Министерство по культуре и туризму
Калининградской области
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская музыкальная им. Глинки М.И.
(МАУ ДО ДМШ им. Глинки М.И.)
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА П.И.ЧАЙКОВСКОГО
2(8) класс ДПОП
Методическая разработка открытого урока
Разработчик: Климова С.Н..
преподаватель высшей категории
музыкально-теоретических дисциплин
Калининград
2023
Открытый урок Климовой С.Н. «Слушание музыки» 2 класс ДПОП фортепианное и оркестровое отделение.
Тема: «Приёмы развития музыки на примере музыки П.И.Чайковского».
Цель урока: Познакомить учащихся с основными приёмами развития музыки. Учиться слушать и анализировать музыку и делать выводы о приёмах развития музыки.
Задачи урока: 1)Продолжить знакомство с творчеством великого русского композитора - П.И.Чайковского.
2) Учиться слушать и анализировать музыку, различать приёмы её развития: повтор, контраст, варьирование, секвенция.
3) Формирование музыкального словаря.
Форма урока - комбинированная:
групповая
индивидуальная
игровая
Методы урока:
опрос учащихся пройденного материала
объяснение нового материала
игровые задания
итог урока, ответы на вопросы, Оценка работы детей, домашнее задание, поблагодарить детей за работу на уроке.
Проработанный музыкальный материал: П.И.Чайковский «Старинная французская песенка», «Камаринская», «Итальянская песенка» из «Детского альбома», «Рост ёлки» из балета «Щелкунчик».
Оборудование урока:
1. Портрет композитора.
2. Компьютер (презентация по теме урока)
3. Электронная доска.
План урока:
1. Организационный момент: перекличка, проверка к готовности учащихся к уроку.
2. Фронтальный опрос по пройденному материалу. Проверка домашнего задания.
3. Объяснение нового материала (20 минут)
4. Закрепление изученной темы (5).
Сделать выводы по приёмам развития музыки на примерах музыки П.И.Чайковского «Старинная французская песенка», «Камаринская», «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» и «Рост ёлки» из балета «Щелкунчик».
Выводы: какие приёмы развития музыки использовал П.И.Чайковский в этой музыке.
5. Подведение итогов за урок. Оценка работы в классе каждого учащегося (2 мин.)
6. Домашнее задание (3 мин.)
Запомнить и записать в тетради основные приёмы развития в музыке.
Ход урока:
1. Организационный момент: перекличка, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания (рассказ о П.И.Чайковском).
3. Объяснение нового материала.
Сегодня, ребята, мы познакомимся с новой темой: «Приёмы развития музыки».
Как же она рождается музыка? Как она живёт и развивается? Очень часто развитие музыки сравнивают с цветущим растением. Можно представить себе маленькое семечко, из которого рождается прекрасный ароматный цветок. Как проходит этапы своего развития растение, превращаясь из семечка в стебелёк, на котором появляется бутоны и наконец благоухающие цветы. Так же и музыкальное произведение. Оно имеет свою особую жизнь и вам нужно научиться понимать все этапы развития музыки.
Когда мы приходим с вами на концерт и слушаем музыку разных композиторов, то не задумываемся над тем, что музыканты видят перед собой только ноты. И перед дирижёром только молчаливая партитура. Но стоит дирижёру взмахнуть дирижёрской палочкой и ноты как бы «оживают». Музыка живет своей особой жизнью. Что это за волшебство. Но мы сегодня поговорим о секретах, какими же приёмами пользовались композиторы, создавая музыку.
Каждое музыкальное произведение проходит свою жизнь. У музыки своя совершенно особая судьба. Но любой из вас ребята, должен уметь слушать и анализировать музыку. Понять, как она развивается, преображается и изменяется. Сегодня мы попробуем открыть для себя удивительные тайны создания композитором музыкального произведения.
Развитие музыки – это изменения, которые происходят внутри музыкального произведения.
Основные приёмы развития музыки:
1. Начнём наше знакомство с приёма развития, который называется
точный повтор. Это самый распространенный прием развития музыки. Вспомните ребята любую песенку где много куплетов. Мелодия там все время повторяется одна и та же, но только разные слова.
В классической музыке можно найти много примеров точного повтора.
Попробуйте отгадать, что это за музыка? Не забудьте назвать ее автора:
«Старинная французская песенка» П.И.Чайковского из «Детского альбома».
Если посмотреть на ноты, то совершенно ясно, что 1 часть пьесы состоит из двух предложений, обратите внимание, что 2 предложение полностью повторяет первое без изменения.
Таким образом, композитор даёт нам послушать совершенство и красоту этой удивительной старинной мелодии. Здесь можно было бы и поставить репризу.
В музыке мы часто встречаем такой знак. Реприза нам указывает на повторение какого-либо предложения или раздела произведения. Реприза по фр. – возобновлять.
Теперь мы познакомимся со следующим приёмом развития в музыки.
2. Повтор с изменениями называется варьирование. Варьировать, значит изменять. При повторе могут изменяться:
мелодия и ее интонация
лад
гармония
ритмический рисунок
фактура.
Композитор представляет слушателям основную мелодию или как говорят музыканты тему в разных вариантах. Варьирование как приём развития появился сначала в народной музыке. Народные музыканты не знали нот, поэтому играли всё по слуху. Играть одно и то же было им конечно скучно и они стали присочинять на ходу или импровизировать разные варианты мелодии. Позднее композиторы классики часто использовали этот приём развития в своих произведениях. Так сложилась музыкальная форма - вариации – это музыкальная форма, которая состоит из темы и ее изменённых повторений: А-А1-А2-А3… Где А – это основная тема, а части А1, А2, А3 это ее изменённые темы.
