СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме: "Производственный капитал "

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: "Производственный капитал "»





Районное методическое объединение учителей

биологии, географии и химии









Мастер-класс

тема:

«Работа с тетрадью на печатной основе,

как способ подготовки к аттестационному экзамену».











Подготовила: учитель географии

I квалификационной категории

Летошницкой СОШ

Сошина Татьяна Николаевна













2014-2015 учебный год



Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Работа с тетрадью на печатной основе, как способ подготовки к аттестационному экзамену».

«Урок - «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагоги­ки концентрируется в уроке».

М. Н. Скаткин

Урок географии имеет много аспектов. В нем взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Стержень урока - процесс формирования личности средствами содержания учебной дисциплины, а основа урока - единство де­ятельности учителя и учащихся. В настоящее время  необходима  методика урока, основанная на организации самостоятельной деятельности школьников, которая побуждает их к упорядочению познавательного опыта, способствует усвоению образцов и способов интеллектуальной и практической деятель­ности.

Следующий наиболее существенный признак современного уро­ка - изменение отношений между учителем и учащимися, атмос­фера сотрудничества. Современный урок характеризуется сотрудничеством учителя и школьников в выборе различных форм проведения урока, теоретических и практических видов деятель­ности, оценке результатов учебного труда. Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке побуждает школьников к активному усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывает творческие способности, вызывает яркое эмоциональное отношение к тем цен­ностям, которые воплощены в изучаемом материале. Главной целью урока становится не пере­дача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.

В своей работе я использую следующий учебно-методический комплекс по географии – это программы, комплексные рабочие тетради со всеми рекомендациями и задачами, учебные пособия, в которых сконцентрирован весь информационный материал по темам и др.

Одной из главных причин создания учебно-методического комплекса является актуальность проблемы преподавания в соответствии с требованиями сегодняшнего дня в системе развивающего обучения, постоянное увеличение информации, раздробленность тем по школьным курсам и потеря интереса к изучению предмета, различный индивидуальный темп обучения у каждого ребенка.

Рабочие тетради на печатной основе решают многие проблемы при изучении устного предмета – это минимум записей, последовательность изложения, учащимися найден свой индивидуальный темп работы, не тратится время на записи заданий – время используется для мыслительной деятельности.

Применение тетрадей позволяет избежать проблем фронтальной работы, увеличивает многообразие работы в малых группах, открываются возможности для наибольшего решения географических задач. Практические и тренировочные задания составлены таким образом, чтобы через их выполнение прошло трехкратное повторение и закрепление узловых моментов темы.

В тетрадях собрано много интересных сведений и заданий из художественной, научно – популярной литературы. Они вызывают интерес к изучению географии, желание читать и расширять свой кругозор. Ведь мир так прекрасен!

Мною был проведен опрос учащихся. Одним из главных вопросов, который был задан, был вопрос - насколько важно учащимся иметь такие рабочие тетради, по которым работают в школе на уроках географии в течение 4 лет. Из 32 человек утвердительно ответили 94 %.

Второй вопрос: много ли вы пишите на уроках географии? Из 32 человек утвердительно ответили только 9 %. Третий вопрос очень важен для разгрузки и небольшого отдыха во время уроков: есть ли у вас время на уроках географии самостоятельно или в группах работать с картой? Утвердительно ответили 88 %.

Рабочие тетради мною применяются на различных этапах урока:

- при объяснении нового материала;

- для закрепления в конце урока;

- при проверке домашнего задания.

- игра «Кто быстрее».

- при изучении номенклатуры и т.д.

Разработаны рабочие тетради к учебникам по географии авторов Евгения Михайловича Домогацких и Алексея Николаевича Алексеевского.

Хотелось бы рассказать об авторах учебников этой линии:

Домогацких Евгений Михайлович – окончил географический факультет МГУ им. Ломоносова. В течение 15 лет принимал участие в экспедициях в различные районы страны и за её пределы. Более 20 лет преподаёт в школе. Имеет звание «Заслуженный учитель РФ». Автор многих научно-популярных книг по географии.

Алексеевский Николай Иванович – выпускник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Доктор географических наук, академик Академии водохозяйственных наук. Профессор и заведующий кафедрой географического факультета МГУ. Автор научных статей, монографий и учебников для высшей школы.

