СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока. Предмет: "Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Организация образовательного процесса регламентируется адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), вариант 2.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока. Предмет: "Речь и альтернативная коммуникация"»

Методическая разработка урока

Предмет: «Речь и альтернативная коммуникация»

Тема: «Письмо Деду Морозу»

Класс: 2б «Особый ребенок»

Пояснительная записка

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Организация образовательного процесса регламентируется адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), вариант 2. Данный вариант программы предназначен для учащихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. Образовательный процесс в соответствии с АООП (вариант 2) направлен на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Говоря о психолого-педагогической характеристике учащихся класса также важно отметить, что помимо умственной отсталости в умеренной и тяжелой степени, у некоторых учащихся класса также наблюдаются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их обучение и развитие. У части детей отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что нередко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Наряду с нарушением базовых психических функций отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использования разнообразных средств альтернативной коммуникации.

Учитывая психофизические особенности учащихся класса, на основании АООП (вариант 2) для каждого ребенка разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательный потребности и возможности каждого ученика.


Цель урока: развитие навыков общения средствами альтернативной коммуникации, знакомство с новой языковой единицей – письмо.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать учить строить высказывание с помощью графических средств альтернативной коммуникации;

  • продолжать учить работать по графическим алгоритмам действий;

  • закрепить у учащихся знания о празднике Новый год и его атрибутах;

  • познакомить с новой языковой единицей – письмо.

  • познакомить с основными правилами создания письма.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать и корригировать мелкую моторику рук;

  • развивать общую координацию;

  • развивать смысловую догадку.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;

  • воспитывать у учащихся желание общаться;

  • воспитывать самостоятельность;

  • формировать навыки самооценки и самоконтроля;

  • воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.









Предполагаемые результаты:


Предметные:

  1. Умение пользоваться коммуникацией с помощью вспомогательных устройств.

  2. Умение пользоваться системой графических символов.

  3. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических символов.

  4. Умение отвечать на вопросы учителя с помощью графических символов.

  5. Составление рассказа о планируемых событиях с использованием графических символов.


Личностные:

  1. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

  2. Владение правилами поведения в учебной ситуации;

  3. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

  4. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим.

  5. Овладение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

  6. Овладение алгоритмом действий в учебной ситуации;

  7. Овладение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.


Базовые учебные действия

Владик К. - принимать ситуацию нахождения в классе на уроке в соответствии с правилами поведения:

• Соблюдать тишину

• Сохранять правильную позу

Понимать ситуацию нахождения на уроке (занятии)

На уроке (занятии) смотреть

• На задание

• На говорящего взрослого (по инструкции «Посмотри на меня»)

Использовать указательный жест по инструкции «Покажи»

Выполнять действия по подражанию

Выполнять задания от начала до конца

В случаях затруднений просить помощи доступным способом (жест, пиктограмма)

Бахтияр И. - Формирование учебного поведения: принимать ситуацию нахождения в классе на уроке в соответствии с правилами поведения.

  • Соблюдать тишину

  • Сохранять правильную позу

  • Смотреть на говорящего взрослого по инструкции «Посмотри на меня»

  • Выполнять инструкции педагога по образцу

  • В случаях затруднений просить помощи доступным способом (слово «Помоги», жест, пиктограмма)

Маша Ж. - Принятие ситуации взаимодействия с педагогом

Фиксирует взгляд

• На статичном объекте

• На лице взрослого

Концентрируется

• На тактильных ощущениях

• На вестибулярных ощущениях

Позволяет осуществлять действия методом «рука в руке»

Осуществляет специфические манипуляции со знакомыми предметами

Анна П. - Принимать ситуацию нахождения в классе на уроке в соответствии с правилами поведения

• Сидеть вместе со всеми на уроке

• Сохранять правильную позу во время выполнения задания

• Ожидать свою очередь

Понимать ситуацию нахождения на уроке (занятии)

На уроке (занятии) смотреть

• На задание

• На говорящего взрослого (по жестовой инструкции «Посмотри на меня»)

