СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Роль имён прилагательных в тексте.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ :

показать роль имён прилагательных в нашей речи и научить  правильно их употреблять в устной и письменной речи;- развивать организационные умения, умение оценивать результат своих действий, контролировать свою деятельность;

-развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;

-воспитывать интерес к русскому языку; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме: «Роль имён прилагательных в тексте.»»

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Роль имён прилагательных в тексте.»



3 класс



Тема: Роль имён прилагательных в тексте.

Тип урока:  открытие новых знаний

Цель: показать роль имён прилагательных в нашей речи и научить правильно их употреблять в устной и письменной речи;- развивать организационные умения, умение оценивать результат своих действий, контролировать свою деятельность;

-развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;

-воспитывать интерес к русскому языку; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Предметные Познакомятся с текстом – описанием; научатся употреблять имена прилагательные в речи.

Личностные результаты Научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Универсальные учебные действия (предметные)

Познавательные: показать важность употребления имён прилагательных в русской речи; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осуществлять сравнение, находить различие и сходство текстов.

Регулятивные: формулировать тему и проблемные вопросы урока.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Основное содержание темы, понятия и термины

Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Типы текстов: Научный, художественный. Текст- описание.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: игровая деятельность, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные связи. Окружающий мир, литературное чтение.

Образовательные ресурсы

Рабочая программа, учебник русский язык 3 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России» «Просвещение» 2018г. Презентация карточки для проверки усвоения знаний обучающимися.



  1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.



Долгожданный дан звонок

Начинается урок



- Откройте тетради, запишите число, классная работа.



  1. Минутка чистописания В в во ви ве ву ва



(в тетрадях прописано слово – весна) Посмотрите в окно. Какое сегодня небо7солнце?Дует ли ветер?

- Как вы думаете, почему мы сегодня прописали слово весна? (завтра 1 марта начало весны)

- И я хочу чтобы сегодня на уроке мы все почувствовали приход весны.

- А для этого мы с вами сздадим весеннюю композицию.



  1. Актуализация знаний



- Ребята, давайте вспомним, по какой большой стране русского языка мы с вами путешествуем? (части речи)

- Какие изученные части речи вы знаете? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи в нём говорится?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас.

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

- Что же это за часть речи? (имя прилагательное) Загадку мы отгадали, можем создавать композицию: солнце, небо, облака, дети.



  1. Работа со словами из словаря



- Отгадайте загадку.

Дышит, растёт,

А ходить не может? (растение)

- Это наше новое словарное слово. (слайд)

Запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и запомните написание слова.

- Составьте словосочетания (по порядку)

-Придумайте предложения

Работа в парах

- Вспомним правила работы в парах

- У вас на столе карточки с загадкой. Задание: вставьте в текст загадки подходящие по смыслу опорные слова и отгадайте загадку.

У ………… солнышка

Лучи не горячи,

У ………… солнышка

……………. лучи.

Что это? (ромашка)

(опорные слова: жёлтенького, белые)

Взаимопроверка

(Прочитаем составленную загадку. У кого по-другому.

Что это?(ромашка)

Может быть у кого то другой ответ?

Это наше новое словарное слово. (слайд)

Запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и запомните написание слова.


- посадим ромашку

.Какие слова помогли вам отгадать эту загадку? (опорные слова: жёлтенького и белые)

- К какой части речи они относятся?

- Почему именно эти слова вам помогли? (потому что они указывают на признаки)

- А без этих слов легко ли было отгадать загадку?

- Значит важна роль прилагательных в тексте?

3.Постановка учебной задачи.



- Сформулируйте тему нашего урока. (Роль имен прилагательных в тексте) (слайд)

-Какие цели поставим на уроке? Чем будем заниматься? (учиться составлять предложения, используя прилагательные, а также находить прилагательные в тексте)

  1. Открытие нового знания.



- Прочитайте предложения (слайд)



1)Весна прилетела к нам на крыльях.

2) Солнце светит и греет.

3) С крыш свисают сосульки.

4) Бегут ручьи.

Что объединяет их? (речь идёт о весне)

–Можно ли утверждать, что это текст?

- Что вы заметили в этом тексте?? (нет прилагательных)

Нравится ли вам такой текст?

Работа в группах

-Задание – в тексте записать прилагательное в каждое предложение.