Рассмотрим задания рабочих тетрадей, например для 6-8 классов. Начнем с 6 класса:

К каждому параграфу учебника в РТ даётся два простых задания (теста) и четыре более сложных, для решения которых надо заполнять таблицы, дорисовывать схемы, отгадывать загадки, решать кроссворды и др. В конце РТ даются практические работы.

РТ позволит школьникам лучше понять материал и систематизировать полученные знания, а учителю - контролировать усвоение знаний на всех этапах учебного процесса.

Для того чтобы получить твёрдые знания, нужно внимательно слу­шать учителя на уроке и изучать учебник. А чтобы применять полученные знания, надо самостоятельно выполнять задания и отвечать на необычные вопросы. Рабочая тетрадь предназначена именно для этого: она должна помочь закрепить те знания, которые школьники получили на уроках географии. К каждому параграфу учебника предлагается шесть вопросов. Они разные. Давайте посмотрим — какие:

Например, рабочая тетрадь для 6 класса:

Первые два вопроса — тесты, то есть задания, варианты ответов на которые вам даны, и задача ученика выбрать правильный.

Рассмотрим примеры тестовых заданий по теме: ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ

1. Что из перечисленного является основной причиной возникновения
землетрясений?

а) извержения вулканов; б) медленные движения земной коры

в) нарушение целостности горных пород в литосфере

г) падение на поверхность Земли крупных метеоритов

2. Максимальная сила землетрясений составляет

а) 5 баллов б) 10 баллов 3)12 баллов г) 20 баллов

3. Вдоль побережья, какого океана протянулся крупнейший сейсмический пояс Земли?

а) Атлантического; б) Индийского; в) Северного Ледовитого; г) Тихого

4. Какие из приведённых ниже утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Наука, занимающаяся изучением землетрясений, называется сей­смологией.

б) Зона, в которой зарождается землетрясение, называется эпицент­ром землетрясения, а район, расположенный на поверхности Зем­ли точно над эпицентром, — очагом землетрясения.

в) Вулканы — конусообразные горы, сложенные из магматических горных пород.

Ответ: АБВ

Для ответа на следующие вопросы придётся что-то вписывать и дорисовывать. Рассмотрим примеры выполнения таких заданий.















Меркурий — 1; Венера — 2; Земля — 3; Марс — 4; Юпитер — 5; Сатурн — 6; Плутон — 7

Задание. Пиратский клад зарыт на крутом северо-западном склоне холма. Но рядом стоят два холма! Что же делать? Думать! Отметьте кре­стиком место, где стоит поискать клад.













Следующий тип заданий взят из рабочей тетради 7 класса:

Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

Большинство стран мира являются монархиями


В настоявшее время на Земле существует более 200 стран


На Австралийском материке расположено ровно на одну страну больше, чем в Антарктиде


В прошлом Великобританию называли «империей, над ко­торой никогда не заходит солнце»


Политическая карта — это карта государств


Задание. Установите соответствие. Необходимо соединить стрелочками подходящие друг другу термины, расположенные в двух колонках.















Заполните пропуски в таблице.

Стороны горизонта

Азимут (градусы)

Север


Юг


Запад


Восток


Северо-восток


Юго-восток


Юго-запад


Северо-запад


Есть и другие виды заданий, но с тем, как их выполнять, можно разобраться и самостоятельно, главное — ученику внимательно читать учебник! Ведь все вопросы составлены на основании его текста. Все, кроме шестого вопроса. В шестом вопросе может быть всё, что угодно. Здесь есть кроссворды, могут быть вопросы по карте. Например, учащиеся должны будут назвать географические объекты (моря, горы, реки, города и т.д.). Для выполнения этого задания учащимся, потребуется карта из атласа, хотя сначала, можно учащимся попробовать справиться без неё.

























И наконец, школьникам в рабочей тетради 6 класса могут встретиться пираты. Самые настоящие. Это Флинт, боцман Билли Бонс и попугай Пиастр, которые совершают плавание на своей бригантине «Резолюция» и попутно получают много географических знаний.

Например, вот такое задание:

Таинственное путешествие Билли Бонса.

Слушай мою команду! — объявил капитан Флинт боцману Билли Бонсу. — Отправляйся в поход. Держи компас. Пройдёшь два киломе­тра на север, потом поверни на запад и пройди ещё километр. После небольшого отдыха отправляйся на юг и пройди два километра. А по­том начинается самая главная часть твоего путешествия.

