Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»
Рассмотрено на заседании ПЦК гуманитарных и социально- экономических дисциплин Протокол № ___ «___»_________________2020год | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий учебной частью филиала ______________ Н.В. Цеплакова «___»______________2020__ год |
Председатель________/Н.П.Мальгина
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по дисциплине ОУД. 04 История
Тема: Крушение колониальной системы
Профессия 19.01.04. Пекарь
2020г.
Пояснительная записка
Дисциплина ОУД. 04 История изучается на 1 - 2 курсах по профессии 19.01.04. Пекарь. Урок разработан по теме «Крушение колониальной системы», которая входит в раздел «Мир во второй половине XX – начале XXI века».
Методическая идея урока - показать методику проведения урока усвоения новых знаний с использованием технологии коллаборативного обучения.
При таком типе урока уместно проведение лекции с обратной связью и элементами самостоятельного овладения знаниями.
Продолжительность урока 90 минут.
В результате изучения темы, обучающиеся должны освоить соответствующие общие компетенции (ОК, ПК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и значимость;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.
Структура учебной деятельности на уроке:
организация мотивации обучающихся;
организация процесса целеполагания;
организация планирования деятельности по достижению цели;
работа с источниками информации;
организация учебного сотрудничества, совместной деятельности;
организация контроля учебных действий и деятельности;
организация оценивания достигнутых результатов;
организация рефлексивного осмысления.
Урок составлен с позиции системно-деятельностного похода на основе технологии коллаборативного обучения.
При проведении урока использованы формы обучения: фронтальная, групповая, работа в микрогруппах и индивидуальная работа. Данные формы и методы позволяют развивать коммуникативные и мировоззренческие качества, способствующие формированию социально уверенной личности с твердой гражданской позицией.
Технологическая карта урока
Учебная дисциплина: ОУД.04 История
Преподаватель: Безрукова Т.В.
Группа: 281Пф
Дата проведения: 13.03.2020
Время: 90 минут
Место проведения: ауд. №303
Тема: Крушение колониальной системы
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Вид занятия: Лекция с обратной связью и элементами самостоятельного овладения знаниями
Методическая цель: показать методику проведения урока усвоения новых знаний с использованием технологии коллаборативного обучения.
Цели занятия:
Деятельностная: развивать у обучающихся навыки самостоятельного изучения материала, ввести новые понятия, термины, развивать способность аналитического мышления при самостоятельном изучении материала, находить причинно-следственные связи, делать выводы и отвечать на проблемные вопросы.
Содержательная: расширить знания обучающихся о важном историческом процессе деколонизации человечества во многих странах мира, значении этого фактора в создании новых государственных и политических отношений, определивших новые пути развития всего мирового исторического процесса; расширить знания обучающихся за счет включения новых определений, терминов; развивать умения строить теоретические предположения.
Формы обучения: групповая, фронтальная, работа в микрогруппах, индивидуальная
Методы обучения:
словесные - лекция с элементами обратной связи, интеллектуальная разминка с применением информационно-наглядного материала и презентации, беседа.
наглядные - мультимедийная презентация; видеофильмы.
практические - самостоятельное аналитическое изучение материала с использованием учебника и сети Интернет, заполнение рабочих листов, письменный опрос (выполнение теста).
Планируемые результаты:
Личностные: | Метапредметные | Предметные: |
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню; - развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества | - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; | -владения навыками использования информации различных источников; - сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. |
Виды учебной деятельности, организуемые на учебном занятии, обеспечивающие достижение планируемых результатов: Характеристика этапов освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости, раскрытие особенностей развития этих стран во второй половине ХХ — начале ХХI века. Характеристика этапов развития стран Азии и Африки после их освобождения от колониальной и полуколониальной зависимости. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «страны социалистической ориентации», «неоколониализм», «новые индустриальные страны», «традиционализм», «фундаментализм» Характеристика этапов освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости, раскрытие особенностей развития этих стран во второй половине ХХ — начале ХХI века. Характеристика этапов развития стран Азии и Африки после их освобождения от колониальной и полуколониальной зависимости. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «страны социалистической ориентации», «неоколониализм», «новые индустриальные страны», «традиционализм», «фундаментализм». |
Информационно-методическое обеспечение занятия:
Литература
Основная: Артемов В.В. ,Лубченков Ю.Н.История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования:в 2Ч.Ч.2-М.: «Академия»,2018
Дополнительная:
Алексашкина Л Н.,Всеобщая история (базовый и профильный уровни) 11кл, М.: Мнемозина, 2015;
Говоров Ю.Л.История стран Азии и Африки в новейшее время. Кемерово.1997
Всеобщая декларация прав человека 2019г.
