Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Стахановский политехнический колледж»
Тема: «Ремонт трансмиссии»
Тема урока: «Ремонт механизма сцепления»
П
рофессия: 23.01.03 «Автомеханик»
Разработал преподаватель
Пилипюк Н.Ю
г. Стаханов
2022
Содержание
-
Пояснительная записка
-
Введение
-
Подготовка мастера к уроку учебной практики
-
Указания по организации и проведения учебной практики
-
Техника безопасности и охрана труда на уроке учебной практики
2.Методика проведения урока учебной практики.
3. Список рекомендуемых источников.
4. Приложение
Подготовка к уроку
Содержание урока заключает в себе необходимость направления обучающихся на организацию взаимоконтроля при выполнении работ.
Преподаватель должен доступно доводить все элементы урока, соответствовать уровню технологии и организации труда, который необходим для качественной подготовки квалифицированных рабочих.
Имея спланированное и намеченное содержание урока, мастер п/о намечает методы обучения, которые решают и обеспечивают успешное решение поставленных производственных, учебных, воспитательных задач.
По этому, кроме технической литературы при подготовки к уроку мастер должен просмотреть новинки методики обучения, различные буклеты, отражающие передовые методы обучения обучающихся.
Заключением подготовки к уроку учебной практики является письменный план урока учебной практики.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ.
Урок теоретического обучения является важной частью подготовки квалифицированных рабочих по профессии 23.01.03 Автомеханик. Они способствуют закреплению теоретических знаний.
Комплект практических работ разработан в соответствии с рабочей программой по ПМ.01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» по теме «Ремонт автомобилей».
В комплекте изложен теоретический материал, в котором указаны тема, цель, оборудование, учебные пособия, схемы, рисунки, этапы выполнения практической работы.
УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.
Цель урока – закрепить и углубить теоретические знания и приобрести практические навыки по устройству и ремонту механизмов, систем и агрегатов автомобилей.
В каждой работе ставится цель, указаны этапы выполнения работы, содержание отчета и контрольные вопросы, на которые обучающиеся должны ответить после окончания практической работы..
Каждый обучающийся защищает выполненную работу. Это способствует обогащению технического мышления, накоплению технического словарного запаса по профессии 23.01. 03 Автомеханик
План-конспект урока
Профессия: «Автомеханик»
Цель урока:
Обучающая: сформировать знания об устройстве, техническом обслуживании и ремонте сцепления, способствующие формированию профессиональных компетенций.
Воспитательная: воспитание ответственности за выполняемую работу.
Развивающая: формирование коммуникативных навыков технического мышления.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, электронный учебник,
Тестовые задания, плакаты, инструкционные карты.
Ход урока.
Организационная часть:
Приветствие учащихся,
проверка готовности к уроку,
психологический настрой,
сообщение целей урока и новой темы.
Проверка домашнего задания.
Домашнее задание проверяется с помощью электронной тестовой программы «Практикум автомобилиста»
Перечень вопросов:
-
Сцепление в сборе.
-
С какой целью между пружинами и нажимным диском сцепления устанавливают теплоизолирующую прокладку?
-
Привод сцепления.
-
Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления.
-
Что применяется в качестве рабочий жидкости для гидропривода выключения сцепления?
-
Почему не допускается движение автомобиля с частично выжатой педалью сцепления?
-
На каком автомобиле применяется пневмогидравлический усилитель в приводе сцепления?
Краткая информация:
При изучении нового материала используется лекция с применением компьютера, мультимедийного проектора, электронного учебника, инструкционных карт: а) основные неисправности сцепления. б) способы их устранения. в) основные работы выполняемые при Т.О сцепления, (по ходу объяснения демонстрируется видеофильм, элементы сцепления в натуральном виде, плакаты и рисунки на доске). Преподаватель с помощью «стоп-кадра» останавливает кадр фильма, а обучающийся комментирует его содержание, (по ходу лекции обучающиеся делают краткие записи в тетрадях).
План лекции:
-
Возможные неисправности сцепления
-
Техническое обслуживание сцепления
-
Качество ремонта механизмов и агрегатов трансмиссии
Используемые схемы при объяснении нового материала.
Схема устройства сцепления.
Принцип работы сцепления.
Основная неисправность в работе сцепления — нарушение надежной передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии в результате износа фрикционных накладок и поверхностей трения, ослабления нажимных пружин, износа и поломки отдельных деталей.
