Мотивацион-но-целевой этап 10 минут | • обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; • вызвать познавательный интерес к проблеме; • организовать самостоятельное формулирование темы и постановки цели | Создание проблем-ной ситуации | Фронталь-ная Индивиду-альная Индивиду-альная, фронталь-ная, парная | 1. Предлагаю посмотреть на высказывание: «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.» - Какие условия необходимы, чтобы получить знания? 2.Игра «Да и нет». Перед вами утверждения, если считаете, что оно истинно-ставите +, если ложно, то - 3. Ученья корень горек, да плод сладок. - Какие насекомые без устали трудятся, вырабатывая сладкий продукт? (Пчёлы) Определите, какие пчелы из этого улья? Работа в тетради: распределите на 2 столбика: -
деепричастие, выделите суффикс -
остальные слова, определите часть речи УСТНО: Составьте словосочетание с любым деепричастием так, чтобы деепричастие было зависимым словом. Как называется слово, от которого задаётся вопрос к деепричастию? А теперь такое, чтобы деепричастие имело зависимые слова. ФИЗМИНУТКА Игра-задание Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие с зависимым словом: Морозный ветер, бодрящий холод, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, великолепный день, замерзая, морозное утро, запорошив снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, сияющий серебром, заметая следы на снегу, пушистый ковер, жмурясь от солнца. Человек, который боится поражения, никогда не сможет насладиться плодами настоящего успеха. (Учителем «провоцируется» проблемная учебная задача, решение которой и является целью ученика.) - Перед вами 3 предложения. Сравните их: в чем сходство и в чём различие. Попытайтесь расставить в них знаки препинания. В чем испытали затруднение? (Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после выявления проблемной ситуации (слайд 9)-демонстрирует тему и цели урока.) | 1. Воспроизводят известные сведения о причастии и деепричастии. 2. Самостоятельно оценивают теоретический материал в ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. 3. Самостоятельно оценивают материал на различение деепричастий от других частей речи в ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. 4. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшую проблему(называют цели урока) | Познавательные УУД: воспроизводить знания Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
Ориентиро-вочный этап 2 мин. | • организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования | Беседа | фронталь-ная | (Задает вопрос о способах получения новых знаний, необходимых для решения проблемы.) - Сформулируйте тему урока, какие цели перед собой поставим? | Осознают неполноту своих знаний, формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий | Регулятивные УУД: планировать,т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. |
Поисково-исследова-тельский этап 10 мин | • организовать поиск решения проблемы | Исследо-вание (анализ примеров, обобще-ние данных, формули-рование выводов) | Фронталь-ная Групповая работа Фронталь-ная Групповая работа Парная | 1. - Давайте выдвинем гипотезу: предположим, что деепричастный оборот похож на причастный. 2.- Сформулируйте определение понятия причастного оборота. (Читают правило в учебнике, сопоставляют со своими выводами.) 3. РАБОТА В ГРУППАХ. Мысль — цветок, слово — завязь, деяние — плод. - Раз понятия совпадают, попробуем составить алгоритм нахождения деепричастного оборота и его выделения на письме. (Даёт задания по группам) - Перед вами лист бумаги формата А 4, при помощи клея распределите этапы по порядку, основываясь на знания о причастном обороте. | 1. Выдвигают гипотезу. 2. Выполняют задания по группам, воспроизводят знания о деепричастном обороте, основываясь на умении выделять причастный оборот. -
1. Найти деепричастие, надписать. -
2. Найти определяемое слово (глагол - Х), задать вопрос к деепричастию. (обстоятельство) отгородить вертикальными чертами. (Читают алгоритм на слайде и сверяют, сопоставляют со своими выводами.) 3. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы об особенностях выделения деепричастного оборота. | Познавательные УУД: - искать и выделять необход. информацию; -составлять алгоритм; умение работать в группе показывает уровень способности вести конструктивный диалог: умение слушать и слышать друг друга, брать на себя ответствен-ность за результат общей деятельности, высказывать свою точку зрения и уметь её отстаивать. - структурировать знания; - строить логическую цепь рассуждений, доказывать; - формулировать выводы. |
Практический этап | • обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения | Решение творчес-кой задачи | Групповая фронтальная индивидуальная | 4. РАБОТА В ПАРАХ. - Спишите, выделите грамматическую основу, найдите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания. - Проверьте по эталону. - Каково место деепричастного оборота в предложении? Всегда ли он выделяется запятыми? - Предлагает вернуться к предложению и разрешить возникшую проблему в начале урока. 5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. - Выполните упражнение и соберите в корзинку под деревом только те груши, которые можно в неё положить. Отметьте номера тех предложений, которые содержат деепричастный оборот. Обменяйтесь тетрадями в парах, проверьте у товарища, оцените работу. 6. ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ. (Устно) - Составить предложение с деепричастным оборотом по данному началу, объяснив, как составляется предложение с деепричастием. Главное правило – исполнитель (подлежащее) - один (и основного действия и добавочного). | 1.Обсуждают условия и решение задачи, формулируют ответ 2.Воспроизводят и закрепляют знания по правописанию деепричастного оборота. 3. Выполняют задание самостоятельно, проговаривая условия написания. | Познавательные УУД: - подведение под понятия, выведение следствий Предметные УД: -научиться определять условия написания деепричастного оборота -формировать навыки определения деепричастий Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции |
Рефлексивно-оценочный этап | • осмысление процесса и результата деятельности | Создание письмен-ного текста | Индиви-дуальная, групповая, фронталь-ная | 1.Просит записать домашнее задание в дневники. Комментирует выполнение домашнего задания 2. Предлагает оценить факт достижения цели урока 3. Рефлексия: чемодан, мясорубка, корзина. | 1.Записаывают домашнее задание в дневники. Выясняют, как надо выполнять домашнее задание. 2. Оценивают степень достижения цели | Регулятивные УУД: санкционировать факт завершения действий Коммуникативные УУД: адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании |