Дата: 07.04.22.
Класс: 7 – А
Учитель-практикант: Дацюк Диана Андреевна
Тема: Простые и составные предлоги.
Цели:
Образовательные: дать понятие о простых и составных предлогах, сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги; проверить знания учащихся по теме «Предлог»
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память; формировать направленность личности на рефлексию собственной деятельности; развивать грамотную и образную речь, умение анализировать, формулировать вопросы.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, к родной природе, Родине.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Используемые технологии: проблемная технология, информационно- коммуникативная, здоровьесберегающая.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Планируемые результаты:
1.Предметные: знать, какие предлоги являются простыми, какие составными; уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами.
2.Метопредметные: осознание целей учебной деятельности и умение их пояснить; анализировать и извлекать необходимую информацию, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
3.Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, критически оценивать свой результат, творчески относиться к учебному процессу.
Оборудование: компьютер, проектор.
Методическое обеспечение урока: презентация к уроку «Простые и составные предлоги»; раздаточный материал.
Используемая литература:
1.Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение», 2016 г.
2.Русский язык. Методические рекомендации. 7 класс. Пособие для учителей. ФГОС. Г. В. Цветкова; Волгоград : «Учитель», 2015 г.
3.Л. А. Тропкина. Дидактический материал по русскому языку. 7 класс.
4. http//www.uroki.net
Ход урока
I.Организационный момент.
Добрый день, ребята!
Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи и постарайтесь сохранить хорошее настроение на весь день.
Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
II. Актуализация знаний
Мотивация.
-Ребята, прослушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопрос.
- Какова тема данного поэтического отрывка?
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
(Е.А. Баратынский)
Найдите в отрывке словосочетания с предлогом, дайте характеристику предлогов.
1)«Четвертое лишнее»
А) вокруг, около, у, мимо а)на, через, вдоль, над
Б) в течение, из-за, вследствие, б) благодаря, с, под, из-под
в продолжение
-Какими по своему происхождению являются предлоги в 1 колонке?
- ….во 2 колонке?
III.) Постановка учебной проблемы
-Чем отличаются предлоги 1 и 2 колонок? Ребята, мы можем ответить на этот вопрос? (Мы не знаем. Возникла проблема.)
-Что можете сказать о предлогах с точки зрения их строения?
-Назовите предлоги, состоящие из одного слова. (Отвечают)
- Назовите предлоги, состоящие из двух слов.
-Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие — составными?
(Ребята отвечают) Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие из двух слов — составными.
Значит, тема сегодняшнего урока: (дети отвечают) Простые и составные предлоги. (Запись числа и темы в тетрадь. )
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.
III. Изучение нового материала
Работа с учебником.
- Ребята, откройте учебник, проверьте, правильно ли мы рассуждаем? Прочитайте материал на стр. 141.
Перескажите друг другу. (работа в парах)
- Ребята, вернёмся к нашей проблеме. На какой вопрос мы не могли ответить? Как мы теперь на него ответим?
2.Цифровой диктант.(Работа в парах)
-Перед вами карточка с простыми и составными предлогами. Если в словосочетании простой предлог, вы должны поставить цифру -1, составной – 2.
На маленькой полянке, бочки из-под дёгтя, в течение двадцати лет, шорох усиливается по мере приближения, в следующем году, по причине вашего отсутствия, растёт вблизи леса.
Производим взаимопроверку. Код:1,1,2,2,1, 2, 1.
Критерии оценки:
«5»- 7 правильных ответов
«4»-6 правильных ответов
«3»-5-4 правильных ответов
«2»- меньше четырёх правильных ответов
Физкультминутка.
Ребята, встали, мы отправляемся с вами в лес на прогулку.
Посмотрели вперёд, видна ли эта поющая птица?
Повернулись направо, нет ли опасности?
А что это там, внизу?
Нет, показалось.
Может быть, опасность ждёт нас слева? Нет.
Высоко ли солнце? Успеем ли мы вернуться обратно?
