СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Условия произрастания и видоизменения корней"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока по теме "Условия произрастания и видоизменения корней". Разработка ориентирована на использование учебника В.В. Пасечника, 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Условия произрастания и видоизменения корней"»

Методическая разработка урока

Тема урока: Условия произрастания и видоизменения корней.

Класс: 6

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Оборудование: учебники, рабочие тетради, гербарии, изображения растений, комнатные растения (орхидея, плющ), корнеплоды, клубни георгина.


Цель учащихся: знать морфологические особенности корней и научиться определять условия произрастания растений.


Цель учителя: формирование умений определять влияние факторов среды на строение корней.


Планируемые результаты:

Личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, адекватно судить о причинах успеха или неуспеха в изучении, уважительно относиться к собеседникам во время диалога.

Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.


- познавательные: извлекать информацию, выбирать информацию для сравнения, выявлять причинно-следственные связи.


- коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (группе), слушать, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения, общаться с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль, выражать свои мысли.


Предметные: уметь определять факторы среды, оказывающие влияние на растения, отличия корней растений влажных мест обитания и засушливых, видоизмененные корни. Уметь объяснять черты приспособленности растений к условиям окружающей среды.


Технологическая карта урока


Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие учителя.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Отвечают на приветствие.

Проверяют готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей, дневника, письменных принадлежностей.


Актуализация знаний

Организует фронтальную беседу.

Давайте вспомним:

- Какие виды корней вам известны?

- Какие функции выполняет корень?



Отвечают на вопросы.

- Виды корней: главный, боковые и придаточные.

- Функции корня: закрепление растения в почве, минеральное питание, запас питательных веществ, вегетативное размножение.

Коммуникативные: выражать свои мысли, слушать

Познавательные: обобщать полученные знания.

Личностные: уважительно относиться к собеседникам во время диалога.

Постановка учебной задачи.

Создает проблемную ситуацию.

- Рассмотрите предложенные вам корни растения орхидеи, моркови, георгина, плюща.


Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Как вы думаете, что необычного у этих корней растений?

- Почему у них возникли эти особенности?






Предлагает сформулировать тему и цель урока.

- Как вы думаете, какова тема урока?

- Что нам предстоит узнать?


Озвучивает тему и цель урока.

Высказывают свои предположения, почему возникли видоизменения корней у этих растений


У орхидеи корни расположены на поверхности (как бы в воздухе), у моркови – сильно утолщен главный корень, а у георгина – боковые, у плюща – корни в виде прицепок.

Эти изменения могли возникнуть из-за условий среды обитания и выполнения разных функций.



Формулируют тему и цель урока.

Тема урока «Видоизменения корней».

Предстоит узнать, влияние факторов среды на строение корней.


Записывают тему урока в тетрадь «Условия произрастания и видоизменения корней».

Познавательные: сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования, функциями и видоизменениями корней.


Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения.

«Открытие нового знания»

Организует работу с текстом учебника.

1. Работа с учебником.

Используя текст учебника (с.21) и рис. 11, сравните длину корней у растений, произрастающих в разных условиях. Объясните отличия в длине корней у растений разных мест обитания (в тундре, пустыне, на сухих и орошаемых полях).


Организует работу в парах.

2. Работа в парах.

- Рассмотрите изображения растений и подумайте, почему у этих растений возникли видоизменения корней, с какими дополнительными функциями корней это связано. Заполните таблицу.


Организует коллективную проверку выполнения работы.

- А теперь давайте сверимся с текстом учебника. Правы ли вы?

1. Работают с текстом учебника. Выделяют особенности длины корней у растений разных мест обитания (в тундре, пустыне, на сухих и орошаемых полях).








2. Работают с таблицей.

Название растения

Видоизменения корней

Дополнительная функция












Работают с текстом учебника (с. 21-24).

Дополняют записи в таблице, или исправляют ошибки.

Познавательные: извлекать информацию, выбирать информацию для сравнения.


Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, осуществлять самоконтроль.


Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, слушать друг друга.




Первичное закрепление

Организует работу по выполнению задания.

- Выполните задание: укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизмененные корни. Какие особенности характерны для каждого из них?

Выполняют задание в тетради.


Познавательные: выстраивать логическую цепь рассуждений и устанавливать причинно-следственные связи между строением корня и условиями существования растения.


Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Организует работу по вариантам.


Работа по вариантам.

- Из предложенных растений, выберите растения имеющие:


1 вариант – корнеплоды, воздушные корни;


2 вариант – корневые клубни, дыхательные корни.


Работа выполняется без учебника и тетради.

Организует взаимопроверку результатов работы.

Выполняют задания.

Самопроверка (использование ранее заполненной таблицы).

Взаимопроверка (обмен результатами)

Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять самоконтроль, коррекцию деятельности на уроке.

Познавательные: применять полученные знания в при определении растений.

Коммуникативные: обосновывать свою точку зрения, умения осуществлять взаимоконтроль.

Личностные: соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Организует выполнение заданий.

- Выполните задание

1) Почему на корнях водных растений отсутствуют корневые волоски?

2) Какие из известных вам растений образуют корнеплоды? Какую роль играют корнеплоды в жизни этих растений?

Работают в тетради.

Фронтальная проверка.

Вносят дополнения или исправляют допущенные ошибки.


Познавательные: применять полученные знания в новой ситуации.

Регулятивные: находить и исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения.

Рефлексия деятельности

Организует фронтальную беседу. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какие испытали затруднения?

- Можете ли вы ответить на вопрос: с чем связано видоизменение корней у растений?

- Как вы считает, пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

Отвечают на вопросы, стараясь не пользоваться учебником и записями в тетради.

Высказывают свое отношение к данной теме урока.

Коммуникативные: слушать друг друга, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, осуществлять контроль.

Личностные: формирование личностного смысла учения.




Итог урока


Подводит итог урока.


§4, читать. Подготовить сообщение (по выбору) о растении с необычными корнями.

Выставляют оценки за урок.


Записывают д/з в дневник.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!