ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Методическая разработка
урока производственного обучения по профессии
19601 «Швея»
по теме: «Обработка отделочного клапана»
| Составитель: Колтунова Ольга Васильевна, мастер производственного обучения |
Аннотация
Методическая разработка урока производственного обучения выполнена для обобщения и распространения опыта по использованию инновационных форм и методов организации производственного обучения по профессии 19601 «Швея». Может быть использована на занятиях теоретического и производственного обучения. В методической разработке представлен урок производственного обучения комбинированного вида, главной задачей которого является формирование профессиональных компетенций будущих швей.
Предложенная разработка урока производственного обучения может быть полезна мастерам производственного обучения и преподавателям междисциплинарного курса учреждений профессионального образования ФСИН России.
Содержание
Введение ……………………………………………………………….. 1
Основная часть…………………………………………………………. 2
- методическое обоснование темы урока…………………………....... 2
- методические рекомендации к проведению урока………………….. 2
- план урока……………………………………………………………... 3
Заключение……………………………………………………………… 9
Список литературы……………………………………………………. 10
Приложения……………………………………………………………. 11
Введение
Данный урок производственного обучения является девятым в теме № 4: «Обработка отдельных деталей и узлов изделий без подкладки» и поскольку обучающиеся уже получили определенный профессиональный опыт при изучении темы № 4, на уроке организуется осмысление и развитие ранее приобретенных знаний и умений.
Цель данной методической разработки – оказать методическую помощь мастерам по подготовке к уроку, через:
создание благоприятных условий по объяснению материала урока
с элементами показа трудовых приемов;
наглядный пример оформления учебного занятия по теме: «Обработка отделочного клапана».
Урок начинается с повторения ранее изученного материала в форме фронтального опроса. Это поможет выяснить уровень знаний учащихся и произвести их корректировку, конкретизацию, углубление. Содержание вопросов акцентирует внимание на изучение терминов, определений и технологического процесса обработки мелких деталей.
В ходе урока применяются следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, работа с инструкционной картой); наглядно - демонстрационные (личный показ мастером трудовых действий); практические методы (комплексные учебно-производственные работы). Эти методы позволят мастеру выяснить уровень необходимых знаний; четко и ясно изложить тему урока; показать правильность выполнения трудовых приемов, наглядно показать, что именно должно получиться в результате выполнения задания; обеспечат усвоение обучающимися характерных сочетаний операций и сложных приемов, совершенствование приобретенных навыков и умений.
Изложение нового материала осуществляется методом объяснения, с использованием презентации с материалами к уроку и показа мастером отдельных трудовых приемов. Для изложения вопросов, с которыми учащиеся не знакомы будет использоваться объяснение. В процессе беседы эффективно выявляются и используются знания и опыт обучающихся, полнее контролируется процесс усвоения материала. Показ трудовых приемов мастером обязателен для усвоения обучающимися последовательности выполнения работы. Этот метод производственного обучения создает в сознании обучающихся точный и четкий зрительный образ трудового действия, которому они, впоследствии, стараются подражать. Выполнение приемов обработки клапана разной сложности позволит заинтересовать обучающихся в выполнении задания, побудит проявить их творческие способности, воспитывать эстетический вкус. Степень овладения нового материала обучающихся проверяется правильностью воспроизведения, показанных мастером, трудовых приемов.
Данная методическая разработка будет полезна не только для мастеров производственного обучения, но и для преподавателей междисциплинарного курса учреждений профессионального образования ФСИН России.
Основная часть
Методическое обоснование темы
В разработке раскрыта методика проведения урока различными методами и формами. На уроке применяются активные методы обучения: фронтальный опрос, презентация с материалами к уроку, разбор и обсуждение проблемных ситуаций, с демонстрацией объемно-наглядных пособий с дефектами обработки, закрепление нового материала с применением карточек - задания.
Данные методы дают возможность обучающимся принимать активное участие в процессе обучения, отстаивать и представлять свою точку зрения на проблему. Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу. Занятие с разными формами и методами обучения помогает учащимся лучше усвоить базовые знания по дисциплине, повысить наглядность обучения, систематизирует усвоенные знания, формирует мотивацию к учению, следовательно, значительно повышает результаты.
Методические рекомендации по проведению урока
Планируя урок, нужно исходить из того, что начальные знания
и умения по обработке отдельных деталей и узлов изделий без подкладки у обучающихся уже есть. Это поможет легко включить их, в обсуждение на тему урока.
