Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Цель: повторить значение языковых норм на базе имеющихся знаний; расширять словарный запас, обобщить и систематизировать знания по темам «Правописание гласных в личных окончаниях глаголов», «Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий»; закрепить умения и навыки определения гласных в личных окончаниях глаголов, в суффиксах причастий; ознакомить с формулировкой и требованиями ЕГЭ задания 12, работать над формированием навыков решения данного задания по алгоритму.
УУД:
Личностные:
следить за уместным употреблением слов;
-
воспитывать точность, грамотность речи, культуры речи;
-
ориентация на формирование у учащихся критического мышления в результате создания кластера (наглядный «мозговой» штурм):
-
выделять главное;
-
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
-
сравнивать и анализировать;
-
проводить аналогии.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала
Формы работы на уроке: фронтальная, в парах, индивидуальная
Виды самостоятельной работы учащихся: исследовательские работы детей.
Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, работа в группах, по составленному плану, сообщения учащихся, индивидуальные задания.
Ход урока
-
Организационный момент (мотивация учебной деятельности)
Ребята, доброе утро!
Культура речи? КР-нормативность речи,ее правильность, соответствие требованием современного языка, в к.р входит умение творчески использовать языковые средства в зависимости от цели и содержания беседы, условий общения. К.р. –это владение нормами устнго и письменного лит.яз.
Культура речи складывается из различных элементов: правильности, чистоты, точности, логичности, выразительности разнообразия речевых приемов.
(Правильность речи – соблюдение норм русского языка. Любая нация имеет литературную норму языка, которая характеризуется устойчивостью и обязательностью для всех говорящих.
Точность – одно из основных коммуникативных качеств, которое достигается четким подходящих слов, их сочетанием в пределах текста. Синонимы уточняют нашу речь и помогают избежать повторов.)
Литературная норма – это мерило стабильности литературного языка. Она тесно связана с культурой носителей языка.
II Актуализация знаний. (На данном этапе урока учащиеся разгадывают кроссворд, заранее выведенный на мультимедийный проектор)
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали:
1. Соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.
2. Лингвистическая наука, изучающая строение языка, состоит из морфологии и синтаксиса.
3. Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения.
По вертикали:
4. Общепринятая система правил написания слов данного языка.
5. Один из элементов культуры речи, соблюдение норм русского языка.
6. Узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь.
7. Раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения предложений.
8. Раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.
9. Однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением.
(слайд )
-
Постановка цели и задач урока.
Эпиграф
Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова.
Николай Греч
Целеполагание. Мотивация.
- А сейчас обратите внимание на слова, оформленные на слайде.
настраива..т
увид..те
слыш..м
надлом…т
не забыва…т
- К какой части речи относятся данные слова? (глаголы).
- Что вы знаете о глаголе?
Визитная карточка «Глагол в языке и речи».
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды).Например, Николай Греч писал : «Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова». Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.
Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».
Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».
Именно в этом смысле употребил его А.С .Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей». Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость .Глагол как часть речи обозначает «процесс».С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
- Какие задания можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы, определить грамматические признаки слов и др.)
- Вставим пропущенные буквы и объясним свой выбор.
- Слова какой части речи можно образовать от данных слов? (причастия).
На доске появляются слова:
настраива..мый
увид…нный
слыш…мый
надломл…нный
незабыва…мый
- В каких морфемах пропущены буквы во всех словах, записанных на доске. В словах каких частей речи?
- Выпишите из второго столбика слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. (слышимый).
- По каким признакам вы это определили? (причастие слышимый образовано от глагола слышать – это глагол II спряжения).
- Что напомнило вам только что выполненное задание? (Задание в формате ЕГЭ)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Поставьте перед собой задачи. (Орфограммы в окончаниях глаголов и суффиксах причастий).
Тема урока: Орфографические нормы. Орфограммы в окончаниях глаголов и суффиксах причастий. Разбор заданий ЕГЭ.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания по темам «Правописание гласных в личных окончаниях глаголов», «Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий»; закрепить умения и навыки определения гласных в личных окончаниях глаголов, в суффиксах причастий; ознакомить с формулировкой и требованиями ЕГЭ задания 12, работать над формированием навыков решения данного задания по алгоритму.
- Ребята, сегодня нам предстоит продолжить работу не только над классификацией орфографических ошибок.
- Наша задача заключается даже не в их определении, а в умении их видеть, замечать, не допускать, как можно более в корректной форме поправлять человека и постоянно работать над своей речью, следить за правильностью речи, точностью.
- Что нужно знать для того, чтобы справиться с заданием? (спряжение глаголов, образование причастий)
- Давайте вспомним все, что мы знаем о причастии и составим автобиографию одного из причастий, скажем причастия, которое образовано от глагола-исключения и в суффиксе которого надо писать букву Е.
- Назовите это причастие (увиденный).
- Составьте автобиографию причастия УВИДЕННОГО.
(Работа с бланком, образец которого лежит на парте каждой группы).
Автобиография причастия _________________________ Я, причастие _________________, обозначаю _______________________________, происхожу из семьи частей речи: _________________________________________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: ___________________. Я – причастие __________________________________________________________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос ___________________________, свою синтаксическую роль __________________________________, научила изменяться _______________________________________________. Вот сейчас я стою в форме ______________________________________________________________________. В предложении выполняю роль _________________________________. |
Автобиография причастия(образец)
(Работа с бланком, образец которого лежит на парте каждой группы).
