СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме Взаимное расположение графиков линейных функций

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по алгебре для учащихся 7 класса по теме Взаминое расположение графиков линейных функций. Разработана с учетом подготовки к сдаче ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме Взаимное расположение графиков линейных функций»

Технологическая карта урока

«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного».

Шарль де Монтескьё

Учебный предмет: алгебра

Класс: 7

Тема урока: Взаимное расположение графиков линейных функций.

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Цели урока:

  • Предметные: формирование умения построения математической модели, умение распознавать различные случаи взаимного расположения графиков линейных функций в зависимости от значений углового коэффициента к и коэффициента b. Развивать способность обосновывать суждения, проводить классификацию изучаемых объектов. Уметь применять теоретические знания при решении задач. Уметь анализировать и делать выводы. Развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи.

  • Личностные: создание условий для формирования у учащихся положительной мотивации к учению, умения преодолевать посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности, развития логического и критического мышления.

  • Метапредметные: формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, создавать, применять и преобразовывать модели, повышать алгоритмическую культуру обучающихся.

Задачи урока:

образовательные:

- формировать способность к раскрытию геометрического смысла коэффициентов k и b линейной функции (познавательные УУД);

- определить готовность учащихся к самостоятельному выполнению заданий различного вида по теме «Линейная функция и ее график» (познавательные УУД).

- формировать умения по внешнему виду формул линейных функций устанавливать взаимное расположение их графиков; (познавательные УУД).

развивающие:

- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);

- способствовать развитию у учащихся УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).

- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном).

воспитательные:

- способствовать развитию у учащихся УУД (коммуникативного) оценивания ситуаций взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

- способствовать развитию у учащихся УУД (личностного) осознания осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый

Формы работы: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Образовательные ресурсы: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2017.

Оборудование: Доска, карточки с заданиями, карточки для рефлексии и самооценивания, компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Орг. Момент (2 мин) урока. Мотивация деятельности.

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Формулирует цель урока:

- Здравствуйте ребята! В этом учебном году вы открыли для себя новый раздел математики – геометрию, в которой одним из основных понятий является прямая. И на уроках геометрии мы уже с вами изучали различные варианты взаимного расположения прямых (пересекающиеся, параллельные, перпендикулярные, совпадающие). Но вы уже знаете, что прямая является также и графиком линейной функции. Так давайте же сегодня на уроке алгебры, используя знания, узнаем: почему некоторые графики линейных функций могут пересекаться, а некоторые параллельны. И как на это могут влиять коэффициенты. Итак, тема нашего урока: ……. (учащиеся предлагают тему урока «Взаимное расположение графиков линейных функций» (слайд 1)

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

Включаются в деловой ритм урока.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Актуализация знаний (5 мин)

-Знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета.

Вычислите значение коэффициента k и запишите формулу для прямой пропорциональности, если известно что графику принадлежит точка:

А (4;12) –( у=3х); В (-1.5;6) –( у=-4х);

С(2; -3,6) – (у=-1,8х); Е(0;0) – (у=кх - любая прямая пропорциональность).

Прямая является как графиком прямой пропорциональности, так и графиком линейной функции. Но мои карточки случайно перемешались. Помогите мне рассортировать эти карточки на две группы:

«Прямая пропорциональность» «Линейная функция»

Давайте с вами сделаем вывод: как отличаются формулы прямой пропорциональности и линейной функции?

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Сортируют перемешанные карточки с формулами и графиками «Прямой пропорциональности» и «Линейной функции»











Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности,

Познавательные: структурирование собственных знаний. Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)

-Ребята, а как вы думаете: можно ли в одной координатной плоскости построить графики нескольких линейных функций?

Давайте составим план построения графиков нескольких линейных функций в одной координатной плоскости:

  1. Для построения прямой достаточно двух точек;

  2. Для каждой функции составим таблицу значений или используем свои знания

  3. Соединим с помощью линейки соответствующие точки графика.

  4. Cделаем вывод о влиянии коэффициентов на взаимное расположение графиков


Участвуют в составлении плана действий.

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Актуализация знаний и постановка проблемы (10 мин)


Взяли карточки с планом исследовательской работы (слайд №2) (работа в группах) и заполняем таблицы, делаем вывод.

Учитель контролирует процесс, делает поправки и оказывает помощь.

Получают задания с планом работы. Выполняют исследовательскую работу в группах. (слайд №2) в которой нужно построить графики линейных функций и делают выводы.


Фронтальная


Регулятивные: (сличение с эталоном), познавательные УУД (самостоятельное выделение и поиск необходимой информации, построение графиков в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей выдвижение гипотез и их обоснование структурирование собственных знаний)

коммуникативные УУД (учёт позиции других людей, умение вступать в диалоги выражать свои мысли).

Физ. Минутка (1 мин)

- Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Я вам буду показывать карточку с функцией, вы встаёте на носочки и поднимаете руки и показываете эскиз графика заданной функции.

- Сели все ровно, продолжим работу.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

Групповая


Реализация построенного проекта

(5мин)

- Итак, подведём итоги ваших поисков и открытий.

- Молодцы! Вы все справились со своим заданием.

(слайд 3, 4, 5)

3 пары выступают со своей информацией. В итоге все приходят к единому выводу, что

различные случаи взаимного расположения графиков линейных функций зависят от значений углового коэффициента k и коэффициента b. (слайд № 3, 4, 5)


Личностные УУД (самоопределение).

Регулятивные УУД (эталон сличения).

Познавательные УУД (умение структурировать знания, выделять информацию).

Коммуникативные УУД (сотрудничество с учителем и со сверстниками).

Первичное закрепление

(10 мин)

Фронтальная работа с классом

- Ребята, давайте применим наши знания к решению задач - назовите функции графики которых: а) параллельны графику функции у = 4,5х + 10

б) пересекают график функции у= 2х-8 (слайд 6)

Сейчас мы с вами разберем несколько заданий ОГЭ по этой теме (слайд №14,15).

Фронтальная работа с классом:

а) закрепление на примерах (слайд 6)

б) решение заданий ОГЭ

(слайды №14,15). Описывают свойства на основе её графического представления.

Учащиеся выполняют решение предложенных заданий применяя полученные знания, сравнивают его с эталоном.

Регулятивные УУД (планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, коррекция).

Личностные УУД(самоопределение).

Коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог,

сотрудничество).

Итоги урока.

Рефлексия (10 мин)

– Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте подведём итоги нашего урока. Какую цель мы поставили в начале урока. Как вы считаете, достигли ли мы её? Что нового мы узнали на уроке?

Какую бы вы поставили себе оценку на уроке и почему? Обосновать её. Поставьте себе оценку в листах достижения.


Отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение.

Заполняют лист достижений.

Фронтальная

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли).

Познавательные УУД (волевая саморегуляция).

Личностные УУД(самоопределение).


Информация о домашнем задании (1 мин)

Учитель: Комментирует  

домашнее задание.

Спасибо за работу на уроке!

Открывают дневники и записывают домашнее задание. Учащиеся внимательно слушают.

Всем: п.16, с 75, разобрать примеры, выучить правила, вопросы 6, 7, №369, запишите две пары функций, графики которых параллельны и пересекаются, решить два задания №10 из ОГЭ.




Литература:

1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра, 7 класс,  М.: «Просвещение», 2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!