-Не забываем правила работы в группах

-Проверка (Один учащийся от каждой группы прочитывает свой получившийся текст).

-И мы с вами можем снова посадить цветы на нашу полянку

-А теперь прочитаем текст, который получился у меня. (слайд)

Ранняя весна прилетела к нам на солнечных крыльях. Яркое весеннее солнце светит и греет. С крыш свисают прозрачные сосульки. Бегут проворные шумные ручьи.

- Какой текст вам нравится больше первый или второй составленный вами и мною? Почему?

-Как изменился текст?

- Возьмем простой карандаш, нарисуем солнце, травку, цветочки, бабочек. (Ребята быстро выполняют наброски на своём листочке)

- Нравится рисунок? Почему? А теперь цветными карандашами раскрасьте рисунок.

- Что скажите теперь?

- Что общего у рисунка с текстом? Какую роль выполнил цвет в рисунке и прилагательные в тексте?

Вывод: как цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь.


Работа в тетради

Спишите первое предложение.

Подчеркните грамматическую основу предложения, а прилагательные волнистой линией.

Взаимопроверка (кто допустил ошибки?)

Наша композиция преображается ( облака)

Физ. минутка

На существительное - выполняете шаг на месте

На прилагательное – приседаете

На глагол – прыжок

(весна, зелёная, поёт, ромашка, трава, красивый, кружится, бумажное, цветы, летят, весенняя)

Работа по учебнику

- Откройте учебники на странице 68, найдите упражнение 119.

-Прочитаем первый текст

-Знакомимся с текстом

-В чём сходство этих двух текстов? (о ромашке)

-А в чём различие? (первый – стихотворение, второй – научное описание)

-Какой текст описывает предмет наиболее точно? (первый)

-А какой из текстов описывает предмет более образно? (второй, автор сравнивает ромашку с солнышком)

-Где можно встретить каждый из текстов: в художественной, научной или справочной литературе? ( Текст Зинаиды Александровой – в художественной литературе, а текст-Анатолия Онегова – в научной или справочной литературе).


- Итак, какая часть речи описывает предмет более точно? (имя прилагательное)

-Так без какой части речи текст был бы неполный, непонятный, скучный? (без прилагательных)

- Какую же роль выполняют прилагательные в тексте? (украшают, уточняют, дают авторскую оценку)

Работа в тетради

Выписать из первого текста словосочетания: прилагательное с существительным, которое с ним связано по смыслу.

Самопроверка (со слайда)

Кто нашёл все пять словочетаний?

На нашей полянке столько цветов

А кого можно ещё встретить? (бабочек)

А вот и первая бабочка (прикрепить бабочку)



- Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Какой цветок первым появляется весной? (подснежник)

- А почему его так назвали? (он рождается под снегом)

-А какие бы вы подобрали прилагательные для описания подснежника? (ответы детей)

- Запишите слово подснежник в тетрадь и разберите его по составу.


Проверка (кто разберёт с объяснением)

У кого так же?

-И ещё к нам прилетела бабочка(приклеить бабочку)

Выступление обучающихся (отрывки)

-Ромашка -деревенская жительница. Огромные поляны покрыты белыми головками с желтыми глазиками. Качаясь на ветру,они привлекают внимание прохожих и радуют их глаз.

- Ромашка- символ семьи.

- Я люблю ромашки и берегу их возле своего двора.

  1. Итог урока

- Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? (прилагательные украшают нашу речь, делают её точной и выразительной)

Рефлексия

Что вы скажете о нашей композиции?

Какая она?



Каждый из вас по – своему воспринял этот урок: кого-то он порадовал, кому-то надо над собой поработать. 



- Оцените свою работу на уроке выбрав цвет и геометрическую фигуру.

(зелёный круг) Мне всё понятно. Я молодец!

(жёлтый квадрат) У меня не всё получилось, но я старался!

(красный круг) Мне надо быть внимательнее!

Оценки за урок

Домашнее задание.(на доске)

- На странице учебника 69 упражнение 120. Прочитайте текст Ивана Соколова - Микитова.

- Почему цветок так называется?

-Какие прилагательные дают характеристику цветку?

- Можем ли мы сказать, что это текст-описание?

- Какое это описание: научное или художественное.

- Прочитайте текст без прилагательных.

-Изменился текст? Обоснуйте свой ответ.

- Какую роль играют прилагательные в речи?