СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока-презентации на тему: « Опричнина. Последние годы Грозного царя».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок   « Опричнина. Последние годы Грозного царя»  включает в себя методическую разработку  урока и презентацию по теме. Всё это может  служить практическим пособием для преподавателей истории при подготовке и проведении урока истории по данной теме.

Деятельность Ивана Грозного неоднозначная, противоречивая, его личность необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные и отталкивающие черты.

Вряд ли можно дать Ивану IV исчерпывающую характеристику. Оценивая политического деятеля, прежде всего, нужно исходить из результатов его деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока-презентации на тему: « Опричнина. Последние годы Грозного царя».»

Унечский филиал им. Героя России А. В. Рассказы

ГАПОУ «Брянский транспортный техникум»










Методическая разработка урока-презентации

на тему: « Опричнина. Последние годы Грозного царя».











Унеча 2019г.




Автор:

Головатюк Людмила Михайловна, преподаватель общественных дисциплин высшей квалификационной категории Унечского филиала им. Героя России А. В. Рассказы ГАПОУ «БТТ».





Краткая аннотация:

Методическая разработка урока-презентации на тему « Опричнина. Последние годы Грозного царя» может служить практическим пособием для преподавателей истории при подготовке и проведении урока истории по данной теме.













ВВЕДЕНИЕ.

Для понимания истории важен учет влияния на нее личностей. Люди, лидеры, видные деятели приводят в действие географические, природные, экономические, внешнеполитические и другие условия. Поэтому очень важно понять формирование характера таких лидеров, их человеческие пристрастия, их сильные и слабые стороны, потому что личностные качества лидеров отражаются в их деятельности, влияют на историю народа.

Деятельность Ивана Грозного неоднозначная, противоречивая, его личность необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные и отталкивающие черты.

Вряд ли можно дать Ивану IV исчерпывающую характеристику. Оценивая политического деятеля, прежде всего, нужно исходить из результатов его деятельности.

Данный урок является продолжением изучения деятельности Ивана Грозного, проблемы окончательного оформления традиционного русского общества и окончательного складывания системы самодержавной власти. Урок продолжает раздел «История России с древнейших времён до конца XVII века», основываясь на рабочей программе в группах НПО.

На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное объяснение преподавателя с использованием литературного материала, эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа, выступления обучающихся с опережающими заданиями, самостоятельная работа обучающихся с учебником, фронтальная беседа, словарная работа, работа по хронологии событий, рефлексия и т.д.


В процессе урока обучающиеся вовлекались в различные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, систематизацию.


Принципы, соблюдаемые во взаимодействии преподавателя и обучающихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность, научность.



Цели и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учётом возрастных особенностей обучающихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.



Структура урока соответствует логике изучения темы с использованием исторической информации и построена на основе системы развивающего обучения обучающихся, что предполагает такие элементы, как: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера. Этапы урока логично связаны друг с другом.



Элемент новизны - использование ИКТ. У обучающихся формируется опыт привлечения дополнительной информации к учебнику с помощью глобальной сети Интернет и СМИ.


На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем. Разнообразие видов деятельности и, в конечном итоге, их результативность способствовали активизации познавательного интереса обучающихся, поддержанию их постоянного внимания к содержанию темы. Достаточно высокая работоспособность обучающихся обеспечивалась также хорошим психологическим климатом в коллективе группы, динамичностью урока и соответствием содержания тематического материала возрасту обучающихся.

Урок носил ярко выраженный творческий характер. Цели и задачи реализованы в полном объёме. Предполагаю, что конечным результатом будет прочное усвоение знаний по теме, что поможет изучению исторических процессов дальнейшего периода.
























Основная часть.


Тема урока: Опричнина. Последние годы Грозного царя.



Цели урока:

Образовательные:

Показать особенности второго этапа правления Ивана Грозного, объяснить

сущность опричнины, её цели и последствия для дальнейшего развития

государства;

сравнить первый этап правления Ивана Грозного со вторым этапом правления;

изучить понятия, связанные с опричной политикой Ивана Грозного;

отрабатывать навыки работы с различными источниками исторической

информации;

формировать практические умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

Развивать у учащихся картографические умения и навыки, творческое мышление, внимательность, логику суждений и умозаключений, кругозор, память; развивать умения и навыки сопоставлять, анализировать, делать соответствующие выводы, систематизировать изученный материал.

Воспитывающие:

Содействовать воспитанию любви к своему Отечеству, уважительного отношения к прошлому России.


Форма организации урока: урок – исследование.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Оснащение урока:

компьютер,

мультимедийное оборудование,

мультимедийная презентация к уроку по теме « Опричнина. Последние годы Грозного царя»,

выставка литературных произведений по теме,

отрывок из художественного фильма « Иван Грозный» по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный».

