СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Милосердие"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по ОРКСЭ ( модуль- Основы православной культуры) по теме "Милосердие".

Урок по ОРКСЭ  4 класс

Тема «Милосердие»( ОПК)

Цель: сформировать осмысление понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи:

  • ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;
  • усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
  • осознает значимость заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Учитель: Ребята, добрый день! Хотелось бы, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.

1.Проверка домашнего задания. Мини-сочинение «Почему жизнь священна?»

2. Этап: Вводный (мотивационно - организационный)

Учитель: А сейчас улыбнитесь! Просто так!

Учитель: А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе? (Дети отвечают). Какое желание?

Учитель: Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить. Наше сердце хочет оказать милость к этому котенку. Что чувствует ваше сердце? (Дети отвечают).(Слайд 2)

 

         Учитель: Да, потому что нам приятно и радостно на них смотреть. Корень слова «милый» - «мил» означает «услады, удовольствие, радость».

         Учитель: А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (\Дети отвечают) (цель – показать детям, что чувствует человек, к которому проявляется милосердие).

(Слайд 3) Слово «миловать»:

         Милая мамочка – мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой (положите руку на сердце), и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете по отношению к своей маме? (Дети отвечают). (Нежность, радость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела).

Учитель: Мы говорим, что мама милует нас.  В ее объятьях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся. Миловать – значит дарить приятное для души (цель – показать детям, что чувствует человек, который сам проявляет милосердие).

Слайд №4: слово «милость»:

 

         Учитель: Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

 

Сегодня мы познакомимся с одним из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит, сострадает.

Учитель: Догадались? И слово это… (Дети называют слово «милосердие», т.е. сами формулируем тему урока). Тема «Милосердие-закон жизни»

      3. Послушайте притчу: «Если ты такой милосердный, то забирай даром»

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам», – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

  • О чём эта притча?
  • Как назвал продавец мальчика?
  • Каким качеством обладал мальчик?

Слайд №5, №6: слово «милосердие»:                 

Учитель- Как вы понимаете слово «милосердие»?

4. Работа по новой теме .

Милосердие одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит.

Как получилось слово «милосердие»?

- Какая часть слова указывает на его основной смысл?

- Корень слова Милосердия

- Назовите его ( Здесь два корня  мил и серд)

- Молодцы! Итак, корень «мил»,  корень «серд»

- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил»  

- Назовите слова с корнем «мил» (милый)

- Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)

- Значит милый – это приятный?

- С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй ,ласковой, нежной)

Ученик: Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

              - Ребята, назовите еще слово с корне «мил»   (милость)

              - Что думаете о значении этого слова?

        ( Помощь, любовь, жалость, добро)  

Ученик:

- Если мы любим человека, мы готовы простить ему поступок. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно.  

- Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? А бабушка?

Итак, родственные слова: Милый, милость, помиловать

Учитель: Что такое милосердие, дайте определение этому понятию?

Предполагаемые ответы  ( Милосердие— это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо, стремление прийти на помощь).

(Слово прикрепить на доску)

Учитель: Одним словом проявил милосердие. А можно ли потрогать руками, услышать его? Нет,  оно живет в сердце человека.  Можно ли его увидеть? Можно, но в поступках, действиях человека.

5. Работа со словарем СЛОВАРЬ -милосердие.

 

6.Работа по учебнику страница

Молодцы. Тогда разделимся на 3 группы. Первая группа будет искать информацию в учебнике на вопрос «Что такое милосердие?»; вторая группа ищет ответ в учебнике на вопрос «Разницу между словами сочувствовать, сопереживать, сострадать», а третья группа, так же в учебнике находит ответ на вопрос «Какая разница в действиях подать милостыню и проявить милосердие».

- Давайте, послушаем, какие ответы у вас получились.

- Молодцы, вы хорошо поработали.

II. Этап: Основной (информационно - аналитический)

Это сердце, которое любит, радует, жалеет, милует (Дети называют свои варианты ответов).

Учитель: Внимание на экран.

Слайд 7

 

Учитель: Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.

Слайд 8

Кластер «Ромашка»:

 

Учитель: Какими важными качествами должен обладать милосердный человек? (Дети отвечают) Ответить на этот вопрос нам помогут лепестки ромашки. А можно ли научить кого -то милосердию?

Учитель: Назовите мне понятия которые не соответствуют милосердию. Почему вы их вычеркнули? Объясните кратко (Отвечает один человек из пары по цепочке) (Дать из-за боязни показаться другим жадным; подарить то, что самому не нужно; дать в обмен на что-то).

