СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе «Изложение с изменением лица по тексту Г.А. Скребицкого "Хитрый заяц"»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе «Изложение с изменением лица по тексту Г.А. Скребицкого "Хитрый заяц"»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе «Изложение с изменением лица по тексту Г.А. Скребицкого "Хитрый заяц"»»

РУССКИЙ ЯЗЫК

5 класс


УМК Ладыженская, 2018


Тема: Изложение с изменением лица по тексту Г.А. Скребицкого «Хитрый заяц» (упр. 70)

урок развития речи


Цель: знать признаки текста (тема, основная мысль, строение текста);

уметь работать с текстом, определять основные части текста, составлять письменный пересказ (изложение) текста с опорой на предложенный план.

познакомить с биографией и творчеством писателя-натуралиста Г.А. Скребицкого.

Оборуд-е: портрет писателя, выставка книг писателя, иллюстрация к рассказу «Хитрый заяц» (заяц на пеньке)


ХОД УРОКА


I. Организационный момент

Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности.


Подготовить: тетрадь для работ по развитию речи, черновик


II. Целеполагание

Создание проблемной ситуации. Вызов. Мотивация. Тема, цели и задачи урока.


– Что такое изложение? пересказ текста

– Какие виды изложений мы знаем? сжатое, подробное; выборочное, с дополнительным заданием, с изменением лица и пр.

– Что такое подробное изложение? последовательный, точный, подробный пересказ текста, важно раскрыть тему и основную мысль, постараться сохранить языковые особенности

– Что такое изложение с изменением лица? заменить форму 1го лица на форму 3го лица; пересказ с точки зрения наблюдателя, а не участника

– Зачем (с какой целью) мы пишем изложения? развитие речи; искусство слова очень сложно и многообразно, самостоятельно постичь его почти невозможно, обязательно нужны разборы образцовых текстов


– Сегодня нам предстоит подготовиться к написанию изложения от 3го лица.


Дата

Изложение

III. Основной этап урока

Открытие «нового» знания


– Рассказ, с которым мы будем работать, написал Георгий Алексеевич Скребицкий.


Слово о писателе


Живая природа и чудесная сказка

слились в моей душе воедино…

Г.А. Скребицкий


Скребицкий Георгий Алексеевич (1903-1964) – известный советский писатель-натуралист, удивительно точно передавал красоту средней полосы России, повадки разнообразных жителей леса. Его книги пользовались большой популярностью и в нашей, и во многих зарубежных странах, будучи переведенными на многие иностранные языки.

Родился Георгий Алексеевич в 1903 году в Москве, в приюте. В 4 года его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая, а его приемным отцом чуть позже стал Алексей Михайлович Полилов. Мальчик был окружён заботой и любовью.

Детские годы будущего писателя прошли в небольшом городке Чернь Тульской губернии. Отец, Алексей Михайлович Полилов, работал в местной больнице врачом, был страстным охотником и рыболовом – человеком, который любил, знал и понимал природу. Эту любовь он сумел передать приёмному сыну. Георгий Алексеевич любил ходить в лес или на речку, воображать себя путешественником, любил наблюдать за животными, а в доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки…

Будучи взрослым, Скребицкий много путешествовал с ружьем и удочкой, но его охотничьи трофеи обычно были скромными. Зато из поездок он привозил массу впечатлений, которые в последствии легли в основу его произведений.

Первый рассказ Скребицкого «Ушан» появился, когда ему было 37 лет. Это история о маленьком зайке, которого подобрал в лесу мальчик Юра. Жаль ему стало, что может замёрзнуть бедняга. Быстро подружился зайка с другими обитателями дома: собакой Джеком и котом Иванычем.

Самые известные произведения писателя: «С ружьём и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Весёлые ручьи», «Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок».


– Предлагаю познакомиться с одним интересным случаем, который произошел с писателем на охоте (§14, упр. 70, стр. 34).

Отрывок из рассказа «Смышленый зверек» из сборника «Рассказы охотника»





Работа с текстом

Первичное чтение

Раз со мной на охоте произошел такой случай.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.


Беседа по содержанию

– О ком и чём говорится в тексте? о зайце (тема текста) и о хитрости зайца (основная мысль текста)

– Почему собаки не смогли выгнать зайца? заяц притаился на верхушке высокого пня

– Как автор относится к зайцу?  Какие слова помогают понять его отношения к зайцу? глазёнки, зверька (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

– Почему автору стыдно стало убивать зайца – опустил ружье и отозвал гончих? в глазах зайца читалась мольба, просьба не убивать; заяц доверился человеку, поверил в его доброту, охотник сжалился…

«Пускай живет, зайчат уму-разуму учит»

– Чему учит рассказ? любить природу, быть добрыми и чуткими, внимательно относиться ко всем живым существам

– Какое из перечисленных названий ярче всего отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц»? «Хитрый заяц»


Хитрый заяц


Языковой анализ текста

– Проследите, какие слова, словосочетания, предложения использует автор, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось на охоте?