Я, причастие увиденного, обозначаю признак предмета по действию , происхожу из семьи частей речи: прилагательного и глагола. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: вид, время. Я – причастие прошедшего времени, совершенного вида. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “какого?”, свою синтаксическую роль “определение”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме м. рода, родит. падежа, единственного числа. В предложении выполняю роль определения.
Актуализация знаний
Повторим и обобщим все полученные знания на уроках русского языка по теме «Причастие». Составляем кластер (блок-схема, таблица, шпаргалка, подсказка)
ПОВТОРИТЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
Действительное причастие настоящего времени | Действительное причастие прошедшего времени |
Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида | Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида |
от гл. I спр. | от гл. II сп р. | от гл. I спр. | от гл. II спр. |
-ущ, -ющ- несут - несущий колются - колющийся | -ащ-, -ящ- молчат -молчащий видят -видящий | -вш- клеил — клеивший увидел — увидевший | -ш- замерз – замерзший пек - пекший |
Правописание суффиксов зависит от спряжения | Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-) |
СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
Страдательное причастие настоящего времени | Страдательное причастие прошедшего времени |
Образуются только от перех. гл. несов. вида | Образуются от перех. гл. сов. вида; редко от несов. вида |
от гл. I спр. | от гл. II спр. | |
-ем-, -ом- Уважаем – уважаемый встречаем - встречаемый | -им- гоним - гонимый мучим - мучимый | -нн- выделал ~ выделанный обстрелял - обстрелянный |
-енн- выделил — выделенный |
-т- сшил — сшитый |
Правописание суффиксов зависит от спряжения | Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-) |
Работа на доске и в тетрадях: письменно по 3-4 примера, остальные устно.
Группа 1.
Поставьте глаголы во 2 л.ед.ч. настоящего или будущего времени.
Образец: догонишь (2 спр), смотришь (2),обидишь(2),думаешь(1), гонишь(2), узнаешь(1), прыешь(1), зиждешься(1) - Основываться, строиться на чем-нибудь; опираться на что-либо
Группа 2.
Поставьте глаголы в 3 л.мн. ч. настоящего или будущего времени.
Образец: борются (1 спр), стелятся(1), стрят(1), растают, подклеит, посеют, зыблются, дышат.
-
Знакомство с формулировкой задания 12 ЕГЭ.
-
Знакомство с алгоритмом выполнения задания 12 ЕГЭ.
-
- Какую информацию вы узнали из слайда?
Блиц тестирование
Игра «Редактор»
-Что такое грамматические ошибки?
Гр.ош- то ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
- Представьте, что у вас появилась возможность стать штатным журналистом, блогером
в одной из крупной компании, для это вам предстоит пройти квалификационное испытание и отредактировать предложения.
При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.
В таблице представлены предложения с наиболее распространенными ошибками. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Подарки лежали в коробке, купленные к празднику. 2. Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа. 3. В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет. 4. Задача, решающаяся всем классом, была сложна. | -
Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке. -
Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа. -
В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет. -
Задача, решаемая всем классом, была сложна. |
Правило:
-
Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения
-
Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже
-
Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота
-
Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ
V. Рефлексия деятельности. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Как вы оценили результаты своей работы на уроке?
- Удовлетворены ли вы своей работой?
- Отметьте, с каким настроением вы работали на урок.
Приложение
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
Действительное причастие настоящего времени | Действительное причастие прошедшего времени |
Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида | Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида |
от гл. I спр. | от гл. II сп р. | от гл. I спр. | от гл. II спр. |
| | | |
Правописание суффиксов зависит от спряжения | Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-) |
СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
Страдательное причастие настоящего времени | Страдательное причастие прошедшего времени |
Образуются только от перех. гл. несов. вида | Образуются от перех. гл. сов. вида; редко от несов. вида |
от гл. I спр. | от гл. II спр. | |
| | |
|
|
Правописание суффиксов зависит от спряжения | Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-) |
Приложение
Маршрутно -оценочный лист ученика(цы)________________________________________
Вид работы | Задания(упражнения) | Оценка |
1. Повторение по теме «Культура речи» | Разгадывание кроссворда. Термины: | |
2.Формулирование темы урока | Тема урока: | |
3. Автобиография причастия | Причастие «увиденного» | |
4. Создание кластера | Правописание суффиксов причастий действительного и страдательного залогов настоящего и прошедшего времени. Выполнение упражнения | |
5. Новый материал. Задание 12 ЕГЭ по русскому языку. | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. | |
6.Блиц-тестирование | Запиши правильные варианты ответов: -
-
-
-
| |
7.Игра «Редактор» | Запиши предложения в исправленном виде: 1. 2. 3. 4. | |
8. Итог урока | • Назовите тему урока? • Какую задачу мы ставили сегодня на уроке? | |
9. Самооценка | | |
Приложение
Автобиография причастия _________________________ Я, причастие _________________, обозначаю _______________________________, происхожу из семьи частей речи: _________________________________________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: ___________________. Я – причастие __________________________________________________________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос ___________________________, свою синтаксическую роль __________________________________, научила изменяться _______________________________________________. Вот сейчас я стою в форме ______________________________________________________________________. В предложении выполняю роль _________________________________. |