Слайд 9

         Учитель: А сейчас попробуем погрузиться в ситуацию, проявим чуткость и внимание, всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными.

Сегодня мы познакомимся с вами с одной из известных притч Иисуса Христа, упоминаемых в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина – человека неместного, приезжего.

Чтение притчи- «Притча о добром самарянине»

 -Итак, чему учит нас эта притча?

- Кого  же христиане называют ближним?

 

Слайд 10

        

 

        

 

        

III Разбор практической ситуации:

Ситуация .    По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, уронила клюку в лужу.

- Подожди меня!— крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:

-Это твоя бабушка?

-Нет! — ответил мальчик.

-Мама? — удивилась подружка!

-Нет.

-Ну, тетя или знакомая?

-Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка

 

-Давайте подумаем в чём разница в таких действиях, как подать милостыню и проявить милосердие?(Читаем притчу на карточках)

Однажды слепой человек сидел на ступеньках здания со шляпой возле ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в шляпе. Он бросил туда пару монет, без разрешения написал новые слова на табличке, оставил ее слепому человеку и ушел. К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал на ней немного по-другому». Человек улыбнулся и ушел.

Новая надпись на табличке гласила: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».

-Какое действие проявил этот человек?

-Чем же отличаются эти действия?

 

1.Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.                                                                                 

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому  негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет

 

 

2.Приведите  примеры милосердных дел из своей жизни или из

     жизни своих близких.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 _________________________________________________________________

IV.Работа с иллюстрационным материалом, обращение к жизненному опыту детей

  • Беседа о сестрах милосердия.(слайды 11, 12)

- Рассмотрите иллюстрации(с.109-111), что вы можете сказать?

- Кем в обычной жизни были первые сестры милосердия?

- Почему они помогали даже ценой собственной жизни простым солдатам?

Многие сестры милосердия XIX — начала XX в обычной жизни были богатыми, знатными дамами, но которые умели любить и проявлять милосердие к ближнему. А  ближним для них был каждый человек, который нуждался в их помощи.

Великая княгиня Елизавета Федоровна после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.

Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

- Ребята, сегодня мы должны вспомнить  о тех, чей подвиг не должен быть забыт. Мы поговорим с вами об ангелах полей сражений, выносивших с поля боя раненых бойцов.

Война жестока, беспощадна, она требует жертв, раненых бойцов, которые нуждаются в неотложной помощи, лечении, поддержке и теплоте людей. Фронт ... Милосердие ...

Большая война – это всегда кровь и много жертв. Но наши потери в Великой Отечественной войне могли быть ещё больше, если бы не подвиг людей, боровшихся за жизни раненых и больных воинов. В 1941–1945 годах врачи, фельдшеры, медсестры и санитары поставили на ноги очень много солдат и офицеров Красной армии – большая часть раненых и почти все заболевшие возвратились в строй. Это подвиг во имя жизни. Большинство медиков – это женщины, матери, сестры, дочери.

Вклад женщин в качестве медицинского работника был огромен и велик. Медицинские работники, оперировавшие раненных бойцов, медсестры, которые выносили раненных бойцов с поля боя – это десятки тысяч женщин-героинь. В Красной армии женщин - медицинских работников было более 100 000 человек. Этим женщинам обязаны жизнями миллионы советских солдат и офицеров.

V. Ребята мне хочется поговорить с вами о том, как преодолевали трудности военных лет жители нашего села. На нашем уроке я расскажу вам о детстве учителя нашей школы –Бочковой Валентине Фёдоровне. Она много раз посещала мероприятия нашей школы и рассказывала, как тяжело проходило её детство во время войны. Она родилась в 1937 в деревне Калянинское Луховицкого района Московской области в крестьянской семье. Её отец, Жданов Фёдор Иванович, погиб на фронте в 1942 году.

Мама, Жданова Надежда Ивановна, осталась одна со старушкой - свекровью и  пятилетней дочерью. Все тяготы жизни военного лихолетья и трудных послевоенных лет легли на её плечи. А было ей лишь 27 лет. В войну она работала в колхозе конюхом, после войны- свинаркой и в полеводстве. Она не вышла повторно замуж, так и осталась вдовой.

Новая страшная весть постигла семью в 1943 году: под Ленинградом погиб брат отца- Жданов Александр Иванович, который до войны жил и работал в Москве. Его жена привезла  в семью  четырёхлетнего сынишку. В то время она работала на военном заводе в 3 смены. Мальчик жил в семье до конца войны. И главная забота для маленькой Валентины была- опекать малыша.

