Тема | Закон сохранения механической энергии |
Цель | Дать понятие закона сохранения механической энергии, его практического применения |
Задачи | Показать, что теория и практика не всегда совпадают |
Формируемые УУД | Личностные: учащиеся получают возможность связать предметное содержание темы с собственным жизненным опытом. Регулятивные: саморегуляция; осознание уровня своих знаний и возможности их применения для решения практических задач; выбор учебной и познавательной деятельности. Познавательные: применяют полученные ранее знания для усвоения и понимания новых; анализируют операции, в которых допущена ошибка. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь других; работа в группах; взаимодействуют друг с другом и с учителем; учатся логически объяснять полученные результаты. |
Основные понятия | |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - учебник, карточки -оборудование: штатив, баллистический пистолет, сантиметр, линейка, динамометр, снаряды массой 20 и 40 г, пружины жесткостью 400 и 130 Н/м. |
Организация пространства | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует участников учебного процесса | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | | | (Р): волевая саморегуляция |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Задает вопросы: | Отвечают на вопросы: - кинетическая и потенциальная энергии -записывают на доске формулы - если тело брошено вертикально вверх, то кинетическая энергия уменьшается, а потенциальная – увеличивается | - Какие виды механической энергии изучили? - Записать формулы нахождения кинетической энергии; потенциальной энергии тела, поднятого над землей; потенциальной энергии деформированной пружины. - Какие превращения энергии происходят при свободном падении тела? | | (Р): осознают что уже усвоено, а что еще нужно усвоить; осознают уровень своих знаний. (К): учатся слушать и понимать речь других. (П): осуществляют актуализацию полученных ранее знаний основываясь в том числе и на собственном опыте. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | И скажу вам без сомненья, Что с момента сотворенья Не пропало даже Джоуля От энергии образованной Взрывом маленькой той точки Что создала все цепочки. | Формулируют тему урока, цель урока, записывают тему в тетрадь. | Тема: «Закон сохранения механической энергии» Цель: проверить выполнение закона сохранения энергии | | |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы . | Формулирует закон сохранения энергии на примере свободного падения тела с некоторой высоты | Записывают в тетрадь формулировку закона сохранения энергии | На примере свободного падения тела с некоторой высоты анализируют переход механической энергии из одного вида в другой | Делают выводы, формулируют закон сохранения энергии | (П): применение полученных ранее знаний для открытия новых (К): описывают явление (Р): осознают уровень усвоения учебного материала |
V. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Дает задание по группам | Делятся на две группы. Выполняют задание: на уровне теории и на практике. | Практическое задание. Группа 1. Задание. Проверка закона сохранения энергии при выстреле вверх. Оборудование: баллистический пистолет, снаряд массой 40г, пружина, рулетка, линейка, динамометр. Порядок выполнения работы: 1. Определите жесткость пружины. 2. Рассчитайте потенциальную энергию пружины. 3. Используя закон сохранения энергии, рассчитайте высоту, на которую должен подняться снаряд. 4. Проверьте на опыте. 5. Сравните расчетную высоту подъема и практически измеренную. Результат объяснить. Практическое задание. Группа 2. Задание. Проверка закона сохранения энергии при горизонтальном выстреле. Оборудование: баллистический пистолет, снаряд массой 20г, пружина, рулетка, линейка, динамометр. 1. Определите жесткость пружины. 2. Рассчитайте потенциальную энергию пружины. 3. Используя закон сохранения энергии, рассчитайте скорость и дальность полета снаряда. 4. Проверьте на опыте. 5. Сравните расчетное и практически полученное значение. Результат объяснить. | Применяют и закрепляют умение работать с приборами, снимать показания, делать необходимые расчеты, анализировать полученный результат | (Р): принимают решения, осуществляют выбор учебной и познавательной деятельности (К): работают в группах, взаимодействуют между собой и учителем (П): отрабатывают операции, в которых допущены ошибки |
VI. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Предлагает учащимся озвучить полученный результат, сделать вывод; представить творческое домашнее задание. | Озвучивают результаты, полученные теоретическим и практическим путем, делают анализ полученных данных, делают вывод. Представляют проекты «Вечный двигатель» | Сделать анализ полученных результатов, вывод. Представить проект по плану: как устроен, принцип работы, почему не будет работать. | Понимают, что закон сохранения энергии – основной закон природы. | (Р): принимают решение, осуществляют выбор учебной и познавательной деятельности; осуществляют самоконтроль; выявляют отклонение от эталона и причины этого отклонения. (К): представляют результат, развивают умение делать выводы (П): осуществляют анализ полученных знаний |
VII. Д/з. | §33, индивидуальные задания (карточка) | | | | |
VIII. | | | | | |