Учебно-методические раздаточные материалы
- презентация;
- раздаточный материал.
Интернет-ресурсы
План-конспект урока
№ п/п | Этапы деятельности | Формы обучения | Методы обучения | Действия преподавателя | Действия обучающихся | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вводный этап Цели: - создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - активизировать способность повышения мотивации учения. - подготовить обучающихся к восприятию нового учебного материала для формирования социально уверенной личности с твердой гражданской позицией. |
1.1 | Организационный момент | Групповая | Беседа | Добрый день! Рада вас видеть! Надеюсь, что сегодня на уроке мы плодотворно поработаем. Нам предстоит и индивидуальная работа и сотрудничество в микрогруппах. Прошу лидера группы назвать фамилии отсутствующих на уроке. | Приветствуют преподавателя, лидер группы докладывает об отсутствующих обучающихся. | 1 мин. |
1.2 | Формулировка проблемных вопросов | Фронтальная | Интеллектуальная разминка с применением информационно-наглядного материала и презентации Слайд 1 Просмотр видео отрывка Слайд 2 | Прежде чем перейти к изучению нового материала, необходимо вспомнить ранее изученное. Итак, скажите, пожалуйста: -Чем отличается колониальное государство от колониальной системы? - Объясните выдержку из Всеобщей декларации прав человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». -Как вы думаете, почему мы сегодня начали обсуждать вопросы колонизации и свободы человека? - Какой исторический период мы с вами изучаем? Прежде чем мы с вами определим тему урока, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. | Отвечают на вопросы преподавателя Предполагаемые ответы: - Колониальное государство-государство, имеющее колониальные владения - Колониальная система существовала еще с древности, и человек всегда мечтал о свободе. Свобода государства от колониальной зависимости дает право на самостоятельное развитие. - Мы изучаем историю 20 века. События после второй мировой войны. Воспринимают информацию | 6 мин. |
1.3 | Совместное формулирование темы занятия | Групповая | Беседа Слайд 3 | Давайте обсудим содержание видеофрагмента и определим тему нашего урока. Сегодня на уроке мы начинаем изучать тему «Крушение колониальной системы». Запишите тему урока в тетрадь. | Обсуждают видеофрагмент и формулируют тему урока Записывают тему в тетрадь | 2 мин. |
1.4 | Целеполагание и мотивация | Групповая | Беседа с использованием метода «проблемный вопрос-ответ»: | Прошу ответить на следующий вопрос: -Что дают знания человека о крушении колониальной системы для формирования его социально значимой позиции? - Какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок? Что мы должны достичь к концу урока? | Размышляют, отвечают на вопросы. Предполагаемый ответ: -Современный человек, хорошо разбирающийся в политике, экономике, должен обладать знаниями исторического развития общества, повлиявшими на дальнейшее историко-социальное развитие общества после крушения колониальной системы и значения свободы для каждого государства. | 2 мин. |
1.5 | Планирование деятельности | Групповая | Беседа Слайд 4 | Давайте определим план нашей деятельности на уроке. Что нужно сделать, чтобы достичь поставленной нами цели урока. 1. Изучить вопросы темы: - Причины деколонизации - Этапы деколонизации - Пути развития независимых государств 2. Закрепить изученный материал. Выполнить задания по теме. | Слушают, анализируют. Размышляют и дают ответы на вопросы Совместно составляют план деятельности на уроке Записывают план в тетрадь | 4 мин. |
2. Основной этап Цели: - установить уровень усвоения знаний посредством проблемных и логико-аналитических вопросов эвристического характера; - обобщить и закрепить знания при помощи беседы с элементами диспута; - обеспечить объяснение и изучение нового учебного материала, выполнение заданий, направленных на его усвоение - способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством использования элементов технологий коммуникативного и личностно ориентированного обучения. |
2.1 2.2. | Изучение нового материала Закрепление материала | Групповая Работа в микрогруппах Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная | Лекция с элементами обратной связи Слайд 5-10 Самостоятельное изучение материала, работа с учебником Заполнение рабочих листов Слайд 11-18 Устный опрос Самостоятельное изучение с использованием сети Интернет Слайд 19-22 Письменный опрос Слайд 23 | Мы с вами определили план работы. Приступим к изучению 1 вопроса. Я расскажу вам о причинах деколонизации. Вам необходимо внимательно прослушать информацию и записать в тетради причины и основные понятия. Информация преподавателя по изучаемой теме (Приложение 1) А сейчас постарайтесь ответить на следующие вопросы: - Почему после второй мировой войны начался подьем национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах. -Что означает понятие деколонизация? Переходим ко 2 вопросу «Этапы деколонизации» (Приложение 2), который вы будете изучать в микрогруппах. Существует 3 этапа деколонизации. Каждой микрогруппе нужно, пользуясь учебником, изучить материал по одному из этапов, заполнить таблицу в рабочем листе (Приложение 3), сообщить информацию другим обучающимся по своему этапу. 