Материал урока позволяет расширить знания и представления обучающихся по теме: «Обработка отделочного клапана», способствует развитию критического мышления и навыков работы в группах, развивает коммуникабельность.
Проведение урока требует использования современных средств организации занятия, использование ТСО и ИКТ-технологий, которые необходимы для достижения поставленных целей.
ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Тема программы №4: «Обработка отдельных деталей и узлов изделий без подкладки»
Тема урока: «Обработка отделочного клапана» - 6 часов.
Тип урока: Урок по формированию умений.
Вид урока: урок – практикум.
Дидактическая цель урока: формирование первоначальных умений по обработке отделочного клапана.
Задачи урока:
Образовательная:
Сформировать умения поэтапного выполнения рабочих приемов по обработке отделочного клапана. Совершенствование умений по осуществлению контроля качества выполнения трудовых операций по обработке отделочного клапана.
Развивающая:
Развить умения и навыки по самостоятельному выполнению учебно-производственных заданий с соблюдением заданных ТУ на выполнение операций, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательная:
Способствовать формированию ответственности за результаты качественного выполнения учебного задания, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, рационального использования рабочего времени.
Методы обучения:
- наглядно-демонстрационный (показ трудовых приемов, демонстрация образцов, инструментов, материалов);
- словесный (беседа, устное объяснение);
- практический (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций).
Межпредметные связи:
МДК. 02.01 Технология обработки текстильных изделий:
тема 4 Машинные работы
тема 6 Влажно-тепловая обработка швейных изделий
тема 7 Детали кроя швейных изделий
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Материально-техническое и методическое обеспечение урока:
Компьютер и учебная презентация.
Оборудование:
- универсальные машины «JUKI», «TYPIKAL»;
- парогенератор
3. Инструменты:
- ножницы;
- мел;
- линейка.
4. Материалы:
- детали кроя клапана;
- клеевая прокладка;
- нитки.
5. Дидактический материал:
- презентация с материалами к уроку;
- инструкционная карта: Обработка отделочного клапана (Приложение 1);
- контрольный образец готового клапана;
- наглядные пособия поузловой обработки отделочного клапана;
- карта контроля качества (Приложение 2);
- карта дефектов обработки клапана (Приложение 3);
- карточка – задание (Приложение 4);
- эталон ответов (Приложение 5);
- фото: вид отделочного клапана (Приложение № 6)
Ход урока
Элемент структуры урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Примечание по методике |
1.Организационная часть (3 - 5мин.) | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку: - посещаемость; - наличие рабочей формы и инструментов. | Приветствуют мастера, настраиваются на урок. | |
2.Вводный инструктаж (40 мин) 2.1.Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся. 2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков 2.3.Объяснение нового материала. Инструктирование обучающихся по ключевым вопросам темы. | 2.1.Сообщает: - тему, цели занятия (слайды 1-2); - значимость данной работы в изготовлении текстильных изделий (слайды 3-8). Знакомит: - с планом проведения урока; - инструментами и приспособлениями. 2.2. Организует работу по повторению и закреплению материала изученного на уроках: Предлагает ответить на следующие вопросы: - назовите мелкие детали изделия - для чего применяют клеевую прокладку при обработке мелких деталей? - какие швы применяют при обработке мелких деталей? - назовите детали кроя погон - перечислите последовательность обработки погон 2.3. Объясняет технологическую последовательность изготовления отделочного клапана: демонстрирует обучающимся: - детали кроя клапана (Слайд 10); - дублирование клапана (Слайд 11); - обработка клапана обтачным швом (Слайд 12-15); - контрольный образец клапана; - образцы поузловой обработки; - карта технологической последовательности обработки клапана (Приложение 1); - карта контроля качества (Приложение 2); - карта дефектов обработки клапана (Приложение 3); Выполняет показ трудовых приемов по обработке отделочного клапана. В ходе демонстрации приемов создает проблемные ситуации в виде вопросов: - для какой цели выполняется посадка в углах клапана? - для какой цели высекают углы клапана? - какая ширина шва при обтачивании клапана? -по какой детали обтачивают срезы клапана? Выдает заготовленные детали кроя клапана (различной формы). Сообщает время на выполнение дневного задания. Напоминает о соблюдении безопасных условий труда и организации рабочих мест. (Слайды 17-19) Сообщает о критериях оценок за урок. | Слушают, запоминают, записывают Отвечают на вопросы мастера. | Словесный (беседа) Словесный (беседа, опрос) Словесный (беседа, объяснение) Наглядно-демонстрационный. Практический. Словесный. (беседа, объяснение) |
