СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка по теме: "«Буква Ь после шипящих на конце имен существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Данный урок  проводится по учебнику «Русский язык. К тайнам нашего языка» 3кл. нач. шк., в 2 ч. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.-Ассоциация ХХI век УМК «Гармония» и может быть использован учителями, работающими по другим УМК.

Цель: Сформировать знание о написании буквосочетаний « шипящий» + Ь на конце слов называющих предметы и умение писать слова с данной орфограммой и умение применять новое знание

Задачи:

1. Проверить знание  понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;

2. Проверить  умение выполнять под руководством учителя шаги учебной деятельности.

3. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, умение наблюдать.

4. Тренировать умение работать по установленному алгоритму.

4. Тренировать умение распознавать существительные по родам.

5. Воспитывать любовь к русскому языку..

Формируемые у учащихся базовые универсальные учебные действия:

Личностные: знание нравственно-моральных норм поведения.

Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе известного; самооценка – выделение и осознание учащимися усвоенного материала.

Познавательные: выделение и формулирование темы; выделение необходимой информации из имеющихся знаний и умений; осознанное построение речевых высказываний; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия с учителем и сверстниками; умение работать в парах и группах, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение простыми формами речи.

Метапредметные: взаимосвязь жизненных компетенций с учебными предметами: математикой, русским языком и литературой, музыкой и искусством.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме: "«Буква Ь после шипящих на конце имен существительных»»

Конспект урока по русскому язык: «Буква Ь после шипящих на конце имен существительных»

Автор Митина ЕА.

МОУ «Шацкая СШ» города Шацка Рязанской области

Краткая аннотация статьи.

Данный урок проводится по учебнику «Русский язык. К тайнам нашего языка» 3кл. нач. шк., в 2 ч. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.-Ассоциация ХХI век, УМК «Гармония» В данной разработке содержится конспект урока, в котором помимо самого сценария урока, перечислен раздаточный и демонстрационный материал.


























Учитель: Митина Елена Алексеевна.


Методическая разработка урока русского языка по теме: "«Буква Ь после шипящих на конце имен существительных»

Пояснительная записка

Данный урок проводится по учебнику «Русский язык. К тайнам нашего языка» 3кл. нач. шк., в 2 ч. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.-Ассоциация ХХI век УМК «Гармония» и может быть использован учителями, работающими по другим УМК.

Цель: Сформировать знание о написании буквосочетаний « шипящий» + Ь на конце слов называющих предметы и умение писать слова с данной орфограммой и умение применять новое знание

Задачи:

1. Проверить знание понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;

2. Проверить умение выполнять под руководством учителя шаги учебной деятельности.

3. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, умение наблюдать.

4. Тренировать умение работать по установленному алгоритму.

4. Тренировать умение распознавать существительные по родам.

5. Воспитывать любовь к русскому языку..

Формируемые у учащихся базовые универсальные учебные действия:

Личностные: знание нравственно-моральных норм поведения.

Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе известного; самооценка – выделение и осознание учащимися усвоенного материала.

Познавательные: выделение и формулирование темы; выделение необходимой информации из имеющихся знаний и умений; осознанное построение речевых высказываний; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия с учителем и сверстниками; умение работать в парах и группах, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение простыми формами речи.

Метапредметные: взаимосвязь жизненных компетенций с учебными предметами: математикой, русским языком и литературой, музыкой и искусством.

Тип: ОНЗ.

Форма: традиционная.

Ведущие виды деятельности: наглядно-действенный, продуктивный, творческий.

Методы: 

-применялась технология системно-деятельностного метода

-словесные методы: объяснение, вопросы, рассказ, диалог, работа по плану, хоровое и самостоятельное чтение;

-наглядные методы: работа с символами, наглядность, демонстрация, работа с презентацией и эталонами;

-практические: гимнастика для глаз, , работа с карточками, работа по плану

-методы стимулирования интереса к познанию с опорой на активность ребят; работа с разрезным алгоритмом, рефлексия в конце урока, мотивация на познавательную деятельность вначале урока.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Материал и оборудование:

Дидактические материалы:

Раздаточный материал:

Р.1 Карточка с заданием для работы в парах.

Р.2 Карточка с заданием для работы на этапе включение в систему знаний.

Р.3 Карточка для домашней работы .

Демонстрационный материал:

Д.1 Эталон «Буквы шипящих звуков».

Д.2 Эталон «Имя существительное».

