СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока: "Роль образования в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данной теме: "Роль образования в жизни человека" дополнительно можно поговорить с учащимися об истории образования. Например - "О древнерусских школах и учителях".;

Познакомить с алгоритмом успешной учёбы, мнемотехникой, пословицами и поговорками об учении. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: "Роль образования в жизни человека"»

Методическая разработка урока по теме

«Роль образования в жизни человека» по обществознанию в 5 классе

Учитель истории и обществознания: Шило Жанна Вячеславовна


Цели: познакомить с системой современного школьного образования; показать различия современной школы и старой русской, роль знаний в формировании личности; объяснить смысл получения образования; дать представление о сложности процесса передачи знаний и их восприятия; раскрыть значение понятий образование, школа, алгоритм.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся характеризовать систему образования РФ; сравнивать социальные объекты, определяя их общие черты и различия; находить нужную социальную информацию разного типа; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определение понятий; личностные УУД: формирование мотивации к активному учению; осознание необходимости получения достойного образования.

Оборудование: карточки с заданиями

Тип урока: ознакомление с новым материалом

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно – целевой этап

Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Начало урока – играет музыка “Чему учат в школе?”


Учитель: Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок. Правильно, школе.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Организует беседу по вопросам:

-Кто из вас помнит первый день в школе?

-Какое у тебя было настроение?

Кто такой школьник?

- Что его отличает от других?

-Кого бы ты назвал хорошим учеником?

Тема нашего урока: «Роль образования в жизни человека».


План урока

1.Школьное образование

2.О чем рассказала бабушка

3.Чему учит школа сегодня

4.Учись учиться

Проблемные вопросы.

- Почему успешная учеба в школе важна не только для вас самих, но и для общества?

- Кого бы вы назвали хорошим учеником?


III. Работа по теме урока

Часть жизни человека проходит в школе. И очень важно понять для себя: это потраченные в пустую годы или же, наоборот, полезные, дающие личности старт? Поговорим об этом на нашем уроке.


1. Школьное образование

Школа – это дорога в большой мир, именно школа помогает вам приобрести новые знания.

- Предлагаю послушать притчу.

Путники ночевали в заброшенном оазисе. Водоём высох, но в оазисе была старая хижина и несколько пальм. Утром проводник с верблюдами и товарами исчез. Старик спокойно встретил новость, а купец негодовал:

- Подлец украл всё. Тебе лучше, старик. У тебя не было товаров, только мешок с едой. Даже его забрал вор.

- У меня есть знания. Знание – сокровище, которое всюду следует за тем, кто им обладает. – заметил старик

- Что толку в знаниях?! Мы умрём в пустыне без воды. – сердился купец.

- В оазисе мы запасем воду и настигнем вора в городе за пустыней. – сказал старик.

- Ты видишь воду в этом сухом водоеме? – съязвил купец.

Старик молча вынес из хижины большое стеклянное блюдо и чашку. Затем он выкопал в песке узкую яму глубиной полметра, положил на дно ямы чашку и накрыл яму блюдом. К изумлению купца, в чашку стала капать вода со дна блюда.

- Песок внутри влажный. Солнце светит сквозь стекло и выпаривает влагу из стенок ямы. Она оседает на блюде и стекает в чашку. – объяснил старик.

Затем старик срезал полый стебель сухого тростника. Он воткнул стебель в дно водоёма и стал его сосать. Вскоре из стебля показалась вода.

- На дне водоёма вода прячется на маленькой глубине. – объяснил старик удивлённому купцу.

Пока они шли через пустыню, старик добывал воду отовсюду: из кактуса и камня, из росы и верблюжьей колючки.

Когда путники дошли до города и настигли вора, купец дал старику денег и сказал:

- Знание – сокровище, которое всюду следует за тем, кто им обладает.

(А. Лопатина, М. Скребцова «притчи для детей и взрослых»)


- Приведите примеры из жизни, доказывающие, что знание – сокровище.

- Откуда люди могут черпать знания?

- Какие качества характера помогают человеку приобретать знания?

- Что ещё в жизни, кроме знаний, можно назвать сокровищем?

(Ответы учеников.)

Согласно Закону «Об образовании в РФ» в нашей стране установлены следующие ступени общего образования:

  1. Дошкольное образование;

  2. Начальное общее образование;

  3. Основное общее образование;

  4. Среднее общее образование.

Какие ступени школьного образования вы уже преодолели и чему научились?

(Ответы учеников.)

Согласно Конституции в нашей стране основное общее образование (9 классов) является обязательным для всех.

- Совсем недавно вы стали учениками основной школы. Что нового появилось у вас в вашей школьной жизни?

- Нравятся ли вам перемены?

(Ответы учеников.) Уверена, что уже с первых дней учебы в 5 классе вы начали понимать, насколько

интересно и одновременно непросто постигать новые науки.

Проблемный вопрос. Но только ли новые знания приобретает человек в школе? Выскажите свои предположения.

(Ответы учеников.)

- Рассмотрите схему на с.51 учебника. Какие ступени образования на ней отражены?

- На основе знаний об образовании в РФ и личного опыта вашей семьи дайте характеристику этих ступеней образования.

(Проверка выполнения задания.)

- А какие ассоциации возникают у вас при слове образование?

(Ученики отвечают, а учитель записывает ассоциации на доске, после чего ранжирует их по степени значимость.)

Таким образом, образование – это непрерывный процесс, который продолжается в течении всей жизни. Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего мира, меняя профессию, род занятий, мы всю жизнь обновляем свои знания и умения, совершенствуя себя как личность, чтобы соответствовать требованиям быстро меняющегося мира


2.О чем рассказывала бабушка

- Однако такая система образования была не всегда. Интересно ли вам заглянуть в прошлое?

1)Изучаем и анализируем иллюстрацию учебника на с. 53 учебника.

Как работать с иллюстрацией

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию.

  2. Опишите, что вы видите на ней. Сначала опишите, что изображено на переднем плане, затем – что на заднем.

  3. Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали.

  4. Определите, правдиво ли это изображение.

  5. Предположите, в чем ценность информации, которую несет в себе данная иллюстрация.

2)Изучаем дополнительные материалы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛ

О древнерусских школах и учителях


Принятие христианства (988 г.) имело огромное значение для развития образования. Даже если до официального принятия христианства у славян существовали школы, то с его принятием кардинально изменились их цели, содержание, методы, отношения между учителями и учениками.

Образование в это время складывается в определённую систему, которая включает в себя:

  • Начальные школы (ученье грамоте);

  • Школы, дающие более высокий уровень образования: княжеские и монастырские (ученье книжное)

  • Высшие школы (училища).

Начальные школы открывались при церквях. С XII в. на Руси начинают работать мастера грамоты, которые обучают вне церкви. В школах книжного учения главным предметом была грамматика, здесь учили правильному чтению и пониманию текста, анализу речи.

Методика преподавания состояла в том, что учитель читал и толковал текст, задавая ученикам вопросы, цель которых заключалась в том, чтобы обнаружить скрытый смысл текста.

Не меньше значение придавалось риторике, поскольку умение правильно и красиво говорить было необходимо и священникам и государственным деятелям.

И завершалось обучения знакомством с философией – наукой о мудрости, которая была связана с богословием. Кроме этих предметов, видимо, в отдельных школах изучались (или читались) сборники поучений (например, «Пчела»), право («Русская Правда»), история («Повесть временных лет»), литературные произведения и т.д.

В этих школах учили иностранным языкам, прежде всего древнегреческому и латинскому. Кроме того, в древнерусских источниках упоминается о людях, знавших другие языки: Сирийский, древнееврейский, живые языки соседних народов.

Вполне возможно, что в этих школах учили и арифметике, счету на абаке(древнем счетном приборе). Первоначальное содержание обучения включало в себя письмо: вначале по образцам учились писать на навощенных дощечках (церах), а затем на бересте. Также обучались пению, которое являлось излюбленным занятием наших предков

Термин школа отсутствовал. От глагола учить образуется более удобный термин училище.

Вся училищная дисциплина была основана на евангельской кротости и любви. Учителю запрещалось принимать строгие меры и впадать в ярость. Это обстоятельство имеет для нас важность не только потому, что показывает дух, господствующий в древнерусских школах, но и потому, что оно резко отличает их от монастырских школ, , существовавших в то же время на Западе, где жестокие наказания были непременным условием обучения.

В системе древнерусского обучения важнейшая роль отводилась учителю. От его знаний и умений, от силы его личности зависел успех труда учеников. И учение, и воспитание требовали примера: поведение учителя, все его действия являлись для учеников примером для подражания.

Слово учитель в древнерусской литературе употреблялось в его высшем значении – наставник на жизненном пути, человек, проповедующий учение. А термин мастер грамоты (или просто мастер) применялся к людям, профессионально занимавшимся обучением детей грамоте. Мастера грамоты были выходцами из непривилегированных слоёв общества.

В Древней Руси существовала традиция дарить учителю в конце года горшок каши. В этом символическом подношении выражались благодарность родителей и их уважение.

Вопросы:

- Когда зародилась русская педагогика?

- Какая система образования сложилась на Руси с принятием христианства?

- Какие предметы изучались на разных ступенях образования?

- Как проходило обучение?

- Что вы узнали о термине школа?

- Какую роль в процессе обучения играл учитель в истории Древней Руси?


