СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Религия древних греков" по истории древнего мира 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Религия древних греков" по истории древнего мира 5 класс

Просмотр содержимого документа
«конспект ИДМ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Религия древних греков


Учитель:


Смирнов Михаил Сергеевич






Учитель истории и обществознания

Предмет:


История



5 класс



Древнее Двуречье. Урок №15

Учебник:


«Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая –М.:Просвещение, 2012


Цели урока: знакомство учащихся с особенностями древнегреческой религии, осознание учащимися значимости религии для человека. Воспитание интереса к истории как к предмету, уважения к истории как прошлому наших предков. Развитие умения сравнивать, выделять главное и находить общие и отличительные черты

Задачи : расширить представление о религии в целом, узнать пантеон греческих богов, сформировать представления об особенностях древнегреческой религии

Ожидаемые результаты: в результате занятия учащиеся смогут давать определение понятий «культура» и «религия», называть древнегреческих богов: Зевса, Аида. Посейдона, Аполлона, Афину, Геру, Афродиту, Гефеста; характеризовать пантеон богов древних греков; сравнивать древнегреческую и древнеегипетскую религии, выделять общее и различия; высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, колонки

План

1. Религия как часть культуры народа.

2. Боги Греции.

3. Религия древних греков и египтян: общее и различия.

Структура и ход урока


1. Мотивация

2. Получение информации

3. Переработка информации и обсуждение

4. Подведение итогов

5. Рефлексия



Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО

в 5 классе по теме «Религия древних греков»

( по учебнику «История древнего мира. 5 класс» А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая)



Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

I Мотивация

Приветствие.

Работа с презентацией (слайд №1) – «захват» внимания уч-ся


Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Назовите достижения и страну, которой они принадлежат.



Каждый народ вносит вклад в общемировую культуру.



Слушают. Готовятся к работе





Рассматривают презентацию, сопоставляют информацию, проговаривают.

Соотносят слова и иллюстрации.







самоопределение

















Анализ, синтез,

Классификация (П)














Извлечение информации (П)









II Актуализация учебной деятельности

Слайд №2. Звучит музыка, учитель читает стихотворение С.Венцимерова (см. Приложение 1)


Ребята, о культуре какого народа сегодня пойдёт речь на уроке?




Ребята, я произнесла слово «культура»(Слайд №3)

Что мы относим к культуре? (приём «Мозговой штурм», учитель фиксирует ответы на доске, затем подводит учащихся к пониманию, что культура – это и материальные, и духовные ценности народа и всего человечества в целом)

А от какого корня это слово образуется? (культ). А что значит культ? С чем он связан?


Подводит уч-ся к формулированию темы.




Подумайте, как же звучит тема нашего занятия?(слайд №4)


Является ли религия частью культуры?


Слушают.




Отвечают на вопрос: о Древней Греции.






Обсуждают, делают предположения.

Возможные ответы: к культуре относят всё созданное руками человека, этикет, законы, традиции и т.п.







Примерные ответы: культ – это главенство чего-либо, возвышение, связано с верой, богом, поклонением чему-либо, религией.







Религия древних греков.




Делают предположения, отвечают на вопрос.













Привлечение индивидуальных знаний










Анализ (П) работа с понятиями
















III Первичное пробное учебное действие с формулированием проблемы

Несомненно, вы много читаете, смотрите телевизор, беседуете со взрослыми. Давайте вспомним, что вам известно уже по теме.






А что же тогда нужно узнать?

(формулируют цели занятия)



Ребята, древнегреческий поэт Еврипид, живший в 5 в. до н.э., написал такие строки. (Слайд №5, см. Приложение 1)

Так что же получается? (слайд №6)





Проблема: Верили древние греки в богов или нет? Можно ли говорить, что у древнегреческого народа существовала религия?


Обсуждают в парах и заполняют первую колонку таблицы «Знаю-хочу узнать-узнал» в маршрутном листе, после чего организуется совместное обсуждение. (знаю: что такое религия, в каких богов верили древние египтяне)



Заполняют вместе с учителем вторую колонку таблицы.




Слушают, соотносят ранее изученную информацию с полученной, делают вывод: сам Еврипид, житель Древней Греции, утверждает, что богов нет и призывает других не верить в них. Но нам известно, что древние люди верили в существование богов.

Соотнесение личного опыта с учебной информацией















Анализ, синтез





Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)





IV Построение проекта

Давайте вспомним ещё раз значение понятия «Религия».



Для этого предлагаю поработать с имеющимся у вас материалом (см. Приложение 2) и составить свою заметку в «Исторический словарь для пятиклассника».



Вспомните и охарактеризуйте религию древних египтян.



Посмотрите внимательно на рисунок стр.135. Попытайтесь разделить всех греческих богов на 2 группы и назовите, чем они отличаются от египетских богов.


Вам предлагается поработать в парах, чтобы выяснить, чем отличались верования греков от египетских верований.

(см Приложение 3, 4)



Учитель организует обсуждение по предложенным заданиям.





ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. (см Приложение 1. Может быть проведена под музыку, с которой начинался урок). Учитель сам зачитывает четверостишие, учащиеся творчески его интерпретируют.


Дают ответы, знакомятся с научными определениями термина, формулируют свой вариант толкования понятия и записывают его в маршрутный лист.

«Религия – это…»







Называют богов Древнего Египта.



Рассматривают иллюстрацию в учебнике и испытывают затруднения в выполнении задания, т.к. нет необходимой информации по древнегреческим богам.



Работают с раздаточным материалом (задание №1 и задание №2)












Один ученик показывает движения, а класс повторяет.

























Осознание ценности религии в древнем мире







Анализ














Анализ информации





Работа с источниками информации, её систематизация


Переработка информации с выявлением причинно-следственной связи





Извлечение информации (П), применение полученной информации





Применение полученной информации




Извлечение информации (П)




Сравнивают и определяют необходимый уровень информации (П)


Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

V Первичное закрепление и проговаривание

Организация работы в группах: приём «Толстые и тонкие вопросы».

Примерные вопросы:

- Кто такой Зевс?

- Какому богу греки поклонялись во время войны?

- Почему боги Древней Греции имели человеческий облик?



- В чём сходство и отличие религии египтян от религии греков?

Задают друг другу вопросы внутри группы.


Примерные ответы:

- бог грома и молнии

- богу Аресу


- Греки верили, что боги подобны людям, только обладают особой властью и силой.


- И в Древней Греции, и в Древнем Египте существовало многобожие (политеизм). Но в отличие от греков египтяне отделяли себя от мира богов. Они боялись их, испытывали перед ними страх и полную покорность. Греки могли ослушаться своих богов, вступить с ними в спор.








Умение работать в группе


Находить и исправлять ошибки



Общение и взаимодействие,


Обсуждение, организация учебного сотрудничества со сверстниками(К)

VI Самостоятельная работа

Выполнить задание на слайде №7.


Взаимная проверка (работа в парах). Учитель озвучивает верные ответы.




Оценивают с комментариями

Умение отделять оцениваемые поступки от самого человека


Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний.


Применение полученной информации (П)


Общение и взаимодействие (Р)


VII Включение в систему знаний

Возвращаясь к проблеме, которую мы сформулировали в начале урока, что вы могли бы сказать Еврипиду в ответ на его высказывание?

Почему у древних греков было много богов?




Какие особенности у них обнаруживаются в сравнении с египетскими богами?


А что вы можете сказать о религии в современной жизни?



Итак, ребята, можем ли мы религию отнести к культуре народа? Почему?


Работают в группах, предлагают свой вариант ответного слова поэту.



Объясняют это тем, что древние греки, как и египтяне, не могли объяснить с научной позиции многие явления, происходящие в природе и жизни.






Высказывают своё мнение.




Да, можем. Потому что культура – это всё созданное человеком, религия также создана человеком, его сознанием. Она характеризует и раскрывает особенности мироощущения людей в изучаемый период, позволяет нам сформировать целостную картину мира.

















Осознание связи истории с жизнью и личным опытом.







Применение полученной информации (П)









Готовность применять исторические знания

VIII Рефлексия учебной деятельности

Что узнали на сегодняшнем занятии?

Что ты понял или не понял на уроке?


Слайд №8 – с сигнальными карточками .


Выставление оценок с комментарием

Домашнее задание –


(базовый) прочитать §28, выполнить любые 2 задания в рабочей тетради из следующих: №9,10,11,13.


(развив) приготовить сообщение о подвигах Геракла


Делятся впечатлениями


Помогают своим одноклассникам в неясных моментах






Записывают в дневники задания



Умение осознавать и называть свои результаты, создание ситуации успеха при взаимопомощи другому







Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы

Представление информации в сжатом виде (П)





















Приложение 1





Семён Венцимеров


Итак, под небом, выше скал —
Дворец, а в нем прекрасный зал,
Волшебным светом осиян,
Что слишком ярок для землян.

Подход к Олимпу стерегут
Три славных Оры... Не пройдут
Ту стражу ни змея ни мышь.
Вход запрещен чужим…






Древнегреческий поэт Еврипид (5 век до нашей эры)


На небе боги есть…

Так говорят.

Нет! Нет! Их нет!

И у кого крупица

Хотя бы есть ума,

Не станет верить!






Динамическая пауза.


Изучали Аполлона,

Ну и мудрую Афину,

Бога моря Посейдона,

Совершенство Афродиты,

Бога Зевса на горе,

И Ареса на войне

Снова сядем изучать,

И потом получим «пять»



Приложение 2





Религия — это осознанная вера человека во что-то сверхъестественное, которое выше человека. Это особое восприятие мира, которое обусловливает поведение человека, в той или иной ситуации.