Перед снятием сцепления с двигателя необходимо на маховике, кожухе сцепления и нажимном диске сделать метки для того, чтобы установить детали в прежнее положение при сборке. Это необходимо для сохранения сбалансированности коленчатого вала, маховика и сцепления.
Корпус сцепления разбирают на универсальном стенде для разборки, сборки и регулировки. При отсутствии стенда корпус сцепления разбирают с помощью приспособления, позволяющего сжимать пружины.
Ремонт ведомых дисков
Ведомый диск может иметь дефекты:
Диск выбраковывают при трещинах и изломах, предельном износе отверстий, а ступицу — при трещинах и предельном износе шлицев.
Ослабленные заклепки удаляют. Отверстия рассверливают одновременно в ступице, диске и маслоотражательной шайбе и приклепывают их заклепками в горячем состоянии. Подтягивать ослабленные заклепки не допускается.
Рис. Универсальный стенд для разборки, сборки и регулировки сцепления: 1 — рама стенда; 2 — крестовина; 3 — пневмоцилиндр; 4 — плита; 5 — регулировочная шайба; 6 — шток пневмоцилиндра; 7 — фланцевая втулка; 8 — регулировочная гайка; 9 — винт; 10— кулачок; 11 — тяга; 12 — втулка.
Фрикционные накладки, изношенные по толщине, заменяют новыми. Новые накладки приклепывают пустотелыми заклепками из цветных металлов или приклеивают клеем ВС-ЮТ или БФ-52Т. Для изготовления заклепок используют медные или латунные трубки соответствующего диаметра. Головки заклепок в новых накладках должны утопать на 1,0-1,5 мм. Неплотность прилегания поверхности накладки не должна превышать 0,3 мм. При использовании накладок в виде отдельных секторов различие их по толщине в одном комплекте не должно превышать 0,1 мм. Для наклепки накладок к ведомым дискам применяют пневматический пресс.
Приклеивание накладок по сравнению с приклепыванием повышает производительность почти в 3 раза, дает экономию цветного металла, увеличивает поверхность трения накладок и срок их службы, уменьшает задиры рабочих поверхностей нажимных и промежуточных дисков. Технология приклеивания накладок рассмотрена выше.
Коробление ведомых дисков определяют по торцовому биению на приспособлении. Устраняют коробление правкой на плите перед приклепыванием (приклеиванием) накладок.
Ремонт нажимного и промежуточного дисков
При износе, задирах или короблении рабочих поверхностей диски протачивают и шлифуют до выведения следов износа. После протачивания толщина дисков должна соответствовать техническим требованиям. В проточенных нажимных дисках отверстия под головки регулировочных болтов углубляют на толщину снятого слоя. Шероховатость рабочей поверхности дисков должна быть не выше 0,63 мкм, неплоскостность — не более 0,15 мм.
Сборка сцепления
Для сборки используют стенд или приспособление, применяемые при разборке.
Чтобы сохранить усилие нажимных пружин тракторных сцеплений, в кольцевые вытачки нажимного диска целесообразно подложить шайбы, толщина которых равна слою металла, снятого при протачивании.
Пружины подбирают одинаковые по длине и упругости. В собранном сцеплении все концы отжимных рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной основанию корпуса. Расстояние от торца корпуса сцепления или от рабочей поверхности нажимного диска до плоскости, в которой расположены концы отжимных рычагов, устанавливают строго в соответствии с техническими условиями для данной машины. Если нет стенда, правильное расположение отжимных рычагов устанавливают на плите при помощи штангенглубиномера или специального приспособления.
Ремонт цилиндра сцепления
Рис. Устройство привода гидравлического сцепления ВАЗ-2101-07: 1 — главный цилиндр; 2 — компенсационное отверстие; 3 — прокладка штуцера; 4 — штуцер; 5 — стопорная пружинная шайба; 6 — поршень главного цилиндра; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — поршень толкателя; 9 — крючок; 10 — ось педалей сцепления и тормоза; 11 — кронштейн педалей сцепления и тормоза; 12 — усиливающая пружина педали сцепления (Сервопружина); 13 — оттяжная пружина педали сцепления; 14 — ограничитель хода педали сцепления; 15 — педаль сцепления; 16 — толкатель; 17 — защитный колпачок; 18 — стопорное кольцо; 19 — перепускное отверстие; 20 — уплотнительное кольцо (кольцевой клапан); 21 — перепускное отверстие поршня; 22 — рабочий цилиндр; 23 — пружина; 24 — прокладка; 25 — пробка; 26 — внутренняя втулка педали; 27 — наружная втулка педали; 28 — распорная втулка; 29 — педаль тормоза
Для проведения работ необходимо демонтировать весь узел, отсоединив предварительно все патрубки и слив жидкость из системы. Также заранее следует приготовить ремкомплект главного цилиндра сцепления, в который включаются все детали, подверженные износу. Несмотря на то, что устройство главного цилиндра сцепления не отличается сложностью, работы желательно выполнять лицам, имеющим хотя бы минимальный опыт проведения слесарных работ. Если вопрос как снять главный цилиндр сцепления совсем непонятен, лучше отказаться от самостоятельного ремонта, и просто заменить цилиндр на новый.