Почему? — спросил боцман, который аккуратно записывал зада­ние на клочке бумаги.

Потому что тебе придётся пройти целый километр на восток.

А как я вернусь назад?

Об этом не думай. Отправляйся!

Боцман вздохнул, взял компас и зашагал на север. Когда он скрылся из виду, сидевший на плече капитана попугай Пиастр спросил:

Ну и зачем ты это сделал?

Пусть прогуляется, — ответил капитан, удобно устроившийся в тенёчке, надвинув шляпу на глаза. — Надоел он мне. Шумный он какой-то. Хочу немного от него отдохнуть. Подождём.

И капитан сонно засопел. Посмотрев на него, попугай Пиастр широ­ко зевнул, не забыв прикрыть клюв крылом.

Чего решил подождать капитан Флинт, и почему боцману Билли Бонсу не нужно было думать о том, как вернуться обратно?

Мы с вами рассмотрели примеры задний рабочий тетради для 6 класса, подобные задания встречаются в 7 и 8 классах.

Для старших классов далеко не все вопросы относятся именно к конкретному параграфу. Некоторые носят более обширный характер, некоторые относятся к параграфам, которые были изучены раньше. Для выполнения части заданий школьникам, скорее всего, понадобится атлас, дополнительная литература, источники интерната и др. Пользоваться можно любым школьным атласом по географии. Вот примеры некоторых заданий для 9 класса

Задание «Бой с тенью». Сначала на каждый вопрос нужно попытаться ответить самостоятельно, честно никуда не заглядывая, а уж потом можно заглянуть в учебник или атлас и ответить ещё раз.

«Бой с тенью».



Вопрос

Как вы думаете?

На самом деле?

Какой город располагается выше по течению Амура: Благовещенск или Хабаровск?



Какой город располагается ближе к Чудскому озеру: Новгород или Псков?



Город Новороссийск располагается на побе­режье Чёрного или Азовского моря?



Остров Сахалин находится в Охотском или Беринговом море?



Обская губа — залив Баренцева или Карского моря?



Задание. Выделите экономические районы России, не имеющие выхода к морю.

а) Северо-Западный; б) Северный; в) Центральный; г) Волго-Вятский; д) Восточно-Сибирский;

е) Северо-Кавказский; ж) Уральский; з) Дальневосточный.

Задание. Проставьте в кружках номера городов от самого западного к самому восточному.

1. Брянск

2. Орёл

3. Рязань

4.Смоленск

5 .Тамбов

6.Тула

Задание. Дайте определения понятий.

Районирование____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Экономический район ___________________________________________________________________________________

Такого типа задания можно использовать при опросе домашней работы, особенно в тех классах, в которых много учащихся. (Не устно, дают определение, а используя задания рабочий тетради).

Для 10-11 классов

Рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы помочь учащимся в изучении заключительного курса школьной географии, который называется «Эконо­мическая и социальная география мира». Все вопросы и задания в ней полно­стью соответствуют школьному курсу географии для 10—11 классов и со­ставлены на основе материалов учебника «География» Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского издательства «Русское слово». К каждому параграфу этого учебника предложено восемь разных заданий. Больше половины из них — это тесты. Для работы с остальными заданиями надо внимательно изучить соответ­ствующий параграф учебника, тем более что многие схемы, которые по зада­нию необходимо дополнить и завершить, тоже взяты из него, обычно с не­большими изменениями. Некоторые задания нужно выполнить, используя дополнительные источники знаний (книги, интернет, карты атласа).

В этом учебном году (2014-2015) в продажу поступили тетради с рубрикой «Инновационная школа». Задания этой рабочей тетради дифференцированы по видам деятельности, что позволит учителю реализовать на практике личностно ориентированный деятельностный подход. Задания разделены на три части:

- тестовые задания;

- тематический практикум;

- картографический практикум

В чем разница между тетрадями по котором мы работали раньше и по которым работаем сейчас.

Первая тетрадь подготовлена на основании учебника географии. Рабочая тетрадь должна помочь в освоении ма­териала учебника. Ведь самый лучший способ закрепления получен­ных знаний — проверить их с помощью ответов на разные каверзные вопросы, решения тестов и выполнения разнообразных заданий. Все эти вопросы, тесты и задания построены исключительно на той инфор­мации, которая содержится в учебнике или на картах школьного атла­са.