1 микрогруппа изучает Первый этап деколонизации (1945–1955гг.) 2 микрогруппа - Второй этап (1955 — конец 60-х гг. ХХ ст.) 3 микрогруппа - Третий этап деколонизации (70-е — начало 90-х гг. ХХ ст.) На выполнение задания дается 10 мин. А теперь представитель от каждой микрогруппы сообщает информацию по этапам. Спасибо за выполненную работу. А сейчас проверим, как вы усвоили материал. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. В каком государстве пришлось дольше бороться за свою независимость и проявить большую настойчивость в достижении цели? 2. В каком году независимость получили больше всего государств? 3. Особенности прохождения 3 этапа деколонизации? Переходим к следующему вопросу нашей темы «Пути развития независимых государств». Каждый изучает этот вопрос самостоятельно с использованием сети Интернет. Запишите краткий конспект в тетрадь. (Приложение 4). Давайте проверим, как вы усвоили материал: 1. Какие проблемы пришлось решать освободившимся странам? 2.Какой путь выбрали большинство государств? Капиталистичекий, социалистический или другой? 3. Какой вывод можно сделать из изученной информации? освободившиеся независимые государства пошли разными путями. В основном избрав капиталистический путь развития. Для закрепления материала предлагаю вам выполнить тест (Приложение 5) Обменяйтесь бланками теста и проведите проверку по ключу, который выведен на слайд Спасибо за работу. Оценки теста войдут в итоговую оценку за урок. | Слушают информацию, просматривают слайды. Делают записи в тетради, отвечают на вопросы Самостоятельно изучают материал, обсуждают, делают записи в рабочих листах. Сообщают информацию по заданию (один обучающийся рассказывает, остальные дополняют) Отвечают на вопросы Обучающиеся самостоятельно изучают материал, составляют конспект Отвечают на вопросы, комментируют результаты своей работы, делают выводы Выполняют тест, проводят взаимопроверку. | 12 мин. 12 мин. 20 мин. 10 мин. 10 мин. |
3. Заключительный этап Цели: - провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы; - мобильность обучающихся на рефлексию результатов учебной деятельности; - поставить цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания); |
3.1 | Рефлексия | Групповая | Беседа Слайд 24 Просмотр видеофрагмента Слайд 25 | Итак, мы изучили тему «Крушение колониальной системы» Что вы сегодня узнали нового на уроке? -Какова ваша точка зрения по поводу деколонизации государств в 20 веке? -Возможен ли возврат к колонизации сегодня, в будущем? - Какая информация расширила ваши знания о деколонизации? И в заключение урока давайте посмотрим небольшой отрывок из художественного фильма, в котором показана революция в Латинской Америке. Освобождение от колониальной зависимости в странах Латинской Америки нам предстоит изучить на следующем уроке. Заинтересовала вас эта тема? Хотелось бы вам узнать больше, подробнее о крушении колониальной системы в других странах? | Воспринимают информацию. Анализируют, делают выводы Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы: - На планете в 20 веке все государства стали свободны от колониальной зависимости. Справедливость восторжествовала. Но цена за эту свободу была большой. Многим освободившимся государствам предстояли большие трудности в выборе пути развития и поднятии экономики. Но действительность подтверждает: свобода того стоила! - Нет, конечно! Кто был рабом, теперь ни за что не расстанется со свободой! - Выбор пути развития освободившихся государств. Длительность борьбы за свободу. Создание организации Движение неприсоединения. Воспринимают информацию, отвечают на вопросы Предполагаемые ответы: - Тема интересная. Хотелось бы узнать больше о других странах. | 5 мин. |
3.2 | Подведение итогов урока, выставление оценок | Групповая | Самооценка деятельности на уроке. Оценка преподавателя. | А теперь вернемся к началу урока и вспомним цели и план нашей деятельности. Скажите, пожалуйста: - Достигнуты ли поставленные нами цели? - Все пункты плана выполнены? - Как сработали сегодня микрогруппы и каждый в отдельности? Активность работы группы высокая. Понравились аналитические ответы, подготовленные микрогруппами, после самостоятельного изучении материала. Считаю, что основа знаний по деколонизации получена. Надеюсь, что на многие вопросы, не затронутые на уроке, но заинтересовавшие вас, мы обсудим на следующих уроках. Оценки за ответы преподаватель озвучивает поименно, с комментарием, используя оценочный лист (Приложение 6). Спасибо всем за сотрудничество и активное участие в уроке! | Анализируют, размышляют, высказывают свое мнение, дают самооценку своей работы Воспринимают информацию | 4 мин. |
3.3 | Домашнее задание | Групповая | Разноуровневое домашнее задание Слайд 26,27 | Переходим к домашнему заданию. Я предлагаю вам разные виды домашнего задания. Вы можете выбрать по своему усмотрению: 1.Прочитать раздел учебника и ответить на вопросы учебника. 2.Составить словарь терминов по теме «Деколонизация» 3.Подготовить презентацию по деколонизации стран: Индии, Китая, Чили. 4. Подготовить доклад «Лидеры освободительного движения Латинской Америки» с презентацией. | Воспринимают информацию, делают выбор домашнего задания записывают в тетради. | 2 мин. |
Преподаватель: Безрукова Т.В.
