Урок по ОРКСЭ 4 класс
Тема «Милосердие»( ОПК)
Цель: сформировать осмысление понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.
Задачи:
-
ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;
-
усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
-
осознает значимость заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.
Ход урока
Учитель: Ребята, добрый день! Хотелось бы, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.
1.Проверка домашнего задания. Мини-сочинение «Почему жизнь священна?»
2. Этап: Вводный (мотивационно - организационный)
Учитель: А сейчас улыбнитесь! Просто так!
Учитель: А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе? (Дети отвечают). Какое желание?
Учитель: Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить. Наше сердце хочет оказать милость к этому котенку. Что чувствует ваше сердце? (Дети отвечают).(Слайд 2)
Учитель: Да, потому что нам приятно и радостно на них смотреть. Корень слова «милый» - «мил» означает «услады, удовольствие, радость».
Учитель: А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (\Дети отвечают) (цель – показать детям, что чувствует человек, к которому проявляется милосердие).
(Слайд 3) Слово «миловать»:
Милая мамочка – мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой (положите руку на сердце), и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете по отношению к своей маме? (Дети отвечают). (Нежность, радость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела).
Учитель: Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятьях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся. Миловать – значит дарить приятное для души (цель – показать детям, что чувствует человек, который сам проявляет милосердие).
Слайд №4: слово «милость»:
Учитель: Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.
Сегодня мы познакомимся с одним из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит, сострадает.
Учитель: Догадались? И слово это… (Дети называют слово «милосердие», т.е. сами формулируем тему урока). Тема «Милосердие-закон жизни»
3. Послушайте притчу: «Если ты такой милосердный, то забирай даром»
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам», – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.
Слайд №5, №6: слово «милосердие»:
Учитель- Как вы понимаете слово «милосердие»?
4. Работа по новой теме .
Милосердие одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит.
Как получилось слово «милосердие»?
- Какая часть слова указывает на его основной смысл?
- Корень слова Милосердия
- Назовите его ( Здесь два корня мил и серд)
- Молодцы! Итак, корень «мил», корень «серд»
- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил»
- Назовите слова с корнем «мил» (милый)
- Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)
- Значит милый – это приятный?
- С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй ,ласковой, нежной)
Ученик: Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.
- Ребята, назовите еще слово с корне «мил» (милость)
- Что думаете о значении этого слова?
( Помощь, любовь, жалость, добро)
Ученик:
- Если мы любим человека, мы готовы простить ему поступок. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно.
- Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? А бабушка?
Итак, родственные слова: Милый, милость, помиловать
Учитель: Что такое милосердие, дайте определение этому понятию?
Предполагаемые ответы ( Милосердие— это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо, стремление прийти на помощь).
(Слово прикрепить на доску)
Учитель: Одним словом проявил милосердие. А можно ли потрогать руками, услышать его? Нет, оно живет в сердце человека. Можно ли его увидеть? Можно, но в поступках, действиях человека.
5. Работа со словарем СЛОВАРЬ -милосердие.
6.Работа по учебнику страница
Молодцы. Тогда разделимся на 3 группы. Первая группа будет искать информацию в учебнике на вопрос «Что такое милосердие?»; вторая группа ищет ответ в учебнике на вопрос «Разницу между словами сочувствовать, сопереживать, сострадать», а третья группа, так же в учебнике находит ответ на вопрос «Какая разница в действиях подать милостыню и проявить милосердие».
- Давайте, послушаем, какие ответы у вас получились.
- Молодцы, вы хорошо поработали.
II. Этап: Основной (информационно - аналитический)
Это сердце, которое любит, радует, жалеет, милует (Дети называют свои варианты ответов).
Учитель: Внимание на экран.
Слайд 7
Учитель: Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.
Слайд 8
Кластер «Ромашка»:
Учитель: Какими важными качествами должен обладать милосердный человек? (Дети отвечают) Ответить на этот вопрос нам помогут лепестки ромашки. А можно ли научить кого -то милосердию?
Учитель: Назовите мне понятия которые не соответствуют милосердию. Почему вы их вычеркнули? Объясните кратко (Отвечает один человек из пары по цепочке) (Дать из-за боязни показаться другим жадным; подарить то, что самому не нужно; дать в обмен на что-то).
Слайд 9
Учитель: А сейчас попробуем погрузиться в ситуацию, проявим чуткость и внимание, всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными.
Сегодня мы познакомимся с вами с одной из известных притч Иисуса Христа, упоминаемых в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина – человека неместного, приезжего.
Чтение притчи- «Притча о добром самарянине»
-Итак, чему учит нас эта притча?
- Кого же христиане называют ближним?
Слайд 10
III Разбор практической ситуации:
Ситуация . По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, уронила клюку в лужу.
- Подожди меня!— крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:
-Это твоя бабушка?
-Нет! — ответил мальчик.
-Мама? — удивилась подружка!
-Нет.
-Ну, тетя или знакомая?
-Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка
-Давайте подумаем в чём разница в таких действиях, как подать милостыню и проявить милосердие?(Читаем притчу на карточках)
Однажды слепой человек сидел на ступеньках здания со шляпой возле ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в шляпе. Он бросил туда пару монет, без разрешения написал новые слова на табличке, оставил ее слепому человеку и ушел. К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал на ней немного по-другому». Человек улыбнулся и ушел.