«Раз со мной на охоте произошел такой случай» однажды, как-то

«Отправился я на охоту за зайцами» вместо «За зайцами на охоту я отправился» такой порядок слов подчеркивает, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем

«Я стал на дорожке и жду» в конце предложения, подчеркивается состояние ожидания

«Подождал, подождал я и пошел» повтор слов говорит о длительности ожидания

– Какие глаголы употребил автор, «рисуя» действия собак? нашли, погнали, гоняют, носятся, нюхают, не разберутся, искать

– Какие предложения передают растерянность, недоумение охотника? Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?

– Какие глаголы использует автор, чтобы описать действия зайца? не выбегает, спрятаться, притаился, впились, просят


Составление плана. Пересказ

Удачно составленный план отражает основное содержание текста, последовательность событий.

– На сколько смысловых частей можно разделить текст? 4 части


1 часть

Раз со мной на охоте произошел такой случай.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.


– Куда отправился рассказчик? За кем? на охоту, за зайцами

– Как вы думаете, чего он ждал? когда гончие поймают зайца 

– Как можно озаглавить часть? На охоту за зайцами


План:

1. На охоту за зайцами


– Назовите опорные слова? однажды, произошел случай, отправился на охоту, собаки погнали зайца, встал и жду; погнать ­­­­– начать преследовать

– Перескажите 1 часть.

2 часть

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?


– Что делают гончие? Где? собаки гоняют зайца по лесной вырубке (вырубка – место, где вырублен лес, много пней вокруг)

– А что делает заяц? всё не выбегает

– Куда же девался заяц? рассказчик пошел на поляну посмотреть, в чем дело

– Куда зайцу на поляне спрятаться?

– Как можно озаглавить часть? Заяц пропал


2. Заяц пропал


– Назовите опорные слова? гоняют, по лесной вырубке, куда девался не выбегает, носятся собаки, нюхают, никак не разберутся

– Перескажите 2 часть.


3 часть

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»


– Куда вышел рассказчик? на середину поляны

– Что он сделал? посмотрел в сторону и замер (замереть – стоять без движений)

– Рассмотрим иллюстрацию к сказке (заяц).

– Как вел себя заяц? притаился (притаиться – спрятаться или укрыться, стараясь остаться незамеченным)

– О чём просили глазёнки зайца? «Не выдавай меня собакам!» («Глазенки так и впились в меня» = пристально смотреть, не отрывая взгляд)

– Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к словам глянул, притаился посмотрел; спрятался, замер, притих

– Предложение с прямой речью, обратите внимание на постановку знаков препинания. А: «П!»

– Как можно озаглавить часть? «Не выдавай меня!»


3. «Не выдавай меня!»


– Назовите опорные слова? вышел, посмотрел и замер, притаился заяц, глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»

– Перескажите 3 часть.


4 часть

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.


– Какое чувство испытал рассказчик? чувство стыда

– Что сделал рассказчик? опустил ружьё и отозвал гончих (гончая – охотничья собака особой породы)

– Как продолжилась охота? пошли искать других зайцев

– Какую оценку дал рассказчик зайцу? заяц сдал экзамен на хитрость (экзамен – испытание, проверка; «экзамен на хитрость сдал» = показать свою сообразительность), пускай зайчат уму-разуму учит («уму-разуму учит» = передать жизненный опыт)

– Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц? этот

– Как можно озаглавить часть? Экзамен на хитрость сдан


4. Экзамен на хитрость сдан


– Назовите опорные слова? стыдно стало убивать, опустил ружье, отозвал гончих, пошли искать, этот экзамен сдал, уму-разуму учит

– Перескажите 4 часть.


IV. Физминутка


Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенёк

Всех построил по порядку,

стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

(руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)

(прыжки вперёд – назад)









VI. Контроль усвоения знаний


Пересказ текста по плану с опорными словами с изменением лица

– От чьего лица ведётся повествование? от 1 лица: охотник, автор рассказа, рассказчик; обратить внимание: необходимо заменить местоимения на существительные + другие выражения/слова (по смыслу)


Написание изложения (черновики), самоконтроль

Однажды с рассказчиком произошёл на охоте интересный случай. Отправился он в лес за зайцами. Через некоторое время гончие нашли зайца и погнали его. Охотник стал на дорожке и ждет.

Гоняют собаки зайца по лесной вырубке, а он всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал охотник и пошёл на полянку посмотреть, что случилось. Глядит: носятся его собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак не могут в заячьих следах разобраться. Куда зверек спрятался?

Вышел охотник на середину полянки и сам не может понять. Потом случайно глянул в сторону и замер. В нескольких шагах от него, на верхушке высокого пня, притаился заяц, смотрит на него пристально, будто просит: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно стало охотнику убивать зверька. Опустил он ружьё, отозвал гончих. Пошли они других зайцев искать, а этот заяц экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, других зайчат уму-разуму учит.


VII. Рефлексия


– Чему учились на уроке?

– Что нового узнали?

– Все ли удалось?

Пусть это изложение всегда напоминает нам, что к созданию творческих работ надо относиться серьёзно, учиться у писателей грамотно и красиво излагать свои мысли, пересказывать текст.


VIII. Домашнее задание

§14, упр. 70 (написать изложение от 3-го лица)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!