СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме « типы речи. описание, повествование, рассуждение. создаём текст определённого типа речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме « типы речи. описание, повествование, рассуждение. создаём текст определённого типа речи».»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Новошарапская средняя общеобразовательная школа









Методическая разработка урока по теме

« Типы речи. Описание, повествование, рассуждение.

Создаём текст определённого типа речи».











Выполнила

учитель русского языка и литературы

Усольцева Александра Сергеевна









План – конспект урока русского языка в 5 классе.

УМК: Русский язык. 5 класс. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа. – 2019.

Тема: Типы речи. Описание, повествование, рассуждение. Создаём текст определённого типа речи. (Упражнение 565, стр.203).

Цель: обучение написанию сочинения.

Задачи:

1)Учебные:

  • закрепить понятие «типы речи», основные признаки описания;

2) Развивающие:

  • формирование умения строить собственный текст;

3) Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

  • воспитывать внимание к слову.

Тип урока: урок развития речи.


Место урока- третий урок по теме.

Время урока – 1 учебный час.

Оборудование: печатный раздаточный материал, мультимедийная презентация, аудиозапись П.И.Чайковский «Вальс цветов», С.Рахманинов «Нежность», Шопен «Mariage D'Amour», видеоролик «Поэзия природы. Стихотворение А.Фета «Первый ландыш».






















Структура урока:

Основные этапы (фазы) работы

Приёмы

Описание деятельности учеников

1. Фаза индукции.

1. Организационный момент.

Слово учителя.

Сегодняшний урок мне хочется начать с пожелания вам творческого вдохновения. Мы входим в мир как в двери мастерской, мы можем сделать его красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.

2. Просмотр видеоролика «Стихотворение А.Фета «Первый ландыш».

-Какие ассоциации – слова (воспоминания, ощущения) вызвали у вас строчки Фета? Запишите, покажите своим друзьям по мастерской, обсудите, приготовьтесь к ответу.

Я хочу вас познакомить со своими ассоциациями: счастье, красота, тепло, радость, нежность, утро, хрупкость жемчуг, весна.







Смотрят видеоролик.




2.Самоконструкция.





Учащиеся работают индивидуально, затем знакомят со своими ассоциациями товарищей по временному творческому коллективу ( ВТК).

3.Социоконструкция.


Слово учителя:

Существует много легенд об этом цветке. Вот одна из них.

Водяная царевна полюбила Садко. Случайно она узнала о верной его любви к простой девушке Любаве. Тогда царевна вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго она ходила по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. И вдруг она увидела его среди стройных берез вместе с Любавой. Заплакала с горя царевна, горькие слезы покатились из ее синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности, любви и нежности. Эти цветы люди стали называть ландышами. слайд 3

Об этимологии слова. слайд 4

Идет обсуждение в группах, ответы записываются на доске.


4. Работа с материалом.

-Какова же будет тема творческой работы?

- Каждый ли из вас может так красиво написать про ландыш?

Наша цель – создать творческие, яркие, индивидуальные работы.

-Перед началом работы хочу напомнить вам слова М.Горького:

« Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». слайд 5

-О чём писать, мы определили, а как написать?

Многие поэты и писатели часто обращались к этому цветку, и перед нами стоит задача описать красоту этого цветка, т.е. создать текст.

Предлагаю вашему вниманию текст:

Текст №1

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у него имеют форму эллипса, цветки собраны в колосья, плод — ягода; опыляется с помощью насекомых. Ландыши широко распространены в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока. Цветы и листья применяются в медицине; получаемое из цветков масло используется в парфюмерии. слайд 6


-Обсудите, поможет ли этот текст решить нашу задачу -показать красоту ландыша? Почему?

Описание предмета в научном стиле - это точное, однозначное, полное перечисление его существенных признаков, без какой-либо оценки.

– Что вы должны написать в своем сочинении?

Описание в художественном стиле предполагает выражение отношения к изображаемому; в таком описании не так важно перечислить все детали предмета, как важно остановиться на самых ярких, позволяющих создать образ предмета.

Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях.

-Подберите к слову «ландыш» слова разных частей речи: прилагательные, глаголы.

Прилагательные: милый, снежный, нежный, чистый, белый, тонкий, изысканный, зелёный, изумрудный.

Глаголы: растёт, радуется, благоухает (издаёт аромат, приятно пахнет), звенит, удивляет.

-Чувствуете, что запас лексики иссяк? Как пополнить словарный запас, который поможет описать ландыши?

-Помогут вам в этом произведения русских поэтов.

Ваша задача - прочитать тексты и выписать слова, которые помогут вам описать цветок (эпитеты, метафоры, олицетворения).

Текст № 2.

Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез,

Синий колокольчик спит в тени берез... В.Брюсов слайд 7,8

Текст № 3.

Ландыш серебристый вырос на опушке.

Белый колокольчик нежной красоты.

Маленький подарок от Весны –подружки –

На ковре зеленом – скромные цветы.

Тронет легкий ветер колокольцы нежно,

Музыкой веселой зазвенят они.

И подхватят птицы песенку прилежно

Праздничным оркестром Девицы – Весны. Т.Лаврова слайд 9,10

Текст № 4.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку. С.Маршак слайд 11,12

Текст № 5.

