СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме:"Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор".

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме:"Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор".»

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Формы учебной работы обучающихся: фронтальная работа, индивидуальная работа учащихся.

Межпредметные связи: математика.


Планируемые образовательные результаты:

- предметные – умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию ветвление;

- метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.


Решаемые учебные задачи:

1) рассмотреть правила записи условного оператора на языке Pascal ABC;

2) подвести учащихся к выводу, что для решения одной и той же задачи

можно разработать разные алгоритмы;

3) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы с ветвлениями.

4) применить полученные знания при решении жизненных ситуаций и различных задач.


Основные понятия, изучаемые на уроке:

- условный оператор;

- неполная форма и полная форма условного оператора.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте ребята! На предыдущих уроках мы изучили операторы, с помощью которых научились составлять алгоритмы и решать задачи с использованием линейных алгоритмов. Проверим, как вы справились с выполнением домашнего задания: вы должны были повторить, что такое алгоритм, линейный алгоритм, операторы Pascal, условие и соответствующие определения, важные элементы блок-схемы.


  1. Актуализация знаний.

- Проверка домашнего задания, фронтальный опрос.

- Вопросы:

На доске изображена пустая блок-схема линейного алгоритма, которая заполняется по ходу ответов учащихся на вопросы:

1. Дайте определение линейных алгоритмов.

(Ответ: Алгоритмы, в которых команды выполняются последовательно одна за другой, называются линейными алгоритмами).

2. Перечислите основные структуры линейного алгоритма и в виде чего они обозначаются в блок-схеме.

(Ответ: ввод /вывод данных - в виде параллелограмма, последовательность команд – в виде прямоугольника).

3. Расскажите порядок выполнения алгоритма для вычисления среднего арифметического и среднего геометрического двух чисел a и b.

(Ответ: Ввести два числа a и b; вычислить среднее арифметическое, вычислить среднее геометрическое; вывести результаты.

Программа:

Program pr;

var a, b,: integer; c, d:real;

begin

writeln (‘введите два числа’);

readln (a,b);

c:=(a+b)/2;

d:=sqrt(a*b);

write(‘c=’, c:5:2, ‘d=’,d:5:2);

end.


Определить значения переменных:


1. Определите новое значение переменной a:

a:=6;

a:=2*a-1;

Ответ: a=11/

2. Определите новое значение переменной X:

X:=2;

X:=X*X;

X:=X*X*X;

Ответ: X= 64


3. Определите новые значения переменных X и Y:

X:=1,5;

X:=2*X+1;

Y:=X/2;

Y:=X+Y;

X:=X-Y;

Ответ: X= -2; Y=6


  1. Изучение нового материала.

Для того чтобы учащиеся сами смогли сформулировать тему урока, с ними проводится следующая беседа.

На доске записана формула:

УчительРебята, посмотрите на формулу и подумайте какую математическую задачу она решает?


Учащиеся:  (Ответ: Нахождение значения переменной y, заданной формулой в зависимости от значения переменной x, будет вычисляться либо по формуле  , либо по формуле 2 ).

Нужно, чтобы программа выбирала решение в зависимости от условия.


Учитель: Молодцы, вы сами того не зная, уже сказали тему нашего сегодняшнего урока.

Итак, запишите в тетрадях тему: «Программирование разветвляющихся алгоритмов».


- У всех рассмотренных нами до сих пор программ была линейная структура,

т.е. команды выполнялись последовательно одна за другой в том, порядке в котором они были записаны.

- Однако не любую задачу можно решить с помощью линейного алгоритма

В данном случае мы имеем дело с другой алгоритмической структурой – разветвлением.

- Сегодня на уроке:

  • вы узнаете, как решаются подобные задачи;

  • научитесь составлять программы разветвляющихся алгоритмов на языке Pascal ABC.

В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются одна за другой, конструкция ветвления включает в себя проверку условия.