Инновационная школа (ФГОС) Рабочая тетрадь по курсу «География» является частью УМК по географии. К каждому параграфу учебника представлены задания для формиро­вания навыков работы с текстовым, тестовым, графическим и картографическим материалами. Задания рабочей тетради дифференцированы по уровням сложности и видам деятельности, что позволит учителю реализовать на практике личностно ориентированный деятельностный подход. Тетрадь соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Работа с тетрадями на печатной основе облегчает учащимся подготовку к Единому государственному экзамену. Потому как уже начиная с 6 класса ребята, выполняя задания различных уровней. Это помогает им и учителю обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Надеюсь, что тетрадь поможет подготовиться к аттестационному экзамену.

Используя на занятиях многообразие технологий, методов, форм, средств обучения, я тем самым поддерживаю интерес к предмету. Убеждена что хороший результат возможен только при полном методическом обеспечении урока.

Современные педагогические технологии предполагают самостоятельный поиск знаний, активную работу с дополнительными источниками информации, индивидуальный темп обучения. Достигается все это наличием учебно-методического комплекса, в который входит комплект рабочих тетрадей на печатной основе.

Мастер-класс

Практическая часть

Хотелось бы привести пример из рабочей тетради 7 класса по теме «Геологическое строение и рельеф Африки».

Разбейтесь на два варианта, представьте, что вы ученики и используя карты атласа, учебник 7 класса решите задания по теме «Геологическое строение и рельеф Африки». Вариант 1 – по старым образцам рабочей тетради, вариант 2 по новым образцам (инновационная школа).

Приложение 1,2.

Приложение 1. (Инновационная школа).

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ АФРИКИ

Тестовые задания

1. Какая из перечисленных горных вершин является высшей точкой Африканского материка?

а) вулкан Камерун; б) гора Кения; в) вулкан Килиманджаро; г) пик Маргерита

2. В районе какого нагорья начинается Великий Африканский разлом?

а) Ахаггар; б) Дарфур; в) Тибести; г) Эфиопского

3. В какой части Африканского материка сосредоточены богатейшие месторождения алмазов?

а) восточной; б) западной; в) северной; г) южной

4. Верны ли следующие утверждения?

1) Африка — это центр, от которого расходятся другие материки.

2) На Африканском материке отсутствуют горы альпийской склад­чатости.

А) верно только 1-е утверждение; б) верно только 2-е утверждение

в) верны оба утверждения; г) оба утверждения ошибочны

5. Какие три из перечисленных горных систем находятся в Африке? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном по­рядке.

а) горы Аппалачи; б) Атласские горы; г) Капские горы;

д) Скалистые горы; в) Драконовы горы; е) Уральские горы

6. Расположите перечисленные объекты рельефа в правильном поряд­ке от самого северного к самому южному.

а) Атласские горы; б) Капские горы; в) вулкан Килиманджаро; г) Эфиопское нагорье

7. Определите горную систему Африки по предложенному описанию. Ответ запишите.

Эта горная система, сформировавшаяся в эпоху альпийской складча­тости, располагается в северо-западной части Африканского материка. Она состоит из нескольких горных хребтов. Общая протяжённость дан­ной горной системы составляет более 2 тыс. км, а максимальная высота превышает 4 тыс. м над уровнем моря.

Ответ: _______________

Тематический практикум

1. Заполните таблицу «Полезные ископаемые Африки».

Часть материка

Происхождение

полезных

ископаемых

Основные полезные ископаемые

Северная Африка



Южная Африка










2. Прочитайте текст и ответьте не вопросы.

В британской колонии Трансвааль 25 января 1905 г. в руки человека попал крупнейший из когда-либо найденных алмазов.

Во время вечернего обхода управляющий рудником Фредерик Уэлс заметил на стенке карьера точку, сверкающую в лучах заходя­щего солнца. Вскоре работники прииска извлекли алмаз размером 100 х 65 х 50 мм. Камень «чистейшей воды» весил 3106 каратов.

Диковину демонстрировали всем желающим в банке Йоханнесбурга. Стоимость алмаза была настолько высока, что несколько лет на него не находилось покупателя. Поступали даже предложения скинуться на по­купку камня — по шиллингу с каждого жителя. Однако драгоценной на­ходке нашлось другое применение: после Англо-бурской войны правите­ли Трансваальской республики в знак примирения решили преподнести дорогой подарок королю Англии Эдуарду VII. В 1907 г. алмаз был куп­лен за 150 тыс. фунтов стерлингов и подарен королю ко дню рождения.

