1. Религия как часть культуры народа.
2. Боги Греции.
3. Религия древних греков и египтян: общее и различия.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
I Мотивация | Приветствие. Работа с презентацией (слайд №1) – «захват» внимания уч-ся Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Назовите достижения и страну, которой они принадлежат. Каждый народ вносит вклад в общемировую культуру. | Слушают. Готовятся к работе Рассматривают презентацию, сопоставляют информацию, проговаривают. Соотносят слова и иллюстрации. | самоопределение | Анализ, синтез, Классификация (П) | Извлечение информации (П) |
II Актуализация учебной деятельности | Слайд №2. Звучит музыка, учитель читает стихотворение С.Венцимерова (см. Приложение 1) Ребята, о культуре какого народа сегодня пойдёт речь на уроке? Ребята, я произнесла слово «культура»(Слайд №3) Что мы относим к культуре? (приём «Мозговой штурм», учитель фиксирует ответы на доске, затем подводит учащихся к пониманию, что культура – это и материальные, и духовные ценности народа и всего человечества в целом) А от какого корня это слово образуется? (культ). А что значит культ? С чем он связан? Подводит уч-ся к формулированию темы. Подумайте, как же звучит тема нашего занятия?(слайд №4) Является ли религия частью культуры? | Слушают. Отвечают на вопрос: о Древней Греции. Обсуждают, делают предположения. Возможные ответы: к культуре относят всё созданное руками человека, этикет, законы, традиции и т.п. Примерные ответы: культ – это главенство чего-либо, возвышение, связано с верой, богом, поклонением чему-либо, религией. Религия древних греков. Делают предположения, отвечают на вопрос. | Привлечение индивидуальных знаний | Анализ (П) работа с понятиями | |
III Первичное пробное учебное действие с формулированием проблемы | Несомненно, вы много читаете, смотрите телевизор, беседуете со взрослыми. Давайте вспомним, что вам известно уже по теме. А что же тогда нужно узнать? (формулируют цели занятия) Ребята, древнегреческий поэт Еврипид, живший в 5 в. до н.э., написал такие строки. (Слайд №5, см. Приложение 1) Так что же получается? (слайд №6) Проблема: Верили древние греки в богов или нет? Можно ли говорить, что у древнегреческого народа существовала религия? | Обсуждают в парах и заполняют первую колонку таблицы «Знаю-хочу узнать-узнал» в маршрутном листе, после чего организуется совместное обсуждение. (знаю: что такое религия, в каких богов верили древние египтяне) Заполняют вместе с учителем вторую колонку таблицы. Слушают, соотносят ранее изученную информацию с полученной, делают вывод: сам Еврипид, житель Древней Греции, утверждает, что богов нет и призывает других не верить в них. Но нам известно, что древние люди верили в существование богов. | Соотнесение личного опыта с учебной информацией | Анализ, синтез | Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
IV Построение проекта | Давайте вспомним ещё раз значение понятия «Религия». Для этого предлагаю поработать с имеющимся у вас материалом (см. Приложение 2) и составить свою заметку в «Исторический словарь для пятиклассника». Вспомните и охарактеризуйте религию древних египтян. Посмотрите внимательно на рисунок стр.135. Попытайтесь разделить всех греческих богов на 2 группы и назовите, чем они отличаются от египетских богов. Вам предлагается поработать в парах, чтобы выяснить, чем отличались верования греков от египетских верований. (см Приложение 3, 4) Учитель организует обсуждение по предложенным заданиям. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. (см Приложение 1. Может быть проведена под музыку, с которой начинался урок). Учитель сам зачитывает четверостишие, учащиеся творчески его интерпретируют. | Дают ответы, знакомятся с научными определениями термина, формулируют свой вариант толкования понятия и записывают его в маршрутный лист. «Религия – это…» Называют богов Древнего Египта. Рассматривают иллюстрацию в учебнике и испытывают затруднения в выполнении задания, т.к. нет необходимой информации по древнегреческим богам. Работают с раздаточным материалом (задание №1 и задание №2) Один ученик показывает движения, а класс повторяет. | Осознание ценности религии в древнем мире | Анализ Анализ информации Работа с источниками информации, её систематизация Переработка информации с выявлением причинно-следственной связи | Извлечение информации (П), применение полученной информации Применение полученной информации Извлечение информации (П) Сравнивают и определяют необходимый уровень информации (П) Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