Использовать указательный жест по инструкции «Покажи»

В случаях затруднений просить помощи доступным способом (жест, пиктограмма)

Выполнять действия

• по подражанию

• по визуальной инструкции

Принимать ситуацию взаимодействия с одноклассниками:

• Наблюдать за действиями одноклассников

• Не уклоняться, когда к ней подходят другие дети

• Самой подходить к детям с целью взаимодействия

Необходимое оборудование и техническое обеспечение:

  • ноутбук, колонки, приложение и доска Mimio;

  • презентация;

  • программа Boardmaker

  • Go talk 4; Go talk 9;

  • Наборы карточек для Go talk 4, 9;

  • индивидуальные наборы пиктограмм;

  • листы для письма;

  • таблички с именами детей

  • клей-карандаш (индивидуально)

  • таблички с адресом Деда Мороза (индивидуально)

  • конверты для писем (индивидуально)

  • пиктограммы с изображением времен года

  • планшет(фланелеграф) для индивидуальной работы

  • снежинки для поощрения;

  • фишки для самооценки.

Ход урока


Орг. момент













Подготовка к восприятию материала










Основная часть

















































































Физминутка






























Самостоятельная работа
































Гимнастика для глаз














Итог урока






























































Дети садятся за парты с помощью учителя и помощника.

- Звенит звонок, начинается урок! (звонит в колокольчик, затем обращается к дежурному)

- Какой у нас сейчас урок?»


- Посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся



- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо.


- Но сначала, нужно вспомнить какое сейчас время года?

- Какой месяц?


- А какой праздник в конце декабря? (Новый год)




- Я начну читать стихи, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте:


Мягко светятся иголки, хвойный дух идет от...

(елки)


Ветви слабо шелестят, (бусы) яркие блестят…


Он приходит в зимний вечер,

Зажигать на ёлке свечи.

На дворе снежок идет, скоро праздник..

(Новый год)


- Правильно. Приближается самый любимый, самый красивый, самый долгожданный праздник. Когда все ждут подарков.


Кто ребят под Новый год

Веселить не устаёт?

Кто подарки дарит детям?

Кто ребятам всем на свете

Ёлку из лесу привёз?

Отгадайте? (Дед Мороз)

слайд 1 (появляется Дед Мороз)


- Кто знает, где живет Дед Мороз? (В лесу)


слайд 2 (Дед Мороз на фоне леса, который говорит текст)


Я- Дед Мороз – добрый волшебник, властелин зимнего леса, создающий вам праздник. Все ребятишки и взрослые знают, что живу я в лесу, дружу с лесными зверями и птицами ( слайд 2) получаю от вас почту, с удовольствием читаю её и спешу исполнить желания хороших и послушных детей и их родителей. Но посылать письма необходимо заранее, ведь я один, а вас так много.


- А мы будем писать письма Деду Морозу?

Но писать письмо необходимо по правилам.


слайд 3


  • Нужно в письме обязательно поздороваться с Дедом Морозом (пиктограмма)

  • Представиться, он любит вежливых и учтивых детишек (пиктограмма)

  • Рассказать о своих увлечениях, о заветной мечте (пиктограмма)

  • Попросить у Дедушки Мороза подарок (пиктограмма)

  • Поблагодарить (пиктограмма)

  • Попрощаться (пиктограмма)


- Ой, что это случилась с нашими пиктограммами? Они все перепутались. Надо их собрать и поставить в правильном порядке, а для этого вспомним правила написания письма.


Пришла Матушка зима, 
Всё метелью замела.

По сугробам мы пойдём, 
В лес дремучий напролом.

Вдруг синичек увидали, 
Им мы ручкой помахали,

А синички нам мигнули,
И за сосны упорхнули

Налетели вдруг снежинки,
Словно лёгкие пушинки,

Вместе с нами закружились,
Вместе с нами в пляс пустились

Ручками захлопали,

Ножками затопали.

В круг мы вместе подбежали,
И УРА!!! мы закричали.