3.Чему учит школа сегодня

Итак, мы с вами совершили экскурсию в старые школы. А теперь пришла пора поговорить о современных образовательных учреждениях.

- Самостоятельная работа с текстом учебника на с. 54-55, заполните схемы


Современная школа – это…

(отличие от школы, существовавшей в прежние времена)













- Существует множество пословиц и поговорок об учении.

- Объясните, какие из них, с вашей точки зрения, подходят для современной школы, а какие устарели и почему.

  • Азбука – наука, а ребятам мука.

  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

  • Без палки нет учения.

  • Повторение – мать учения.

  • Ученье – свет, а не ученье – тьма.

  • Кто много знает, с того много и спрашивается.

(проверка выполненного задания)

Ещё в глубокой древности китайские философы Сунь-Цзи говорил: «Совершенный человек учиться так: всё, что воспринимает его слух, он откладывает в сердце.»

- Как вы понимаете это выражение?

(ответы учеников.)

- какова, на ваш взгляд, роль школы воспитания детей?

(по ходу обсуждения учитель записывает ответы учеников на доске.)

Роль школы в воспитании детей:

  • Развивается самостоятельность;

  • Развивает независимость

  • Воспитывает смелость мышления;

  • Учит отстаивать свои убеждения;

  • Воспитывает такие качества как чувства товарищества, самокритичность, требовательность к себе и другим;

  • Показывает положительные примеры честности, принципиальности, достоинства;

  • Воспитывает уважение к старшим;

  • Прививает культуру поведения;

  • Даёт уроки этикета;

  • Показывает права и обязанности людей;

  • Помогает усваивать нравственные законы общества.


4.Учись учиться

- Как вы считаете, что имел ввиду учёный Фредерик Уинслоу Тейлор, произнося фразу: «Сегодня надо работать умнее, а не усерднее.»?

Согласны вы с ним?

(ответы учеников.)

- Прочитайте вслух текст «учись учиться » на с. 55-57 учебника и ответь на вопросы.

- Почему ваша школьная оценка – это результат вашего труда?

- В чем вы видите причины школьных неудач?

- Как вы поступаете в таких случаях?

- Что вы чувствуйте, когда после приложенных усилий добиваетесь хорошего результата?

(ответы учеников.)

Рассмотрите внимательно иллюстрации на с. 56 учебника. Можно ли сказать, что изображенные на ней школьники правильно организуют свой труд?

- Какие ошибки были сделаны этими учениками?

- К чему это может привести?

(ответы учеников.)

Главный смысл обучения заключается в приобретении самого умения учиться. Если вы умеете учиться, то на любом этапе жизни, в любой ситуации вы сможете освоить что-то новое, полезное для себя, то, что поможет вам решать различные проблемы, делать правильный выбор и т.д.


Алгоритм успешной учебы

  1. Придумать несколько стимулов и записать их на большом листе бумаги, красиво оформить плакат. Например: «Я буду учиться хорошо по всем предметам и добьюсь в жизни успеха.»

  2. Составить список самых сложных дисциплин и тем, выделить время на их изучение и повторение.

  3. Составит распорядок дня, поместить его на видном месте и всегда следовать ему.

  4. Распределять нагрузки разумно, делать перерывы, менять вид деятельности: например, изучаем сначала физику, потом русский язык, а затем выполняем задания по алгебре

  5. Не оставлять пробелов, не пропускать темы.

  6. Всегда заниматься самостоятельно, вникать в материал.

  7. Задавать вопросы учителю, если что-то не понятно на уроке.

  8. Создать собственный сборник полезных материалов: писать краткие конспекты, чертить схемы с примерами.

  9. Не забывать награждать себя за успехи: отдыхать, заниматься любимым делом.

Всегда придерживайтесь этих рекомендаций. Также полезно овладеть специальными приёмами запоминании материала, например мнемотехникой.

Всем нам хорошо известен приём мнемотехники, используемый для запоминания цветов радуги по порядку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.» первая буква в каждого слова в этой фразе является начальной буквой названия цвета:

  • К – красный

  • О – оранжевый

  • Ж – жёлтый

  • З – зелёный

  • Г – голубой

  • С – синий

  • Ф – фиолетовый

- Послушайте ещё одно выражение, которое вам пригодится в процессе обучения: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку»(падежи русского языка: Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)


4.Подведение итогов урока

Недавно в одной из школ ваши ровесники, пятиклассники, обсуждали вопрос: для чего нужна школа сегодня?

- Как на этот вопрос ответите вы?

- Как вы понимаете пословицу: «Учиться – одно, научиться - другое»?

- Что сегодня означает словосочетание остаться неграмотным?

- Объясните смысл русской пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек - знанием»

(ответы учеников.)

Домашнее задание:

  1. Прочитать § 6 учебника

  2. Подготовить презентацию на тему «Наш класс»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!