Перед тем как переправить камень в Англию, его застраховали, арендовали специальный корабль с каютой-сейфом и целой армией бдительных охранников. Однако если бы ловкие грабители все-таки по­хитили груз, он поверг бы их в шок: ведь в их руки угодил бы муляж «Куллинана». В то время как настоящий камень прибыл в Англию в обычной почтовой посылке.

Новый владелец подарок поначалу не оценил, назвав его «стекляш­кой». В 1908 г. алмаз «Куллинан» решено было разбить на части и ог­ранить, для чего камень отправили братьям Асскор — знаменитым ювелирам из Амстердама. Прежде чем разбить камень на части, Йозеф Асскор почти полгода изучал его. Но даже определив точку приложе­ния первого удара, сам на этот удар не решился, поручив дело учени­ку. В момент нанесения решающего удара Йозеф Асскор от волнения лишился чувств. Но расчёт оказался верен. Работы по огранке получен­ных осколков продолжались почти 4 года. В результате свет увидели два крупных, семь средних и девяносто шесть мелких бриллиантов не­обыкновенной чистоты.

1) На территории какой современной страны был обнаружен алмаз «Куллинан»?

_______________________________________________________________

2) Вес одного карата соответствует 0,2 г. Рассчитайте, сколько весил алмаз «Куллинан».

_______________________________________________________________

3) Почему в начале рассказа говорится об алмазе, а в конце его речь уже идёт о бриллиантах?_______________________________________________________________

4) Сколько всего бриллиантов было получено из алмаза «Кулинан»?_________________________________________________________________



Картографический практикум



































1. Запишите названия географических объектов, обозначенных циф­рами на карте.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)



2. «Бой с тенью».



п/п

Вопрос

Как вы думаете?

А как

на самом

деле?

1

Куда впадает река Оранжевая: в Индийский (1) океан или в Атлан­тический (2)?



2

В каком полушарии находится гора Килиманджаро: в Северном (1) или в Южном (2)?



3

Река Конго впадает в океан южнее экватора (1) или севернее(2)его?



4

Где находится водопад Виктория: на реке Замбези (1) или на реке Кон­го? (2)



5

Какое озеро расположено восточ­нее: Танганьика (1) или Ньяса (2)?







Приложение 2.

Геологическое строение и рельеф Африки

1. В районе какой горной системы располагается высшая точка Аф­рики?

а) Атласские горы; б) Восточно-Африканское плоскогорье;

в) Драконовы горы; г) Капские горы.

2. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

Африка — это центр, от которого расходятся другие материки


На Африканском материке отсутствуют горы альпийской складчатости


Крупные месторождения золота и алмазов сосредоточены в южной части Африканского материка


Для Африки характерны частые землетрясения; здесь мно­го действующих вулканов














По горизонтали: 2. Преобладающая форма рельефа на Африканском материке; 4. Высшая точка Африки;

5. Американский писатель, автор книги «Зеленые холмы Аф­рики»; 9. Нагорье на севере Африки.

По вертикали:

1. Горная система на севере Африки.

3. Крупнейший в мире алмаз, обнаруженный на юге Африки в 1905 г.

6. Стабильный участок земной коры.

7. Австрийский ученый, автор теории дрейфа материков.

8. Мифическое животное, давшее название горной системе на юге Африканского материка.

4. Заполните пропуски.

В рельефе Африки преобладают _________________________.

Преобладают высоты от ___________ до ____________ м. Низменностей мало, они расположены вдоль побережий ____________________________________________________________.

Горы есть только на крайнем ___________ и_____________материка. На севере находятся молодые_____________________ горы. В южной части материка расположены древние _____________ и _______________горы.

5. Заполните таблицу «Полезные ископаемые Африки».

Часть материка

Происхождение полезных ископаемых

Основные полезные ископаемые

Северная Африка



Южная Африка



6. Запишите названия географических объектов, обозначенных циф­рами на карте

1. Полуостров _____________________________________________________

2. Мыс __________________________________________________________

3. Мыс __________________________________________________________

4. Горы __________________________

5. _______________________________________________________________нагорье

6. Вулкан ____________________________________________________________________

7. Горы __________________________________________________________

8. Горы _______________________________________

9._________________________________________плоскогорье
10. ____________________________________ залив



7. Бой с тенью.



