ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Методическая разработка
урока производственного обучения по профессии
19601 «Швея»
по теме: «Обработка горловины без воротника, обработка воротников, соединение воротников с горловиной»
| Составитель: Зубова Ирина Анатольевна, мастер высшей квалификационной категории |
2021 г.
Аннотация
Методическая разработка урока производственного обучения выполнена для обобщения и распространения опыта по использованию инновационных форм и методов организации производственного обучения по профессии 19601 «Швея». Может быть использована на занятиях теоретического и производственного обучения. В методической разработке представлен урок производственного обучения комбинированного вида, главной задачей которого является формирование профессиональных компетенций будущих швей.
Предложенная разработка урока производственного обучения может быть полезна мастерам производственного обучения и преподавателям междисциплинарного курса учреждений профессионального образования ФСИН России.
ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Место проведения: учебная мастерская № 15
Мастер производственного обучения: Зубовы Ирина Анатольевна.
Тема программы № 4: «Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий» - 90 часов
Тема урока 4.12: «Обработка горловины без воротника, обработка воротников, соединение воротников с горловиной»
Тип урока: Урок по формированию умений.
Вид урока: урок – практикум.
Дидактическая цель урока: формирование первоначальных умений
по обработке горловины без воротника, обработке воротников, соединению воротников с горловиной.
Задачи урока:
Образовательная:
Сформировать умения поэтапного выполнения рабочих приемов
по обработке горловины, воротников, соединению воротников с горловиной. Совершенствование умений по осуществлению контроля качества выполнения трудовых операций по обработке воротников и соединению их с изделием.
Развивающая:
Развить умения и навыки по самостоятельному выполнению учебно-производственных заданий с соблюдением заданных ТУ на выполнение операций, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательная:
Способствовать формированию ответственности за результаты качественного выполнения учебного задания, проявлению инициативы
и самостоятельности в трудовой деятельности, рационального использования рабочего времени.
Методы обучения:
наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация образцов, инструментов, материалов);
словесные (беседа, устное объяснение);
практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций).
Межпредметные связи:
МДК. 01.02 Технология обработки текстильных изделий
4.7 Обработка мелких деталей (погон, пат, хлястик, пояс, шлевка, вешалка, клапан, манжета)
7.11Обработка отложного воротника и соединение его с деталью.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная.
Материально-техническое и методическое обеспечение урока:
Оборудование, инструменты и приспособления:
прямострочная стачивающая машина 1022 класса - 16 шт.;
бытовой утюг – 1 шт.;
ножницы – 11 шт.;
мел – 10 шт.
набор лекал – 5 шт.;
линейка – 10 шт.
2. Материалы:
детали кроя;
нитки – 16 катушек.
3. Дидактический материал:
технологическая карта «Способы обработки горловины»; (Приложение 1)
контрольные образцы обработки горловины без воротника, обработки воротников, соединение воротников с горловиной;
материал для письменного инструктирования «Обработка воротников» (Приложение 2)
Ход урока
Элемент структуры урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Примечание по методике |
1.Организационная часть (3 - 5мин.) | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку: - посещаемость; - наличие рабочей формы и инструментов. | Приветствуют мастера, настраиваются на урок. | |
2.Вводный инструктаж (40 мин) 2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся. 2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков 2.3.Объяснение нового материала. Инструктирование обучающихся по ключевым вопросам темы. | 2.1. Сообщает: - тему, цели занятия; - значимость данной работы в изготовлении текстильных изделий. Знакомит: - с планом проведения урока; - инструментами и приспособлениями 2.2. Организует работу по повторению и закреплению ранее изученного материала: Предлагает ответить на следующие вопросы: – как соединяют воротники с изделием в зависимости от модели изделия? – какие способы обработки горловины вы знаете? – от чего зависит выбор способа обработки горловины? – как выкраивают полоску для окантовки горловины? – со стороны какой детали производят обтачивание горловины при окантовывании? 2.3. Объясняет технологическую последовательность обработки горловины без воротника, соединение воротников с горловиной используя: - контрольные образцы обработки горловины без воротника; - технологическая карта «Способы обработки горловины»; Демонстрирует обучающимся последовательность обработки горловины без воротника, соединение воротников с горловиной. Выполняет показ трудовых приемов по обработке горловины без воротника. В ходе демонстрации приемов создает проблемные ситуации в виде вопросов: - для чего дублируют обтачку горловины? дублируют место притачивания планок? - от чего зависит ширина косой бейки? - по какой стороне детали проверяют правильность притачивания обтачки горловины? Выдает заготовленные детали кроя. Сообщает время на выполнение дневного задания. Напоминает о соблюдении безопасных условий труда и организации рабочих мест. Сообщает о критериях оценок за урок. | Слушают, запоминают. Отвечают на вопросы мастера. | Словесный (беседа) Наглядно-демонстрационный. Словесный (беседа, опрос) |
Слушают, воспринимают, запоминают последовательность выполнения операций по обработке горловины без воротника, соединению воротников с горловиной и показ трудовых приемов по обработке горловины Решают проблемную ситуацию. Отвечают на вопросы мастера. Знакомятся с дидактическим материалом. Слушают, воспринимают | Демонстрация наглядных пособий Словесный (беседа, объяснение) Наглядно-демонстрационный. Практический. Письменное инструктирование |
3.Текущий инструктаж (5 часов) Самостоятельная работа обучающихся. Целевые обходы. Первый обход Второй обход Третий обход | 3. Осуществляет целевые обходы рабочих мест во время самостоятельной работы обучающихся: - проверяет правильность организации рабочих мест и соблюдения правил техники безопасности; - проверяет правильность выполнения обучающимися трудовых приемов и технологического процесса обработки горловины; - проверяет правильность пользования инструкционными и технологическими картами; -оказывает помощь обучающимся при наладке оборудования; -осуществляет межоперационный контроль и оказывает помощь обучающимся; - проводит индивидуальные инструктажи, в случае, если обучающийся начал допускать ошибки; Проводит дополнительный инструктаж: Выполняет показ трудовых приемов по соединению воротника с горловиной - проводит приемку и оценивает работу. | Самостоятельно выполняют обработку горловины Пользуются раздаточным материалом. Слушают, запоминают Самостоятельно выполняют соединение воротника с горловиной Самостоятельно оценивают качество работы | Практический. Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций |
4.Заключительный инструктаж (10 мин.) 4.1. Сообщение о результатах работы, достижении целей урока 4.2. Выдача домашнего задания. 5. Уборка рабочих мест. | Подводит итоги выполнения самостоятельной практической работы. Анализирует и обобщает: - осуществляет разбор типичных ошибок; - отмечает лучшие работы; - сообщает и комментирует оценки деятельности обучающихся на уроке; -комментирует домашнее задание. Контролирует уборку рабочих мест. | Слушают, делают выводы. Осуществляют уборку рабочих мест. | Словесный. (беседа, объяснение) Рефлексия. |
Мастер производственного обучения: Зубова И.А.