Религия — это мировоззрение человека (либо определенной группы людей), в основе которого лежит вера во что-то сверхъестественное, необъяснимое, желанное. В каждой религии существуют определенные правила поведения, которым должны следовать ее приверженцы, а также цель, ради которой люди и следуют постулатам данной религии.

Религия - это система взглядов, основанная на вере в существование Бога или нескольких божеств. У каждой религии есть свои обряды и святыни.


























Приложение 3


Задание № 1.


Сравните богов Древней Греции с богами Древнего Египта.




Используй иллюстрацию на стр.135, пункт №1 параграфа и дополнительный материал.



1. Обрати внимание на внешний вид богов.

2. Прочитай материал и выясни, как греки и египтяне относились к своим богам. Подбери «нужные» слова (боялись, слушались, спорили с ними, смели ослушаться, гневались, не смели разгневать их и т.п.).


Боги Египта:



Древние египтяне верили. Что людьми и природой управляли могущественные боги. Если не угодить богам – те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому богов старались задобрить и не сердить их, молили о пощаде и милости. Всё должно подчиняться воле богов и фараона – живого бога в земном обличии.




Боги Греции:


Греки верили, что главные боги живут на вершине горы Олимп. Они, как и люди, бывают порой жестоки, своенравны, мстительны. Они могут ссориться с людьми, а могут им помогать в трудных ситуациях. Вмешиваются в людские дела, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмеливается нарушить их волю.






Приложение 4


Задание №2

Внимательно посмотрите на иллюстрацию на стр.135 и распределите богов Древней Греции на две группы.


Для этого воспользуйся дополнительным материалом. Подсказка: обрати внимание, за что «отвечал» каждый бог (это и станет основанием для деления на группы).


Я - Зевс – сын Кроноса. Я сверг отца и стал главным богом греческого Олимпа. Я – сильнейший из богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – все это происходит по моей воле.


Я – Аид, бог подземного царства, самый мрачный из богов. Моё царство глубоко под землей, в царстве мертвых. Вход в мое царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведет в моё царство. Нет оттуда возврата. Трехглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида.

Я – Посейдон, владыка морей. В моих руках судьба мореплавателей. Если я ударю своим трезубцем, на море начнется страшная буря, корабли разобьются в щепки о прибрежные скалы.


Я - Афина. Я богиня справедливой войны. Меня считают основательницей государства, создательницей колесницы, корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей.

Я – самый прекрасный из детей Зевса, бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимец Зевса. Без промаха разят мои стрелы врагов. Меня сопровождают девять муз – покровительниц наук и искусств. А как их зовут, вы узнаете сами.


Боятся люди встреч со мной - вечно юной прекрасной Артемидой – богиней природы и покровительницей охоты. Мои спутницы – нимфы – богини полей и лесов. Мне посвящают охотники первую добычу.


Я – Гера, хранительница семейного очага, богиня брака.

Я – Афродита – богиня любви и красоты.



Я – бог войны – кровожадный Арес. Меня боятся и люди и боги. Я ужасен во время битвы и поражаю даже тех, кому обещал помощь.



Я – Гефест – бог огня и кузнечного дела. Меня маленького, хилого и некрасивого сбросила с Олимпа рассерженная Гера. Но укрыла меня на дне моря богиня Фетида. Там научился ковать я чудесные вещи. Я выковал оружие сыну Фетиды – Ахиллу.


Я – Гермес – быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников. Я покровительствую торговле, посылаю богатство. Я научил людей азбуке и счету, изобрел меры веса.


Приложение 5


Лист знаний


________________________________________________________ ___________________

(фамилия, имя) (дата)



ТЕМА: ______________________________________________________________________



Религия - это _____________________________________________________________


_____________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________.




Знаю

Хочу узнать

Узнал















































Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Древний Египет Древнее Двуречье Древняя Индия Древний Китай

Древний Египет

Древнее Двуречье

Древняя Индия

Древний Китай

Культура

Культура

Религия древних греков

Религия древних греков

Еврипид ( V в. до н.э.)  На небе боги есть…Так говорят. Нет! Нет! Их нет! И у кого крупица  Хотя бы есть ума,  Не стоит верить…

Еврипид ( V в. до н.э.)

На небе боги есть…Так говорят.

Нет! Нет! Их нет!

И у кого крупица

Хотя бы есть ума,

Не стоит верить…

Верили греки в богов  или нет?

Верили греки в богов или нет?

Какому богу поклонялись:  • земледельцы, страдающие от неурожая  • охотники  • купцы, отправляющие свои товары  на кораблях в другие страны  • девушка, вступающая в брак

Какому богу поклонялись:

• земледельцы, страдающие от неурожая • охотники • купцы, отправляющие свои товары

на кораблях в другие страны • девушка, вступающая в брак

  • мореплаватели
Оцени себя Стоп! Мне нужна помощь! Некоторые моменты остались непонятны Всё понял, могу идти дальше

Оцени себя

Стоп! Мне нужна помощь!

Некоторые моменты остались непонятны

Всё понял, могу идти дальше


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!