п/п

Вопрос

Как вы думаете?

А на самом деле?

1

Куда впадает река Оранжевая — в Ин­дийский или в Атлантический океан?



2

Где находится гора Килиманджаро — в Северном или в Южном полушарии?



3

Река Конго впадает в океан южнее эква­тора или севернее?



4

Где находится водопад Виктория — на реке Замбези или на реке Конго?



5

Какое озеро расположено восточнее: Танганьика или Ньяса?





Эталон ответов

(Инновационная школа)

Тема: ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ АФРИКИ

Тестовые задания

1. – В

2. – Г

3. - Г

4. – А

5. БВГ

6. АГВБ

7. горы Атлас

Тематический практикум

1.

Часть материка

Происхождение

полезных

ископаемых

Основные полезные ископаемые

Северная Африка

осадочные

Нефть, газ, фосфориты

Южная Африка

магматические

Золото, уран, медь, алмазы




2. 1) около города Претория, страна ЮАР

2) 3106х0,2=621,2 гр.

3) алмаз прошёл работу по огранке

4) 105

Картографический практикум

1. Сомали

2. Альмади

3. Рас-Хафун

4. Драконовы горы

5. Эфиопское нагорье

6. влк. Килиманджаро

7. горы Атлас

8. Капские горы

9. Восточно-Африканское плоскогорье

10. Гвинейский залив

2. «Бой с тенью».



п/п

Вопрос

Как вы думаете?

А как

на самом

деле?

1

Куда впадает река Оранжевая: в Индийский (1) океан или в Атлан­тический (2)?


2

2

В каком полушарии находится гора Килиманджаро: в Северном (1) или в Южном (2)?


2

3

Река Конго впадает в океан южнее экватора (1) или севернее(2)его?


1

4

Где находится водопад Виктория: на реке Замбези (1) или на реке Кон­го? (2)


1

5

Какое озеро расположено восточ­нее: Танганьика (1) или Ньяса (2)?


2





Эталон ответов

Тема: Геологическое строение и рельеф Африки

1. – Б

Африка — это центр, от которого расходятся другие материки

Да

На Африканском материке отсутствуют горы альпийской складчатости

Нет

Крупные месторождения золота и алмазов сосредоточены в южной части Африканского материка

Да

Для Африки характерны частые землетрясения; здесь мно­го действующих вулканов

Нет

2.















3. Ответы на кроссворд

По горизонтали: 2. Плоскогорье. 4. Килиманджаро. 5. Хемингуэй. 9. Ахаггар.

По вертикали: 1. Атлас. 3. Куллинан. 6. Платформа. 7. Вегенер. 8. Дракон.

4. В рельефе Африки преобладают _равнины.

Преобладают высоты от __200__ до _1000__ м. Низменностей мало, они расположены вдоль побережий _Атлантического океана___.

Горы есть только на крайнем __севере__ и____юге__материка. На севере находятся молодые____Атласские____ горы. В южной части материка расположены древние _____Драконовы____ и _______Капские________горы.

5.

Часть материка

Происхождение

полезных

ископаемых

Основные полезные ископаемые

Северная Африка

осадочные

Нефть, газ, фосфориты

Южная Африка

магматические

Золото, уран, медь, алмазы




6.

1. полуостров Сомали

2. мыс Альмади

3. мыс Рас-Хафун

4. горы Драконовы

5. Эфиопское нагорье

6. влк. Килиманджаро

7. горы Атлас

8. горы Капские

9. Восточно-Африканское плоскогорье

10. Гвинейский залив

7. Бой с тенью.



п/п

Вопрос

Как вы думаете?

А на самом деле?

1

Куда впадает река Оранжевая — в Ин­дийский или в Атлантический океан?


Атлантический океан

2

Где находится гора Килиманджаро — в Северном или в Южном полушарии?


Южном полушарии

3

Река Конго впадает в океан южнее эква­тора или севернее?


южнее

4

Где находится водопад Виктория — на реке Замбези или на реке Конго?


на реке Замбези

5

Какое озеро расположено восточнее: Танганьика или Ньяса?


Ньяса





8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!