Этот эпизод из жизни нашей жительницы села показывает нам, какими крепкими были любовь, дружба, поддержка внутри семей во время войны. Как люди ценили друг друга и проявляли милосердие к родным.

Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.

Вывод: Спешите делать добро !

 

Учитель: Ну что ж! Вы порадовали меня сегодня. Но сколько ни говори о милосердии – это лишь мысленное представление, до тех пор, пока оно не реализовано в добрых делах. Архимандрит Иоанн Крестьянкин сказал замечательные слова: «Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека». Я хочу, чтобы девизом вашей жизни стали слова: «Спешите делать добро!»

         Слайд №11,12: «спешите делать добро»:

 

 

 

Чтение стихотворения

 

Если ближний замерз - согрей, Если он неодет - одень Если голоден - накорми Если жаждет он - напои. Если он скорбит - утешай, Заболеет он - навещай. Жизнь тебе Господь подарил, Для того, чтоб ты всех любил

 

Итак, в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра.  Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека. Я дарю каждого из вас в виде сердца, чтобы вы не забывали делать хорошие поступки. И пусть он согревает вас и напоминает о добре, милосердии.

 

IV . Рефлексия.

–       Назовите какие дела милосердия вы можете совершать?  - Вот в моё детство у нас было принято, причём нас никто не заставлял!, помогать своим отстающим одноклассникам. У вас есть такое? (-Нет.) Вот это очень печально. Потому что мы часто не видим, что другому, тому, кто рядом нужна наша помощь. Надо открыть свои глаза, оглядеться и обязательно увидишь рядом человека, которому ты можешь чем-то помочь. Просто помоги, объясни задачу, и это будет дело милосердия. А вы приходите в школу, и вас интересует только до какого уровня в игре добрался ваш друг! А мы, у которых этих телефонов и планшетов и в помине не было, интересовались в первую очередь, а какой у кого ответ в домашней задаче получился, сколько действий в примере и т.д. Вы не понимаете очень важной вещи, что вся эта техника отдаляет человека от человека. Не сотвори себе кумира! А вы как глупые рыбки заглатываете этот крючок, не понимая, что это путь к одиночеству. Ведь очень может быть, что вам тоже понадобится чья-то помощь, а всем будет не до вас, они будут в телефоне, и даже НЕ ЗАМЕТЯТ, что вам плохо! Как тогда горько и обидно будет!

 

 

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Милосердие"»

Урок по ОРКСЭ 4 класс

Тема «Милосердие»( ОПК)

Цель: сформировать осмысление понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи:

  • ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;

  • усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.

  • осознает значимость заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.








Ход урока

Учитель: Ребята, добрый день! Хотелось бы, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.

1.Проверка домашнего задания. Мини-сочинение «Почему жизнь священна?»

2. Этап: Вводный (мотивационно - организационный)

Учитель: А сейчас улыбнитесь! Просто так!

Учитель: А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе? (Дети отвечают). Какое желание?

Учитель: Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить. Наше сердце хочет оказать милость к этому котенку. Что чувствует ваше сердце? (Дети отвечают).(Слайд 2)


Учитель: Да, потому что нам приятно и радостно на них смотреть. Корень слова «милый» - «мил» означает «услады, удовольствие, радость».

Учитель: А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (\Дети отвечают) (цель – показать детям, что чувствует человек, к которому проявляется милосердие).

(Слайд 3) Слово «миловать»:

Милая мамочка – мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой (положите руку на сердце), и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете по отношению к своей маме? (Дети отвечают). (Нежность, радость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела).

Учитель: Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятьях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся. Миловать – значит дарить приятное для души (цель – показать детям, что чувствует человек, который сам проявляет милосердие).

Слайд №4: слово «милость»:


Учитель: Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.


Сегодня мы познакомимся с одним из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит, сострадает.

Учитель: Догадались? И слово это… (Дети называют слово «милосердие», т.е. сами формулируем тему урока). Тема «Милосердие-закон жизни»

3. Послушайте притчу: «Если ты такой милосердный, то забирай даром»

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам», – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

  • О чём эта притча?

  • Как назвал продавец мальчика?

  • Каким качеством обладал мальчик?

Слайд №5, №6: слово «милосердие»:

Учитель- Как вы понимаете слово «милосердие»?

