СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА "Растения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА "Растения"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 
ТЕМА: «Растения» 

Содержание:

Введение

Описание урока

Технологическая карта

Используемые методы

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)закрепил в портрете выпускника начальной школы такие качества, каклюбознательность, активное и заинтересованное познание мира; владениеосновами умения учиться, способность к организации собственной деятельности. С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей.  Самая главная задача — наметить образовательный маршрут для своего подопечного,  лежит на плечах учителя.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не  проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение,  отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.









Описание урока

Тема урока: "Растения"

Тип урока:урок систематизации и обобщения полученных знаний.

Методы и приёмы обучения: словесный, практический, репродуктивный, частично-поисковый, приёмы кластера.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений, о строении растений и условиях их развитии, продолжить развитие умения выделять существенные признаки.

Задачи:

Образовательные:
-
 обобщить знания о условиях развития растений, их группах и строении;
- формирование способности к полноценному восприятию полученных знаний;

Развивающие:
- совершенствовать навык самостоятельного, правильного и осознанного предоставления информации;
- развивать познавательный интерес, монологическую речь учащихся и умение правильно делать выводы;
- развивать навыки самостоятельного поиска информации.

Воспитательные:
- воспитывать культуру общения в коллективе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе



Формируемые УУД:

Личностные:

  • способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию растениям, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни.

Регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия, проведение самопроверки и взаимопроверки работ, оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чем сложность выполнения.

Познавательные:

  • выделять условия дляпоявление жизни на земле, классифицировать растения по разным параметрам, группировать предметы по общему признаку, самостоятельно делать простые выводы.

Коммуникативные:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • повторение классификаций растений;

  • умение различать группы растений по их существенным признакам;

  • ученик учится самостоятельно искать информацию, анализировать ее и вычленять из нее главное, грамотно преподносить найденную информацию товарищам; учится строить понятные для всех высказывания;

Метапредметные:

  • ученик принимает и сохраняет учебную задачу, осуществляет поиск необходимой информации;

  • учится слушать и слышать одноклассников;

  • совершенствуются умения использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

  • развивается познавательный интерес, речь.

Личностные:

  • формирование основ экологической культуры;

  • применит знания в совместной учебной деятельности;

  • формируется положительная мотивация к бережному отношению к окружающей среде.

Оборудование:

  • Презентация;

  • ТСО: мультимедиапроектор, компьютер;

  • Карточки для индивидуальной работы;

  • Куб;

  • Схема для кластера.




Технологическая карта


Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Содержание материалов урока или № приложения

Время


I. Организация класса


1.Организационный момент.

 

- Здравствуйте, ребята!

- Сейчас урок окружающего мира. Сегодня будет необычный урок. Мы с вами будем учится играя. И в этом нам поможет куб, но он необычный, каждая грань имеет свое название и задание, которое требуется выполнить. (слайд 1)

- Начинаем наш урок.



Эмоциональный настрой на урок



Слушают






Регулятивные:

-организация рабочего места под руководством учителя; саморегуляция эмоционального и функционального состояний; целеполагание;


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.







1 мин




















II. Самоопределение к деятельности




1. Выведение темы урока.























.

- И первая грань под названием «обобщите».(слайд 2)

- Задание представлено в виде игры «Доскажи словечко».(слайд 3)

- Ну и платье: Сплошь иголки,
Его носят только…


-Верите – не верите, мы родом из Америки. В сказке – мы синьоры, на грядке …


-Она весну встречает – сережки надевает. Накинута на спинку зеленая косынка. А платьице в полосу. Ты узнаешь …?


- Что объединяет эти понятия?

- Как вы думаете, как будет звучать тема урока?

- Что по данной теме мы уже должны знать?

- Что должны уметь? (слайд 4)






Подведение итогов: объявление темы и целей урока.



Ответы детей





Ёлка


Помидоры


Березку


-Это все растения.
- Тема урока «Растения».
- По данной теме мы знаем классификацию растений и их строение.
- Умеем различать растения разных групп


Познавательные:

умение на основе анализа объектов делать выводы.









Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.







Регулятивные:

умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;







3 мин































III. Обобщение и систематизация полученных знаний
















1. Актуализация знаний




























2. Работа с кластером
































3.Викторина







































4. Выступление детей с сообщениями.




















5. Работа с понятиями








1. Выполнение задания 2 грани.

- Переходим к выполнению задания 2 грани, которая называется «Аргументируйте» (слайд 5)

- Ваша задача ответить на вопрос «Какие особые условия на нашей планете способствовали появлению жизни на Земле»? (слайд 6)


Вспомогательные вопросы:

- Что есть на нашей планете, чего нет на других?

- Где находится наша планета в космическом пространстве и что это дает?

- Чему способствует наклон оси Земли?

- Без какого процесса не было бы жизни ?

Вывод: Таким образом в создании жизни участвовали все оболочки Земли – литосфера, гидросфера, атмосфера, а также тепло и свет Солнца.


2. Выполнение заданий 3 грани

- Переходим к 3 грани «ассоциируйте» (слайд 7)

- Задание звучит так «Составьте кластер на тему растения»

- У каждого на столе лежит схема, вам надо ее заполнить.

- В центре располагается тема, а от темы основные понятия в нашем случае группы на которые можно разделить растения.



Вспомогательные вопросы.

- 1-4 размножаются спорами.

- У этой группы растений вместо листьев иголки.