Д.3 Эталон «Ь знак показатель мягкости».

Д.4 Эталон «Разделительный Ь знак».

Д.5 Эталон «Род имени существительного».

Д.6 План открытия нового знания.

Д.7 Эталон «Ь знак показатель рода»

Д.8.1 Разрезанный алгоритм постановки ь знака в именах существительных после шипящих

Д.8.2 Алгоритм постановки ь знака в именах существительных после шипящих

Д.9 Правила работы в парах

Д.10 Правила работы в группах

Д.11 Эталон «Три роли мягкого знака».

Презентация

Оборудование: компьютер, проектор















Конспект урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

  • Прозвенел звонок, а это значит, что мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, где нас ждет новое открытие. Значит, каким будет наш урок? (Урок открытия нового знания.)

- Сегодня вы продолжите открывать новые знания о правописании имен существительных, как вы будете это делать? (Постараемся сами понять, что мы еще не знаем, и сами будем открывать новое.)

- Трудностей не боитесь?

- Как надо относиться к трудностям? (К трудностям надо относиться спокойно.)

- С чего начнем урок? (С повторения тех знаний, которые нам потребуются для открытия нового.)

- Каждый из вас может проявить смекалку, знания, оказать помощь товарищам. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и в путь!

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Учащиеся работают в тетрадях. Минутка чистописания. (слайд 2)


- Пропишите буквы так , как показано на образце(шш, щщщ, чччч, жжжжж).

  • Буквы, каких звуков написали (Шипящих)

Карточка на доске: Д1



  • Посмотрите, пожалуйста, на экран. Сейчас я буду читать загадки, а вы будете их отгадывать. На экране появляются картинки с отгадками, а вы их записываете в тетрадь



  • Два коня у меня, два коня.

  • По воде они возят меня.

  • А вода тверда, словно каменная! (коньки)

  • Это слово каждый знает,

  • Ни на что не променяет!

  • К цифре «семь» добавлю «я» —

  • Что получится? (Семья)

  • Полюбуйся, посмотри —

  • Полюс северный внутри!

  • Там сверкает снег и лед,

  • Там сама зима живет.

  • Навсегда нам эту зиму

  • Привезли из магазина.(холодильник)

  • Кто они? Откуда! Чьи?

  • Льются чёрные ручьи:

  • Дружно маленькие точки

  • Строят дом себе на кочке.(муравьи)

  • Узловат Кузьма, развязать нельзя.(цепь)

  • У метели есть подруга,

  • Звать подружку эту ... (вьюга)

  • Как одним словом можно назвать отгадки ( Имена существительные)

  • Что такое имя существительное?

Карточка на доске: Д2

  • Что общего в этих словах (Во всех словах есть мягкий знак.)

  • На какие две группы можно разделить эти слова в зависимости от работы ь

  • Какие слова оказались в первой группе ( коньки, холодильник, цепь)

  • Какую роль выполняет Ь в первой группе? (Ответы детей.)

Карточка на доске: Д3

  • Какие слова оказались во второй группе(семья, муравьи, вьюга)

- Какую роль выполняет Ь во второй группе? (Ответы детей.)

Карточка на доске: Д4

  • Определите род имен существительных. Как будете это делать Карточка на доске: Д5

Молодцы! Что мы повторили? Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)

  • Зачем вы его получите? (Чтобы выяснить чего пока мы не знаем.)

  • Перед вами слова реч…,плащ.. доч…,сторож…, вещ.., стриж…

  • Что общего в этих словах ( Это имена существительные с шипящим на конце)

  • Вставьте в имена существительные с шипящим на конце где надо ь

  • Что нового в этом задании?

  • Попробуйте выполнить это задание.

  • Итак, посмотрим, что у вас получилось .

  • Кто не смог выполнить задание? Какое у вас затруднение (Я не смог вставить в имена существительным с шипящим на конце ь.)

  • А кто выполнил задание? Докажите.

  • Какое у вас затруднение ?( Я не могу обосновать, что вставил ь правильно в имена существительным с шипящим на конце)

  • Что надо сделать, если возникло затруднение? (Надо остановиться и подумать.)

  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, почему у нас возникло затруднение.)

  1. Выявление места и причины затруднения

- Какое задание вы выполняли? (Надо было вставить ь в слова имен существительных с шипящим на конце).

-Где не получилось?