4. Работа по новой теме .

Милосердие одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит.

Как получилось слово «милосердие»?

- Какая часть слова указывает на его основной смысл?

- Корень слова Милосердия

- Назовите его ( Здесь два корня  мил и серд)

- Молодцы! Итак, корень «мил»,  корень «серд»

- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил»  

- Назовите слова с корнем «мил» (милый)

- Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)

- Значит милый – это приятный?

- С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй ,ласковой, нежной)

Ученик: Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

              - Ребята, назовите еще слово с корне «мил»   (милость)

              - Что думаете о значении этого слова?

        ( Помощь, любовь, жалость, добро)  

Ученик:

- Если мы любим человека, мы готовы простить ему поступок. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно.  

- Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? А бабушка?

Итак, родственные слова: Милый, милость, помиловать

Учитель: Что такое милосердие, дайте определение этому понятию?

Предполагаемые ответы ( Милосердие— это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо, стремление прийти на помощь).

(Слово прикрепить на доску)

Учитель: Одним словом проявил милосердие. А можно ли потрогать руками, услышать его? Нет, оно живет в сердце человека.  Можно ли его увидеть? Можно, но в поступках, действиях человека.

5. Работа со словарем СЛОВАРЬ -милосердие.

6.Работа по учебнику страница

Молодцы. Тогда разделимся на 3 группы. Первая группа будет искать информацию в учебнике на вопрос «Что такое милосердие?»; вторая группа ищет ответ в учебнике на вопрос «Разницу между словами сочувствовать, сопереживать, сострадать», а третья группа, так же в учебнике находит ответ на вопрос «Какая разница в действиях подать милостыню и проявить милосердие».

- Давайте, послушаем, какие ответы у вас получились.

- Молодцы, вы хорошо поработали.

II. Этап: Основной (информационно - аналитический)

Это сердце, которое любит, радует, жалеет, милует (Дети называют свои варианты ответов).

Учитель: Внимание на экран.

Слайд 7


Учитель: Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.

Слайд 8

Кластер «Ромашка»:


Учитель: Какими важными качествами должен обладать милосердный человек? (Дети отвечают) Ответить на этот вопрос нам помогут лепестки ромашки. А можно ли научить кого -то милосердию?

Учитель: Назовите мне понятия которые не соответствуют милосердию. Почему вы их вычеркнули? Объясните кратко (Отвечает один человек из пары по цепочке) (Дать из-за боязни показаться другим жадным; подарить то, что самому не нужно; дать в обмен на что-то).

Слайд 9

Учитель: А сейчас попробуем погрузиться в ситуацию, проявим чуткость и внимание, всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными.

Сегодня мы познакомимся с вами с одной из известных притч Иисуса Христа, упоминаемых в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина – человека неместного, приезжего.

Чтение притчи- «Притча о добром самарянине»

 -Итак, чему учит нас эта притча?

- Кого  же христиане называют ближним?


Слайд 10



III Разбор практической ситуации:

Ситуация . По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, уронила клюку в лужу.

- Подожди меня!— крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:

-Это твоя бабушка?

-Нет! — ответил мальчик.

-Мама? — удивилась подружка!

-Нет.

-Ну, тетя или знакомая?

-Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка


-Давайте подумаем в чём разница в таких действиях, как подать милостыню и проявить милосердие?(Читаем притчу на карточках)

Однажды слепой человек сидел на ступеньках здания со шляпой возле ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в шляпе. Он бросил туда пару монет, без разрешения написал новые слова на табличке, оставил ее слепому человеку и ушел. К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал на ней немного по-другому». Человек улыбнулся и ушел.

Новая надпись на табличке гласила: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».

-Какое действие проявил этот человек?

-Чем же отличаются эти действия?


1.Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет



2.Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из

жизни своих близких.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

IV.Работа с иллюстрационным материалом, обращение к жизненному опыту детей

  • Беседа о сестрах милосердия.(слайды 11, 12)

- Рассмотрите иллюстрации(с.109-111), что вы можете сказать?

- Кем в обычной жизни были первые сестры милосердия?

- Почему они помогали даже ценой собственной жизни простым солдатам?

Многие сестры милосердия XIX — начала XX в обычной жизни были богатыми, знатными дамами, но которые умели любить и проявлять милосердие к ближнему. А  ближним для них был каждый человек, который нуждался в их помощи.

Великая княгиня Елизавета Федоровна после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.

Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

- Ребята, сегодня мы должны вспомнить о тех, чей подвиг не должен быть забыт. Мы поговорим с вами об ангелах полей сражений, выносивших с поля боя раненых бойцов.

Война жестока, беспощадна, она требует жертв, раненых бойцов, которые нуждаются в неотложной помощи, лечении, поддержке и теплоте людей. Фронт ... Милосердие ...

Большая война – это всегда кровь и много жертв. Но наши потери в Великой Отечественной войне могли быть ещё больше, если бы не подвиг людей, боровшихся за жизни раненых и больных воинов. В 1941–1945 годах врачи, фельдшеры, медсестры и санитары поставили на ноги очень много солдат и офицеров Красной армии – большая часть раненых и почти все заболевшие возвратились в строй. Это подвиг во имя жизни. Большинство медиков – это женщины, матери, сестры, дочери.

Вклад женщин в качестве медицинского работника был огромен и велик. Медицинские работники, оперировавшие раненных бойцов, медсестры, которые выносили раненных бойцов с поля боя – это десятки тысяч женщин-героинь. В Красной армии женщин - медицинских работников было более 100 000 человек. Этим женщинам обязаны жизнями миллионы советских солдат и офицеров.

V. Ребята мне хочется поговорить с вами о том, как преодолевали трудности военных лет жители нашего села. На нашем уроке я расскажу вам о детстве учителя нашей школы –Бочковой Валентине Фёдоровне. Она много раз посещала мероприятия нашей школы и рассказывала, как тяжело проходило её детство во время войны. Она родилась в 1937 в деревне Калянинское Луховицкого района Московской области в крестьянской семье. Её отец, Жданов Фёдор Иванович, погиб на фронте в 1942 году.

Мама, Жданова Надежда Ивановна, осталась одна со старушкой - свекровью и пятилетней дочерью. Все тяготы жизни военного лихолетья и трудных послевоенных лет легли на её плечи. А было ей лишь 27 лет. В войну она работала в колхозе конюхом, после войны- свинаркой и в полеводстве. Она не вышла повторно замуж, так и осталась вдовой.

Новая страшная весть постигла семью в 1943 году: под Ленинградом погиб брат отца- Жданов Александр Иванович, который до войны жил и работал в Москве. Его жена привезла в семью четырёхлетнего сынишку. В то время она работала на военном заводе в 3 смены. Мальчик жил в семье до конца войны. И главная забота для маленькой Валентины была- опекать малыша.

Этот эпизод из жизни нашей жительницы села показывает нам, какими крепкими были любовь, дружба, поддержка внутри семей во время войны. Как люди ценили друг друга и проявляли милосердие к родным.

Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.

Вывод: Спешите делать добро !


Учитель: Ну что ж! Вы порадовали меня сегодня. Но сколько ни говори о милосердии – это лишь мысленное представление, до тех пор, пока оно не реализовано в добрых делах. Архимандрит Иоанн Крестьянкин сказал замечательные слова: «Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека». Я хочу, чтобы девизом вашей жизни стали слова: «Спешите делать добро!»

Слайд №11,12: «спешите делать добро»:


Чтение стихотворения

Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил

Итак, в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра.  Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека. Я дарю каждого из вас в виде сердца, чтобы вы не забывали делать хорошие поступки. И пусть он согревает вас и напоминает о добре, милосердии.


IV . Рефлексия.

Назовите какие дела милосердия вы можете совершать? - Вот в моё детство у нас было принято, причём нас никто не заставлял!, помогать своим отстающим одноклассникам. У вас есть такое? (-Нет.) Вот это очень печально. Потому что мы часто не видим, что другому, тому, кто рядом нужна наша помощь. Надо открыть свои глаза, оглядеться и обязательно увидишь рядом человека, которому ты можешь чем-то помочь. Просто помоги, объясни задачу, и это будет дело милосердия. А вы приходите в школу, и вас интересует только до какого уровня в игре добрался ваш друг! А мы, у которых этих телефонов и планшетов и в помине не было, интересовались в первую очередь, а какой у кого ответ в домашней задаче получился, сколько действий в примере и т.д. Вы не понимаете очень важной вещи, что вся эта техника отдаляет человека от человека. Не сотвори себе кумира! А вы как глупые рыбки заглатываете этот крючок, не понимая, что это путь к одиночеству. Ведь очень может быть, что вам тоже понадобится чья-то помощь, а всем будет не до вас, они будут в телефоне, и даже НЕ ЗАМЕТЯТ, что вам плохо! Как тогда горько и обидно будет!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!