Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Деловое письмо. Письмо». Визитная карточка урока.
ФИО учителя: Лобанова Валентина Александровна
Класс: 6
Предмет: русский язык
Тема: Деловое письмо. Письмо. (слайд 1)
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Материальное обеспечение урока: методические пособия, учебные принадлежности, презентация.
Цель: формирование навыка написания письма с использованием алгоритма работы и слов для справки.
Задачи:
образовательные – обеспечение знания структурных элементов в написании письма, умения составлять личное письмо;
коррекционно-развивающие – развитие последовательности в изложении мысли, коммуникативных умений;
воспитательные – воспитание патриотических чувств, чувства гордости за земляков. (слайд 2)
Формы урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический, беседа, диалог, самостоятельная работа.
Ход урока
Подготовительный этап
– организация класса;
– психолого-педагогический настрой.
II. Основной этап урока.
На доске на карточках написана тема урока (Писать, мы, солдату, письмо, будем). Дети составляют слова по порядку, читают предложение.
- Кто сможет назвать тему урока?
Словарная работа.(слайд 4)
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Конверт – заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг.
Слово учителя.
- В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-нибудь, живущему далеко, с посланием, т.е. написать письмо. Современные люди не умеют и не хотят писать письма. Они звонят по телефону или общаются в сети. Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили писать письма. Во многих литературных произведениях нам встречаются письма, например, у А.П. Чехова в рассказе «Ванька» вы читали письмо Ваньки дедушке Константину Макарычу из рассказа А.П. Чехова «Ванька» или письмо матери Егору Дремову – герою рассказа «Русский характер» А.Н. Толстого, (читают тексты писем подготовленные учащиеся).
- По какому поводу люди пишут письма? ( В поддержку перевозских военнослужащих, находящихся в зоне СВО, которая началась 24 февраля 2023 года по заявлению президента РФ в связи с ситуацией на Донбасе, организуется муниципальный благотворительный патриотический фестиваль «В единстве – сила», посвященный 23 февраля. Мы тоже можем поздравить военнослужащих, написав им письма, нарисовав рисунки.)
- Все ли письма одинаковы? (Нет, это может быть и письмо солдату Великой Отечественной войны, и военнослужащему СВО, а также письмо родителям, друзьям, любимым)( читаем образцы на слайдах)
Составление плана написания письма.
- Чтобы человеку было приятно получить и прочитать письмо, оно должно быть написано по правилам. Сейчас мы будем готовиться к написанию письма.
- С чего бы вы начали писать письмо?
- Расположите пункты плана по порядку: (слайд 5)
Сообщение, информация, новости.
Прощание.
Вопросы, просьбы, пожелания.
Обращение, приветствие.
- Расположите слова-подсказки под пунктами плана: (слайд 6)
1) Обращение, приветствие.
- Здравствуйте, уважаемый …!
- Добрый день, дорогой …!
- Приветствую Вас …!
2) Сообщение, информация, новости.
- Пишет вам …
- Много знаю о Вас …
- Мне приятно сообщить вам, что я …
- Я узнал, что Вы …
3) Вопросы, просьбы, пожелания.
- Я хочу пожелать Вам …
- Что Вы посоветуете мне, чтобы …
- Хочу спросить Вас о …
4) Прощание.
- До свидания.
- Наилучших вам пожеланий …
- Всего доброго …
Правила оформления письма.
-Для письма используй чистый с ровными краями лист бумаги.
- Письмо нужно писать разборчиво, аккуратно.
- Обращение в письме пишется в самом начале на отдельной строке.
-Дату и место, откуда написано письмо, пиши ясно и четко.
- Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон. (слайды 7-14)
Самостоятельная работа по написанию письма (2 варианта выполнения работы ) (звучит музыка Вивальди)
1) Написание письма с использованием опорных фраз.
2) Работа по деформированному тексту (собрать письмо воедино).
III. Итог урока.
IV. Рефлексия
– Вы сегодня хорошо работали на уроке. Достигли мы с вами целей поставленных в начале урока?
V. Оценки.
VI. Домашнее задание: проиллюстрировать письмо (смотрим открытки-поздравления с 23 февраля на слайдах 15-23).
Письмо Ваньки А.П. Чехов «Ванька»
«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»
«Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею. А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки».
«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».
Письмо матери Егору Дремову – герою рассказа «Русский характер» А.Н. Толстого
«Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Боюсь тебе и писать, не знаю, что и думать. Был у нас один человек от тебя, — человек очень хороший, только лицом дурной. Хотел пожить да сразу собрался и уехал. С тех пор, сынок, не сплю ночи, — кажется мне, что приезжал ты. Егор Егорович бранит меня за это — совсем, говорит, ты старуха свихнулась с ума: был бы он наш сын — разве бы он не открылся... Чего ему скрываться, если это был бы он, — таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно. Уговорит меня Егор Егорович, а материнское сердце — все свое: он это, он был у нас!.. Человек этот спал на печи, я шинель его вынесла на двор — почистить, да припаду к ней, да заплачу, — он это, его это!.. Егорушка, напиши мне, Христа ради надоумь ты меня, — что было? Или уж вправду — с ума я свихнулась...»
Здравствуй, любимый дедушка!
Как ты? Надеюсь, с тобой всё хорошо, и ты скоро вернёшься. Очень ждём тебя! Живём мы не очень, но справляемся. Помогаем маме по дому: моем посуду, вытираем полы, стираем бельё.
Всем классом мы устраиваем концерты и показываем их раненым в госпитале. Очень тяжело смотреть в их глаза, полные слёз и боли. Но когда мы показываем им сценки и спектакли, они улыбаются и на минуту забывают о войне. Все военные спешат быстрее выйти из госпиталя и вновь отправиться воевать с фашистами.
Желаю тебе как можно скорее победить немцев и вернуться домой живым и здоровым! До свидания, мы тебя очень ждём!
Степаненко Эвелина, 5 а кл.
Здравствуй, дорогой дедушка!
Мы давно ждем тебя, я надеюсь, что ты жив и скоро приедешь.
Мы всей семьей очень переживаем за тебя. Мы надеемся, что с тобой все хорошо.Сегодня я пойду в госпиталь помогать маме. Братик пойдет со мной, так как он еще маленький.В госпитале мне доверяют стирать бинты, потому что их не хватает, я мою пол, рассказываю раненым разные истории. Всем классом мы готовим разные концерты раненым. Я видела в их глазах боль и отвагу. Нам было жалко их и мы старались показать замечательные концерты. Когда я закончу стирать бинты мы будем обедать с мамой и с бабушкой. Прости что мало рассказала, но мне скоро в госпиталь, помогать маме. А с бабушкой все хорошо она сеет зерно. У нас все хорошо тихи. Но недавно пролетал большой самолет. Сегодня был дождь. Ну ладно, мне пора, я надеюсь, что письмо дойдет очень быстро.
Герасимова Диана, 5 а кл.
ПИСЬМО СОЛДАТУ
Здравствуй дорогой солдат!
Пишут тебе воспитанники Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальной (коррекционной) школы-интерната №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» города Сыктывкара. Хотим сказать тебе большое спасибо за то, что защищаешь нашу Родину и стоишь на страже мира. Наверное, твоя служба очень нелегкая, но очень важная! Тебе приходится рисковать жизнью для того, чтобы мы могли мирно жить. Мы считаем, что ты очень храбрый и смелый! Благодаря тебе и твоим товарищам наша армия остается такой сильной, мощной и может защитить нас от любого врага. Желаем тебе верных товарищей, удачи и здоровья. Мы тобой очень гордимся, ты наш герой!