СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка: Простые и составные предлоги.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка: Простые и составные предлоги.»

Дата: 07.04.22.

Класс: 7 – А

Учитель-практикант: Дацюк Диана Андреевна


Тема: Простые и составные предлоги.


Цели:

Образовательные: дать понятие о простых и составных предлогах, сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги; проверить знания учащихся по теме «Предлог»

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память; формировать направленность личности на рефлексию собственной деятельности; развивать грамотную и образную речь, умение анализировать, формулировать вопросы.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, к родной природе, Родине.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Используемые технологии: проблемная технология, информационно- коммуникативная, здоровьесберегающая.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Планируемые результаты:

1.Предметные: знать, какие предлоги являются простыми, какие составными; уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами.

2.Метопредметные: осознание целей учебной деятельности и умение их пояснить; анализировать и извлекать необходимую информацию, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

3.Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, критически оценивать свой результат, творчески относиться к учебному процессу.

Оборудование: компьютер, проектор.

Методическое обеспечение урока: презентация к уроку «Простые и составные предлоги»; раздаточный материал.

Используемая литература:

1.Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение», 2016 г.

2.Русский язык. Методические рекомендации. 7 класс. Пособие для учителей. ФГОС. Г. В. Цветкова; Волгоград : «Учитель», 2015 г.

3.Л. А. Тропкина. Дидактический материал по русскому языку. 7 класс.

4. http//www.uroki.net


Ход урока

I.Организационный момент.

Добрый день, ребята!

Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи и постарайтесь сохранить хорошее настроение на весь день.

Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

II. Актуализация знаний

Мотивация.

-Ребята, прослушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопрос.

- Какова тема данного поэтического отрывка?

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

(Е.А. Баратынский)

Найдите в отрывке словосочетания с предлогом, дайте характеристику предлогов.

1)«Четвертое лишнее»

А) вокруг, около, у, мимо                      а)на,  через, вдоль, над

Б) в течение, из-за, вследствие,               б) благодаря, с, под, из-под

в продолжение

-Какими по своему происхождению являются предлоги в 1 колонке?

- ….во 2 колонке?

III.) Постановка учебной проблемы

-Чем отличаются предлоги 1 и 2 колонок? Ребята, мы можем ответить на этот вопрос? (Мы не знаем. Возникла проблема.)

 -Что можете сказать о предлогах с точки зрения их  строения?

-Назовите пред­логи, состоящие из одного слова. (Отвечают)

- Назовите предлоги, состоящие из двух слов.

-Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие — составными?

(Ребята отвечают) Предлоги, состоящие из одного слова, называются про­стыми, а состоящие из двух слов — составными.

Значит, тема сегодняшнего урока: (дети отвечают) Простые и состав­ные предлоги. (Запись числа и темы в тетрадь. )

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.

III. Изучение нового материала

  1. Работа с учебником.

- Ребята, откройте учебник, проверьте, правильно ли мы рассуждаем? Прочитайте материал на стр. 141.

Перескажите друг другу. (работа в парах)

- Ребята, вернёмся к нашей проблеме. На какой вопрос мы не могли ответить? Как мы теперь на него ответим?

2.Цифровой диктант.(Работа в парах)

-Перед вами карточка с простыми и составными предлогами. Если в словосочетании простой предлог, вы должны поставить цифру -1, составной – 2.

На маленькой полянке, бочки из-под дёгтя, в течение двадцати лет, шорох усиливается по мере приближения, в следующем году, по причине вашего отсутствия, растёт вблизи леса.

Производим взаимопроверку. Код:1,1,2,2,1, 2, 1.

Критерии оценки:

«5»- 7 правильных ответов

«4»-6 правильных ответов

«3»-5-4 правильных ответов

«2»- меньше четырёх правильных ответов

Физкультминутка.

Ребята, встали, мы отправляемся с вами в лес на прогулку.

Посмотрели вперёд, видна ли эта поющая птица?

Повернулись направо, нет ли опасности?

А что это там, внизу?

Нет, показалось.

Может быть, опасность ждёт нас слева? Нет.