- Почему вы пока не смогли выполнить задание? (Мы не знаем в каких именах существительных с шипящим на конце пишется ь.)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать правило написания Ь в именах существительных после шипящих и научиться им пользоваться.)

  • Кто назовет тему нашего урока? (Буква Ь после шипящих на конце имен существительных»)

- Какие средства нам помогут в открытиии нового знания?

-
Я предлагаю вам план по которому вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. На доске карточка: Д.10

План Д.6

1. Прочитай слова.

2. Определи род.

3. Проанализируй слова

4. Сделай вывод.

1-3 пункт вы выполняете самостоятельно, а 4пункт мы выполним вместе.

  1. Реализация построенного проекта

Дети распределяют слова в две группы и определяют род: Сторож, мелочь, шалаш, тишь, малыш

-Что общего у слов первой группы ( род- женский, есть ь)

- Что общего у слов второй группы ( род –мужской нет ь)

- Какой же вывод можно сделать?( В именах существительных оканчивающихся на шипящую женского рода мягкий знак пишется, а в именах существительных мужского рода-нет)

-Давайте сверим наши выводы с правилом в учебнике .

- А сейчас самый трудный вопрос, какую функцию выполняет Ь у существительных оканчивающихся на шипящий? На что указывает Ь? (Мягкий знак указывает на род существительных, оканчивающихся на шипящие ш, ж, ч, щ.)

На доске карточка: Д.7

- Это третий случай использования “ь” в русском языке. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных – это орфограмма.

- Как мы будем с вами действовать, если услышим шипящий на конце имени существительного?

-Давайте составим алгоритм из разрезных карточек.( в группах),

Алгоритм Н: Д.8.1

1 .Услышав шипящий на конце слова, определи часть речи.

2. Если - имя существительное, определи род

3. Ж.р-пиши ь

М.р.- не пиши ь

На доске карточка: Д.8.2

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- Что теперь необходимо сделать? (Научиться пользоваться новыми алгоритмом)

- Давайте вернемся к нашему пробному действию и выполним задание

- Перед вами слова: реч…,плащ…, доч…, сторож…, вещ.., стриж…(1-2 слова учитель, остальные по одному у доски)

А сейчас вы будите решать орфографические задачи в парах. Вспомните правила работы. Д.9

Карточка Р.1

Вставь где надо ь

Обруч… Помощ… Рож.… Калач….

Луч… Молодеж… Ключ… Чуш…


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой (слайд 13)

Для самостоятельной работы предложить выполнить задания на карточке.

Работа проверяется по подробному образцу.

  • -Как вы можете узнать, усвоили ли вы новое правило? (Надо выполнить самостоятельную работу.)

На экране или на карточке дается задание:

Вставь где надо ь:

Брош… Товарищ… Глуш… Грач…

Лещ… Дич… Полноч… Прыщ…

  • Проверьте себя по образцу

  • Кто из вас ошибся?

Дети называют свои ошибки

  • В чем ошибка? (...)

  • По какой причине произошла ошибка?

  • Исправьте ошибку.

  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

  • Где вы можете это сделать?(Дома)

  • Кто не ошибся?

  • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

  1. Включение в систему знаний

Карточка Р.2

- Прочитайте слова, и запишите их в три столбика: (ОТ ВРЕМЕНИ ЗАПИШИ ИЛИ СООТНЕСИ)

Ь – показатель мягкости разделительный Ь Ь- показатель рода

Скатерть, вьюга, глушь, ложь, муравьи, пень, тишь, пью, тушь, степь, птичьи, конь, медаль

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке?

  • Вам удалось достичь цели? (Да)

  • Докажите

  • Какие знания вы использовали при открытии нового?

  • Сколько ролей у ь?(Три)

  • Перечислите(…)

  • На доске карточка:Д.11

Что особенно каждому из вас больше всего запомнилось, понравилось на уроке.

  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока.

  • Если вы не знаете в каких именах существительных с шипящим на конце надо писать ь, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

  • Если знаете каких именах существительных с шипящим на конце надо писать ь и выполнили самостоятельную работу, но допустили ошибки – на вторую.

  • Если знаете в каких именах существительных с шипящим на конце надо писать ь; знаете какую роль выполняет ь в этом случае и выполнили самостоятельную работу, но допустили ошибки на третью ступеньку.

  • Если знаете в каких именах существительных с шипящим на конце надо писать ь; знаете какую роль выполняет ь в этом случае и выполнили самостоятельную работу, без ошибок – на четвертую ступеньку.

