Добрый день, ребята! Отгадайте загадку: Летит листок-хранитель строк, На запад и восток, На север и на юг. Листок получит друг. Сбоку марка и картинка В круглых штампах Грудь и спинка. Маленькое очень, Быстрое, как птица, Если захочешь — За море умчится. Это Письмо Тема урока «Письмо». Урок «Жди меня, и я вернусь…» мы посвящаем 75-летию Великой Победы – победы советского народа над фашистской Германией. Мы будем прочитывать то, что поможет найти ответ на вопрос, в чем же загадочность русского характера, что позволило одержать победу в Великой Отечественной войне. Перед вами репродукция картины А. И.Лактионова « Письмо с фронта» Беседа по картине. - Какой эпизод запечатлел художник на картине? -Где происходит действие картины? - Что видим на передний плане картины? - Что изображено в центре картины? В центе картины мальчик, читающий слух письмо от отца. Он бережно держит перед собой дорогие листки. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы. Письма с фронта – это особые письма. Можно только представить, как ждали их те, кто проводил на войну отца, мужа, брата, сына или дочь. В те годы профессия почтальона, как мне кажется, была одной из самых главных, продолжающих жить вопреки всем происходящим событиям. Появление почтальона и радовало, и вызывало страх одновременно: что он несёт – долгожданную весточку или похоронку? Письма с фронта отправлялись не в конвертах, а особым способом сложенным листом бумаги – треугольник. Рассматривание письма бойца. Посмотрите на письмо солдата. Сколько километров оно преодолело прежде, чем попасть в руки адресата, сколько счастья принесло оно своим получателям. | Отгадывают загадку. Рассматривают репродукцию. Работа с картиной. Рассматривание письма бойца. |
1.Перед вами письма с фронта. Прочитайте внимательно и ответьте на вопросы. -Соблюдается ли структура письма? - Какие средства использует автор, чтобы донести до сына свои мысли? - Как вы думаете, помогло ли содержание писем адресатам? - Что полезного вы извлекли из прочитанного письма? 1 гр. Копия письма Г. Грищенко родным от 12.01.1982г. Здравствуйте, дорогие мои папа, мама и Вова. С большим приветом к вам с Афганской земли ваш Гена. Ну начну свое письмо с погоды. Погода у нас стала плохая, холодно, дует сильный ветер. Ну ничего, я не мерзну, есть шуба, выдали валенки, живу неплохо, кормят тоже неплохо. Ну насчет этого не волнуйтесь – одет тепло, кормят хорошо, здоров, ничем не болею. По военной специальности я здесь наводчик гаубицы. Каждый день гоняют по наводке прицелов, тут целая математика, надо вычитать, прибавлять, делить, находить всякие углы. Пока трудно, но уже во многом разбираюсь. Служба заканчивается в боевом охранении. В сутки каждый из нас должен отстоять 3 часа около своего орудия, то есть у гаубицы. Ну, как видите, служба моя не такая уж трудная. Ну о себе заканчиваю писать. Лучше вы больше пишите, как у вас идут дела с учебой Вовы и у отца в ДОСААФе, как ваше здоровье? Да, выслал я вам справку о том, что я нахожусь на службе в Армии. Вы ее отнесите в ЖЭК и будете меньше платить за квартиру пока я в армии. Да у нас вот в чем плохо, на счет писем. Не знаю, как вам доходят письма, быстро или нет. Если прилетит вертолет, привезет 1 раз в месяц письма, это хорошо. Ну от нас письма вроде идут неплохо. Вертолеты часто прилетают с начальством, вот им и отдаем наши письма. Плохо, что здесь нет магазина. Получаем мы здесь не деньги, а чеки. На эти чеки можно купить все в любом валютном магазине. В Союзе этих магазинов много, называются все они одинаково «Березка». Получаем мы по 9-50 чеков и в Союзе еще идут на книжку по 2-50 рубля. Ну на этом заканчиваю писать, главное не волнуйтесь. Передавайте привет всем, особенно Смирновым. До свидания, целую всех, ваш Гена. 12.01.82г. Мама, напиши адрес бабушки, хочу ей выслать фото. 2 гр. Письмо с фронта Михаила Ивченко, погибшего 23 мая 1945 года Венгрия 13 марта 1945 г. Здравствуйте дорогие мои мама и сестричка Раечка. Разрешите мне вам передать свой пламенный, фронтовой и незабываемый привет и массу наилучших пожеланий в вашей одной жизни. Дорогая мама, вчера я получил ваше письмо, которое сильно на меня подействовало. Мама, я сочувствую всем вашим трудностям, вашему горю, но ведь мне тоже тяжело… тяжело передать, что я на фронте, где жизнь считается по секундам. Я также сильно переживаю о смерти папы. Я также самое не сплю ночами, ибо нельзя, война и прочее. Так что, мамочка, нас постигло общее горе и не только вас, меня и Раю, но весь наш советский народ. Но мы не должны ныть, а наоборот переносить все эти трудности, стиснув зубы. Скоро покончим с гитлеровскими бандитами, разобьем и сметем с лица земли всю фашистскую нечисть. Остались, мама, к тому считанные недели. Не печальтесь, не падайте