А теперь мы всем народом,
Скажем дружно…
С НОВЫМ ГОДОМ!!!


- Молодцы! Хорошо сделали зарядку. А теперь садимся на свои места. Дежурный раздает конверты.

- Мы еще раз вспомним, как будем писать письмо (алгоритм). И начинаем писать письмо (дети получают инструкцию по написанию письма).


- Мы написали письма, теперь их нужно сложить и положить в конверт.

- Чтобы Дед Мороз получил письмо, надо указать адрес: куда, кому от кого.

- Вот адрес Деда Мороза:

162340 Россия

Вологодская область,

г. Великий Устюг,

Деду Морозу.

- Обязательно указываем от кого письмо:

От ……(имя)


слайд 5

- Приклеим адрес в нижнем правом угол конверта.

- Подпишите свое имя в верхнем левом углу конверта.

- Заклеиваем конверт. Бросаем в почтовый ящик.



- Пока мы писали письмо, наши глазки устали, им надо отдохнуть. Посмотрите на доску и проводите глазами ваши письма.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?


А кому еще можно написать письмо? (маме, бабушке, брату, сестре на доске Mimio)


- Как ты думаешь, Деду Морозу понравится твое письмо?


- Вы сегодня хорошо потрудились, написали письма Деду Морозу, отправили их по почте и теперь остается ждать, когда ваши заветные мечты и желания сбудутся. За хорошую работу каждый получат снежинку.


- Вам понравилось писать письма?




- Молодцы! Звенит звонок, закончился урок.



Ученики отвечают или показывает на пиктограмму «Речь и альтернативная коммуникация».




Дети поднимают правую руку, говорят:«Здравствуйте»



Бахтияр и Ника выбирают слово, отвечают вербально; Анна выбирает пиктограмму из 4-х, соотносит со словом; Влад выбирает пиктограмму из 2-х;

Маше показываем пиктограмму, озвучиваем.





Дети отвечают вербально/выбирают пиктограмму






Дети отвечают: Вероника, Бахтияр – вербально и пиктограммами; Анна, Влад, Маша – пиктограмма. Украшают елку бусами на Mimio


Дети отвечают: Вероника, Бахтияр – вербально и пиктограммами; Анна, Влад, Маша – пиктограмма. На доске Mimio расставляют подарки под елку.



Дети отвечают: Вероника, Бахтияр – вербально и пиктограммами; Анна, Влад, Маша – пиктограмма.





Дети отвечают: Вероника, Бахтияр – вербально и пиктограммами; Анна, Влад, Маша – пиктограмма.

















Отвечают вербально/пиктограммами

(да-нет)





Проговаривают алгоритм написания письма. Анна и Влад выстраивают алгоритм на планшете.













Дети выстраивают алгоритм на доске Mimio






(волнообразные движения кистями рук перед собой)

(ходьба с высоким подниманием коленей)


(помахать ручкой)



(взмахи обеими руками)



(имитируем пальчиками падающих снежинок)


(покружиться на месте)



(хлопнуть 4 раза)


(топнуть 4 раза)



(подходим к ёлке – ура!!!)


(вернуться обратно в круг)






Дежурный раздает конверты.


Дети получают индивидуальные конверты с пиктограммами, клей, листы для письма, конверты. Вспоминают правила написания письма (выстраивают алгоритм пиктограммами). Пишут письмо по алгоритму.


Дети складывают письмо, кладут в конверт.






На Mimio дети располагают адрес по инструкции.






Приклеивают по инструкции и образцу на доске.


Заклеивают письмо, бросают в почтовый ящик.




Дети смотрят на доску Mimio? следят глазами за движением писем.



Писали письма Деду Морозу.

Дети отвечают вербально/пиктограмма,

работают на Mimio



Дети отвечают с помощью цветных кружков: да-зеленый; нет-черный.




Дети получают снежинки.





Отвечают вербально/пиктограммой

ДА/НЕТ


Дежурный снимает пиктограмму