Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Тема урока: «Техническое обслуживание асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором»
Вопросы для повторения:
- Как классифицируются электрические машины?
- Чем отличаются АД с фазным ротором и короткозамкнутным?
- Какие существуют способы соединения обмоток статора АД?
- Назовите способы охлаждения электрических машин.
- Как обозначается тип АД?
Структурно-технолгическая схема ремонта электрических машин.
В процессе ремонта выполняют семь основных видов работ:
- Предремонтные испытания
- Разборочно-дефиктировочные работы
- Изоляционно-обмоточные работы
- Слесарно-механические работы
- Комплектование деталей
- Сборка машины
- Послеремонтные испытания
Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором.
АД с короткозамкнутым ротором являются незаменимым и наиболее часто встречающимся двигателем переменного тока. Он широко применяется в электроприводах большинства механизмов.
АД рассчитаны на частоту электрического тока источника питания 50Гц, напряжение 220, 380, 660 В; синхронную частоту вращения 500об/мин, 600, 750, 1000, 1500 и 3000об/мин.
Расчётный срок службы двигателя 20 лет.
АД единой серии 4А напряжением свыше 1000В (высоковольтные) имеют мощность более 400кВт.
АД по конструкции бывают двух основных типов: с короткозамкнутым ротором и с фазным ротором ( их называют двигателями с контактными кольцами).
Статоры этих двигателей одинаковые.
При необходимости разборки двигателя, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить статорные обмотки. Разобрать двигатель нужно в определённом порядке :
- Необходимо отключить двигатель от источника питания.
- Снять двигатель с основания
- Затем мы приходим к непосредственной разборке .
- Снимаем болты или винты, крепящие подшипниковую вставку.
- Снимаем болты переднего флянца.
- Снимаем флянец.
- Снимаем флянец задний таким же образом.
- Вытаскиваем ротор.
Затем производится снятие и замена подшипников качения, если она необходима. Снятие подшипников производится при помощи съёмника, затем мы их смазываем и нагреваем их в индукционном нагревателе “HANTER” до 110 градусов С, это расширит его внутреннее кольцо и даст поставить на посадочное место.
Повторную сборку мы производим в порядке обратной разборки.
Как нужно производить работы по техническому осмотру асинхронного двигателя :
- Визуальный осмотр.
- Очистка от пыли и грязи.
- Контроль болтовых и контактных соединений.
- Осмотр заземления.
- Контроль нагрева.
- Контроль вибрации.
- Проверка на исправность подшипников.
- Замер сопротивления изоляции обмоток.
Конструкция асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором состоит :
Подвижная часть- ротор
Неподвижная часть- статор
Сердечник ротора с короткозамкнутой обмоткой
Сердечник статора с обмоткой
Подшипниковые щиты
Подшипники качения
Коробка выводов
Вал ротора
Корпус двигателя
Вентилятор
Устройство асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
- Вал ротора
- Подшипники качения
- Подшипниковый щит
- Обмотка ротора
- Обмотка статора
- Коробка выводов
- Лапы
- Вентилятор
- Защитный кожух
- Сердечник ротора
- Сердечник статора
- Рёбра охлаждения
1. Внешний осмотр электрических машин. Внешний осмотр электрической машины проводят с целью определения наличия всех основных сборочных единиц и деталей, а также определения возможных механических повреждений деталей машины.
2. Для контроля температуры нагрева электродвигателей используют термометр. При достаточном навыке ориентировочное представление о степени нагрева можно получить, притрагиваясь ладонью к нагретому элементу конструкции (ладонь без болевых ощущений обычно выдерживает температуру около 60 ° С )
3. Измерение сопротивления изоляции обмотки Измерение сопротивления изоляции обмотки производят мегомметром на 500 В для двигателей напряжением до 500 В и мегомметром на 1000-2500 В - для двигателей напряжением выше 500 В. Сопротивление изоляции относительно корпуса и между фазами должно быть не менее 0,5 МОм.
4. Проверку электрической машины на целостность подшипников, величину осевого разбега ротора проводят на холостом ходу при наличии характерного звука и вибрации вращающихся частей машины.
5 . Контроль выводов обмоток статора и контактных соединений: производится визуальный осмотр креплений контактной системы, состояние изоляции концов обмоток и мегомметром проверяется величина сопротивления изоляции
6. В ходе осмотра асинхронного двигателя поверхность корпуса нужно тщательно отчистить от пыли, грязи и смазочного масла щётками, ветошью, можно обдуть их сжатым воздухом. Скопившаяся грязь на корпусе ухудшает режим теплообмена обмоток, что приводит их к перегреву и старению изоляции.
Техника безопасности при работе с электродвигателем.
При работе с электродвигателем необходимо соблюдать ПТБ и ПТЭ.
Работать нужно в спец.одежде ,в котором должно быть всё застёгнуто ,воротники, манжеты заправлены ,ботинки должны быть со стальными носками .Там где необходимо нужно работать в берушах и в очках , также необходимо носить каску.
Работать нужно только исправным инструментом.
При работе с двигателем выдаётся наряд-допуск к работе , в котором указаны допускающие лица ,естественные лица ,члены бригады ,время начало работы, окончание работы ,вид работ ,все необходимые отключения электроустановок.
Работать с двигателями ,находящимися под напряжением ,разрешается только квалифицированному персоналу с необходимой группой допуска и разрядом электромонтёра. Если двигатель неисправен и его необходимо заменить ,нужно выполнять все технические мероприятия.
Контрольные вопросы:
- Чем измеряют температуру обмоток и подшипников?
- Чем измеряют сопротивление изоляции обмоток, минимальная величина сопротивления изоляции, с которой двигатель разрешено эксплуатировать?
- На что надо обращать внимание при внешнем осмотре электрического двигателя?
- Чем опасна вибрация электродвигателя?