Посмотрите по сторонам, никто не отстал в пути?
Замечательно. Передохнули?
3.Работа с текстом (в группах).
Карточка №1
Задание: -Определите стиль текста, тему, главную мысль.
- определите лексическое значение слова половодье (см. толковые словари)
- выписать словосочетания с простыми (1 вар.) и составными (2 вар) предлогами
Волга вследствие малого падения имеет медленное течение и извилиста. Она так же, как и все реки Русской равнины, питается водой неравномерно. Главная масса воды поступает весной во время таяния снегов. Уровень воды в течение весеннего половодья поднимается местами на 11-20 метров против летнего. Летом все приходит в норму.
Карточка №2
Задание: подчеркните словосочетания с предлогом, дайте характеристику предлогов. Определите стиль текста, тему, главную мысль.
В богатствах календаря русской природы март числится первым месяцем весны.
Почти неслышной и невидной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живет в эту пору едва пробудившийся лес. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. По – весеннему пахнет воздух. Вот почти над самой головой послышалась трель дятла. Вот, уронив обгрызенную шишку, метнулась на вершину дерева легкая белка. Прыгая с сучка на сучок, над самым сугробом по – весеннему тенькает синица.
С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Март – праздник света и воды. ( по Соколову- Микитову)
Карточка №3.
Работа по картине И.Левитана «Март». Работа с текстом. Задание: вставьте в текст определения в соответствии с изображенным на картине. Предлоги возьмите в прямоугольник.
«Март» - один из лучших пейзажей И. Левитана____день. Справа виднеется стена ____дома. Дом освещён ___лучами весеннего солнца, и поэтому он кажется оранжевым в тех местах, куда прямо падают солнечные лучи.
Возле дома стоят____берёзки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне ____неба. Слева темнеют ___ели., подчеркивая белизну стволов берёз. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают ____тени. Снег на картине имеет множество цветовых оттенков: около деревьев - ___, на дороге - ___.
___пятном выделяется лошадь, пригревшаяся на солнце. Хочется подышать____воздухом..
Обобщение
-Какой темой объединены тексты, прозвучавшие на уроке?
-Тексты каких стилей были представлены
IV.Самостоятельная работа с самопроверкой. (Тест)
1)Найдите неправильное утверждение:
А)Предлог- это служебная часть речи.
Б)Предлоги бывают производными и непроизводными.
В)Предлоги являются членами предложения.
2. Укажите словосочетание с предлогом.
А) Распустилась под окном;
Б) Саша и Даша;
В) Не было никого
3. Укажите словосочетания с производными предлогами
А) Из далекой страны;
Б) находился в течение дня
В) благодаря выпавшему снегу
4. Укажите словосочетания с простыми предлогами.
А) Из далекой страны;
Б) находился в течение дня;
В) благодаря выпавшему снегу
5.Укажите предложение с составным предлогом.
А) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.
Б) В продолжение ночи я не спал ни минуты.
В) Сзади шли вязальщицы.
Самопроверка теста.
Критерии оценки:
«5»- 7 правильных ответов
«4»-6 правильных ответов
«3»-5-4 правильных ответов
«2»- меньше четырёх правильных ответов
V.Повторение.
-Напишите синквейн по теме «Предлог»
VI.Рефлексия
-Какова цель нашего урока?
Продолжите:
- Я узнал…
Я научился…
Я понял, что могу…
Мне понравилось…
VII.Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
1.Выучить материал параграфа 55.
2. Выполнить упражнение 345 или создать текст о весне, обозначить графически в своей работе предлоги.
Выставление отметок.
Ребята, мы на уроке сегодня оценивали 2 вида деятельности, посчитайте, сколько баллов вы набрали, посмотрите критерии оценивания и поставьте за работу на уроке отметку.
Критерии оценки:
«5»- 10 правильных баллов
«4»-8 -9 правильных баллов
«3»-6-7 правильных баллов
«2»- меньше шести баллов
Мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний. Молодцы!