Приложения
Приложение 1
1 вопрос «Причины деколонизации»
Особое место в истории человечества занимает один из наиболее значительных, глобальных процессов всемирной истории - освобождение народов Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости. . Сегодня на Земле существует 256 государств, большинство из которых входят в ООН. Но еще 100 лет назад все было иначе. На карте мы видим, как выглядел мир в 1914 году, когда большинство государств были колониями других более развитых государств. Особенно больше всего колоний имела Великобритания. Ведущие наиболее развитые государства завоевывали колонии для того, чтобы эксплуатировать их природные богатства, использовать труд местных жителей и так получать прибыль. После Второй мировой войны в колониях на территории Азии и Африки сложились условия для получения государственной независимости многими народами. Этому способствовало много факторов, в том числе капитуляция Японии, ослабление позиций Великобритании, Франции, Нидерландов и изменения в их колониальной политике. Играло свою роль в регионах укрепление национальной буржуазии и появление других социальных слоев и групп людей, способных самостоятельно управлять своими странами, а также возникновение здесь патриотических партий и организаций, которые под лозунгами национального единства провозгласили курс на достижение независимости своих стран. Существенно повлияла на освобождение колониальных стран «холодная война» между СССР и США, позволявшая им маневрировать между великими государствами и способствовавшая упадку колониализма. Такой процесс получил название деколонизации. Деколонизация-это ликвидация колониального владычества, освобождение от колониальной зависимости и предоставление политической независимости народам.
Причины деколонизации:
1. Колониализм исчерпал себя исторически (потеря экономической эффективности).
2.Страны-метрополии вышли из войны ослабленными, а колониальные власти, на территориях, подвергшихся японской, германской или итальянской оккупации подчас и вовсе были уничтожены.
3. В годы Второй мировой войны выросло национальное сознание и активизировалось национально-освободительное движение.
4. Активная поддержка США и СССР стран, которые боролись за независимость (каждый соответственно своим интересам)
Приложение 2
2 вопрос «Этапы деколонизации»
Первый этап деколонизации (1945–1955гг.)
