Этап урока | Действия учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствие учителя. Проверяет готовность учащихся к уроку. | Отвечают на приветствие. Проверяют готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей, дневника, письменных принадлежностей. | |
Актуализация знаний | Организует фронтальную беседу. Давайте вспомним: - Какие виды корней вам известны? - Какие функции выполняет корень? | Отвечают на вопросы. - Виды корней: главный, боковые и придаточные. - Функции корня: закрепление растения в почве, минеральное питание, запас питательных веществ, вегетативное размножение. | Коммуникативные: выражать свои мысли, слушать Познавательные: обобщать полученные знания. Личностные: уважительно относиться к собеседникам во время диалога. |
Постановка учебной задачи. | Создает проблемную ситуацию. - Рассмотрите предложенные вам корни растения орхидеи, моркови, георгина, плюща. Побуждает к высказыванию своего мнения. - Как вы думаете, что необычного у этих корней растений? - Почему у них возникли эти особенности? Предлагает сформулировать тему и цель урока. - Как вы думаете, какова тема урока? - Что нам предстоит узнать? Озвучивает тему и цель урока. | Высказывают свои предположения, почему возникли видоизменения корней у этих растений У орхидеи корни расположены на поверхности (как бы в воздухе), у моркови – сильно утолщен главный корень, а у георгина – боковые, у плюща – корни в виде прицепок. Эти изменения могли возникнуть из-за условий среды обитания и выполнения разных функций. Формулируют тему и цель урока. Тема урока «Видоизменения корней». Предстоит узнать, влияние факторов среды на строение корней. Записывают тему урока в тетрадь «Условия произрастания и видоизменения корней». | Познавательные: сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования, функциями и видоизменениями корней. Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения. |
«Открытие нового знания» | Организует работу с текстом учебника. 1. Работа с учебником. Используя текст учебника (с.21) и рис. 11, сравните длину корней у растений, произрастающих в разных условиях. Объясните отличия в длине корней у растений разных мест обитания (в тундре, пустыне, на сухих и орошаемых полях). Организует работу в парах. 2. Работа в парах. - Рассмотрите изображения растений и подумайте, почему у этих растений возникли видоизменения корней, с какими дополнительными функциями корней это связано. Заполните таблицу. Организует коллективную проверку выполнения работы. - А теперь давайте сверимся с текстом учебника. Правы ли вы? | 1. Работают с текстом учебника. Выделяют особенности длины корней у растений разных мест обитания (в тундре, пустыне, на сухих и орошаемых полях). 2. Работают с таблицей. Название растения | Видоизменения корней | Дополнительная функция | | | | Работают с текстом учебника (с. 21-24). Дополняют записи в таблице, или исправляют ошибки. | Познавательные: извлекать информацию, выбирать информацию для сравнения. Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, слушать друг друга. |
Первичное закрепление | Организует работу по выполнению задания. - Выполните задание: укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизмененные корни. Какие особенности характерны для каждого из них? | Выполняют задание в тетради. | Познавательные: выстраивать логическую цепь рассуждений и устанавливать причинно-следственные связи между строением корня и условиями существования растения. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Организует работу по вариантам. Работа по вариантам. - Из предложенных растений, выберите растения имеющие: 1 вариант – корнеплоды, воздушные корни; 2 вариант – корневые клубни, дыхательные корни. Работа выполняется без учебника и тетради. Организует взаимопроверку результатов работы. | Выполняют задания. Самопроверка (использование ранее заполненной таблицы). Взаимопроверка (обмен результатами) | Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять самоконтроль, коррекцию деятельности на уроке. Познавательные: применять полученные знания в при определении растений. Коммуникативные: обосновывать свою точку зрения, умения осуществлять взаимоконтроль. Личностные: соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | Организует выполнение заданий. - Выполните задание 1) Почему на корнях водных растений отсутствуют корневые волоски? 2) Какие из известных вам растений образуют корнеплоды? Какую роль играют корнеплоды в жизни этих растений? | Работают в тетради. Фронтальная проверка. Вносят дополнения или исправляют допущенные ошибки. | Познавательные: применять полученные знания в новой ситуации. Регулятивные: находить и исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения. |
Рефлексия деятельности | Организует фронтальную беседу. Побуждает к высказыванию своего мнения. - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Какие испытали затруднения? - Можете ли вы ответить на вопрос: с чем связано видоизменение корней у растений? - Как вы считает, пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем? | Отвечают на вопросы, стараясь не пользоваться учебником и записями в тетради. Высказывают свое отношение к данной теме урока. | Коммуникативные: слушать друг друга, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, осуществлять контроль. Личностные: формирование личностного смысла учения. |
Итог урока | Подводит итог урока. §4, читать. Подготовить сообщение (по выбору) о растении с необычными корнями. | Выставляют оценки за урок. Записывают д/з в дневник. | |