V Первичное закрепление и проговаривание | Организация работы в группах: приём «Толстые и тонкие вопросы». Примерные вопросы: - Кто такой Зевс? - Какому богу греки поклонялись во время войны? - Почему боги Древней Греции имели человеческий облик? - В чём сходство и отличие религии египтян от религии греков? | Задают друг другу вопросы внутри группы. Примерные ответы: - бог грома и молнии - богу Аресу - Греки верили, что боги подобны людям, только обладают особой властью и силой. - И в Древней Греции, и в Древнем Египте существовало многобожие (политеизм). Но в отличие от греков египтяне отделяли себя от мира богов. Они боялись их, испытывали перед ними страх и полную покорность. Греки могли ослушаться своих богов, вступить с ними в спор. | | Умение работать в группе Находить и исправлять ошибки | Общение и взаимодействие, Обсуждение, организация учебного сотрудничества со сверстниками(К) |
VI Самостоятельная работа | Выполнить задание на слайде №7. Взаимная проверка (работа в парах). Учитель озвучивает верные ответы. | Оценивают с комментариями | Умение отделять оцениваемые поступки от самого человека | Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний. | Применение полученной информации (П) Общение и взаимодействие (Р) |
VII Включение в систему знаний | Возвращаясь к проблеме, которую мы сформулировали в начале урока, что вы могли бы сказать Еврипиду в ответ на его высказывание? Почему у древних греков было много богов? Какие особенности у них обнаруживаются в сравнении с египетскими богами? А что вы можете сказать о религии в современной жизни? Итак, ребята, можем ли мы религию отнести к культуре народа? Почему? | Работают в группах, предлагают свой вариант ответного слова поэту. Объясняют это тем, что древние греки, как и египтяне, не могли объяснить с научной позиции многие явления, происходящие в природе и жизни. Высказывают своё мнение. Да, можем. Потому что культура – это всё созданное человеком, религия также создана человеком, его сознанием. Она характеризует и раскрывает особенности мироощущения людей в изучаемый период, позволяет нам сформировать целостную картину мира. | Осознание связи истории с жизнью и личным опытом. | | Применение полученной информации (П)
Готовность применять исторические знания |
VIII Рефлексия учебной деятельности | Что узнали на сегодняшнем занятии? Что ты понял или не понял на уроке? Слайд №8 – с сигнальными карточками . Выставление оценок с комментарием Домашнее задание – (базовый) прочитать §28, выполнить любые 2 задания в рабочей тетради из следующих: №9,10,11,13. (развив) приготовить сообщение о подвигах Геракла | Делятся впечатлениями Помогают своим одноклассникам в неясных моментах Записывают в дневники задания | Умение осознавать и называть свои результаты, создание ситуации успеха при взаимопомощи другому | Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы | Представление информации в сжатом виде (П) |
Так говорят.
Используй иллюстрацию на стр.135, пункт №1 параграфа и дополнительный материал.
1. Обрати внимание на внешний вид богов.
2. Прочитай материал и выясни, как греки и египтяне относились к своим богам. Подбери «нужные» слова (боялись, слушались, спорили с ними, смели ослушаться, гневались, не смели разгневать их и т.п.).
Древние египтяне верили. Что людьми и природой управляли могущественные боги. Если не угодить богам – те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому богов старались задобрить и не сердить их, молили о пощаде и милости. Всё должно подчиняться воле богов и фараона – живого бога в земном обличии.
Греки верили, что главные боги живут на вершине горы Олимп. Они, как и люди, бывают порой жестоки, своенравны, мстительны. Они могут ссориться с людьми, а могут им помогать в трудных ситуациях. Вмешиваются в людские дела, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмеливается нарушить их волю.
Для этого воспользуйся дополнительным материалом. Подсказка: обрати внимание, за что «отвечал» каждый бог (это и станет основанием для деления на группы).
_____________________________________________________________________________.