Слушают, воспринимают, запоминают последовательность выполнения операций по заготовке клапана и показ трудовых приемов по обработке клапана. Знакомятся с дидактическим материалом Решают проблемную ситуацию. Отвечают на вопросы. Слушают, воспринимают. |
3.Текущий инструктаж (5 часов) Самостоятельная работа обучающихся. Целевые обходы. Первый обход Второй обход Третий обход | 3. Осуществляет целевые обходы рабочих мест во время самостоятельной работы обучающихся: - проверяет правильность организации рабочих мест и соблюдения правил техники безопасности; - проверяет правильность выполнения трудовых приемов и технологического процесса выполнения отделочного клапана; - проверяет правильность пользования технологическими картами; - оказывает помощь обучающимся при наладке оборудования; - осуществляет межоперационный контроль и оказывает помощь обучающимся; - проводит индивидуальные инструктажи, в случае, если обучающийся начал допускать ошибки; - выдает карточки - задания для закрепления материала на тему: Обработка отделочного клапана разными способами; - проводит приемку и оценивает работу. | Самостоятельно выполняют обработку клапана. Пользуются раздаточным материалом. Самостоятельно оценивают качество работы | Практический. Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций Демонстрация наглядных пособий |
4.Заключительный инструктаж (10 мин.) | Подводит итоги выполнения самостоятельной практической работы. Анализирует и обобщает: - осуществляет разбор типичных ошибок; - отмечает лучшие работы; - сообщает и комментирует оценки деятельности обучающихся на уроке; | Слушают, делают выводы. | Словесный. (беседа, объяснение) Рефлексия. (Слайд 21) |
5. Уборка рабочих мест и инструментов. | Контролирует уборку рабочих мест. | Осуществляют уборку рабочих мест | |
Заключение
Данная методическая разработка призвана оказать методическую помощь мастерам и преподавателям профессионального учебного цикла по подготовке к уроку, через:
создание благоприятных условий по объяснению материала урока
с элементами показа трудовых приемов;
наглядный пример оформления учебного занятия по теме: «Обработка отделочного клапана».
Выбранные педагогические технологии позволили раскрыть тему урока полностью и сделать ее доступной для каждого.
В процессе проведения урока обучающиеся получают большой объем информации, которая никого не может оставить равнодушной. Идет глубокое закрепление материала.
Методические приемы способствуют формированию прочных знаний и умений, повышению качества обучения, формированию профессиональных компетенций будущих специалистов. На уроке работают все, даже неуверенные в своих знаниях.
В ходе выполнения методической разработки решались следующие задачи:
- выбор и определение темы урока в теме программы учебной практики;
- детальная разработка проведения урока: выбор методов, средств и форм практического обучения;
- выбор оптимального технологического процесса изготовления данного узла;
- выбор технических средств: оборудования, инструмента, технической и технологической документации, ТСО;
-разработка конкретных элементов: инструкционной документации, контрольных вопросов, заданий и т.д.;
- выбор дидактических средств, плакатов, инструкционной и справочной документации и т.д.;
- выбор методов актуализации знаний, методов предъявления нового материала;
- продуманы методы контроля и самоконтроля обучающихся.
Методическая разработка призвана помочь мастерам производственного обучения и преподавателям.
Применяемые развивающие технологии позволяют заинтересовать обучающихся в самом уроке и в учебно-познавательной деятельности, способствуют включению обучающихся в профессиональную деятельность без длительного «вживания», позволяет сэкономить время при объяснении нового материала и больше времени уделить творческой работе.
Методические способы способствуют формированию прочных знаний и умений, успешному ведению учебно-воспитательного процесса, повышению качества обучения, формированию профессионально значимых качеств будущих рабочих.
Список литературы
1.Технология швейных изделий : учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений [Э.К. Амирова, А.Т. Труханова, О.В. Сакулина, Б.С. Сакулин]. – 11-е изд., стере. – М.: Издательский центр «Академия», 2018 г.
2. Ермаков, А.С. Оборудование швейных предприятий: учебник для нач. проф. образования. – М.: ПрофОБрИздат,2002 г.
3. Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды: Учеб. пособие для учащихся профессиональных учебных заведений. Изд. центр «Академия», 2000 г.