Способы обработки горловины
Варианты обработки горловины в основном варьируются вокруг методов работы с косой бейкой, строчными оформлениями и подкройной обтачкой. В зависимости от того или иного предмета одежды выполняют разные типы горловин с разной отделкой. Сюда относятся круглые, каплевидные, квадратные или V-образные вариации.
Основные методы обработки
Обтачной шов.
Обтачка с кантом.
Обтачка, выкроенная по модели горловины.
Обтачка, смоделированная под углом 45° к нити основы – косая бейка
Зачастую стачанные типы обработки выполняют еще и декоративную функцию. В данном случае обтачка может визуально просматриваться с лицевой стороны в виде тонкого канта. В классических способах обработка не заметна с внешней стороны одежды.
Приложение 1
Способы обработки горловины
Приложение 2
Обработка воротников
Воротники текстильных изделий могут состоять из одной или двух деталей. Цельные воротники выкраивают чаще всего целънокроенными с нижними воротниками, обтачные - состоящими из двух деталей (верхнего и нижнего воротника).
Цельный воротник обтачивают только по концам, предварительно сложив их по линии сгиба лицевыми сторонами внутрь (рис. 1). Ширина шва обтачивания 5-7 мм. Воротник вывертывают на лицевую сторону, выметывают кант и приутюживают.
Рис.1
При обработке горловины изделия из легкорастяжимых полотен по шву втачивания воротника по линии горловины спинки прокладывают кромку.
Соединение воротника с горловиной с последующим распошиванием (рис. 2).
Воротник складывают с изделием лицевыми сторонами внутрь, располагая его между бортом и подбортом. Воротник втачивают швом шириной 7-10 мм (рис. 2 а). Затем шов втачивания распошивают, одновременно прикрепляя верхние срезы подбортов к плечевым швам изделия.
Соединение воротника с горловиной с предварительным обметыванием среза и последующим настрачиванием.
В случае применения стачивающей машины двухниточного цепного или челночного стежка для втачивания воротника в горловину срез верхнего воротника предварительно обметывают. Нижний воротник в горловину втачивают стачным швом шириной 8 - 10 мм в зависимости от толщины материала. Срезы верхнего воротника настрачивают на изделие на расстоянии 4 - 5 мм от среза, закрепляя при этом припуск на шов со стороны нижнего воротника и горловины (рис. 2 б).
Соединение воротника с горловиной с последующим обметыванием срезов и распошиванием
Обметывание срезов воротника может быть выполнено после втачивания верхнего и нижнего воротников в горловину (рис. 2 в). Затем шов втачивания настрачивают по линии горловины спинки, а верхние срезы подбортов прикрепляют к плечевым швам изделия строчкой двухниточного цепного или челночного стежка.
Соединение воротника с горловиной с закрытыми срезами
При втачивании воротника без распошивания нижний воротник соединяют с горловиной строчкой двухниточного челночного стежка (рис. 2 г.). Ширина втачного шва 7 мм. Припуск на шов направляют в сторону воротника. Верхний воротник подгибают и настрачивают по линии горловины.
Рис. 2
а - соединение воротника с горловиной с последующим распошиванием;
б - соединение воротника с горловиной с предварительным обметыванием среза и последующим настрачиванием;
в - обработка и соединение воротника с горловиной с последующим обметыванием срезов и распошиванием;
г - соединение воротника с горловиной без распошивания
В изделиях с застежкой горловину изделия можно обрабатывать бейкой выкроенной по косой (рис. 3) Бейка может быть выкроена из основной или подкладочной ткани. Воротник вкладывают между основной деталью и бейкой, втачивают швом шириной 7 мм. Воротник отгибают в сторону противоположную изделию, открытый срез бейки подгибают на 5-7 мм и настрачивают на основную деталь на расстоянии 1-2 мм от подогнутого среза. При обработке двойной бейкой деталь бейки предварительно заутюживают вдоль полоски. Ширина бейки в готовом виде 10 - 15 мм.
Рис.3