сильно духом. Мама, прошу вас, чтобы вы Раю хотя бы не тревожили, не давали вид о том, что вы переносите большие тяжести, ибо это может сильно отразиться на ее здоровье и учебе. На этом разрешите письмо кончить. Передавайте всем по привету. Оставайтесь бодры и … Пишите письма. Ваш сын Михаил 3 гр. Добрый день дорогие мама, папа, Оля, Тамара. Сообщаю вам, что ваше письмо я получил, за которое очень благодарен. Я в настоящий момент нахожусь все на старом месте и также по-прежнему учусь полтора м-ца. Учеба идет хорошо. Учиться легко, правда Морзе надоедает – по несколько часов подряд пипикаешь. Времени свободного мало. Вот получил уже несколько писем, а ответить некогда. Папаша, ведь у нас в армии все по минутам рассчитано. Получил письмо от В.И. Колесникова. Он освобождает Карельский перешеек. Находится за Выборгом. Его адрес: полевая почта, 71678 В. Он узнал мой адрес от Надежды. О вас он ничего не знает. Получаю письма от Людмилы. Живет она ничего, мать уехала в Мичуринск. Мама, ты спрашиваешь, где сейчас Павлик. Павлик сейчас пока что вместе со мной. Должны были его перевести в другую часть, но пока он у нас. От Нюси я ничего не получаю. Не знаю, неужели она настолько перегружена, что не может черкнуть пару строк. Мама, я вам перевел денег 650 руб. разве вы еще не получали, а если получили, то сообщи. В этом письме высылаю справку и один камушек для зажигалки. Пожалуй, у отца зажигалка еще есть, а камушка нету. Если найдется такой «смельчак» в военной цензуре, что заберет этот подарок, то не обижайтесь. В семье не без урода. Очень рад, что ваше хозяйство идет на лад. Очень жаль, что вам не приходится кушать фрукты. У нас сейчас вишни завились. Гражданского населения нет и нам хватает. В общем, сейчас с питаем очень хорошо. В землянке живем пять человек. У нас хлеб остается. Мы думаем, вот если бы и у наших дома тоже так хорошо было бы с хлебом. Мама, узнай, пожалуйста, о Юрии и об Анатолии – где они, их адрес. Людмилин адрес: Москва, Белорусский вокзал, до востребования. На этом кончаю. Передавайте привет всем. Пишите подробнее. Целую вас всех крепко-крепко. С приветом ваш сын Сергей. 2.- Вспомните, из каких частей должно состоять письмо? Давайте перечислим их и назовем особенности каждой части. 1. Обращение (к кому обращаетесь в своем послании, по какому поводу, выражение чувств к адресату, начальная фраза для переписки). 2. Основное содержание письма, сообщение (о чем хотите рассказать, ваши размышления, выражение благодарности, просьбы, новости). 3. Прощание (сожаление о невозможности личного разговора, добрые пожелания, наставления, благодарности или просьбы). 4. Подпись (кто писал, кому принадлежат написанные строки, дата и место написания письма). 3.Словарная работа - О чём пойдёт речь в 1 части? - Как вы думаете, какие слова - приветствия вы можете использовать? На доске карточки со словами помощниками. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер. - Как нужно выделять на письме обращение? - О чём будите писать во 2 части? - Какие слова благодарности используете? Спасибо, огромное спасибо, большое спасибо, благодарю Вас. - За что вы будите благодарить ветеранов? - Почему слово “Вас” следует писать с заглавной буквы? - А может быть кто-то использует и эти слова: простите, пожалуйста извините, пожалуйста - О чём напишите в следующей части? - Какие слова пожелания выберите? Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, будьте счастливы. - Какими словами закончите своё письмо? До свидания, с уважением. 5. Перед вами лежат памятки, которые помогут вам написать правильно сочинение в форме письма. Прочитайте. Памятка 1. Обращение. 2. Сообщение. Пишет Вам… Хочу сказать Вам… Спасибо Вам за… Извините, пожалуйста,… Мне хочется пожелать Вам… 3. Прощание. До свидания. 4. Подпись Слово учителя. Путь к победе был трудным и долгим. 1418 дней войны… И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед. И вот она пришла- долгожданная победа! Нам нельзя забывать какой ценой она досталась! Бежит стремительно время вперед. И вот уже, те молодые стройные бойцы стали седоволосыми ветеранами. С каждым годом их становится все меньше и меньше. Придет время, когда останется один – единственный ветеран на всей планете. Давайте бережнее относиться к ним. Добрая память, забота и вечная благодарность пусть станут солдату наградой за великий подвиг. 6.Напишите письмо тем вашим родственникам, которые знают, что такое война не понаслышке; напишите письмо о тех ваших родных, которые достойны славы, памяти. Домашнее задание. Закончить письмо, начатое на уроке. | Работа в группах Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы Читают памятку. Дети пишут письма под звуки тихой музыки – звучит фонозапись песни «Вьется в тесной печурке огонь…». |