деепричастий от других частей речи в ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ.


4. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшую проблему(называют цели урока)

Познавательные УУД: воспроизводить знания Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентиро-вочный этап


2 мин.

• организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Беседа

фронталь-ная

(Задает вопрос о способах получения новых знаний, необходимых для решения проблемы.)

- Сформулируйте тему урока, какие цели перед собой поставим?

Осознают неполноту своих знаний, формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий

Регулятивные УУД:

планировать,т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследова-тельский этап


10 мин

• организовать поиск

решения проблемы

Исследо-вание (анализ примеров, обобще-ние данных, формули-рование выводов)

Фронталь-ная





Групповая работа


Фронталь-ная






Групповая работа






Парная

1. - Давайте выдвинем гипотезу: предположим, что деепричастный оборот похож на причастный.

2.- Сформулируйте определение понятия причастного оборота.

(Читают правило в учебнике,

сопоставляют со своими выводами.)

3. РАБОТА В ГРУППАХ.

Мысль — цветок, слово — завязь,

деяние — плод.

- Раз понятия совпадают, попробуем составить алгоритм нахождения деепричастного оборота и его выделения на письме. (Даёт задания по группам)


- Перед вами лист бумаги формата А 4, при помощи клея распределите этапы по порядку, основываясь на знания о причастном обороте.





1. Выдвигают гипотезу.

2. Выполняют задания по группам, воспроизводят знания о деепричастном обороте, основываясь на умении выделять причастный оборот.

  • 1. Найти деепричастие, надписать.

  • 2. Найти определяемое слово (глагол - Х), задать

вопрос к деепричастию.

  • 3. Найти зависимые от деепричастия слова.

  • 4. Подчеркнуть их вместе с деепричастием,

(обстоятельство) отгородить вертикальными чертами.

  • 5. Выделить деепричастный оборот запятыми.

(Читают алгоритм на слайде и сверяют, сопоставляют со своими выводами.)


3. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы об особенностях выделения деепричастного оборота.





Познавательные УУД:

- искать и выделять необход. информацию;

-составлять алгоритм; умение работать в группе показывает уровень

способности вести конструктивный диалог:

умение слушать и слышать друг друга, брать на

себя ответствен-ность за результат общей

деятельности, высказывать свою точку зрения

и уметь её отстаивать.

- структурировать знания;

- строить логическую цепь рассуждений, доказывать;

- формулировать выводы.

Практический этап

• обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Решение творчес-кой задачи

Групповая







фронтальная









индивидуальная


4. РАБОТА В ПАРАХ.

- Спишите, выделите грамматическую основу, найдите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.


- Проверьте по эталону.


- Каково место деепричастного оборота в предложении? Всегда ли он выделяется запятыми?


- Предлагает вернуться к предложению и разрешить возникшую проблему в начале урока.


5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.


- Выполните упражнение и соберите в корзинку под деревом только те груши, которые можно в неё положить.

Отметьте номера тех предложений, которые содержат деепричастный оборот.

Обменяйтесь тетрадями в парах, проверьте у товарища, оцените работу.



6. ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ. (Устно)

- Составить предложение с деепричастным оборотом по данному началу, объяснив, как составляется предложение с деепричастием.

Главное правило –
исполнитель (подлежащее) - один

(и основного действия и добавочного).

1.Обсуждают условия и решение задачи, формулируют ответ






2.Воспроизводят и закрепляют знания по правописанию деепричастного оборота.


3. Выполняют задание самостоятельно, проговаривая условия написания.

Познавательные УУД:

- подведение под понятия, выведение следствий

Предметные УД:

-научиться определять условия написания деепричастного оборота

-формировать навыки определения деепричастий Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рефлексивно-оценочный этап

• осмысление процесса и результата деятельности

Создание письмен-ного текста

Индиви-дуальная, групповая, фронталь-ная

1.Просит записать домашнее задание в дневники. Комментирует выполнение домашнего задания

2. Предлагает оценить факт достижения цели урока

3. Рефлексия: чемодан, мясорубка, корзина.


1.Записаывают домашнее задание в дневники. Выясняют, как надо выполнять домашнее задание.

2. Оценивают степень достижения цели


Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании





Анализ урока русского языка в 6 классе по теме: «Деепричастный оборот.»


На уроке были поставлены учебные задачи, ориентированные на формирование деятельности, а не передачу информации. Задания, выполняемые на данном уроке, носят в основном продуктивный характер: дети сами формировали понятия по новой теме, опираясь на полученные ранее знания и умения по теме «Причастный оборот. Знаки препинания при нём». В этом проявились актуализация и обогащение субъективного опыта учеников. На уроке использована игра «ДА и НЕТ» при опросе по теме: «Деепричастие», выполнение упражнений в занимательной игровой форме. Были созданы ситуации, позволяющие ученикам проявлять свои способности, возможности, то есть ситуации успеха, а также ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос.
На данном уроке организовано равноправное партнёрское общение в ходе учебного взаимодействия: организация сотрудничества учеников между собой, свободное и открытое выражение учащимися своего мнения. Старалась быть коллегой ученикам, более старшим и опытным, но одинаково с ними заинтересованным в хороших результатах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!