В 1947 году Великобритания признала независимость «жемчужины» своей колониальной империи – Индии. В стране ширилась кампания пассивного (ненасильственного) сопротивления, проводились массовые политические стачки и демонстрации. В 1946 году в Бомбее вспыхнуло восстание матросов. Лорд Маунтбеттен, последний вице-король Индии, предложил план раздела страны по религиозному признаку. В результате были провозглашены два независимых государства: Индия, где основная масса населения проповедовала индуизм, и Пакистан, на территории которого жили по большей части мусульмане. Причём Пакистан состоял из двух отдельных частей: Западного (это территория современного Пакистана) и Восточного (в 1971 году здесь было создано независимое государство – Бангладеш). Разумеется, разделить территорию таким образом, чтобы полностью развести индусов и мусульман по разные стороны границы, не получилось. Эти две конфессии уже несколько столетий сосуществовали в Индии. Начались столкновения на религиозной почве. Около полумиллиона человек были убиты, 12 миллионов превратились в беженцев. Жертвой индусско-мусульманской вражды стал и Махатма Ганди. Он активно выступал против раздела Индии, призывал к веротерпимости, религиозному миру. 30 января 1948 года Ганди был убит одним из членов радикальной индуистской организации. В конце 1947 года произошло первое военное столкновение Индии и Пакистана из-за Кашмира. Это одна из территорий, за которые до сих пор ведётся борьба между двумя государствами. Особенно опасный характер она приобрела после того, как Индия и Пакистан вошли в число ядерных держав. Так же, без вооружённой борьбы, Великобритания признала независимость и других своих колоний в Азии – Бирмы (современная Мьянма) и Цейлона (сейчас эта страна называется Шри-Ланка). В 1946 году США отказались от непосредственного управления Филиппинами. Власть в этой стране была передана национальному правительству. Сразу после окончания войны, в 1945 году, суверенитет провозгласили Индонезия и Вьетнам. Но обеим странам пришлось вести за него упорную борьбу. Независимость Индонезии была признана Нидерландами лишь после пяти лет партизанской войны. В военных действиях на стороне голландцев приняли участие и англичане. В Индонезии оставалось много британских и японских военнопленных. Первым нужно было помочь вернуться в Англию, а вторых Великобритания обязалась отправить в Японию. Лидером национально-освободительной войны был Сукарно, избранный президентом Индонезии. Под давлением ООН на Гаагской мирной конференции 1949 года Нидерланды признали независимость своей бывшей колонии. Война Демократической Республики Вьетнам против Франции продолжалась до 1954 года. Это была борьба за независимость не только Вьетнама, но всего Индокитая, то есть также и Лаоса с Камбоджей. В Индокитайскую войну вмешались другие державы. Францию поддержали США и Англия, Вьетнам – СССР и Китай. Решающее сражение произошло при Дьенбьенфу, городе на северо-востоке Вьетнама. Французский гарнизон капитулировал. На следующий день, 8 мая 1954 года делегация ДРВ во главе с Хо Ши Мином прибыла в Женеву, где началась мирная конференция. В итоге Франция признала независимость Вьетнама (а также Лаоса и Камбоджи). Но страна была разделена на две части (по 17 параллели). На севере утвердилось коммунистическое правительство Хо Ши Мина (столица – Ханой). На юге было создано Государство Вьетнам с центром в Сайгоне. Оно оказалось в сфере влияния Запада, прежде всего Соединённых Штатов. Объединение страны произошло лишь после второй Вьетнамской войны 1954–1975 годов. Разделённой после получения независимости оказалась и ещё одна страна – Корея. Её суверенитет был провозглашён 15 августа 1945 года, когда император Хирохито по радио объявил своим подданным о капитуляции Японии. Раздел Кореи рассматривался как временное явление. Речь шла о разграничении зон оккупации: советской – на севере, американской – на юге полуострова. Но в условиях «холодной войны» это территориальное разделение переросло в политический раскол. После окончания Корейской войны в 1953 году стороны отвели свои силы за демаркационную линию по 38 параллели. Она и стала границей между двумя государствами – Корейской Народно-Демократической Республикой и Республикой Кореей.
Вывод: Деколонизация охватывает преимущественно Азию (всего за этот период независимость получили 11 государств Азии, в Африке - Ливия).
Мирно и контролируемо Великобритания предоставила независимость своим колониям в 1947-1948 гг. Индии, Пакистану, Бирме, Цейлону, Израилю.
В Индокитае (колония Франции) и Индонезии (колония Голландии) из-за нежелания метрополий уступить началась многолетняя кровопролитная война за свое освобождение. В 1954г. Франция прекратила боевые действия в Индокитае и признала независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.
Второй этап деколонизации (1955 — конец 60-х гг. ХХ в.)
Независимость в этот период получила значительная часть африканских колоний. После переворота «Свободных офицеров» англичане вынуждены были окончательно уйти из Египта. Новое правительство во главе с Гамалем Абдель Насером в 1956 году заявило о национализации Суэцкого канала. Свободы добились Ливия, Судан, Марокко, Тунис. Ожесточённую борьбу за независимость пришлось вести Алжиру. К этой стране во Франции было особое отношение. По действовавшей на тот момент (1954 год) французской конституции Алжир являлся не заморским владением, а неотъемлемой частью Франции. Там проживало около миллиона французов. В их владении находилось 40 % сельскохозяйственных угодий. Значительная часть населения Франции воспринимала действия алжирских повстанцев как мятеж и угрозу территориальной целостности страны. Война велась самыми жёсткими методами. Обе стороны не чурались террора, пыток, убийства мирных жителей. Фронт национального освобождения Алжира нёс большие потери в боях с регулярными французскими частями и Иностранным легионом. Но проигрывая в военном отношении, он набирал очки в отношении политическом и дипломатическом. На Францию оказывалось мощное международное воздействие. Шарль де Голль, ставший президентом страны в это кризисное время и утвердивший Пятую республику, симпатизировал колонам (французским алжирцам). Но понимал, что процесс деколонизации не остановить. В марте 1962 года были подписаны Эвианские соглашения, прекратившие войну. На референдуме более 90 % французов поддержали предоставление независимости Алжиру. В Алжире среди местных жителей за это решение проголосовали практически все. И в июле Франция лишилась владений в Северной Африке.Начало освобождению Тропической Африки положило провозглашение независимости Золотого Берега (Ганы). В 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию «О предоставлении независимости колониальным странам и народам». С этого времени деколонизация была поставлена под международный контроль. 17 африканских колоний Англии и Франции стали в этом году независимыми государствами. 1960 год так и называют – «год Африки».