Термины: террор, репрессии, опричнина, тиран.

Даты: 1565-1572 гг. – опричнина


Межпредметные связи: литература.

Уровень усвоения: 2




План-конспект урока.


Тема урока: Опричнина. Последние годы Грозного царя.

Цели урока:

Образовательные:

Показать особенности второго этапа правления Ивана Грозного, объяснить

сущность опричнины, её цели и последствия для дальнейшего развития

государства;

сравнить первый этап правления Ивана Грозного со вторым этапом правления;

изучить понятия, связанные с опричной политикой Ивана Грозного;

отрабатывать навыки работы с различными источниками исторической

информации;

формировать практические умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

Развивать у обучающихся картографические умения и навыки, творческое мышление, внимательность, логику суждений и умозаключений, кругозор, память; развивать умения и навыки сопоставлять, анализировать, делать соответствующие выводы, систематизировать изученный материал.

Воспитывающие:

Содействовать воспитанию любви к своему Отечеству, уважительного отношения к прошлому России.

Форма организации урока: урок – исследование.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, фильм « Иван Грозный», выставка книг, дополнительная литература.

Термины: террор, репрессии, опричнина, тиран.

Даты: 1565-1572 гг. – опричнина.

План урока.

I. Оргмомент.

II. Фронтальная беседа с обучающимися по итогам первого

этапа правления Ивана Грозного.

III. Объяснение нового материала по плану.

А) Перемены в облике царя.

Б) Введение опричнины.

В) Опричный террор.

Г) Последствия опричнины.

Д) Конец династии Рюриковичей.

IV. Закрепление.

V. Итог урока, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.


ХОД УРОКА



  1. Оргмомент.



  1. Фронтальная беседа с обучающимися по итогам первого периода

правления Ивана Грозного.

П. Ребята, к изучению какой эпохи мы приступили на прошлом уроке?

О. На прошлом уроке мы приступили к изучению эпохи Ивана 4(Ивана Грозного). Слайд 2 « Портрет Ивана Грозного».




П. Ребята, эпоха правления Ивана Грозного интересна историкам, писателям, поэтам, художникам?

О. Время Ивана Грозного, его бурная деятельность интересна не только историкам, но и писателям, поэтам, художникам. Воспоминания о славных и страшных временах Ивана 4 мы можем найти у А. С. Пушкина в « Борисе Годунове». Бурное время Ивана Грозного описал М. Ю. Лермонтов в « Песне о купце Калашникове».

А. К. Толстой написал роман « Князь Серебряный», где описаны страшные опричные годы. А также им написана драма « Смерть Ивана Грозного». Илья Ефимович Репин нарисовал картину « Иван Грозный убивает своего сына», где мы видим Ивана Грозного, обезумевшего от содеянного. ( Демонстрация литературных произведений по эпохе правления Ивана Грозного.)

П. Ребята, давайте с вами вспомним основные итоги первого периода правления Ивана Грозного.

О. Иваном 4 были проведены реформы, которые способствовали дальнейшей централизации страны, усилению всей государственной системы и возвышению роли царя. Проведённые реформы укрепили царскую власть и дали возможность проводить активную внешнюю политику.

П. Каковы были итоги внешней политики Ивана 4?.

О. Иван 4 присоединил Казанское ханство, Астраханское ханство к России, что укрепило международное положение России, возвысило её престиж среди христианских государств Запада. Сибирское ханство также вошло в состав России. Восточные пределы России значительно расширились. В её состав входило всё больше и больше сибирских народов. Слайд 3 Карта « Образование и расширение Российского государства в 14 –16 веках». ( Работа обучающихся у карты).

П. Вступая в очередные войны, Иван 4 стремился ещё больше возвысить свою власть, значение своей личности не только в России, но и в Европе. Царь развязывает войну за овладение балтийскими берегами. Что это была за война?

О. Это была Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет (1558- 1583 г. г.). Для России заканчивается безрезультатно, так как против России в этой войне выступили Дания, Польша, Швеция. Не имея морского флота, Россия не могла справиться с этой задачей. Слайд 4 и слайд 5 карта « Ливонская война», « Старинная карта Ливонской войны». ( Работа обучающихся у карты).

П. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в противоречивости эпохи Ивана Грозного, остановившись на его дальнейшей политике - опричнине. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос.

Проблемный вопрос.

Прав ли был русский историк Николай Михайлович Карамзин, говоря об Иване Грозном, что «он был герой в первый период своего правления и тиран во второй»?

ОБЪЯВЛЯЮ ТЕМУ УРОКА, В ТЕТРАДЯХ ЗАПИСЫВАЕМ ЧИСЛО И ПЛАН ИУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Слайд 6 « Тема урока»( записываем в тетради).

