Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Методическая разработка урока истории
в 5 классе.
Тема: «Рабство в Древнем Риме».
| Подготовила: учитель истории и обществознания ВКК Бархатова А.С. |
Арамиль, 2022
Пояснительная записка
Урок входит в состав программы по истории 5 класса. Тема из раздела «Древний Рим».
Урок построен в классической форме, на котором предусмотрена работа в малых группах (парах), что позволяет развивать у обучающихся коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и сроить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия, умение точно выражать свои мысли, управлять поведением партнера), регулятивные УУД (действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка), познавательные УУД (выделение необходимой информации, умение структурировать знания, смысловое чтение, анализировать объекты с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи).
Методическая цель: обмен опытом с коллегами ОО по применению эффективных форм, методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности, обучающихся через применение системно-деятельностного подхода на уроках истории.
Тема урока: «Рабство в Древнем Риме».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: углубить и закрепить понятие о рабстве через выявление особенностей рабовладения в Риме
Задачи:
Образовательные: формировать у обучающихся навыки учебно-исследовательской деятельности по теме, создать условия для представления о причинах появления в Древнем Риме большого числа рабов, важнейших особенностях рабовладения, умения давать характеристику событиям и их участникам.
Развивающие: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с текстом учебника, умения выделять главное, систематизировать материал; развивать умение извлекать необходимую историческую информацию: развивать навыки работы с исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; развивать навыки работы в малой группе, планировать учебную деятельность, производить действия взаимопроверки и взаимооценки; корректировать учебную деятельность.
Воспитательные: вырабатывать у обучающихся навыки общения с одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты, выслушивать разные точки зрения, приходить к общему решению, способствовать формированию научного мировоззрения, создать условия для воспитания отрицательного отношения к рабскому положению людей; ответственности за результаты своего труда, чувства взаимопомощи, поддержки.
Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы и работы в парах. Индивидуальная работа.
Технологии: традиционная, проблемного обучения, групповое обучение, ИКТ.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности, воспитание интереса к истории как науки, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; систематизировать учебную информацию; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности и целенаправленности при поиске нужной информации с различными историческими источниками.
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
умение работать по плану для достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для регуляции своей деятельности.
Предметные: развитие умений работать с учебником, словарями, историческими источниками; овладение понятиями: раб, рабовладелец, имение, амфитеатр, гладиатор; развитие способности применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.
Информационная среда, оборудование:
Обучающий фильм «Рабство в Древнем Риме »
Историческая карта «Древний Рим»
Карточки
Учебно-методический комплект: рабочая программа соответствует государственному образовательному стандарту и федеральному базисному учебному плану, утвержденному Министерством образования РФ. Учебно-методический комплект серии «СФЕРЫ»: В.И. Уколова, «История. Древний мир 5 класс», Просвещение
Источники информации:
Обучающий фильм «Рабство в Древнем Риме»
Учебник: В.И. Уколова, «История. Древний мир», Просвещение
Структура урока (ФГОС) | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Мотивирование на учебную деятельность | Настраивает на учебно-познавательную деятельность | Ученик осознает важность изучаемого материала, предстоящей учебно-познавательной деятельности | Регулятивные УУД: готовность к уроку |
2 Проверка Домашнего задания | Ребята, вспомним и повторим социально экономическую ситуацию в Древнем Риме во 2 веке до. н.э… Задание «Закончить предложения, вставить слова по смыслу»: 1. Основным населением Италии были _______. 2.Положение крестьян ухудшалось из-за участия в _____. 3. Осуществить реформы, направленные на улучшение положения народа, попытались братья __________. 4.В 134 г. до н.э. Тиберий Гракх представил закон о ______, он предложил вернуть излишки земель, захваченных крупными землевладельцами, государству и затем разделить их между ________________. 5.Против этой реформы выступили Сенаторы и _________. 6.В Риме начались кровавые ___________. 7. Через 10 лет Гай Гракх провел закон, по которому римским беднякам хлеб должен был продаваться государством по ______________. 8. Главным направлением в деятельности Гая Гракха было создание римских колоний за пределами Италии, благодаря которым часть крестьян, покинув родину, могла получить ____________. 9.В результате своей реформаторской деятельности братья Гракхи были _______. 10. Тем не менее законы были предложены для утверждения народному ________. (крестьяне, военные походы, Гракхи, земельная реформа, беднейшие граждане, богатейшие землевладельцы, беспорядки, низкие цены, земля, убийство, собрание) | Вспоминают и систематизируют информацию. Решают тестовые задания, проверку проводят в режиме взаимопроверки, оценивают работы по заданным критериям. Отвечают на вопросы. | Личностные УУД: осуществление контроля, самоконтроля, продуктивное сотрудничество. Рефлексия. Коррекция. Познавательные УУД: систематизация полученных ранее знаний по теме |