Чтобы исключить ошибки при демонтаже и последующей обратной сборке этого узла, следует запоминать все этапы разбора, а сборку проводить в обратном порядке. Если опыта в подобных действиях явно маловато, этапы можно записать – это гарантированно убережет от ошибок.
После демонтажа цилиндр следует разобрать и тщательно промыть его детали тормозной жидкостью (использовать растворители или бензин запрещается). Все детали из ремкомплекта, которые планируется использовать, также желательно промыть перед установкой.
После демонтажа и полной разборки главного цилиндра на составные элементы можно приступать к оценке технического состояния всех деталей. Первым делом внимательно осматривается поршень, зеркала и уплотняющие элементы. Достаточно часто на внутренних поверхностях можно обнаружить очаги коррозии – их можно устранить аккуратной обработкой мелкозернистой наждачной бумагой. Множественные, обширные и сопровождаются наличием задиров очаги коррозии свидетельствует о нарушении зазора между поршнем и стенками цилиндра.
Все уплотнительные элементы рекомендуется заменить на новые, поскольку при работе под давлением даже незначительные дефекты неизбежно приводят к протечкам жидкости из цилиндра. Резиновые уплотнители не допустимо обрабатывать маслами для облегчения сборки – это приведет к их разбуханию и невозможности нормального функционирования.
После устранения всех неисправностей устройство можно собирать в обратной разборке последовательности.
После замены главного цилиндра сцепления или его ремонта требуется прокачка системы сцепления. Это необходимая мера для устранения скопившихся пузырьков воздуха, наличие которых в системе гидропривода не допускается.
Для прокачки требуется обеспечить свободный доступ к главному цилиндру, и некоторые модели транспортных средств для этого будет удобнее загнать на яму или поднять на гидравлическом подъемнике. В бачок наливается новая тормозная жидкость, на штуцер одевается прозрачная трубочка, конец которой опущен в емкость с той же рабочей жидкостью. Ритмичной работой педалью сцепления прокачивается гидропривод до тех пор, пока выделение воздуха через штуцер не прекратится полностью. После этого штуцер закручивается, и автомобиль готов к эксплуатации.
Закрепление.
Контрольные вопросы, задаваемые обучающимися по ходу лекции. Решение проблемных ситуаций.
Возможные неисправности сцепления.
Проблемные ситуации.
Контрольные вопросы:
Ваши действия при следующих ситуациях:
1.Сцепление пробуксовывает.
2.Сцепление «Ведет».
3.Заклинивание привода сцепления.
4.Запаздывание включения сцепления при трогании с места и переключении передач.
5.Увеличение усилия на педали сцепления.
6.Шум в механизме сцепления при его выключении.
Техническое обслуживание сцепления.
Контрольные вопросы:
1.Регулировка свободного хода педали сцепления при механическом приводе.
2.Регулировка свободного хода педали сцепления при гидроприводе.
Качество ремонта механизмов и агрегатов трансмиссии
Контрольные вопросы:
1.Какому ремонту подвергается детали сцепления?
2.Какие требования предъявляются к качеству ремонта механизмов трансмиссии?
Решение тестовых заданий (с использованием интерактивной доски)
Подведение итогов урока, комментарии и выставление оценок.
Сегодня вы познакомились с темой «Сцепление». Я надеюсь, что тема вами усвоена и в своей практической профессиональной деятельности вы можете применять полученные знания. Далее подведение итогов урока обучающимся и выставление оценок.
Домашнее задание.
учебник В.А. Родичев «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей». стр. 127-134.составить опорный конспект по теме, зарисовать схемы