Высоко ли солнце? Успеем ли мы вернуться обратно?

Посмотрите по сторонам, никто не отстал в пути?

Замечательно. Передохнули?

3.Работа с текстом (в группах).

Карточка №1

Задание: -Определите стиль текста, тему, главную мысль.

- определите лексическое значение слова половодье (см. толковые словари)

- выписать словосочетания с простыми (1 вар.) и составными (2 вар) предлогами

Волга вследствие малого падения имеет медленное течение и извилиста. Она так же, как и все реки Русской равнины, питается водой неравномерно. Главная масса воды поступает весной во время таяния снегов. Уровень воды в течение весеннего половодья поднимается местами на 11-20 метров против летнего. Летом все приходит в норму.


Карточка №2

Задание: подчеркните словосочетания с предлогом, дайте характеристику предлогов. Определите стиль текста, тему, главную мысль.

В богатствах календаря русской природы март числится первым месяцем весны.

Почти неслышной и невидной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живет в эту пору едва пробудившийся лес. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. По – весеннему пахнет воздух. Вот почти над самой головой послышалась трель дятла. Вот, уронив обгрызенную шишку, метнулась на вершину дерева легкая белка. Прыгая с сучка на сучок, над самым сугробом по – весеннему тенькает синица.

С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Март – праздник света и воды. ( по Соколову- Микитову)

Карточка №3.

Работа по картине И.Левитана «Март». Работа с текстом. Задание: вставьте в текст определения в соответствии с изображенным на картине. Предлоги возьмите в прямоугольник.

«Март» - один из лучших пейзажей И. Левитана____день. Справа виднеется стена ____дома. Дом освещён ___лучами весеннего солнца, и поэтому он кажется оранжевым в тех местах, куда прямо падают солнечные лучи.

Возле дома стоят____берёзки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне ____неба. Слева темнеют ___ели., подчеркивая белизну стволов берёз. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают ____тени. Снег на картине имеет множество цветовых оттенков: около деревьев - ___, на дороге - ___.

___пятном выделяется лошадь, пригревшаяся на солнце. Хочется подышать____воздухом..

Обобщение

-Какой темой объединены тексты, прозвучавшие на уроке?

-Тексты каких стилей были представлены

IV.Самостоятельная работа с самопроверкой. (Тест)

1)Найдите неправильное утверждение:

А)Предлог- это служебная часть речи.

Б)Предлоги бывают производными и непроизводными.

В)Предлоги являются членами предложения.

2. Укажите словосочетание с предлогом.

А) Распустилась под окном;
Б) Саша и Даша;
В) Не было никого

3. Укажите словосочетания с производными предлогами

А) Из далекой страны;    
Б) находился в течение дня
В) благодаря выпавшему снегу

4. Укажите словосочетания с простыми предлогами.

А) Из далекой страны;    
Б) находился в течение дня;
В) благодаря выпавшему снегу

5.Укажите предложение с составным предлогом.

А) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.

Б) В продолжение ночи я не спал ни минуты.

В) Сзади шли вязальщицы.

Самопроверка теста.

Критерии оценки:

«5»- 7 правильных ответов

«4»-6 правильных ответов

«3»-5-4 правильных ответов

«2»- меньше четырёх правильных ответов

V.Повторение.

-Напишите синквейн по теме «Предлог»

VI.Рефлексия

-Какова цель нашего урока?

Продолжите:

- Я узнал…

Я научился…

Я понял, что могу…

Мне понравилось…

VII.Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

1.Выучить материал параграфа 55.

2. Выполнить упражнение 345 или создать текст о весне, обозначить графически в своей работе предлоги.

Выставление отметок.

Ребята, мы на уроке сегодня оценивали 2 вида деятельности, посчитайте, сколько баллов вы набрали, посмотрите критерии оценивания и поставьте за работу на уроке отметку.

Критерии оценки:

«5»- 10 правильных баллов

«4»-8 -9 правильных баллов

«3»-6-7 правильных баллов

«2»- меньше шести баллов

Мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний. Молодцы!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!