СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Правописание суффиксов причастий и безударных личных окончаний глаголов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока бедет полезна учителю при подготовке обучающихся к выполнению задания 12 формата ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Правописание суффиксов причастий и безударных личных окончаний глаголов"»


Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Цель: повторить значение языковых норм на базе имеющихся знаний; расширять словарный запас, обобщить и систематизировать знания по темам «Правописание гласных в личных окончаниях глаголов», «Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий»; закрепить умения и навыки определения гласных в личных окончаниях глаголов, в суффиксах причастий; ознакомить с формулировкой и требованиями ЕГЭ задания 12, работать над формированием навыков решения данного задания по алгоритму.


УУД:

Личностные:

  • Воспитывать критическое отношение к ошибкам в собственной речи;

следить за уместным употреблением слов;

  • воспитывать точность, грамотность речи, культуры речи;

  • ориентация на формирование у учащихся критического мышления в результате создания кластера (наглядный «мозговой» штурм):

  • выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

  • сравнивать и анализировать;

  • проводить аналогии.


Тип урока: повторение и обобщение изученного материала


Формы работы на уроке: фронтальная, в парах, индивидуальная

Виды самостоятельной работы учащихся: исследовательские работы детей.

Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, работа в группах, по составленному плану, сообщения учащихся, индивидуальные задания.


Ход урока

  1. Организационный момент (мотивация учебной деятельности)


Ребята, доброе утро!

Культура речи? КР-нормативность речи,ее правильность, соответствие требованием современного языка, в к.р входит умение творчески использовать языковые средства в зависимости от цели и содержания беседы, условий общения. К.р. –это владение нормами устнго и письменного лит.яз.

Культура речи складывается из различных элементов: правильности, чистоты, точности, логичности, выразительности разнообразия речевых приемов.

(Правильность речи – соблюдение норм русского языка. Любая нация имеет литературную норму языка, которая характеризуется устойчивостью и обязательностью для всех говорящих.

Точность – одно из основных коммуникативных качеств, которое достигается четким подходящих слов, их сочетанием в пределах текста. Синонимы уточняют нашу речь и помогают избежать повторов.)

Литературная норма – это мерило стабильности литературного языка. Она тесно связана с культурой носителей языка.

II Актуализация знаний. (На данном этапе урока учащиеся разгадывают кроссворд, заранее выведенный на мультимедийный проектор)


Вопросы к кроссворду:

По горизонтали:

1. Соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.

2. Лингвистическая наука, изучающая строение языка, состоит из морфологии и синтаксиса.

3. Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения.

По вертикали:

4. Общепринятая система правил написания слов данного языка.

5. Один из элементов культуры речи, соблюдение норм русского языка.

6. Узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь.

7. Раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения предложений.

8. Раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.

9. Однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением.


(слайд )

  1. Постановка цели и задач урока.

Эпиграф

Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова.

Николай Греч


Целеполагание. Мотивация.


  • Работа со словами, записанными на доске.

- А сейчас обратите внимание на слова, оформленные на слайде.
настраива..т
увид..те
слыш..м
надлом…т
не забыва…т


- К какой части речи относятся данные слова? (глаголы).

- Что вы знаете о глаголе?


Визитная карточка «Глагол в языке и речи».



 На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды).Например, Николай Греч писал : «Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова». Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

 Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».

 Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».

 Именно в этом смысле употребил его А.С .Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей». Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость .Глагол как часть речи обозначает «процесс».С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.


- Какие задания можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы, определить грамматические признаки слов и др.)
- Вставим пропущенные буквы и объясним свой выбор.

- Слова какой части речи можно образовать от данных слов? (причастия).

На доске появляются слова:
настраива..мый
увид…нный
слыш…мый
надломл…нный
незабыва…мый



- В каких морфемах пропущены буквы во всех словах, записанных на доске. В словах каких частей речи?
- Выпишите из второго столбика слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
(слышимый).
- По каким признакам вы это определили? (причастие слышимый образовано от глагола слышать – это глагол II спряжения).

- Что напомнило вам только что выполненное задание? (Задание в формате ЕГЭ)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Поставьте перед собой задачи. (Орфограммы в окончаниях глаголов и суффиксах причастий).


Тема урока: Орфографические нормы. Орфограммы в окончаниях глаголов и суффиксах причастий. Разбор заданий ЕГЭ.

Цели урока: обобщить и систематизировать знания по темам «Правописание гласных в личных окончаниях глаголов», «Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий»; закрепить умения и навыки определения гласных в личных окончаниях глаголов, в суффиксах причастий; ознакомить с формулировкой и требованиями ЕГЭ задания 12, работать над формированием навыков решения данного задания по алгоритму.

- Ребята, сегодня нам предстоит продолжить работу не только над классификацией орфографических ошибок.

- Наша задача заключается даже не в их определении, а в умении их видеть, замечать, не допускать, как можно более в корректной форме поправлять человека и постоянно работать над своей речью, следить за правильностью речи, точностью.


- Что нужно знать для того, чтобы справиться с заданием? (спряжение глаголов, образование причастий)


  • Работа по теме урока

- Давайте вспомним все, что мы знаем о причастии и составим автобиографию одного из причастий, скажем причастия, которое образовано от глагола-исключения и в суффиксе которого надо писать букву Е.

- Назовите это причастие (увиденный).

- Составьте автобиографию причастия УВИДЕННОГО.


  • Составление «Автобиографии причастия» УВИДЕННОГО. Работа в группах.

(Работа с бланком, образец которого лежит на парте каждой группы).