Вывод: Деколонизация охватывает Северную и Тропическую Африку. За этот период независимость получили 7 государств в Азии и 37 в Африке (в 1960 г. независимыми стали сразу 17 африканских государств. Этот был «год Африки»).
Только в Алжире Франция прибегла к применению силы, но через массовые протесты мировой общественности и ООН в 1962 г. вопрос был решен.
Третий этап деколонизации (70-е — начало 90-х гг. ХХ в.)
В 1975 году начался последний, третий этап распада колониальной системы. Португальская «революция гвоздик» свергла авторитарный режим Марселу Каэтану, преемника Антониу Салазара. Демократизация государственного строя означала также и предоставление независимости португальским колониям. В Африке – Анголе, Мозамбику, Гвинее-Бисау и островам Зелёного мыса (современное название – Кабо-Верде). И Восточному Тимору в Юго-Восточной Азии. Он, правда, практически сразу был оккупирован Индонезией. Последняя крупная колония в Африке – Намибия, владение ЮАР – получила свободу в 1990 году. У некоторых западных стран, например, Франции и Великобритании, сохранились «заморские территории». Но колониями они не являются. Их жители обладают такими же гражданскими правами, что и население основной части страны-метрополии. После распада колониальных империй на политической карте мира появилось более 100 новых государств. На тот момент в них проживало свыше 2 миллиардов человек. Это изменило соотношение сил на международной арене и в Организации Объединённых Наций. С середины 1950-х годов в политологии появился новый термин – «третий мир». Так стали называть освободившиеся страны, отделяя их от первых двух «миров»: государств Запада и социалистического советского блока. Странам «третьего мира» необходимо было «перешагнуть» ту пропасть, которая отделяла их от развитых стран. Добиться этого они пытались разными путями.
Вывод: Период крушения колониализма на юге Африки распад последней колониальной империи - Португальской (в 1975 г. получили независимость Ангола, Мозамбик, Сан-Томе, Принсипи). Окончательно определилась судьба Южной Родезии - в 1980 г. здесь было провозглашено независимое государство Зимбабве.
1990 г. Намибия, которая была колонией ЮАР становится независимой. Это была последняя колония на карте Африки.
Ликвидация последних колониальных владений Великобритании в Латинской Америке (Багамские острова - 1973 г., Гайана - 1975 г., Белиз - 1981 г.).
Период деколонизации островов Тихоокеанского региона (Фиджи - 1970 г., Соломоновых - 1978 г. - бывших владений Великобритании, Маршалловых (1991), Палау (1994) - США).
Вторая половина 90-х - нач. 2000-х годов - ликвидация остатков колониализма: Гонконг - Сянган (1997 г.), Восточный Тимор (1975 г., фактически - 2002
Приложение 3
Рабочие таблицы
Первый этап освободительного движения
Страна | Колониальная принадлежность | Дата освобождения |
| | |
| | |
| | |
Второй этап освободительного движения
Страна | Колониальная принадлежность | Дата освобождения |
| | |
| | |
| | |
Третий этап освободительного движения
Страна | Колониальная принадлежность | Дата освобождения |
| | |
| | |
| | |
Приложение 4
3 вопрос «Пути развития независимых государств»
На выборе путей развития сказалось противоборство двух сверхдержав и склонность правящих элит к различным общественно-политическим блокам, различным политическим идеям.
Перед освободившимися странами стояли две основные задачи:
1.Преодоление социально-экономической отсталости
2.Создание государственных институтов.
