СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Перенос слов".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме: "Перенос слов".»

Тема: перенос слов.

Цели: познакомить обучающихся с правилами переноса слов; развивать речь.                                                                        

Ход урока.

Самоопределение к деятельности (организационный момент). 

-  Проверьте, все ли у вас готово для работы: учебник, тетрадь, письменные принадлежности. Всё ли на своих местах?

 Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места.

- Откройте тетради и запишите число.

Учащиеся записывают в тетрадях число, списывая с доски, диктуя себе по слогам.

Чистописание.

- Рассмотрите рисунок на странице тетради. Как вы думаете, куда спешит Улитка? Какие буквы живут в домике?

- Буквы ь, ъ, ы.

- Нарисуем Улитку на строчке. (Учитель показывает последовательность выполнения рисунка на доске: сначала е-образные рожки, затем туловище и «домик»).

Учащиеся наблюдают за учителем, а затем рисуют самостоятельно.

- Итак, мы сегодня встретились с буквами ь, ъ, ы. А есть ли такие заглавные буквы и почему?

- Этих  заглавных букв нет, так как в русском языке нет слов, которые начинаются на эти буквы.

- Почему эти буквы встретились вместе?

- В написании этих букв есть одинаковые элементы.

- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании  этих букв, на соединения с другими буквами.    Запишите   буквы    и   соединения     по  образцу, подчеркните самую красивую букву и запишите ее в окошко домика.

Учащиеся проговаривают написание букв и прописывают по образцу. Подчеркивают самую   удачную   букву  и  записывают   ее  в окошко домика.

- Прочитайте слова про себя. Какую роль играют в  этих словах ь и ъ?

- Конь, мышь, обезьяна, объезд,  Учащиеся читают слова .

- Буква ь обозначает мягкость предыдущего согласного, буквы ь и ъ могут разделять гласный и согласный,  а в слове мышь какая роль у  ь?

-Поговорите об этом дома со старшими.

- Запишите слова, диктуя себе по слогам, подчеркните буквы мягкий и твердый знак.

Учащиеся записывают слова по образцу, выполняют самопроверку, подчеркивая буквы мягкий и твердый знак.

- Какое из слов лишнее и почему?

- С одним из слов составьте и запишите предложение. Какие правила при написании предложения нужно помнить?

Учащиеся составляют и записывают предложение.

Актуализация опорных знаний.

- Из нашего ряда  слов назовите самое длинное.

- Обезьяна, так как в нём три слога.

- Как это определили?

- Сколько в слове гласных, столько  слогов.

- Предлагаю поиграть в игру «Молчанка». Я показываю на карточке слово, а вы поднимаете карточку, где указано, сколько в слове слогов. (Слова: обед, что, топор, сапоги, еще, девочка, мальчик, картон, чемодан,  шел,  ягода и т.д.)

Учащиеся читают слова, поднимают карточку, указывающую на количество слогов в слове.

Физкульт. минутка.

Постановка учебной проблемы.

Учитель записывает на доске предложение, которое не помещается на одну строчку, Можно предложить печатный вариант  этого же предложения и спрятать его в конверт. Конверт по длине должен быть значительно меньше целого предложения. Предложение сгибается по частям или режется на части и прячется таким образом в конверт. Учитель помогает детям комментировать свои действия, подготавливая к решению проблемы.

На уроках русского языка мы учимся красиво и грамотно писать.

-  Какая проблема перед нами встала?

- Слово не помещается на строку.

- Как поступить, если при написании слово не помещается на строку?

- Если слово не помещается на строку, его надо как-то перенести на следующую строку.

- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий?

- Предполагаем, что слово переносить нужно по правилам.

Формулирование проблемы, планирование.

- Что же сегодня вам предстоит выяснить?

- По какому правилу нужно переносить слова.

- А для чего это нужно?

- Бывает так, что при записи слова на строке не хватает места, и тогда слово надо переносить. Делать это надо по правилу.

- Чему вы можете научиться сегодня?

- Мы научимся переносить слова.

Учитель открывает заранее подготовленную на доске

тему урока «Перенос слова» и план урока

- Прочитайте тему урока.

- Познакомимся с планом по которому будем работать над темой сегодняшнего урока.

- Постарайтесь в своей дальнейшей работе строго следовать плану, что поможет вам решить проблему.

                                              

Открытие нового знания.

1. Выдвижение гипотезы.

- Какие у  вас есть предположения?

- При переносе слова его надо поделить на 2 части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно предположить, что  слово надо переносить по слогам.

- Согласно этим предположениям как можно перенести слово красиво?

- Кра-сиво, краси-во.

- Проверим ваше предположение. Запишите предложение  Бродит стадо по лугам.

Учащиеся записывают предложение.

- Разделите каждое слово на слоги.

Учащиеся карандашом проводят вертикальные линии.

- Вот так  можно перенести слова с одной строки на другую. (Учитель показывает запись, выполненную заранее:Бро-дит ста-до по лу-гам.)

Учащиеся убеждаются в том, что слово надо переносить по слогам.

2. Формулирование правила.

- Итак, первое правило переноса слова:

        Карточка – правило:

 Здесь порядок очень строгий.

  Делим все слова на слоги,

  Переносим по слогам:

  Бро-дит ста-до по лу-гам.

- Слово переносится по слогам.

 Учащиеся повторяют правило. Учитель раздаёт каждому учащемуся карточку – правило, объясняя цель этого действия: лучше запомнить правило и при самопроверке обратиться за самоконтролем.

Первичное закрепление 

3. Первичное закрепление (работа в парах).

- Выполните упр. 3 на стр. 37.

Учитель организует фронтальную проверку.

4. Проблемный вопрос.

- Можно ли перенести с одной строки на другую слово кот?

- Нет, в этом слове один слог.

- Можно ли  перенести слово олень?

Возникает 2 мнения:

- Можно: о-лень.

- Нельзя, так как одну букву нельзя оставлять на строке.

Предположение проверяется по правилу

Учащиеся проговаривают  правила  друг другу и подбирают слова.

Применение нового знания.

2. Выполнение разноуровневых заданий.

1. Разделить слова для переноса.

   Майка, ветер, кино, собака, подъезд, пальто, коридор, масса.

2. Разделить слова для переноса, где это возможно.

    Чайка, Зоя, рябина, съезд, имя, имена, деревья, котик,  час, Анна, объехал.

3. Списать слова в два столбика: в первый – двусложные, во второй – трехсложные, разделив их для переноса.

     Дорога, ягода, ветер, кино, карандаш, пенал, каток, осина, группа.

 

Учащиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности.

I уровень – самый легкий, так как все слова нужно разделить для переноса, применяя правило;

II уровень – сложнее, так как нужно отбросить слова, которые нельзя разделить для переноса;

III уровень – самый сложный, так как нужно еще и разбить слова на группы.

Каждый ученик выбирает одно задание, выполняет его и проверяет по эталону.

При наличии времени, можно предложить для самостоятельной работы разделить для переноса слова в предложении  

На уроках русского языка мы учимся красиво и грамотно писать.

Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

- Какая на уроке была проблема?

- Перенос слова.

-

Учитель выборочно спрашивает правила переноса

- Здесь порядок очень строгий.

 Делим все слова на слоги,

 Переносим по слогам:

 Бро-дит ста-до по лу-гам.

 Одну букву не оставляем на строке и

 не переносим на другую строку.

 - Благодарю всех за сотрудничество и интересную работу. Если у кого – то настроение было нерадостным, пусть лучи этого солнышка рассеют грусть, а работа над собой и  своими ошибками поможет вам в преодолении проблем.  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!