- Строение этих растений: корень, стебель, листья, цветок, плод.

-Последние две группы можно разделить на подгруппы по наличию или отсутствию стебля.(слайд 8)


Вывод: С помощью кластера, мы показали на какие группы можно разделить растения.




3.Выполнение задания 4 грани.

- 4 грань называется «Спросите». (слайд 9)

- А задание представлено в виде викторины. Разделимся на 3 команды по рядам. Какой ряд будет самым активным, та команда и победила.

- Слушаем внимательно. Викторина начинается (слайд 10)

1. Лист, стебель, корень, цветок – все это…

2. Какие растения очень чутко реагируют на загрязнение воздуха и при сильном загрязнении погибают?

3. Хвойное растение, которое каждую осень сбрасывает пучки мягкой хвои называется?

4. Растения, выращиваемые человеком, называются?

5. Каким одним словом называют плоды садовых деревьев?

6. Сильно разросшиеся съедобный корень культурных растений называют?

7. Подземный орган растения это?


Подведение итогов викторины.




4. Выполнение заданий 5 грани.

- Мы переходим к 5 грани «опишите – удивите». (слайд 11)

- К этому заданию вы готовились дома. Необходимо было подготовить сообщение на тему «удивительное растение». Предоставим возможность выступить, тем кто подготовил сообщение. (слайд 12,13,14)


Обратная связь: О каких удивительных растения вы узнали?

Вывод: Какие растения вам понравились и почему?




5. Соотнесение понятий.

- У нас осталась последняя грань под названием «соотнесите-определите» (слайд 15)

- У каждого на столе лежат карточки, где в 2 столбика написаны понятия. Ваша задача к названиям растений, расположенных в 1 столбике, подобрать подходящие понятия. Выполняем самостоятельно (слайд 16)


- Проверим, как вы справились. Возьмите в руки карандаши, чтобы можно было исправить. Как вы соединили? (слайд 16)


Вывод: к одному растению можно подобрать несколько понятий.



1.Учащиеся выдвигают самостоятельно свои версии, если не справляются, учитель задаёт вспомогательные вопросы.


Ответы детей







Ответы детей






Слушают








2.Слушают объяснение задания. Учащиеся выдвигают самостоятельно свои версии, записывают на карточке, если не справляются, учитель задаёт вспомогательные вопросы.


Самостоятельная работа



Совместное обсуждение и самопроверка






Ответы детей





Слушают





3. Слушают объяснение задания.









Ответы детей



1.Органы


2. мхи и лишайники



3. лиственница




4. культурное


5. фрукты



6. корнеплодами



7. корень



Слушают





4.Слушают объяснение задания




Выступление с сообщениями:


1.Баобаб

2.Внерина мухоловка

3.Нефритовая лоза




Ответы детей



Ответы детей





5. Учащиеся слушают задание.






Самостоятельная работа






Совместное обсуждение и самопроверка.


Слушают

Регулятивные:

умение следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;

проведение самопроверки.















Коммуникативные:

умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; умеет участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;








Познавательные:

умение группировать предметы по общему признаку.













Личностные:

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуации












Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.













Личностные:

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


















Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации из различных источников.





Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.









Регулятивные:

умение следовать при выполнении заданий инструкциям учителя







Коммуникативные:

умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; умеет участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;













Приложение 1























Приложение 2


3 мин





























9 мин

































4 мин






































10 мин






















6 мин










IV. Этап рефлексии.


Рефлексия.

Тема урока…
Мне понравилось больше всего…
Я узнал нового…

Мне было трудно...

- Продолжите эти фразы.(слайд 17)

Ответы детей

Регулятивные:

умение оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чем сложность выполнения.

2 мин


V. Итог урока


Оценки за урок

Анализ работы

Слушают



2 мин







Используемые методы и формы работы

Этапы

Работы

Форма работы

Методы и приёмы

I

Организациякласса

Фронтальная

Информационный

(мотивация на положительный настрой)

II

Самоопределение к деятельности

Фронтальная

Частично-поисковый;


III

Обобщение и систематизация полученных знаний

Фронтальная;

Индивидуальная;

Групповая

Информационный;

Словесный; Практический;

Прием кластера; Репродуктивный


IV

Рефлексия

Фронтальная

Словесный


V

Итог урока

Фронтальная

Информационный










Заключение

Переход на ФГОС потребовал серьёзных изменений на начальной ступени образования в содержании образовательного процесса, организации школьной жизни, в деятельности учителя. Успех реализации стандартов в большей степени зависит от учителя. Педагог из руководителя должен превратиться в организатора творческой деятельности детей. Необходимо выходить за рамки своего предмета, задумываясь о развитии личности ребёнка, необходимости формирования УУД, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.  И сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.



Список литературы

  1. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – 368 с.: ил.

  2. Учебник: “Окружающий мир”. Ч. 2 /Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков – Издательский дом «Федоров». 2011.;


Приложение

Приложение 1



3 грань – «ассоциируйте»

































Приложение 2





6 грань – «соотнесите-определите»



Укроп Живая природа

Огурец Дерево

Груша Кустарник

Дуб Травянистое растение

Редис Дикорастущие растения

Малина Культурное растение






















Приложение 3


6 грань «соотнеси-определи»






1 грань «обобщите»

2 грань «аргументируйте»

3 грань «ассоциируйте»

4 грань «спросите»

5 грань «опишите-удивите»






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!