Приложение 1
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
Обработка клапана
Операция | Выполнение операции | Сборочная схема |
1. Дублирование клапана | Прокладку из клеевого материала наложить на изнаночную сторону клапана из основной ткани клеевым покрытием вниз так, чтобы края прокладки не доходили до краев клапана на 4-6 мм и попадали в швы обтачивания клапана на 1-2 мм. Прокладку соединяют с клапаном с помощью утюга. | |
2. Обтачивание клапана | Клапан с подклапаном складывают лицевыми сторонами внутрь и обтачивают клапан с трех сторон со стороны подклапана, в уголках клапана производят его посадку. Ширина шва обтачивания 5-7 мм. | |
3. Вывертывание клапана, приутюживание с образованием канта | Припуски на шов обтачивания клапана подрезают до ширины 3 мм, а в уголках 1-2 мм. Клапан вывертывают на лицевую сторону, края и углы выправляют. Приутюживают клапан, образуют кант шириной 1-2 мм. | |
4. Прокладывание отделочной строчки по клапану | Прокладывают отделочную строчку по краю клапана. Ширина шва зависит от модели. | |
5. Влажно-тепловая обработка клапана | Готовый клапан приутюжить через проутюжильник. |
Приложение 2
Карта контроля качества
Тема урока: Обработка отделочного клапана
№ п/п | Рисунок | Элементы контроля |
1. | | Проверить детали кроя. |
2. | | Проверить правильность дублирования клапана |
3. | | Проверить ширину шва обтачивания клапана. |
4. | | Проверить ширину канта. |
5. | | Проверить ширину отделочного шва клапана. |
Приложение 3
Карта дефектов обработки отделочного клапана
Дефект | Причина возникновения дефекта | Способ устранения дефекта |
Неровный клапан | 1.Ошибки при проверке качества деталей кроя 2. Шов обтачивания клапана неровный | 1. Перед началом работы проверить симметричность деталей 2. Дефект неустраним |
Клеевое крепление не прочное, наличие заминов и заломов на дублированной детали | Не соблюдение температурного режима при соединении клеевой прокладки с клапаном, плохо расправленная клеевая ткань при наложении на дублируемую деталь. | Вырезать новую клеевую прокладку, наложить на дублируемую деталь, хорошо расправить, проклеить деталь, соблюдая температурный режим. Убедиться в получении неразъемного клеевого соединения |
Кант из основной детали неровный | Несоблюдение технических условий при образовании канта | Дефект неустраним |
Лишняя толщина в углах клапана | Припуск шва в углах клапана не подрезали. | Подрезать шов обтачивания на 2-3 мм |
Дырки в углах клапана | Припуски шва в углах клапана подрезали слишком много | Дефект не устраним |
Неровная отделочная строчка | Расстояние от края клапана до строчки не одинаковое | Удалить отделочную строчку и выполнить ее снова |
Ласы | Несоблюдение технических условий влажно-тепловой обработки. | Удалить паром |
Приложение 4
Карточка-задание №1
Определить каким швом обработан клапан ?
Пользуясь сборочной схемой составить последовательность обработки клапана.
Карточка-задание №2
Определить каким швом обработан клапан ?
Пользуясь сборочной схемой составить последовательность обработки клапана.
Приложение 5
Эталон ответов
Карточка – задание №1
Данный клапан обработан окантовочным швом.
–продублировать клапан;
- соединить верхний и нижний клапаны, складывая изнаночной
стороной внутрь, на расстоянии 2-3 мм от срезов;
- притачать окантовку клапана к срезам верхнего клапана, складывая
детали лицом к лицу и уравнивая срезы, шириной шва 5-7 мм.;
- обогнуть срезы окантовки и клапана, и закрепить подогнутый край
окантовки строчкой в шов притачивания окантовки;
- приутюжить клапан в готовом виде.
Карточка – задание №2
Данный клапан обработан швом с кантом.
– продублировать клапан;
- полоску из отделочной ткани заутюжить, согнув пополам изнанкой
внутрь;
- притачать кант на лицевую сторону клапана, припосаживая в углах,
швом 5-7 мм;
- сложить клапан и подклапан лицевыми сторонами внутрь и
обтачать с трех сторон в шов притачивания канта;
- вывернуть клапан на лицевую сторону и приутюжить шов обтачивания;
- проложить отделочную строчку по краю клапана;
- приутюжить готовый клапан.
Приложение 6