|
3.Определение темы, целеполагание, постановка проблемы | Учитель создает игровую ситуацию неожиданности. «Посылка из Древнего Рима» Учитель организует фронтальную беседу по пройденному тематическому материалу. Организует работу с дополнительными источниками исторических знаний (работа со словарем) | Открывают посылку, читают письмо Мудреца. Решают проблему: кому могли в Риме принадлежать данные вещи: плетка, цепь, ошейник. Учащиеся отвечают на вопросы, совместно с учителем определяют тему и цель урока. Цель урока принимается обучающимися. Планируют учебную деятельность. | Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности, ее мотивом и учебной работой по достижению цели. Познавательные УУД: умение формулировать тему, цель, ставить задачи. |
4.Этап открытия новых знаний. Решение проблемы. Физминутка 5.Закрепление | Получение информации через просмотр фильма, работу с учебником и исторической картой. Вопросы по фильму: № | Вопрос | Ответ | 1 | Источники рабства? | 1. Завоевательные походы 2. За долги 3. Дети рабов 4. Пиратство | 2 | Как в Древнем Риме называли рабов? | Говорящие орудия труда | 3 | Как к рабам относились их владельцы? | Жестоко: побои, голод,цепи, изнурительный труд | 4 | Как (в какой форме) рабы выражали недовольство своим положением? | Порча орудий труда, поднимали восстания, неповиновение, заговоры, побеги | 5 | Как называли рабов учувствовавших в кровавых боях для потехи римлян. | Гладиаторы | 6 | Крупнейший Римский амфитеатр | Колизей | 7 | Предводитель восстания гладиаторов | Спартак | 9 | Хронологические рамки (даты начала и конца) восстания Спартака | 74-71 гг до н.э. | 10 | Римские полководцы, подавившие восстание Спартака | Красс, Помпей | 11 | Причины поражения армии Спартака | Отсутствие чёткого плана действий, предательство пиратов, неорганизованность. | Выяснение правильности и полноты заполнения таблицы. Работа над ошибками Вновь у нас физкультминутка Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. ( дети садятся за парты.) Для систематизации знаний по теме учитель организует работу с учебником и дополнительными историческими источниками для составления кластера «Рабство в Древнем Риме» Войны Долги Дети рабов Пираты Говорящие орудия труда Источники рабства Положение рабов Рабство в Древнем Риме Занятия рабов Формы борьбы с рабовладельцами с/х в каменоломнях, порча восстания на строительстве орудий дорог и зданий труда восстание ремесленные домашняя гладиаторы Спартака мастерские прислуга причины осн результаты события | Внимательно смотрят фильм по теме урока и заполняют таблицу, контролируют правильность и полноту заполнения. Работают с текстом учебника, выделяют микротемы, анализируют, систематизирую материал, оформляют кластер | Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, выделять главное. Регулятивные УУД: Фиксация результатов просмотра фильма, изучения текста учебника. Чтение историческую карты, анализ и умение делать делать выводы. Контроль правильности ответов. Осуществление контроля и самоконтроля. Рефлексия. Коррекция. |
| | | Познавательные УУД: умение определять понятие. Регулятивные УУД: Контроль правильности ответов. Регулятивные УУД: умение делать делать выводы. Контроль, коррекция. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы. |
6.Коррекция | Для коррекции знаний учитель задает вопросы (работает фронтально): Раб –это…. Кто такие гладиаторы? Каковы причины распространения рабства в Древнем Риме? От чего зависело положение рабов в имении? Каким образом рабы выражали свое неповиновение? Какую особенность рабства вы увидели в Древнем Риме? | Работают с текстом параграфа. Отвечают на вопросы. Делают выводы. |
7..Подведение итогов урока | Рефлексия: Какю тему мы с вами сегодня разбирали?? Вернемся к целям урока? (Выяснить особенности рабства в Древнем Риме). «Меня удивило на уроке……………………..» (раб=вещь=орудие труда) А сейчас я предлагаю вам отразить на листочках свои впечатления от нашего урока для этого мы воспользуемся ручкой или фломастером. - Если урок для вас прошел удачно, вы считаете, что активно в нем участвовали, успешно справились с заданиями и довольны собой, то возьмите фломастер и изобразите смайл. - Если не все задания на сегодняшнем уроке показались вам легкими, вам было немного трудно, я предлагаю вам взять фломастер и изобразить вот такой смайл . - Если же задания сегодня оказались слишком трудными и вы считаете, что вам нужна помощь, возьмите фломастер и изобразите вот такой смайл . - Когда вы справитесь с этим, передайте листочки мне. И у меня на память от сегодняшнего урока останется самая настоящая библиотека ваших впечатлений. | Оценивают свою работу на уроке. Проводят рефлексию. |
8.Объяснение домашнего задания | Объясняет домашнее задание, разъясняет методику его выполнения, стимулирует организацию познавательной деятельности во внеурочное время. Заполнить таблицу по теме: Восстание Спартака Причины восстания | Основные события | Результаты | | | | | Слушают рекомендации учителя, записывают домашнее задание в дневник |