Слайд 7 « Цели урока».



III. Объяснение нового материала.



План изложения нового материала. Слайд 8(записываем в тетради)

  1. Перемены в облике царя.

  2. Введение опричнины.

  3. Опричный террор.

  4. Последствия опричнины.

  5. Конец династии Рюриковичей.


Слайды 9- 10 « Словарь», слайд 11 « Даты», слайд 12 « Вопрос» (записываем в тетради).



1. ПЕРЕМЕНЫ В ОБЛИКЕ ЦАРЯ.

П. Неудачи в Ливонской войне объяснялись экономической отсталостью России от передовых европейских государств, введением опричнины, набегов крымских татар. В Ливонской войне Россия терпит поражение одно за другим. Царь начинает искать виновников. В поражениях он винит бояр. Начинаются казни. Ближайший сподвижник Ивана Грозного, герой взятия Казани, Андрей Михайлович Курбский летом 1564 года бежит за границу в Литву. Между царём и Курбским начинается переписка. Эта переписка - яркий литературный и публицистический памятник. Здесь Иван 4 предстаёт перед нами умнейшим человеком с литературным даром. Курбский обвиняет Ивана Грозного в терроре, репрессиях, в самодержавных устремлениях, в нежелании советоваться с боярами. Царь защищает свою позицию. Он защищает царскую власть, что царь может делать всё в государстве. Иван 4 пришел окончательно к идее неограниченного самодержавия. « Русские самодержцы изначала сами владеют своим царством, а не бояре и вельможи. Жаловать своих холопов мы вольны, и казнить их вольны же».

Боярская дума и духовенство требовали от Ивана 4 восстановления прежнего порядка управления страной. Царь ответил на эти требования неожиданно. Как?

(Сообщение обучающегося) – опережающее задание.



2. ВВЕДЕНИЕ ОПРИЧНИНЫ,

П. Так в 1565 году началась растянувшаяся на несколько лет неограниченная диктатура Ивана Грозного, целью которой стала окончательная централизация страны, ликвидация уделов, искоренение боярского самовластия, а также всяческого инакомыслия, несогласия с царём и его идеями самодержавной власти. Одновременно царь и его новые помощники расправлялись с неугодными лицами, наживались на конфискации их имений. Уничтожению подлежали все, кто когда-либо выступал против Ивана 4. Интересы государственной централизации и укрепления царской власти соединились с личной местью царя, сведением личных счётов его новых соратников, обогащением одних за счёт других.

Для этих целей и ввёл Иван 4 опричнину, разделения всех земель государства на 2 части. Одну он забрал под своё личное руководство и учредил там собственную Боярскую думу, приказы, войско. Назвал эту часть опричной, его особой территорией. Слово «опричнина» происходит от древнего русского слова «опричь», что означает «кроме».


Слайд 13 «Опричнина» и слайд 14 « Цели опричнины»,


Другая часть была названа земщина, что означало остальную землю. Там сохранялось старое управление во главе со старой Боярской думой.


Слайд 15 «Русское государство»


В опричнину царь забрал наиболее богатые и стратегически важные части страны. Сюда попали новгородские территории, земли по Волге, ключевые торговые пути, районы, богатые соледобычей, центральные уезды с обширными вотчинными и поместными землями, а также центральные земли на западе.


Слайд 16 « Карта « Россия при Иване Грозном».


Был образован корпус личной гвардии (телохранителей) Ивана 4.

Что же он собой представлял? Чем занимались опричники?

Самостоятельная работа обучающихся с учебником стр. 298.


Слайд 17 « Иван Грозный с опричниками».



3 ОПРИЧНЫЙ ТЕРРОР.

П. В разгар опричнины царь собрал Земский собор, чтобы обсудить вопрос о продолжении Ливонской войны. Большинство его участников высказалось за войну. На этом Соборе группа дворян обратилась к царю с просьбой о ликвидации опричнины. Результат Собора был закономерным. В 1567 году русская рать отправилась в Ливонию. Но одновременно царь начал новые репрессии против противников опричнины.

Против опричнины выступил митрополит Филипп.


Просмотр отрывка из художественного фильма « Иван Грозный» по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный» (слайд 18)

Вопросы к фильму.

  1. О чём просит Иван 4 митрополита Филиппа?

  2. Как митрополит относится к введению опричнины Иваном Грозным?

  3. Каким человеком в этом отрывке предстаёт перед нами Иван Грозный?

( жестоким; самоуверенным; злым; грубым человеком, которому всё позволено)

П. Что же произошло в дальнейшем с митрополитом Филиппом?

Сообщение обучающегося (опережающее задание).


Слайд 19 « Митрополит Филипп».