Социалистический путь развития избрали Северная Корея, Вьетнам, Лаос и Кампучия (Камбоджа). Около 20 стран в разное время относились к государствам «социалистической ориентации». Среди них были Египет, Ирак, Афганистан, Сирия, Ливия, Алжир, Эфиопия, Ангола и другие. Во многих странах идеи социализма тесно переплетались с религиозными верованиями, традиционным укладом жизни. Особую идеологию – чучхе (развитие с опорой исключительно на собственные силы) – предложил КНДР её первый лидер Ким Ир Сен. Маоистские идеи форсированного строительства коммунизма с опорой на массовое насилие до логического конца довели «красные кхмеры» в Камбодже. Режим Пол Пота находился у власти в 1975–1979 годах. За это время было уничтожено, по разным оценкам, от одного до трёх миллионов человек, которые «не годились» для строительства «светлого будущего», поскольку были недостаточно преданы режиму. Некоторые страны, взяв за образец западную экономическую систему, совершили скачок от традиционного к высокоразвитому постиндустриальному обществу. Это так называемые «новые индустриальные страны». Значительных успехов в экономическом развитии достигли Индия, Египет, Пакистан, Индонезия. Часть стран Ближнего Востока – Саудовская Аравия, Кувейт, Бруней, Объединённые Арабские Эмираты – стали богатыми за счёт продажи нефти и газа.
Освободившиеся страны, реагируя на усиливающееся противоборство двух сверхдержав делают попытки выработать свою стратегическую линию в области международных отношений. Возникает афро-азиатская солидарность стран третьего мира. Прошедшая в 1955 г. Бандунгская конференция (Индонезия) положила начало этому процессу, создав «движение неприсоединения». Конференция выдвинула курс на неприсоединение к военным блокам и объявила о политике антиимпериализма и антиколониализма. Окончательное оформление организации произошло в 1960 г. в Гвинее на конференции в Конакри. Во главе движения – Югославия, Китай и Индия (всего 25 гос-в). организация существует и в наст. время. В 2006 г. число стран дошло до 118.
Большинство развивающихся стран значительно отстают по уровню своего развития от передовых держав. Кроме экономических им приходится решать и другие проблемы.
Вывод:
Крушение колониальной системы, безусловно, прогрессивное явление в современной истории человечества, так как для огромной массы населения планеты открылись возможности самостоятельного выбора пути, национального самовыражения, доступа к достижениям цивилизации. Распад колониальной системы – процесс, скорее плавно затухающий, чем резко обрывающийся каким-то финальным актом, тем более что бывшие метрополии по сей день сохранили небольшие остатки заморских территорий в Атлантике, Вест-Индии, Индийском и Тихом океанах. И все же в целом деколонизация в середине 1970-х гг. завершилась. У нее был целый комплекс предпосылок, которые, действуя в одном направлении, усиливали друг друга, “ускоряя” историческое время и укорачивая жизнь колониальной системы.
В истории деколонизации можно выделить три основных этапа, которые различаются по географии этого процесса и по приоритету приведших к нему факторов. На первом этапе “центром тяжести” деколонизации была Южная и Юго-Восточная Азия, страны которых были в числе наиболее развитых в колониальном мире и испытали непосредственное воздействие Второй мировой войны. На втором этапе “центр тяжести” сместился в британские и французские колонии в Африке, которые “доросли до деколонизации в значительной степени благодаря инициированному метрополиями интенсивному экономическому развитию 1950-х гг., хотя назвать результаты этой политики контрпродуктивными для метрополий сложно, так как к концу десятилетия они разглядели в уходе из колоний собственный интерес. Не случайно второй этап деколонизации в отличие от первого был по преимуществу мирным, за исключением Алжира, который частично “врос” во Францию благодаря массовой иммиграции европейцев. Третий этап – распад окостеневшей Португальской империи.
Позиции, занятые в экономике “третьего мира” благодаря колониализму, облегчили Западу возможность создать там после деколонизации офшорные зоны, которые стали исключительно важным механизмом неоколониализма и позволяют вывозить из развивающихся стран, прежде всего африканских, огромные капиталы
Что касается политической составляющей, то главным положительным наследием колониальной системы можно считать распространение европейской модели политического устройства с ее разделением властей, верховенством закона и феноменом политических партий как средством выражения интересов групп населения. В отрицательную сторону баланса следует записать прежде всего искусственное расчленение имперскими границами многих этносов, которое после деколонизации привело к многочисленным территориальным конфликтам.