Новая надпись на табличке гласила: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
-Какое действие проявил этот человек?
-Чем же отличаются эти действия?
1.Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет
2.Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из
жизни своих близких.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
IV.Работа с иллюстрационным материалом, обращение к жизненному опыту детей
- Рассмотрите иллюстрации(с.109-111), что вы можете сказать?
- Кем в обычной жизни были первые сестры милосердия?
- Почему они помогали даже ценой собственной жизни простым солдатам?
Многие сестры милосердия XIX — начала XX в обычной жизни были богатыми, знатными дамами, но которые умели любить и проявлять милосердие к ближнему. А ближним для них был каждый человек, который нуждался в их помощи.
Великая княгиня Елизавета Федоровна после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.
Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.
- Ребята, сегодня мы должны вспомнить о тех, чей подвиг не должен быть забыт. Мы поговорим с вами об ангелах полей сражений, выносивших с поля боя раненых бойцов.
Война жестока, беспощадна, она требует жертв, раненых бойцов, которые нуждаются в неотложной помощи, лечении, поддержке и теплоте людей. Фронт ... Милосердие ...
Большая война – это всегда кровь и много жертв. Но наши потери в Великой Отечественной войне могли быть ещё больше, если бы не подвиг людей, боровшихся за жизни раненых и больных воинов. В 1941–1945 годах врачи, фельдшеры, медсестры и санитары поставили на ноги очень много солдат и офицеров Красной армии – большая часть раненых и почти все заболевшие возвратились в строй. Это подвиг во имя жизни. Большинство медиков – это женщины, матери, сестры, дочери.
Вклад женщин в качестве медицинского работника был огромен и велик. Медицинские работники, оперировавшие раненных бойцов, медсестры, которые выносили раненных бойцов с поля боя – это десятки тысяч женщин-героинь. В Красной армии женщин - медицинских работников было более 100 000 человек. Этим женщинам обязаны жизнями миллионы советских солдат и офицеров.
V. Ребята мне хочется поговорить с вами о том, как преодолевали трудности военных лет жители нашего села. На нашем уроке я расскажу вам о детстве учителя нашей школы –Бочковой Валентине Фёдоровне. Она много раз посещала мероприятия нашей школы и рассказывала, как тяжело проходило её детство во время войны. Она родилась в 1937 в деревне Калянинское Луховицкого района Московской области в крестьянской семье. Её отец, Жданов Фёдор Иванович, погиб на фронте в 1942 году.
Мама, Жданова Надежда Ивановна, осталась одна со старушкой - свекровью и пятилетней дочерью. Все тяготы жизни военного лихолетья и трудных послевоенных лет легли на её плечи. А было ей лишь 27 лет. В войну она работала в колхозе конюхом, после войны- свинаркой и в полеводстве. Она не вышла повторно замуж, так и осталась вдовой.
Новая страшная весть постигла семью в 1943 году: под Ленинградом погиб брат отца- Жданов Александр Иванович, который до войны жил и работал в Москве. Его жена привезла в семью четырёхлетнего сынишку. В то время она работала на военном заводе в 3 смены. Мальчик жил в семье до конца войны. И главная забота для маленькой Валентины была- опекать малыша.
Этот эпизод из жизни нашей жительницы села показывает нам, какими крепкими были любовь, дружба, поддержка внутри семей во время войны. Как люди ценили друг друга и проявляли милосердие к родным.
Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.
Вывод: Спешите делать добро !
Учитель: Ну что ж! Вы порадовали меня сегодня. Но сколько ни говори о милосердии – это лишь мысленное представление, до тех пор, пока оно не реализовано в добрых делах. Архимандрит Иоанн Крестьянкин сказал замечательные слова: «Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека». Я хочу, чтобы девизом вашей жизни стали слова: «Спешите делать добро!»
Слайд №11,12: «спешите делать добро»:
Чтение стихотворения
Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил
Итак, в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека. Я дарю каждого из вас в виде сердца, чтобы вы не забывали делать хорошие поступки. И пусть он согревает вас и напоминает о добре, милосердии.
IV . Рефлексия.
– Назовите какие дела милосердия вы можете совершать? - Вот в моё детство у нас было принято, причём нас никто не заставлял!, помогать своим отстающим одноклассникам. У вас есть такое? (-Нет.) Вот это очень печально. Потому что мы часто не видим, что другому, тому, кто рядом нужна наша помощь. Надо открыть свои глаза, оглядеться и обязательно увидишь рядом человека, которому ты можешь чем-то помочь. Просто помоги, объясни задачу, и это будет дело милосердия. А вы приходите в школу, и вас интересует только до какого уровня в игре добрался ваш друг! А мы, у которых этих телефонов и планшетов и в помине не было, интересовались в первую очередь, а какой у кого ответ в домашней задаче получился, сколько действий в примере и т.д. Вы не понимаете очень важной вещи, что вся эта техника отдаляет человека от человека. Не сотвори себе кумира! А вы как глупые рыбки заглатываете этот крючок, не понимая, что это путь к одиночеству. Ведь очень может быть, что вам тоже понадобится чья-то помощь, а всем будет не до вас, они будут в телефоне, и даже НЕ ЗАМЕТЯТ, что вам плохо! Как тогда горько и обидно будет!