П. Особое место в истории опричнины занял поход опричного войска во главе

с царём в Новгород в 1570 году.

Сообщение обучающегося (опережающее задание).


Слайд 20 « Сокрушительный удар…»


Слайд 21 «Страшная участь постигла и Псков»


Слайд 22 « Иван Грозный и юродивый Никола»


П. Возвратившись в Москву, Иван Грозный предпринял ещё более устрашающие казни. Какие?

Сообщение обучающегося (опережающее задание).


П. Опричнина свирепствовала всё более люто. В этом позорном деле, развязанном Грозным, участвовали не только опричное войско, но и рядовые горожане и даже холопы, те, кто спешил свести счёты со своими недругами. Грозный царь лишь дал сигнал к опричной политике. По существу, одна часть населения при поддержке царя встала против другой. Опричники доносили друг на друга, обвиняли друг друга в измене государю, боролись за почётное место около царя, за земли, доходы, привилегии.

В России опричнина приняла варварские формы борьбы с соперниками истинными и мнимыми. Это было влияние жестокого, дикого, необузданного нрава Грозного, его болезненной подозрительности и мстительности. Жестокость и большие масштабы репрессий объяснялись тем, что в условиях постоянных войн, военизированного государства и роста самодержавной власти личность человека ценилась всё меньше и меньше.


4.ПОСЛЕДСТВИЯ ОПРИЧНИНЫ


П. К 1572 году опричные казни стали затухать. С помощью опричнины Иван Грозный подавил всякую оппозицию и очаги удельной обособленности, уничтожил не только своих открытых противников, но и всех тех, кто протестовал против его методов управления страной или хотя бы сомневался в их правомерности.

Стало очевидно, что опричнина начала себя изживать. Опричники больше боролись между собой, чем блюли интересы царя. В схватках с крымскими татарами под Москвой опричная рать показала себя с самой дурной стороны. Опричники хорошо воевали со своим народом, но трусили там, где надо было жертвовать жизнями ради государства. Крымский хан Девлет Гирей в 1571 году даже сжёг Москву. Татар победило земское войско.

В 1572 году царь запретил употреблять даже слово « опричнина». Опричное войско было распущено. Но расправы царя с народом продолжались. До конца жизни Ивана 4 оставался и его обособленный двор - отдельная организация управления, которая очень напоминала опричные порядки.


Слайд 23 « В 1572 году Иван Грозный ……»


П. Каковы же были последствия опричнины?


Самостоятельная работа обучающихся с учебником стр. 301


Слайд 24 « Последствия опричнины».



5. КОНЕЦ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ.


П. В конце 1570-х – начале 1580-х гг. Иван Грозный много болел. Как же царь выглядел?

Сообщение обучающегося (опережающее задание).


П. В конце жизни у Ивана 4 оставалось трое сыновей………………(Страница 303 учебника)


Слайд 25 « Иван Грозный и сын его Иван»


Иван Грозный умирает в 1584 году за игрой в шахматы.


Слайд 26 « Смерть Ивана Грозного»


После смерти Ивана 4 в 1584 году царский престол перешёл к 27 летнему сыну Фёдору.

Слайд 27 « Окончание правления Ивана Грозного»


Слайд 28 « Утверждая модель централизации…………….»


IV.Закрепление.


П. Ребята, чем же была вызвана опричнина? Какими методами она проводилась?

Слайд 29

П. Ребята, давайте вернёмся к началу нашего урока.

Слайд 30

Прав ли был русский историк Н. М. Карамзин, говоря об Иване Грозном, что он был « герой в первый период своего правления и тиран во второй»?

О. Конечно прав. В первый период своего правления Иван Грозный многое сделал для укрепления своего государства, для его дальнейшей централизации, расширил границы Русского Государства.

Второй период правления Ивана Грозного характеризовался опричным террором, ухудшением положения народа, оскудением и запустением многих областей государства.


V. Итог урока, выставление оценок.

Рефлексия:

1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?

3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?



VI. Домашнее задание. Слайд 31

Приведите факты, подтверждающие или опровергающие следующие утверждения:


Иван Грозный – герой – добродетель (Н. М. Карамзин). 

Иван Грозный - неистовый кровопийца (Н. М. Карамзин).

  Иван Грозный – тиран своего народа (С. М. Соловьев).

  Иван Грозный – жертва борьбы за власть (С. М. Соловьев).


Литература.

  1. Артёмов В.В., Лубченков Ю. Н. « История» - М. Академия , 2017г.

  2. А. Н. Сахаров. История России с древнейших времён до конца XVI века. Москва «Русское слово» , 2015г.

  3. А. К. Толстой « Князь Серебряный»

  4. Ключевский В.О. «О русской истории».- М., 1993.

  5. Интернет ресурсы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!