Графически ветвление можно представить схемой:

По этой схеме, если условие истинно, выполняется серия действий 1, иначе выполняется серия действий 2.

При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор. Его общий вид:

if then else ;

Пример: if a

для записи неполных ветвлений используется неполная форма условного оператора:

if then

Графическая схема простой (неполной) конструкции ветвления:

Здесь при справедливости условия выполняется действие, а если условие нарушено, то сразу переходим к оператору, который следует за условным оператором.

Слова if - then - else переводятся с английского на русский язык как если – то – иначе, что полностью соответствует записи ветвления на алгоритмическом языке.

Перед else точка с запятой не ставится!

В качестве условий такого оператора используется значение логического выражения:

• простые – записанные с помощью операций отношения;

• сложные – записанные с помощью логических операций: OR (или) и AND (и).

Чтобы после ключевых слов then или else могла выполняться последовательность операторов, они должны быть заключены в операторные скобки – ключевые слова Begin и End. Операторные скобки охватывают фрагмент исходного текста программы, который необходимо считать одним оператором. В качестве операторов, используемых в составном операторе, могут использоваться любые операторы, допустимые в Паскале, в том числе условные операторы, а также составные операторы.

Составной оператор:

Begin

оператор 1;

оператор 2;

…….

оператор n;

End;

В качестве оператора после then и else можно использовать условный оператор. Например, возможна следующая конструкция:

if then

if then

else ;

при использовании таких сложных конструкций (их ещё называют вложенными ветвлениями) следует иметь в виду, что else всегда относится к ближайшему оператору if.

  1. Закрепление нового материала.

Задание 1. Составьте программу вычисления значения переменной

x, y – целые числа

Этапы работы:

Составление блок-схемы

(записи ведутся на доске и в тетрадях учащихся)

Составление компьютерной модели (учащиеся работают за ПК)

Анализ результатов компьютерного эксперимента

Задание 2: дано ветвление:

1) Назовите условие

2) Назовите действие, которое будет выполняться в случае Истинности условия; в случае Ложности условия.

3) Запишите условный оператор (записи ведутся на интерактивной доске и в тетрадях учащихся).

4) При каких значениях x выполняется действие y:= x-1? (x 4)

- Условия x4 и x 4 два взаимоисключающих условия в нашем случае

- 1 – Истинно 2 – Ложно

1 – Ложно 2 – Истинно

- Во второй блок-схеме в качестве условия укажем x 4

5) Заполните действия во второй блок-схеме (записи ведутся на доске и в тетрадях учащихся).

6) Заполните условный оператор для второй блок-схемы (записи ведутся на доске и в тетрадях учащихся).

- Получили две записи одного и того же алгоритма ветвления.

  1. Практическая работа (решение задач на использование ветвлений.)

Написать программу, которая проверяет, делится ли на 3 целое число, введенное с клавиатуры.

(program zd1;

var a: integer;

begin

writeln (‘введите целое число a’);

readln (a);

if a mod 3 = 0 then write (‘число’,a,’ делится на 3’) else write (‘число’,a,’не делится на 3’);

end).

Самостоятельная работа.

Вариант 1.

  1. Ввести два числа, большее увеличить в два раза, меньшее уменьшить на 2.

  2. Запросить номер дня недели и сообщить рабочий это день или выходной.

Вариант 2.

  1. Ввести двузначное число, определить какая цифра в числе большая.

  2. Составить программу, которая запрашивает возраст ребенка и затем выводит решение о приеме ребенка в школу.

Вариант 3.

  1. Даны два числа, меньшее из этих чисел заменить суммой данных чисел, большее – произведением.

  2. Ввести двузначное число, определить равны ли цифры.



  1. Подведение итогов урока и задание на дом

Оценивание работы учащихся на уроке, оценивание практической работы.

Учитель:

- Мы познакомились с условным оператором

- Научились составлять программы для разветвляющихся алгоритмов

Задание на дом:

Записи в тетради.

Составить и решить задачу с использованием условного оператора.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!