Была ли деколонизация прогнозируемым процессом и если да, то насколько? Пожалуй, явно прогнозируемой она была только в Индии, в отношении которой британцы уже после Первой мировой войны начали проводить, пусть медленный, курс на предоставление в более или менее обозримом будущем статуса доминиона Вторая мировая война стала тем непредвиденным для многих фактором, который резко приблизил передачу власти национальным силам. Обретенная независимость Индии сделала вполне предсказуемой независимость других стран Южной Азии, которые получили ее по “цепной реакции”
Что касается большинства африканских колоний, то их судьба долгое время, включая 1950-е гг., оставалась неясной, и лишь “снежный ком” центробежных процессов к концу названного десятилетия позволил считать уход колониальных держав вопросом недалекого будущего.
В какой степени процесс обретения независимости афро-азиатскими странами сознательно направлялся элитами (метрополий и колоний), а в какой степени происходил под воздействием объективных социально-экономических факторов, мировой войны, стихийных выступлений народных масс, атмосферы антиколониальных настроений в послевоенном мире?
Как показала дальнейшая история, деколонизация в значительной степени оказа
лась сменой методов эксплуатации Западом афро-азиатского мира и плавно перешла в глобализацию, послужив одной из ее предпосылок. “Стряхнув” с себя колонии, Запад продолжает эксплуатировать эти страны (в разной степени), не неся больше ответственности за управление ими. Избавление от колониальной системы внесло весомый вклад в новый экономический рывок Европы. Что касается бывших колониальных и полуколониальных стран, то элиты некоторых из них сумели воспользоваться приобретениями (полученной независимостью и положительными аспектами экономического и социально-политического наследия колониализма) и постепенно сами стали субъектами глобализации наряду с элитами западных стран, наращивая свое экономическое присутствие в “третьем мире” и даже на Западе. Это относится лишь к немногим странам (Индия, Малайзия и некоторые другие), тогда как надежды большинства стран на деколонизацию как залог светлого будущего не оправдались.
Приложение 5
Тест
Вариант 1
1.Самая крупная колониальная страна в XIXв?
а) Франция
б) Португалия
в) Великобритания
2.Как называется слом колониальной системы?
а) Деидеологизация
б) Деколонизация
в) Дегредация
3.Когда произошла "битва при Дьенбьенфу",в котором французские войска были разбиты вьетнамцами?
а) В 1951г
б) В 1952г
в) В1953г
4.Сколько африканских государств получили независимость в "Год Африки"?
а) 17
б) 13
в) 12
5.Что стало главной причиной крушения колониальной системы?
а) Колониальные страны потерпели поражения во Второй Мировой войне
б) НТР и автоматизация производства
в) Решение ООН
Вариант 2
1.Для чего завоевывались колонии?
а) Для развитии экономики колонизированной страны
б) Эксплуатация природных богатств и использование дешевого труда местного населения
в) Для размещения своих граждан на колонизированной территории
2.В каком году Индия добилась независимости?
а) В 1947 г
б) В 1948 г
в) В1949 г
3.Год Африки?
а) 1960г
б) 1970г
в) 1980г
4.На сколько этапов делится процесс крушения колониальной системы?
а) 3
б) 4
в) 5
5. Назовите европейскую метрополию, которая дольше всех отказывалась предоставить независимость своим колониальным владениям, ведя затяжную колониальную войну:
а) Голландия
б) Португалия
в) Франция
Ключ к тесту
Вариант 1
Вариант 2
Приложение 6
Оценочный лист
№ п/п | ФИО обучающегося | Работа в микрогруппе | Самостоятельное изучение | Тест | Устный ответ | Итоговая оценка |
| Аржеловский В.О. | | | | | |
| Беспалова Ю.С. | | | | | |
| Брежнева Т.А. | | | | | |
| Булаш А.В. | | | | | |
| Быкасова А.А. | | | | | |
| Герман А.А. | | | | | |
| Еркина А.Е. | | | | | |
| Иванова Е.А. | | | | | |
| Казакова Д.Н. | | | | | |
| Коробейникова Л.С. | | | | | |
| Коласаев Д.В. | | | | | |
| Кривошеев Н.С. | | | | | |
| Кузьменко Н.А. | | | | | |
| Легкова Н.В. | | | | | |
| Неустроева А.С. | | | | | |
| Паршукова Е.Г. | | | | | |
| Пьянков А.С. | | | | | |
| Сакеев К.С. | | | | | |
| Самоносов И.С. | | | | | |
| Ткачева Ю.Н. | | | | | |
| Турищев М.А. | | | | | |
| Ханкулиева Г.Х. | | | | | |
| Шелепов Е.Н. | | | | | |
| Шестакова А.А. | | | | | |
25. | Шумейко Т.А. | | | | | |