О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы, роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей, -

Твое благоуханье... как музыка... стесняет мне дыханье.

П.Чайковский слайд 13,14

Отвечают на вопросы.










Читают текст.







Обсуждают, отвечают на вопрос.

Рассуждают о том, как лучше передать приметы, красоту, образные выражения о цветке.









Подбирают слова.









Читают тексты, выписывают средства выразительности.



































5.Социализация.

-Представьте материал, который вы будете использовать в сочинении.

-Вы тщательно готовились к этой работе дома. Расскажите, где вы искали нужный материал? (Выставляются рисунки детей.)

– Представьте свой материал. Какие слова понравились? Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения.

Итак, первая проба пера- пишем синквейн, используя подобранный материал.

Правила написания синквейна

Синквейн –японское пятистрочье с определенным порядком слов:

Первая строка – ключевое понятие.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.

Третья строка – три глагола, обозначающие понятие.

Четвертая строка – краткое простое предложение с авторским отношением к данному понятию.

Пятая строка – одно слово (существительное), через которое автор выражает свои чувства с данным ключевым понятием. слайд 15


6. Самоконструкция.

-Теперь усложним задачу, вы можете приступить к написанию мини - сочинения.

-Каким типом речи воспользуетесь в своей работе? Почему? Каков будет стиль работы? Почему?

Каждый участник группы сочиняет 2-3 предложения.(Звучит музыка). слайд 16

Учащиеся работают индивидуально, пишут предложения.

7. Афиширование.

-Прочтите свои предложения. Составьте текст из всех предложений группы, соблюдая композицию описания. Прочтите полученный текст. Получилось ли у вас описание? Какие композиционные части надо доработать? (домашнее задание)

Зачитывают предложения, составляют текст, анализируют, получился ли текст-описание.

8. Разрыв.

Вдруг однажды рано утром мы увидели: росток, наклонившись к одному из листочков, расцвёл белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландыша. Толю поразила красота цветка. Он не мог оторвать глаз от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветок.«Зачем ты хочешь сорвать ландыши?» спросил я у Толи. «Они очень нравятся мне... Они очень красивые...» «Хорошо, сказал я. срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие они красивые».Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Толя все это чувствовал, но сказать ему было трудно. Он стоял у ландышей, очарованный красотой, стоял и молчал.В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало слово. Маленький человек почувствовал, что в обычных, казалось бы, совсем не примечательных словах – неведомые переливы красоты. «Как снежные пушинки… как серебряные колокольчики…Растите, ландыши», тихо прошептал мальчик. (По В. Сухомлинскому.)

  • Мы должны бережно относиться к красоте окружающего мира.

  • Человек порой неосознанно может погубить то, что вызывает его восхищение, приносит ему радость, чтобы избежать этого, он всегда должен обдумывать свои поступки.

  • Человек по-настоящему может быть счастлив только тогда, когда он сохраняет красоту, созидает, а не разрушает её.)


Дополнительное задание.

Примерный план сочинения «Цветочная фантазия»

  1. Какой цветок я выбираю (а)? Почему?

  2. Какой он, как выглядит (эпитеты, сравнения, метафоры, помогающие «увидеть» цветок)?

  3. Почему цветок получил такое название?

4. Если бы ваш цветок стал живым, то какими бы человеческими чертами он обладал?


9. Рефлексия.

Закончите фразы: слайд 17

я почувствовал, что… сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Или:

1)Какие этапы мастерской особенно понравились, запомнились?

2) Что вам более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно? А другими участниками урока?

3) О чем пришлось задуматься? Что было трудно?

4) Какие вопросы и пожелания себе, другим участникам, учителю появились у вас?




Красота обладает силой и даром вносить мир в сердце. (М. Сервантес.) Учитесь видеть красоту и находить слова, чтобы её описать!



































Раздаточный материал.

Текст № 2.

Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез,

Синий колокольчик спит в тени берез... В.Брюсов

Текст № 2.

Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез,

Синий колокольчик спит в тени берез... В.Брюсов

Текст № 3.

Ландыш серебристый вырос на опушке.

Белый колокольчик нежной красоты.

Маленький подарок от Весны –подружки –

На ковре зеленом – скромные цветы.

Тронет легкий ветер колокольцы нежно,

Музыкой веселой зазвенят они.

И подхватят птицы песенку прилежно

Праздничным оркестром Девицы – Весны. Т.Лаврова

Текст № 3.

Ландыш серебристый вырос на опушке.

Белый колокольчик нежной красоты.

Маленький подарок от Весны –подружки –

На ковре зеленом – скромные цветы.

Тронет легкий ветер колокольцы нежно,

Музыкой веселой зазвенят они.

И подхватят птицы песенку прилежно

Праздничным оркестром Девицы – Весны. Т.Лаврова

Текст № 4.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку. С.Маршак

Текст № 5.

О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы, роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей, -

Твое благоуханье... как музыка... стесняет мне дыханье.

П.Чайковский

Текст № 5.

О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы, роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей, -

Твое благоуханье... как музыка... стесняет мне дыханье.

П.Чайковский

Текст № 4.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку. С.Маршак




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!