В своей фортепианной миниатюре «Камаринская» из цикла фортепианных пьес «Детского альбома» П.И.Чайковский как раз нам показал вариационные изменения темы удалой русской пляски. Подчёркивая яркий колорит пьесы тема камаринской каждый раз расцвечивается по-новому. Фортепиано здесь ярко имитирует или подражает различным русским народным инструментам: звуки балалаечного наигрыша, или звука гудящей волынки, или ярким и плотным аккордам гармони.
Мы слышим как в пьесе меняются и штрихи и фактура.
Круг веселый собирайте,
Даром время не теряйте,
Ноги сами заходили,
Плясовую запросили!
3. Следующий приём развития секвенция, в переводе с латинского языка – последовательность.
Последовательное повторение одного и того же построения (мотива), но только на другой высоте.
Повторяющийся оборот называется звеном секвенции.
Бывают нисходящие и восходящие секвенции.
Эти мотивы или звенья выстраиваются друг за другом как звенья цепочки.
Вот сейчас секвенция поможет нам увидеть, как растёт рождественская ёлка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Рост ёлки».
На глазах у главной героини балета из маленькой обычной ёлочки, она превращается в огромное фантастическое дерево. Главным средством музыкальной выразительности здесь является динамика. Каждое звено секвенции звучит всё громче и напряжённее. И это постоянное крещендо в музыке настораживает и увлекает за собой. Ещё мгновение и пышная крона ёлки достигнет небес.
После прослушивания музыки можно спросить: «Какая здесь была использована секвенция композитором восходящая или нисходящая?»
4. И последний приём развития называется контраст, в переводе с французского языка – это резкое отличие.
В переводе с французского языка – это резкое отличие:
резкая смена характера звучания в музыке,
сопоставление и противоположность образов и приёмов в музыке.
Композиторы используют средства музыкальной выразительности противоположные по звучанию, звукоизвлечению и настроению для создания контраста.
Динамика – это форте и пиано.
Штрихи – легато и стаккато.
Фактура – полифония и гомофония.
Темп – медленный и быстрый.
Лад – мажор и минор.
Регистр – высокий и низкий.
Одним из самых ярких произведений П.И.Чайковского в «Детском альбоме» является «Неаполитанская песенка». Она написана Чайковским на народную итальянскую мелодию, которая пришла к нам с улиц Неаполя. Перед нами встаёт картинка карнавального шествия свидетелем, которого, не раз бывал сам композитор. По форме она напоминает запев и припев.
В запеве мы слышим грациозную и напевную мелодию, с повторяющимися ритмами и акцентами после пауз. В припеве, звучит неожиданно контрастно стремительный темп, яркая динамика. А настойчивые шестнадцатые раскрывают яркий итальянский темперамент. И всё это не случайно, ведь праздник в самом разгаре. И вся площадь там танцует тарантеллу. (Слушаем музыку).
В заключении, ребята, давайте подведем итог. Скажите, сколько приёмов развития музыки вы запомнили?
И можете ли вы назвать эти приёмы?
В заключении урока для вас будут следующие задания. Если вы справитесь с этими заданиями, значит вам все было понятно на уроке и тема урока усвоена.
Приложения для задания урока.
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ
Соединить названия приёмов развития музыки с определениями
ПОВТОР | по французски – это резкое отличие. Резкая смена характера звучания в музыке, сопоставление и противоположность образов и приёмов в музыке |
ВАРЬИРОВАНИЕ | последовательное повторение одного и того же построения (мотива), но только на другой высоте |
СЕКВЕНЦИЯ | повторение с изменениями |
КОНТРАСТ | точное повторение музыкального материала, реприза. |
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ
Вписать музыкальные произведения, которые соответствует этому приёму развития или просто порядковый номер
ПОВТОР | |
ВАРЬИРОВАНИЕ | |
СЕКВЕНЦИЯ | |
КОНТРАСТ | |
Примерный рассказ о композиторе…
1. Петр Ильич Чайковский – известный русский композитор 19 века.
2. Родился на Урале в Воткинске.
3. Его отец был горным инженером и управляющим завода в Воткинске.
4. С детства Петр Ильич очень любил музыку. Получил домашнее образование.
5. На фортепиано его учили играть домашние учителя. Любимой учительницей у него была гувернантка француженка Фанни Дюрбах.
6. Когда Чайковский подрос его отправили в Петербург, где он учился.
7. Чайковский закончил училище правоведения и стал юристом и консерваторию.
8. Всю свою жизнь композитор писал музыку: оперы, симфонии, музыку для фортепиано, романсы…
9. Он написал 2 альбома для фортепиано «Детский альбом» и «Времена года».
10. 3 балета «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»…
Игра «Музыкальный редактор» исправить ошибки….
1. Петр Иванович Чайковский – знаменитый русский композитор. Написал много прекрасных сочинений.
Одно из них «Марш оловянных солдатиков», который входит в цикл для барабана «Времена года».
2. Иоганн Себастьян Григ – известный норвежский дрессировщик. Написал много удивительной музыки. Одно из самых известных сочинений композитора «В пещере горного принца».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство Культуры РФ, 2001.
2. Н. Сорокина «Практические рекомендации к программе предмета "Слушание музыки"».
3. Царева Наталья Анатольевна. Слушание музыки. Методическое пособие – М. Росмэн 2002.
4. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 – 3 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001