Учитель анализирует результаты оценивания.

  • С каким настроением вы заканчиваете работу на уроке работу? Нарисуйте смайлика на полях тетради.

(Дети рисуют смайлики)

Домашнее задание

Карточка Р.3

К данным прилагательным подберите существительные с буквой шипящего на конце и запишите словосочетания:


Красивая ..., морозная…, чёрный …, острый …, золотая …, футбольный …, русская …, громкий …,хороший …, тёплая …, шестой …, колючий …, лесная …, непромокаемый.


(ноч(ь), грач(ь), нож(ь), брош(ь), тиш(ь), плющ(ь), реч(ь), плач(ь), товарищ(ь), этаж(ь), ёж(ь), глуш(ь), плащ(ь)),ключ(ь)),мяч(ь))




Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) данный урок проводится по учебнику «Русский язык. К тайнам нашего языка» 3кл. нач. шк., в 2 ч. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.-Ассоциация ХХI век УМК «Гармония» и может быть использован учителями, работающими по другим УМК.


Приложение1



Самоанализ урока русского языка в 3 а классе.

Урок русского языка по теме: "«Буква Ь после шипящих на конце имен существительных»

Цель: Сформировать знание о написании буквосочетаний « шипящий» + Ь на конце слов называющих предметы и умение писать слова с данной орфограммой и умение применять новое знание

Задачи:

1. Проверить знание понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;

2. Проверить умение выполнять под руководством учителя шаги учебной деятельности.

3. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, умение наблюдать.

4. Тренировать умение работать по установленному алгоритму.

4. Тренировать умение распознавать существительные по родам.

5. Воспитывать любовь к русскому языку..

Формируемые у учащихся базовые универсальные учебные действия:

Личностные: знание нравственно-моральных норм поведения.

Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе известного; самооценка – выделение и осознание учащимися усвоенного материала.

Познавательные: выделение и формулирование темы; выделение необходимой информации из имеющихся знаний и умений; осознанное построение речевых высказываний; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия с учителем и сверстниками; умение работать в парах и группах, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение простыми формами речи.

Метапредметные: взаимосвязь жизненных компетенций с учебными предметами: математикой, русским языком и литературой, музыкой и искусством.

Тип: ОНЗ.

Форма: традиционная.

Ведущие виды деятельности: наглядно-действенный, продуктивный, творческий.

Методы: 

-применялась технология системно-деятельностного метода

-словесные методы: объяснение, вопросы, рассказ, диалог, работа по плану, хоровое и самостоятельное чтение;

-наглядные методы: работа с символами, наглядность, демонстрация, работа с презентацией и эталонами;

-практические: гимнастика для глаз, , работа с карточками, работа по плану

-методы стимулирования интереса к познанию с опорой на активность ребят; работа с разрезным алгоритмом, рефлексия в конце урока, мотивация на познавательную деятельность вначале урока.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная

Количество учащихся по списку – 25, присутствовало 25.

Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебные задачи, находить пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Урок был проблемным и развивающим. Я была нацелена на сотрудничество с учащимися, направляла учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Организовывала проблемные и поисковые ситуации, активизировала деятельность учащихся, выводы они делали сами.

Построение урока соответствует содержанию и поставленной цели.

Урок находится в связи с предыдущими и последующими. Основным методом на уроке является закрепление изученного материала и отработка полученных знаний.

Урок начался с приветствия и психологического настроя детей. Все были подготовлены к уроку. Я установила порядок и дисциплину в классе.

Учебный материал соответствовал принципу научности, доступности, был посилен для учащихся второго класса. Содержание урока соответствует возрастным нормам. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

Были использованы различные методы и приёмы обучения. Проводилась индивидуальная, самостоятельная, фронтальная, коллективная, дифференцированная работа, работа в паре. При проведении парной работы я ставила перед собой цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивать мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод.Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям и достаточен.

Использовались различные виды контроля: ученик-ученик (при парной работе), самоконтроль, ученик-учитель, сравнение своей работы с эталоном.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

На уроке был создан благоприятный психологический климат. Учитывались физиологические и психологические особенности детей. Физкультминутка способствовала снятию напряжения. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом возможностей детей. При подведении итогов и рефлексии был применён самоанализ деятельности учеников. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, разнообразие методов и приёмов помог каждому ученику продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Урок поставленной цели достиг.