Автобиография причастия _________________________


Я, причастие _________________, обозначаю _______________________________, происхожу из семьи частей речи: _________________________________________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: ___________________. Я – причастие __________________________________________________________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос ___________________________, свою синтаксическую роль __________________________________, научила изменяться _______________________________________________. Вот сейчас я стою в форме ______________________________________________________________________.

В предложении выполняю роль _________________________________.


Автобиография причастия(образец)
(Работа с бланком, образец которого лежит на парте каждой группы).
Я, причастие увиденного, обозначаю признак предмета по действию , происхожу из семьи частей речи: прилагательного и глагола. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: вид, время. Я – причастие прошедшего времени, совершенного вида. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “какого?”, свою синтаксическую роль “определение”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме м. рода, родит. падежа, единственного числа. В предложении выполняю роль определения.


Актуализация знаний

Повторим и обобщим все полученные знания на уроках русского языка по теме «Причастие». Составляем кластер (блок-схема, таблица, шпаргалка, подсказка)


ПОВТОРИТЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ


ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

Действительное причастие

настоящего времени

Действительное причастие

прошедшего времени

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

от гл. I спр.

от гл. II сп р.

от гл. I спр.

от гл. II спр.

-ущ, -ющ-


несут - несущий

колются -

колющийся

-ащ-, -ящ-


молчат -молчащий

видят -видящий


-вш-


клеил —

клеивший

увидел —

увидевший

-ш-


замерз – замерзший

пек - пекший



Правописание суффиксов зависит от спряжения

Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-)



СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

Страдательное причастие

настоящего времени

Страдательное причастие

прошедшего времени

Образуются только от перех. гл. несов. вида

Образуются от перех. гл.

сов. вида; редко от несов. вида

от гл. I спр.

от гл. II спр.


-ем-, -ом-


Уважаем –

уважаемый

встречаем -

встречаемый

-им-


гоним - гонимый

мучим - мучимый

-нн-


выделал ~ выделанный

обстрелял - обстрелянный

-енн-

выделил — выделенный

-т-

сшил — сшитый

Правописание суффиксов

зависит от спряжения

Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-)


  • Упражнения на правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий


Работа на доске и в тетрадях: письменно по 3-4 примера, остальные устно.


Группа 1.

Поставьте глаголы во 2 л.ед.ч. настоящего или будущего времени.

Образец: догонишь (2 спр), смотришь (2),обидишь(2),думаешь(1), гонишь(2), узнаешь(1), прыешь(1), зиждешься(1) - Основываться, строиться на чем-нибудь; опираться на что-либо

Группа 2.

Поставьте глаголы в 3 л.мн. ч. настоящего или будущего времени.

Образец: борются (1 спр), стелятся(1), стрят(1), растают, подклеит, посеют, зыблются, дышат.


  • Знакомство с формулировкой задания 12 ЕГЭ.

  • Знакомство с алгоритмом выполнения задания 12 ЕГЭ.

  • - Какую информацию вы узнали из слайда?


Блиц тестирование

Игра «Редактор»

-Что такое грамматические ошибки?

Гр.ош- то ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

- Представьте, что у вас появилась возможность стать штатным журналистом, блогером

в одной из крупной компании, для это вам предстоит пройти квалификационное испытание и отредактировать предложения.


При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.

В таблице представлены предложения с наиболее распространенными ошибками. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.

2. Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа.

3. В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет.

4. Задача, решающаяся всем классом, была сложна.

  1. Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке.

  2. Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа.

  3. В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет.

  4. Задача, решаемая всем классом, была сложна.

Правило:

  1. Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения

  2. Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже

  3. Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота

  4. Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ




  • Рефлексия

V. Рефлексия деятельности. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


  • Назовите тему урока?

  • Какую задачу мы ставили сегодня на уроке?

  • Продолжи фразу «Сегодня на уроке я…»



Как вы оценили результаты своей работы на уроке?


- Удовлетворены ли вы своей работой?
- Отметьте, с каким настроением вы работали на урок.


Приложение


ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

Действительное причастие

настоящего времени

Действительное причастие

прошедшего времени

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

от гл. I спр.



от гл. II сп р.

от гл. I спр.

от гл. II спр.





Правописание суффиксов зависит от спряжения

Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-)


СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

Страдательное причастие

настоящего времени

Страдательное причастие

прошедшего времени

Образуются только от перех. гл. несов. вида

Образуются от перех. гл.

сов. вида; редко от несов. вида

от гл. I спр.

от гл. II спр.







Правописание суффиксов

зависит от спряжения

Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-)




Приложение


Маршрутно -оценочный лист ученика(цы)________________________________________



Вид работы

Задания(упражнения)

Оценка


1. Повторение по теме «Культура речи»

Разгадывание кроссворда.

Термины:



2.Формулирование темы урока

Тема урока:




3. Автобиография причастия

Причастие «увиденного»





4. Создание кластера


Правописание суффиксов причастий действительного и страдательного залогов настоящего и прошедшего времени.

Выполнение упражнения




5. Новый материал. Задание 12 ЕГЭ по русскому языку.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.


6.Блиц-тестирование

Запиши правильные варианты ответов:


7.Игра «Редактор»

Запиши предложения в исправленном виде:

1.

2.

3.

4.





8. Итог урока

• Назовите тему урока?

• Какую задачу мы ставили сегодня на уроке?





9. Самооценка





Приложение



Автобиография причастия _________________________


Я, причастие _________________, обозначаю _______________________________, происхожу из семьи частей речи: _________________________________________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: ___________________. Я – причастие __________________________________________________________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос ___________________________, свою синтаксическую роль __________________________________, научила изменяться _______________________________________________. Вот сейчас я стою в форме ______________________________________________________________________.

В предложении выполняю роль _________________________________.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!