СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока. Рабство в Древнем Риме.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методическая разработка урока истории

в 5 классе.

Тема: «Рабство в Древнем Риме».

Пояснительная записка

Урок входит в состав программы по истории 5 класса. Тема из раздела «Древний Рим».

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока. Рабство в Древнем Риме.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»








Методическая разработка урока истории

в 5 классе.

Тема: «Рабство в Древнем Риме».




Подготовила: учитель истории и обществознания ВКК

Бархатова А.С.




Арамиль, 2022


Пояснительная записка

Урок входит в состав программы по истории 5 класса. Тема из раздела «Древний Рим».

Урок построен в классической форме, на котором предусмотрена работа в малых группах (парах), что позволяет развивать у обучающихся коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и сроить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия, умение точно выражать свои мысли, управлять поведением партнера), регулятивные УУД (действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка), познавательные УУД (выделение необходимой информации, умение структурировать знания, смысловое чтение, анализировать объекты с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи).

Методическая цель: обмен опытом с коллегами ОО по применению эффективных форм, методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности, обучающихся через применение системно-деятельностного подхода на уроках истории.

Тема урока: «Рабство в Древнем Риме».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: углубить и закрепить понятие о рабстве через выявление особенностей рабовладения в Риме

Задачи:

Образовательные: формировать у обучающихся навыки учебно-исследовательской деятельности по теме, создать условия для представления о причинах появления в Древнем Риме большого числа рабов, важнейших особенностях рабовладения, умения давать характеристику событиям и их участникам.

Развивающие: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с текстом учебника, умения выделять главное, систематизировать материал; развивать умение извлекать необходимую историческую информацию: развивать навыки работы с исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; развивать навыки работы в малой группе, планировать учебную деятельность, производить действия взаимопроверки и взаимооценки; корректировать учебную деятельность.

Воспитательные: вырабатывать у обучающихся навыки общения с одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты, выслушивать разные точки зрения, приходить к общему решению, способствовать формированию научного мировоззрения, создать условия для воспитания отрицательного отношения к рабскому положению людей; ответственности за результаты своего труда, чувства взаимопомощи, поддержки.

Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы и работы в парах. Индивидуальная работа.

Технологии: традиционная, проблемного обучения, групповое обучение, ИКТ.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности, воспитание интереса к истории как науки, осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; систематизировать учебную информацию; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности и целенаправленности при поиске нужной информации с различными историческими источниками.

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах;

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе.

умение работать по плану для достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для регуляции своей деятельности.

Предметные:  развитие умений работать с учебником, словарями, историческими источниками; овладение понятиями: раб, рабовладелец, имение, амфитеатр, гладиатор; развитие способности применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.

Информационная среда, оборудование:

  1. Обучающий фильм «Рабство в Древнем Риме »

  2. Историческая карта «Древний Рим»

  3. Карточки

Учебно-методический комплект: рабочая программа соответствует государственному образовательному стандарту и федеральному базисному учебному плану, утвержденному Министерством образования РФ. Учебно-методический комплект серии «СФЕРЫ»: В.И. Уколова, «История. Древний мир 5 класс», Просвещение

Источники информации:

  1. Обучающий фильм «Рабство в Древнем Риме»

  2. Учебник: В.И. Уколова, «История. Древний мир», Просвещение


Структура урока (ФГОС)

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Мотивирование на учебную деятельность

Настраивает на учебно-познавательную деятельность

Ученик осознает важность изучаемого материала, предстоящей учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД: готовность к уроку

2 Проверка Домашнего задания

Ребята, вспомним и повторим социально экономическую ситуацию в Древнем Риме во 2 веке до. н.э…

Задание «Закончить предложения, вставить слова по смыслу»: 1. Основным населением Италии были _______.

2.Положение крестьян ухудшалось из-за участия в _____.

3. Осуществить реформы, направленные на улучшение положения народа, попытались братья __________.

4.В 134 г. до н.э. Тиберий Гракх представил закон о ______, он предложил вернуть излишки земель, захваченных крупными землевладельцами, государству и затем разделить их между ________________.

5.Против этой реформы выступили Сенаторы и _________.

6.В Риме начались кровавые ___________.

7. Через 10 лет Гай Гракх провел закон, по которому римским беднякам хлеб должен был продаваться государством по ______________.

8. Главным направлением в деятельности Гая Гракха было создание римских колоний за пределами Италии, благодаря которым часть крестьян, покинув родину, могла получить ____________.

9.В результате своей реформаторской деятельности братья Гракхи были _______.

10. Тем не менее законы были предложены для утверждения народному ________.

(крестьяне, военные походы, Гракхи, земельная реформа, беднейшие граждане, богатейшие землевладельцы, беспорядки, низкие цены, земля, убийство, собрание)

Вспоминают и систематизируют информацию. Решают тестовые задания, проверку проводят в режиме взаимопроверки, оценивают работы по заданным критериям.

Отвечают на вопросы.

Личностные УУД: осуществление контроля, самоконтроля, продуктивное сотрудничество. Рефлексия. Коррекция.

Познавательные УУД: систематизация полученных ранее знаний по теме


3.Определение темы, целеполагание, постановка проблемы



Учитель создает игровую ситуацию неожиданности.

«Посылка из Древнего Рима»

Учитель организует фронтальную беседу по пройденному тематическому материалу.

Организует работу с дополнительными источниками исторических знаний (работа со словарем)

Открывают посылку, читают письмо Мудреца. Решают проблему: кому могли в Риме принадлежать данные вещи: плетка, цепь, ошейник.

Учащиеся отвечают на вопросы, совместно с учителем определяют тему и цель урока. Цель урока принимается обучающимися. Планируют учебную деятельность.

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности, ее мотивом и учебной работой по достижению цели.

Познавательные УУД: умение формулировать тему, цель, ставить задачи.

4.Этап открытия новых знаний.

Решение проблемы.
















































Физминутка



















5.Закрепление



Получение информации через просмотр фильма, работу с учебником и исторической картой.

Вопросы по фильму:

Вопрос

Ответ

  1. 1

Источники рабства?

1. Завоевательные походы

2. За долги

3. Дети рабов

4. Пиратство

  1. 2

Как в Древнем Риме называли рабов?

Говорящие орудия труда

  1. 3

Как к рабам относились их владельцы?

Жестоко: побои, голод,цепи, изнурительный труд

4

Как (в какой форме) рабы выражали недовольство своим положением?

Порча орудий труда, поднимали восстания, неповиновение, заговоры, побеги

  1. 5

Как называли рабов учувствовавших в кровавых боях для потехи римлян.

Гладиаторы

6

Крупнейший Римский амфитеатр

Колизей

  1. 7

Предводитель восстания гладиаторов

Спартак

9

Хронологические рамки (даты начала и конца) восстания Спартака

74-71 гг до н.э.

  1. 10

Римские полководцы, подавившие восстание Спартака

Красс, Помпей

  1. 11

Причины поражения армии Спартака

Отсутствие чёткого плана действий, предательство пиратов, неорганизованность.

Выяснение правильности и полноты заполнения таблицы.

Работа над ошибками


Вновь у нас физкультминутка

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( дети садятся за парты.)


Для систематизации знаний по теме учитель организует работу с учебником и дополнительными историческими источниками для составления кластера «Рабство в Древнем Риме»


Войны Долги Дети рабов Пираты Говорящие

орудия труда


Источники рабства Положение рабов



Рабство в Древнем Риме



Занятия рабов Формы борьбы с рабовладельцами


с/х в каменоломнях, порча восстания

на строительстве орудий

дорог и зданий труда

восстание

ремесленные домашняя гладиаторы Спартака

мастерские прислуга

причины осн результаты

события

Внимательно смотрят фильм по теме урока и заполняют таблицу, контролируют правильность и полноту заполнения.




























































Работают с текстом учебника, выделяют микротемы, анализируют, систематизирую материал, оформляют кластер

Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, выделять главное.

Регулятивные УУД: Фиксация результатов просмотра фильма, изучения текста учебника. Чтение историческую карты, анализ и умение делать делать выводы. Контроль правильности ответов. Осуществление контроля и самоконтроля. Рефлексия. Коррекция.




Познавательные УУД: умение определять понятие.

Регулятивные УУД: Контроль правильности ответов.







Регулятивные УУД: умение делать делать выводы. Контроль, коррекция.



















Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

6.Коррекция

Для коррекции знаний учитель задает вопросы (работает фронтально):

  1. Раб –это….

  2. Кто такие гладиаторы?

  3. Каковы причины распространения рабства в Древнем Риме?

  4. От чего зависело положение рабов в имении?

  5. Каким образом рабы выражали свое неповиновение?

  6. Какую особенность рабства вы увидели в Древнем Риме?

Работают с текстом параграфа. Отвечают на вопросы. Делают выводы.

7..Подведение итогов урока

Рефлексия:

Какю тему мы с вами сегодня разбирали??

Вернемся к целям урока? (Выяснить особенности рабства в Древнем Риме).

«Меня удивило на уроке……………………..» (раб=вещь=орудие труда)

А сейчас я предлагаю вам отразить на листочках свои впечатления от нашего урока для этого мы воспользуемся ручкой или фломастером.

- Если урок для вас прошел удачно, вы считаете, что активно в нем участвовали, успешно справились с заданиями и довольны собой, то возьмите фломастер и изобразите  смайл.

- Если не все задания на сегодняшнем уроке показались вам легкими, вам было немного трудно, я предлагаю вам взять фломастер и изобразить вот такой смайл .

- Если же задания сегодня оказались слишком трудными и вы считаете, что вам нужна помощь, возьмите фломастер и изобразите вот такой смайл .

- Когда вы справитесь с этим, передайте листочки мне. И у меня на память от сегодняшнего урока останется самая настоящая библиотека ваших впечатлений.

Оценивают свою работу на уроке. Проводят рефлексию.

8.Объяснение домашнего задания

Объясняет домашнее задание, разъясняет методику его выполнения, стимулирует организацию познавательной деятельности во внеурочное время. Заполнить таблицу по теме: Восстание Спартака

Причины восстания

Основные события

Результаты





Слушают рекомендации учителя, записывают домашнее задание в дневник











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!